Main » 2013»Сэтинньи»14 » «Сбербанк», в залоге у которого находилась земля и два объекта рынка «Маньыаттаах», не дал нам возможности продать объект по рыночной цене,
«Сбербанк», в залоге у которого находилась земля и два объекта рынка «Маньыаттаах», не дал нам возможности продать объект по рыночной цене,
22:22
Владимир Захаров: "Мы не продавали "Манньыаттаах", его у нас забрали"
Генеральный директор ОАО "Золото Якутии" Владимир Захаров вот уже два года спасает предприятие от банкротства. Как успехи? Узнайте из первых уст в откровенном интервью News.Ykt.Ru. Как легендарное предприятие оказалось на грани банкротства В свое время, когда «СахаИнвест» пережил кризис 1998 года, стало понятно, что фондовый рынок — сфера достаточно рискованная для вложений, решили вкладываться в производство. Рассматривались разные проекты, была попытка получить лицензию на разработку местных ресурсов, но не получилось. В итоге был разработан проект по организации на базе «Золото Якутии» крупного ювелирного производства на территории республики. При этом необходимо отметить, что «Золото Якутии» в 2007 году - это не производственное объединение «Якутзолото», которое было в советское время. В доперестроечное время это было крупное предприятие союзного значения, включавшее прииски, горно-обогатительные комбинаты, заводы, социальную инфраструктуру, начиная от Арктики до Хабаровского края. В 90-ые годы почти все активы были выведены из состава «Якутзолото», в итоге, к середине 2000-х у предприятия остался лишь ювелирный завод в Якутске и социальные объекты по городу, которые, в конечном счете, были переданы на баланс муниципальной власти, поскольку предприятие было не в состоянии содержать непрофильные активы.
В 2007-году произошло объединение АПЮК «Золото Якутии» и ОАО «СахаИнвест», при этом альянс консолидировал производственные мощности ювелирного завода «Золото Якутии» и финансовые средства ОАО «СахаИнвест». Ранее был приобретен прииск в читинской области, в разработку которого было вложено очень много средств, в том числе заемных. Проект предполагал создание крупного предприятия полного производственного цикла, начиная от добычи и до реализации продукта. Финансовый кризис 2008 года разрушил планы реализации этого проекта. Часть активов «СахаИнвеста» была размещена на фондовом рынке и за короткое время активы значительно потеряли в своей стоимости, обслуживание валютных кредитов стало непомерной ношей, подскочила стоимость сырья, особенно золота, покупательская способность во время кризиса значительно снизилась. Нужно было каким-то образом выживать. Если бы предприятие было слабым, то, наверное, на этом бы многолетняя история «Золото Якутии» завершилась, но компания осталась на плаву. Тем временем, необходимо было возвращать валютные кредиты банкам. Надо отметить, что брали по 24 рубля за доллар, а возвращать пришлось уже по 32. Курсовые потери составили более 100 млн.руб. Почему брали кредит в валюте? Напомню, до 2008 года наблюдалось укрепление российского рубля, и было выгодно брать кредиты в валюте. Ведь никто не ожидал глобального финансового кризиса. Предприятие держалось до 2012 года, работали на то, чтобы платить проценты по кредитам и выплачивать зарплату, покупая недостаточное количество металла.
К тому периоду обязательства по кредитам были в размере одного миллиарда двухсот миллионов рублей. В 2012 году в условиях снижения объема продаж и дорогого металла, стало сложно своевременно оплачивать налоги и рассчитываться с банками. С наступлением сроков возврата кредитов пришлось реализовывать заложенное по займам имущество и гасить кредиты. В первую очередь, была закрыта основная часть долга перед «Алмазэргиэнбанком», поскольку под этот кредит была получена госгарантия республики на год. В счет долга ушло здание в центре Якутска. Причем, когда банк реализует залоговое имущество, должник всегда очень сильно теряет в финансовом плане, поскольку банк продает имущество со своим дисконтом. В итоге объект по достаточно смешной цене был продан и, в конечном счете, попал на баланс государства. В этой ситуации должник не имеет рычагов влияния и не может диктовать условия, а лишь выполняет свои обязательства. Далее было продано здание по адресу Глухой переулок, 2/1. Надо отметить, что когда банк продает заложенное имущество, оплата НДС ложится на должника. В результате продажи активов «Золото Якутии» был начислен НДС в сумме 49 миллионов рублей. Естественно, учитывая финансовое положение компании, такую сумму в один момент погасить было невозможно. Как следствие, пошла череда приостановки операций по банковским счетам предприятия, просрочка платежей по кредитам, стали копиться долги перед поставщиками. Появились недовольные контрагенты и в итоге на компанию подали иски о признании предприятия банкротом.
