Main » 2013»Сэтинньи»18 » Почему нам надо поддержать президента республики? Слабое интервью слабого президента
Почему нам надо поддержать президента республики? Слабое интервью слабого президента
12:58
Егор Борисов – Pro et Contra Почему нам надо поддержать президента республики? Слабое интервью слабого президента
18.11.2013 Как всегда – Егор Борисов говорит одно, а делает другое? http://uhhan.ru/news/2013-11-16-8738 -yakutsk.ruМысли, высказанные Президентом Республики Саха (Якутия) Егором Борисовым в своем последнем интервью, вызвали некоторый интерес в обществе. Предлагаем вашему вниманию два авторских взгляда, известных в Якутии публицистов Валерия Мекумянова и Спиридона Татаринова на фигуру главы республики и темы, затронутые им в интервью. Почему нам надо поддержать президента республики?
Прежде чем начать, я должен уточнить, чтобы уважаемой публике была понятна моя позиция.
Я – давно пенсионер, и мне по большому счету от какого бы то ни было начальства ничего не надо, к тому же, даже во время службы не отличался угодливостью, что могут подтвердить те, кто меня еще помнит. Более того, привычка говорить прямо в лицо о своем мнении независимо от должности визави наклеила на меня ярлык скандалиста.
Так что ниже я излагаю лично свои рассуждения, которые, конечно же, не являются, и не могут являться вердиктом последней инстанции.
Просто я хочу, чтобы мы все подумали вместе.
Итак, к делу.
Название должности главы нашей республики – Ил Дархан – полагаю очень неудачным, как следствие чрезмерного увлечения модернизированной экзотикой, архаизмом, притом, на мой взгляд, весьма далекими от истинной, как говорится, седой старины.
Во-первых, название это – не якутское, хотя вроде и состоит из якутских слов. Соответственно, оно выдуманное, то есть искусственное. А любая надуманность, вообще-то, есть банальность.
Во-вторых, это название излишней своей экзотичностью, соответственно, совершенной бессмысленностью, вызывает у людей других национальностей, которых намного больше, чем якутов, подсознательное неприятие. А это плохо, поскольку не способствует сближению.
К тому же, предполагаю, что и у якутов данное название не вызывает особого благоговейного отношения.
В-третьих, название это, состоя из двух слов, притом, весьма далеких по фонетике, плохо выговаривается даже для якутов. С Ил Тумэном еще как-то можно примириться, поскольку в нем еще присутствует фонетическая созвучность. В Ил Дархане нет ни звучности, ни красоты.
Я бы, например, осмелился предложить, конечно же, не претендуя на обязательность, такое название – Сирдьит (в русской транскрипции – Сиржит). Оно нормально выговаривается, к тому же, понятно. Это и проводник, также – вождь. В общем, тот, кто ведет людей за собой к дороге, к цели.
Но к чему это?
А к тому, что имя налагает на его носителя пока еще непонятную, еще до конца неисследованную нами ауру, воздействующую на всю его жизнь, каким быть ею.
Но в рамках данной заметки главное не это, а то, что из этого следует, что те, на кого была возложена обязанность по разработке и подборе названия должности главы республики, не все учли, не все предусмотрели.
И эти же люди, полагаю, отвечают также и за создание образа Якутии. Думаю, что именно на них в большей части лежит ответственность за нынешнее отражение в иных регионах о состоянии дел в нашей республике. Ведь то, что сейчас вбрасывается о Якутии в СМИ, выдумки. Соответственно, их надо нейтрализовать. С неправдой надо бороться. Это правду никак нельзя скрывать.
О состоянии межнациональных отношениях, в первую очередь, между якутами и русскими, что является главным предметом, прямо скажу, враждебных публикаций, должен сказать, как человек старшего поколения, что они сегодня, как никогда, нормальны. Мы узнали друг о друге больше, притом, с лучшей стороны, поскольку мир наш расширился в свете последних достижений науки и техники, и мы, так сказать, притерлись, стали более терпимы. Большинство якутов скажет, что для нас в совместном проживании, все-таки, лучше русского человека при всех его недостатках с нашей точки зрения нет никого.
Однако вернемся к пиар-войне. Я думаю, это война, поскольку все публикации выдуманы, соответственно, они объединены одним замыслом, одной целью.
И что это за цель? И откуда ноги растут?
Безусловно, на первый взгляд, цель авторов операции, а то, что происходит ныне вокруг нас, никак нельзя назвать иначе, это деньги, вырученные от продажи акций АЛРОСА. Значит, главная цель нападок, все-таки, не отстранение нынешнего президента, не желающего раздать алчным комбинаторам деньги, от должности, воспользовавшись, так сказать, благоприятной ситуацией? И следы надо искать где-то в центре, тем более, все это прозрачно – публикации-то вбрасываются в общество издалека?
Однако я думаю, что все это не так, что все наоборот. Ноги этих провокаций растут отсюда. Авторы, возможно, пригласившие заезжих пиарщиков, наши, доморощенные, которые решили воспользоваться суматохой вокруг вырученных от продажи акций АЛРОСА денег. Но им нужны не деньги, а нужна должность президента республики. Деньги будут потом, как приложение к власти.
И я бы не хотел, чтобы такие господа получили ее, эту власть.
