Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [261]
Суд-закон.МВД.Криминал [1279]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [398]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [553]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [154]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [276]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [221]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [669]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [375]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [154]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [92]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [22]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [237]
Тюрки [76]
Саха [152]
литература [41]
здоровье [463]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [121]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2013 » Ахсынньы » 10 » к 130-летию со дня рождения одного из первых писателей, публицистов народа саха, крупного общественного и хозяйственного деятеля, последнег
к 130-летию со дня рождения одного из первых писателей, публицистов народа саха, крупного общественного и хозяйственного деятеля, последнег
16:26
Возвращение памяти: Тимофеев-Терешкин – духовный лидер, руководитель, публицист и писатель
10 декабря, 12:40ИА SakhaLife

14 декабря в 17 часов в Государственном театре оперы и балета имени Суоруна Омоллоона состоится торжественное мероприятие, посвящённое к 130-летию со дня рождения одного из первых писателей, публицистов народа саха, крупного общественного и хозяйственного деятеля, последнего дореволюционного головы Сунтарского улуса, члена ЯЦИК, члена Российской восточной торговой палаты, члена Императорского Русского географического общества, исследователя и краеведа М.Н. ТИМОФЕЕВА-ТЕРЕШКИНА.

Торжественное собрание общественности республики пройдет под руководством зампреда правительства РС(Я) Феодосии ГАБЫШЕВОЙ, посвященное 130-летию со дня рождения одного из основателей якутской литературы и публицистики, крупного общественного, государственного и хозяйственного деятеля, исследователя и краеведа, члена Императорского Русского географического общества, головы Сунтарского улуса, члена ЯЦИК, члена Союза писателей СССР МИХАИЛА НИКОЛАЕВИЧА ТИМОФЕЕВА-ТЕРЕШКИНА.
Основной доклад о жизни и деятельности М.Н. Тимофеева-Терешкина зачитает член Совета Федерации РФ Александр  АКИМОВ. Состоится концерт силами художественной самодеятельности Сунтарского улуса, народного театра имени В. Николаева и звезд якутской эстрады.

Вниманию посетителей будет представлена экспозиция "Сунтарский улус на рубеже двух веков” собранная из фондов музеев Сунтарского улуса, выставки из документов Национального Архива и книг Национальной библиотеки, которые начнут работать с 16 ч.

 Тогда же состоится презентация его книги «На рубеже двух эпох: научные труды, статьи, письма, произведения», которая издана при помощи ген. директора ОАО «Алмазы Анабара», народного депутата Государственного собрания РС (Я) Матвея ЕВСЕЕВА. Составителем книги является член Союза писателей РС (Я) Наталья МИХАЛЕВА - САЙА.

 Настоящая статья является кратким конспектом одноимённого предисловия этой книги.

Восхождение на общественную арену

 На волне первой русской революции и последовавшего за нею царского Манифеста от 17 октября 1905 г., даровавшего населению России «незыблемые основы гражданской свободы» и объявления об учреждении законодательного собрания – Государственной Думы, по всей России, в том числе и в Якутии, началось оживление общественно-политической жизни.

К тому времени двадцатидвухлетний Михаил Тимофеев начинает печатать статьи в областных и сибирских периодических изданиях. 21 ноября 1905 года он пишет свое «Послание к якутской интеллигенции по вопросу земского самоуправления в Якутской области», которое является одним из первых документов либерально-демократической интеллигенции в земском движении Якутии. В этом послании он, как представитель национальной интеллигенции, выработал вектор развития всей своей будущей жизни: «Как проводники, как лучшие силы страны, мы должны посвятить себя народу».

 Любопытны документы организованной В.В. НИКИФОРОВЫМ - КЮЛЮМНЮР в самом начале 1906 года первой общественно-политической организации инородцев – «Союз якутов». Союз охватил своей деятельностью население трех округов: Якутского, Вилюйского и Олекминского. Если в Восточно-Кангаласском улусе улусный сход по организации местного комитета состоялся 15 января, в Мегинском улусе – 16 января, то в Сунтарской инородной управе, расположенной за 1000 км от Якутска, такой сход состоялся 10 января, а по воспоминаниям М.Н. Тимофеева-Терешкина вообще-то 5 января, день в день с первым собранием союза в Якутске...