В мае 2012 года мы попали под процедуру внешнего наблюдения, что по закону предоставляет право предприятию на отсрочку платежей перед контрагентами на полгода. К моменту введения процедуры наблюдения долги «Золото Якутии» составляли около 600 миллионов рублей, из них 500 миллионов — долги перед банками, 51 миллион — по налогам. При этом банки понимают, что работающее предприятие лучше неработающего. В случае банкротства, активы компании ушли бы с молотка по бросовым ценам, к тому же, конкурсный управляющий был бы назначен из Москвы и та доля, которая поступила бы в его распоряжение, там в Москве бы и осталась - по-другому не бывает. Конечно, такой сценарий был неприемлем для наших кредиторов. Понимая это, представители нашего основного кредитора — банк «Уралсиб», приехали в Якутск, вникли в ситуацию, и мы на месте составили финансовую модель, позволяющую выйти из кризисного положения.
Тяжелый выход на мировое соглашение
Теперь нужно было согласовать мировое с остальными кредиторами, все контрагенты утвердили модель соглашения, все, кроме налоговой инспекции. У них действует простое правило — на всех собраниях кредиторов всегда голосовать против принятия мирового, утвердительный голос возможен только при условии, что долги по налоговой будут закрыты в течение месяца.
9 января 2013 года всеми кредиторами было подписано мировое соглашение, всеми за исключением налоговой, они просто не пришли на собрание кредиторов. После этого, не без труда, поскольку налоговики предпринимали попытки всячески препятствовать в судах различной инстанции вплоть до кассации, все-таки добились 9 июля 2013 года в Арбитражном суде РС(Я) решения о том, что «Золото Якутии» - не банкрот и утвердили заключенное мировое соглашение от 09 января 2013 года. Но предприятие не имело возможности нормально работать лишних полгода. В итоге пришлось корректировать и сжимать утвержденные сроки. Кому, как и сколько
По этому мировому соглашению мы обязуемся погасить долги за счет реализации имущества предприятия. Долги перед налоговой и «Алмазэргиэнбанком» гасятся в течение трех лет, перед «Уралсибом» - пяти лет, а со «Сбербанком» мы договорились рассчитаться в этом году. В некоторых СМИ прошла информация о том, что «Золото Якутии» продали рынок «Маньыаттаах» предпринимателю Эльдару Сулейманову, но это не совсем так. «Сбербанк», в залоге у которого находилась земля и два объекта рынка «Маньыаттаах», не дал нам возможности продать объект по рыночной цене, а просто уступил этот долг предпринимателю Сулейманову. Мы были вынуждены выполнить условия мирового соглашения и в счет погашения задолженности по кредитам «Сбербанка» передать Сулейманову объекты на территории рынка «Маньыаттаах».
На сегодня мы со «Сбербанком» полностью рассчитались. Долги перед налоговой и по кредитам «Алмазэргиэнбанка» будут погашены в течение трех лет. Задолженность по кредитам «Уралсиба» минимизирована до 83 миллионов рублей и будет погашена в течение пяти лет. Общий долг «Золото Якутии» перед кредиторами, составлявший 1,2 млрд рублей, сократился до 160 миллионов. Погашение этой суммы, с учетом рассрочки, вполне по силам компании «Золото Якутии».
Сейчас основной целью для нас является в короткие сроки поднять объем производства ювелирных изделий предприятия, для этого необходимы инвестиции порядка 30 миллионов рублей. Учитывая то, что мы прошли через процедуру банкротства, банки в кредитах отказывают, несмотря на внешние залоги и финансовые потоки. Очень жаль потерянного в судебных разбирательствах времени, ведь мы могли еще в июле подготовиться к новогоднему сезону и значительно улучшить ситуацию по объему продаж. Но самое главное: удалось сохранить коллектив, производственные мощности и высокое качество якутских ювелирных изделий. Ведь наша продукция является визитной карточкой и гордостью нашей Республики.
Кому-то надо было спасать предприятие
Я приступил к обязанностям генерального директора «Золото Якутии» в 2012 году. В то время на предприятии была такая ситуация, что необходимо было срочно найти выход из финансовых проблем, связанных с последствиями финансового кризиса. По характеру - я кризисный менеджер и мне это интересно. Ладно «СахаИнвест», но ведь есть «Якутзолото», Десяткин Тарас Гаврильевич, который сейчас из-за всего этого себя плохо чувствует, есть коллектив, который работает с советских времен, верит в компанию и ждет, когда «Золото Якутии» поднимется. Низкий поклон трудовому коллективу за их терпение и веру в свое предприятие. Мы не опускаем руки, боремся за возрождение ОАО «Золото Якутии», платим налоги, договорились с кредиторами и ставим целью не просто выживание, а достижение докризисных объемов производства.