В непростое время, а почему оно такое, думаю, не стоит объяснять, довелось Егору Борисову стать во главе республики. И, на мой взгляд, он хорошо справляется со своими задачами, пронизанными единой целью, которой он последовательно следует. Это – освобождение граждан от стереотипов прошлой жизни, когда государство играло роль заботливого отца, не упускающего, в общем, человека из виду до самой смерти.
Между тем, людям необходимо выработать в себе иные ценностные ориентиры, представления, чтобы содержать своим производительным трудом не только себя, но и свое правительство и быть способными к созданию соответствующих общественных гражданских структур.
И эту цель не достигнуть за один срок, но заложить основы можно. Душа народа меняется не сразу.
Потому нам нужна стабильность. Потому нам следует поддержать своего Президента. А как? Ну, как говорил основоположник, от каждого по способностям. Но, главное, высказываться и высказываться, говорить о своем любом мнении, чтобы правда о нашей республике победила, и нас воспринимали такими, какие мы есть на самом деле. Без прикрас, но только без выдумок.
Я так думаю.
Валерий Мекумянов
*******
Слабое интервью слабого президента
15 ноября 2013 года, правительственная газета «Якутия» опубликовала интервью президента РС(Я) Егора Борисова по национальному вопросу. Что граждане, обеспокоенные проблемой межнациональных отношений в республике, ожидали услышать от президента? Я предполагаю, они ожидали услышать заявление с ясным и недвусмысленным осуждением проявлений ксенофобии и радикального национализма и надеялись почувствовать твёрдую решимость властей жёстко пресекать это социальное зло всеми законными способами.
Егор Борисов мог бы подтвердить, что он является президентом всех якутян. Обязанность главы республики заключается в том, чтобы обеспечить межнациональный мир и согласие. Для этого необходимо руководствоваться не политической конъюнктурой и прагматическими соображениями. В основе такой политики должно быть нечто большее, а именно – Конституция Республики Саха (Якутия).
Конституция РС(Я) устанавливает, что президент республики должен вести политику, которая отвечает интересам всего многонационального народа Якутии. Выступая гарантом соблюдения Конституции РС(Я), президент обязан уважать права и свободы каждого гражданина, независимо от его национальной принадлежности.
К сожалению, ничего подобного мы не услышали. Вместо того, чтобы показать твёрдую решимость соблюдать Конституцию РС(Я), поставить заслон на пути экстремистов, преодолеть распад общества, сохранить законность и порядок, Егор Борисов публично расписался в своей слабости и беспринципности.
Президент пустился в многословные разъяснения мотивов различных национальных и социальных групп, подчеркивая несовпадение их жизненных интересов.
Он дал целый ряд малоубедительных противопоставлений:
– местных жителей противопоставил трудовым мигрантам;
– промышленные районы противопоставил сельским улусам;
– якутов и русских старожилов противопоставил русским жителям Мирного и Нерюнгри.
Наконец, Егор Борисов противопоставил Россию всему западному миру.
Зачем Егору Борисову понадобились все эти противопоставления и водянистые рассуждения? Чтобы снизить свою личную ответственность. По моему мнению, президент страхуется, заранее выстраивая систему самооправданий. Он пытается внушить, что межнациональные конфликты в Якутии практически неизбежны, ибо предопределены исторически и экономически, порождены объективными и субъективными причинами, в том числе недостатками воспитания и культуры у населения. Следовательно, с него самого спрос небольшой.
Характерен ответ Егора Борисова на вопрос об этносемейной клановости в органах власти, особенно на муниципальном уровне. Этот прямой вопрос требовал прямого ответа. Но президент ушёл в сторону, заговорил о деловых играх и конкурсах для молодых людей. Упомянул, что в правительстве республики есть выходцы из Иркутской области. А вот о серьезных недостатках и ошибках в работе с кадрами в муниципальных органах власти Егор Борисов просто-напросто умолчал. Получилось, что вопрос был про Фому, а президент про Ерёму.
В чём природа слабости и беспринципности Егора Борисова? Мне кажется, главная причина в том, что за всю свою политическую жизнь он ни разу не боролся за идеи и принципы, а всегда приходил на всё готовое. В отличие от Михаила Николаева, который неоднократно подвергал себя большому личному риску, методом проб и ошибок создавая новую Якутию, член обкома Егор Борисов плавно перетёк из социализма в капитализм в качестве управленца широкого профиля, обладающего практическим чутьем и бюрократическими навыками.
Егор Борисов никогда не считался вождём, лидером или крупным политическим деятелем. Он не выстрадал демократические принципы, не отстаивал их, они не вошли в его плоть и кровь, поэтому отношение нынешнего президента к основам конституционного строя довольно легкомысленное, как к заведомо условному антуражу.
Вот почему президент нарушил принцип разделения властей, направив в суд ходатайство за бывшего министра по делам молодёжи. Вот почему президент собрал в один холдинг все основные госСМИ, нарушив статью 13 Конституции РС(Я), запрещающую монополизацию средств массовой информации. Егора Борисова заботят чувства и отношения, а не идеи и принципы. Он чутко улавливает настроения разнообразных групп и лавирует между ними. Отсюда его политика «от случая к случаю».
Всё интервью Егора Борисова пронизано страхом. Он боится своей ответственности за межнациональные конфликты, боится гастарбайтеров, боится местных политиков и журналистов, боится Кремля и Запада. На мой взгляд, интервью Егора Борисова не успокаивает якутян, не добавляет им чувства уверенности и защищенности, а, наоборот, порождает недоверие и беспокойство.