YAKUTIA.INFO. В течение ряда лет наблюдается неуклонный рост стоимости рыбы который вызывает возмущение покупателей. Конечно, растёт стоимость основных расходных средств, таких как бензин, сетематериалы, техника, высоки издержки на переработку, перевозку и хранение. Но только ли в этом дело? Давайте попробуем разобраться. На якутянина приходится 5 сигов и 10 карасей Принято считать, что всему виной спекуляция и коррупция. Конечно, "поиск и сжигание ведьм" очень интересно, но не всегда коррупция является причиной бед. Обычно у нас как смотрят: пришел человек на рынок за рыбой, а цена кусается. Кто виноват? Конечно, правительство!! И тиражирование в СМИ такого подхода излишне упрощает взгляд обывателя. Но ситуация с ценой несколько иная. И взгляд на нашу республику, как на богатую рыбой, не совсем верен - достаточно сравнить цифры вылова и плотность населения. Ежегодный объем квоты на вылов составляет 9.5 тысяч тонн. При этом ценных, с потребительской точки зрения рыб, таких как омуль, чир, сиг, муксун приходится доля в 5.7 тыс. тонн, а малоценных типа щуки, карася, ельца, около 3,8 тыс. тонн.
То есть при населении республики примерно 1 млн. человек на каждого жителя максимально доступно 5,7 кг сиговых видов рыб и 3,7кг частиковых в год. Чтобы вы понимали, это примерно 3 небольших чира и с десяток карасей. Это к вопросу о богатстве нашей республики рыбой и о доступности населению по низкой цене.
Согласно данным Управления водных биологических ресурсов Министерства охраны природы РС(Я), вылов всех видов водных биоресурсов в промышленных целях составляет по итогам 2011 и 2012 годов около 5000 тонн.
Связана эта большая разница с тем, что освоение квоты, то есть количество рыбы, которое удалось поймать в рамках разрешенного объема, составляет по сиговым 84%, а по частику примерно 50%. То есть реальный объем рыбы на душу населения составляет в сумме не 9,3 кг, а 5 кг в год. Здесь стоит упомянуть, что рекомендованный минимальный объем потребления в России составляет 22,3 кг.
Якутии нужны рыборазводные заводы Ряд рыбаков, которые неэффективно осваивали квоту, то есть последние 2 года выловили менее 50% от квоты, могут быть лишены привилегии вылова в пользу тех, кто реально ловит. По итогам анализа вылова 2013 года возможно увеличение нераспределенной промышленной квоты за счет расторжения договор на вылов с такими рыбопользователями. Вместе с тем, определение организатором проведения аукциона по закреплению долей квот Федерального агентства по рыболовству является своеобразным барьером для оперативного проведения аукциона.
Третьей причиной является тот факт, что невозможно эксплуатировать запасы без их восстановления. Вылавливаемые в последние ряд лет 5 тысяч тонн рыбы примерно в 4 раза ниже объема вылова в 80-х годах. Конечно, можно говорить о развале стройной советской системы хозяйствования, когда выполнение плана было важнее затрат, но динамика снижения объема вылова слишком очевидна. Задачей государства является создание условий для функционирования отрасли и в данном случае, результатом создания этих условия должна явится возможность вылова рыбы. И для реализации этого условия, как минимум, необходимо обеспечить наличие рыбы в реках. Если рыба есть, то есть работа для жителей арктических районов, их доход, а также продовольственная обеспеченность всех жителей республики.
По данным подведомственного Росрыболовству института, на территории Якутии необходима постройка как минимум 7 рыборазводных заводов, в то время как у нас функционирует лишь один – Чернышевский рыбоводный завод. Выпуск малька в реки не подразумевает получение прибыли и не может быть экономически выгодным мероприятием, так как выпуск производится в естественные водоемы, где вылавливается населением. Система государственной поддержки носит принцип субсидирования, который предусматривает частичную компенсацию части уже понесенных затрат. То есть завод должен сперва потратить 100 условных рублей после чего, по конкурсу, получит часть, к примеру, 70 рублей. Значит, чтобы на следующий год снова получить 70, нужно где-то раздобыть еще 30. Достаточно сложная задача для узкогоспециализированного завода несущего некоммерческие функции.
В последние годы Министерство охраны природы республики проводит работы по вселению пеляди в некоторые водоемы республики, причем достаточно успешно, но все это в условиях постоянно сокращающихся средств государственной поддержи. Так было зарыблено два озера (оз. Белое Намского улуса и оз. Быранатталах Кобяйского улуса), объем выпущенных личинок пеляди составил 5,0 млн. штук. В 2012 году зарыблено девять озер Намского, Кобяйского, Усть-Алданского, Вилюйского, Верхневилюйского улусов, объем выпущенных личинок пеляди составил 16,2 млн. штук. В 2013 году зарыблено восемь озер Нюрбинского, Верхневилюйского, Вилюйского и Кобяйского улусов, объем выпущенных личинок пеляди составил 12,125 млн. штук.
Дальнейший рост цен неизбежен Особое внимание вызывает тот факт, что в 2013 году, впервые за более чем 25 лет, за счет средств республиканского и муниципального бюджета, а также внебюджетных источников, в Жиганске было построено здание под рыбоводный цех, в которое был установлен мобильный инкубатор. И благодаря опыту рыбоводов и инновационным решениям удалось выпустить 87 тысяч мальков осетра в реку Лену.
Кроме этого, для сохранения и восполнения запасов карася, в целях улучшения его товарных свойств в отдельно взятых озерах, в 2012-м и 2013 годах проведена огромная работа по расселению карася. Всего за два года расселено более 40 тысяч штук карасей в более чем 300 озерах республики.
Подытоживая сказанное, необходимо отметить, что рост цен на рыбу в условиях сокращающегося объема вылова – это, к сожалению, неизбежный результат. Учитывая, что вся вылавливаемая в Якутии рыба лишь на 18% покрывает рекомендованную норму потребления, продукт становится дефицитным и спрос на него растет вместе с ценой. В этой ситуации необходимо особое внимание уделять восполнению запасов рыбы в реках, препятствовать нарушению охранных мероприятий, браконьерскому вылову.