 Его воспоминание об этих событиях написано в 1957 году. Мог ли чудом уцелевший от расстрела в годы гражданской войны и избежавший последующих репрессий, вынужденный в преклонном возрасте доживать свой век на чужбине (умер в 1957 г. в г. Ангарске  Иркутской области) слепой поэт умолчать некоторые подробности?
 
В то время открыто заявлять о каких-либо отношениях с лидером «буржуазных националистов», «врагом народа» В.В. Никифоровым - Кюлюмнюром было однозначно опасно.

 Из поэтического наследия Тимофеева-Терешкина видно, что он придерживался народнических взглядов, как и большинство демократически настроенных молодых людей того времени. Обязательно нужно подчеркнуть два его стихотворения, которые считаются первыми поэтическими произведениями на языке саха, опубликованными в периодической печати.

Первый стих «Батталлаах дьаһал, үтүргэннээх дьүүл» («Несправедливое распоряжение, решение») – написан под впечатлением ареста организаторов союза и без подписи напечатан в газете «Якутский край» от 22 июня 1907 года, где он очень смело и откровенно разоблачает произвол царских властей.


Второе стихотворение «Бүлүү ырыата» («Песня Вилюя») – написано по поводу освобождения руководителей союза и напечатано под псевдонимом «Нөөрүктээйи» (название его родного наслега) 21 февраля 1908 года.


В 1950-х годах, в угаре «башаринского дела», это стихотворение было поднято из архива и послужило причиной беспощадных нападений на слепого поэта, обзывания его «махровым националистом». Считается, что этот момент послужил поспешному выезду из Якутска семьи Тимофеевых-Терешкиных.


Таким образом, эти моменты приводят к мысли, что Тимофеев-Терешкин и Никифоров-Кюлюмнюр были знакомы и что первый, может быть, участвовал в выработке основных требований союза.


Стезя хозяйственного деятеля
 

В 1915 году М.Н. Тимофеев-Терешкин избирается головой (кулуба) Сунтарского улуса. До этого он был советником у бывших голов улуса: сначала своего тестя – Г.П. ТЕРЕШКИНА, затем своего отца – Н.И. ТИМОФЕЕВА. По его настоянию в те годы улусной администрацией проводились некоторые прогрессивные деяния в деле развития сельского хозяйства, просвещения, связи. После февральской революции стал активным участником земского движения. В 1918 году избирался в состав Сибирской областной думы от Якутии вместе с КСЕНОФОНТОВЫМ Г.В. и другими и выезжал в город Томск через раздираемую гражданской войной Сибирь. Переживал арест и приговор к расстрелу.

 
В 1922 году молодые руководители автономной республики провели очень правильную политику в охваченном огнем гражданской войны крае. Они протянули руку примирения представителям национальной интеллигенции и привлекли их к созидательному труду. Так М.Н. Тимофеев-Терешкин превращается из полуарестантской единицы в делегата I Учредительного съезда Советов, а затем и членом ЯЦИК III созыва. Становится советским хозяйственным работником, советником по вопросам торговли, финансов и промышленности.
 

В 1920-х годах руководителями республики много сил было потрачено на отстаивание целостности территории. Лакомым куском для дальневосточных соседей был не только золотоносный Алдан, но и северо-восточная окраина, поставляющая мягкое золото для страны. Чтобы отстоять эти территории за Якутией, привлечь заготовителей пушнины на свою сторону, республика направляет в Колымо-Индигирский край Тимофеева-Терешкина.


