Корни, глубинные причины различных социальных болезней современного общества, наркомании, преступности, алкоголизации, коррупции, связаны с забвением нашей общей истории и веры. Мы стали обществом «манкуртов», маргиналов, людьми без племени и роду.
Даже в 2012 году в рамках объявленного Президентом России Года российской истории в нашей республике практически не было серьёзных, общественно значимых мероприятий с большим охватом жителей не было. Всё ограничивается узкоспециализированными научными конференциями и отдельными лекциями по линии общества «Знание».
Краеведческие исследования, проводимые отдельными краеведами-энтузиастами на уровне отдельных улусов и наслегов, заинтересованными научными, образовательными учреждениями, органами власти не поддерживаются.
Специалисты-историки из Института гуманитарных исследований СО РАН и исторического факультета, музея археологии и этнографии СВФУ ограничиваются проведением узкоспециализированных исследований по отдельным историческим темам с ограниченными временными рамками.
Масштабными, комплексными междисциплинарным исследованиями истории и религии народов Северо-Востока Азии, Якутии, с привлечением представителей разных научных дисциплин, исследователей из других регионов России, зарубежных стран, с которыми связана история и культура народа саха, на сегодняшний день фактически никто не занимается.
В результате историческое беспамятство, утрата культурного и языкового своеобразия приводят к формированию уже целых поколений маргиналов, способных лишь убивать, насиловать, грабить. В связи с этим предлагаем рассмотреть возможность проведения следующих мероприятий:
1.Дать поручение Министерству образованию Республики Саха (Якутия):
- проработать вопрос о введении в школы республики преподавания курса по истории и религии народа саха, возможно в форме факультативных занятий, возможно в рамках преподавания предмета «Национальная культура»;
- совместно с главами администраций муниципальных образований организовать в летнее время работу поисковых военно-исторических отрядов из числа школьников в памятных, исторических местах республики для изучения истории и культуры Якутии;
- организовать работу с привлечением представителей издательского дома «Истоки», заинтересованных представителей общественных организаций, родительской общественности, местных сельхозпредпринимателей по созданию первого в республике сельского многофункционального образовательного центра и реализации пилотного проекта духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и школьного возраста на базе программы «Социокультурные истоки» и якутской этнопедагогики в образовательных учреждениях Легойского наслега Усть-Алданского улуса;
2.Дать поручение Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия):
- организовать работу по созданию республиканского центра традиционной медицины саха в г. Якутске с филиалами в улусах, районах республики;
- предусмотреть финансирование мероприятий по пропаганде достижений народной медицины;
- организовать грантовую, ежемесячную поддержку известных народных целителей республики;
- собрать материалы по традиционной народной медицине саха и издать их массовым тиражом;
- проработать вопросы организации выездных мастер-классов, семинаров известных народных целителей в улусы, районы республики, регионы России, создания центров традиционной народной медицины саха, за пределами республики;
3.Дать поручение Академии наук Республики Саха (Якутия) разработать и внести на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия):
- проект положения о республиканском Центре междисциплинарных исследований истории и религии народов Северо-Востока Азии;
- проект программы научно-исследовательской работы центра на 5 лет;
- проект штатной численности центра, сметы расходов на организацию его работы; 4.Дать поручение Правительству Республики Саха (Якутия):
-рассмотреть и утвердить положение о республиканском Центре междисциплинарных исследований истории и религии народов Северо-Востока Азии;
- рассмотреть и утвердить программы научно-исследовательской работы центра на 5 лет;
- определить источники финансирования содержания данного центра и программы научно-исследовательской работы центра и включить расходы на него в бюджет Республики Саха (Якутия) отдельной строкой;
5.Поручить Министерству культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) совместно с Институтом гуманитарных исследований СО РАН, заинтересованными администрациями муниципальных образований республики, с привлечением местных краеведов ускорить работу по созданию республиканского реестра священных мест и предусмотреть финансирование мероприятий по обеспечению их сохранности;
6. В связи с празднованием в 2013 году 375-летия Боотурусского улуса поддержать инициативу общественности по восстановлению исторической справедливости по переименованию Чурапчинского улуса в Боотурусский улус. Приложения: на 3 листах.
7) С уважением,кандидат исторических наук,руководитель группы
«История и религия» научногопроекта ЦСИ СФ и СВФУ«Форсайт Республики Саха
...По переименованию Чурапчинского улуса в Боотурусский улус - согласно ст. 10 Закона Республики Саха (Якутия) «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)» вопрос преобразования муниципального образования входит в компетенцию органа местного самоуправления муниципального образования. Поэтому решение о переименовании Чурапчинского улуса в Боотурусский улус может быть принято органом местного самоуправления Чурапчинского улуса с учетом мнения населения...