Здесь он встречает 1928 год – год повальных репрессий после неудачного повстанческого движения Павла Ксенофонтова. Существует легенда в семье Тимофеевых-Терешкиных о том, что из Якутска ему прислали зашифрованную телеграмму о керосине, которая давала понять, что «дело пахнет керосином». Теряющий зрение, уже пожилой человек, несмотря на распоряжение прокурора республики о его задержании, минуя Якутск, достигает Иркутска и Москвы, мотивируя свой выезд необходимостью лечения глаз.


Все это время он без остановки пишет не только художественные сочинения, но и научные труды, статьи и заметки по вопросам развития экономики республики, по краеведению. Отрадно, что его предложения по разведению ондатры и овцебыка спустя много лет претворены в жизнь.

 
О литературном творчестве


 «В годы моего раннего детства якутский народ не имел своих поэтов, как не имел он и своей письменности...» – пишет он в своем письме «Мои творческие планы» навстречу III съезду писателей Якутии. Он был одним из тех, кто начинал писать на родном языке, в процессе работы придумывая собственные грамматические и иные правила для письма.

В данный сборник включена, помимо ранее неопубликованных в широкой печати поэтических произведений, драма писателя «Кырынаастыыр», написанная в 1916-1919 гг. События, показанные в драме, охватывают эпоху колонизации якутской земли Российским государством. Драма публикуется впервые по рукописи из архива писателя.

 Первые якутские писатели признавали Тимофеева-Терешкина в своих рядах. П.А. ОЙУНСКИЙ называл имя Тимофеева-Терешкина в числе десяти первых якутских писателей. Он был на дружеской волне с основоположниками якутской литературы, печатался вместе с А.Е. КУЛАКОВСКИМ в первом сборнике якутских писателей (1923 г.). Вместе с А.И. СОФРОНВЫМ - АЛАМПА выступал против разгона культурно-просветительного общества «Саха омук».

 В письме «О состоянии якутской критики» Суоруна ОМОЛЛООНА от 1949 г. читаем: «После смерти Күндэ и Бэстинова, критическая дубинка Кулачикова до последнего времени поочередно гуляет по спинам ряда ведущих советских писателей: С. Омоллоона, С. Васильева, М. Тимофеева-Терешкина и т.д.». Несмотря на то, что он подвергался такой критике и испытывал предвзятое отношение к себе со стороны литераторов нового времени, его любили и уважали Николай МОРДИНОВ - Амма Аччыгыйа, Владимир НОВИКОВ - Күннүк Уурастыырап.

 Михаил Николаевич был очень популярен среди сибирских русскоязычных писателей, можно сказать, что это они возвратили его к литературной деятельности, что они добились и признания его как литератора в родной республике, в частности, поэт и переводчик А. ОЛЬХОН.

«Иной истории нет, чем биография»

 М.Н. Тимофеев-Терешкин был высокого роста, благородной наружности человек, в молодости обладал недюжинной физической силой, имел сильный, поставленный голос, мог спеть и олонхо, и русские песни.

С женой Е.Г. Терешкиной они прожили совместно полвека. Из рождённых четырнадцати детей выжили только пятеро.

Судьбы родного брата Тимофеева-Терешкина Прокопия Тимофеева (одного из первых драматургов Якутии) и племянника Илиадора Тимофеева-Одуор Моруо (поэта и лингвиста) ещё более драматичны и трагичны.

В конце своей жизни Михаил Николаевич продиктовал своей жене и соратнице, неизменному секретарю Евдокии Георгиевне повесть-воспоминание о своей жизни «На рубеже двух веков». Где в начале повествования говорит: «Я буду приводить те факты, о которых слышал неоднократно и в действительности которых не могу сомневаться, или в которых принимал личное участие или был свидетелем».

 Говорят, что «иной истории нет, чем биография». Перед нами биография, документы, труд, творчество человека, возвращающие память о том рубеже, который поделил не только столетия, но и народную память, одна сторона которой должна была стереться.

 
Источник:
Подготовил Афанасий ГУРИНОВ - АРЧЫЛАН.
Category: История, философия | Views: 1666 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Ахсынньы 2013  »
БнОпСэЧпБтСбБс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 3
Ыалдьыттар (гостей): 3
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024