Main » 2013»Ахсынньы»13 » Непроизводительный отход составил более двух тысяч голов, в том числе волками затравлено более тысячи животных. Деловой выход тугутов 30,8 п
Непроизводительный отход составил более двух тысяч голов, в том числе волками затравлено более тысячи животных. Деловой выход тугутов 30,8 п
16:25
Во всем ли волки виноваты? Непростой разговор с томпонскими агроспециалистами
12/12 20:33 Якутск Текст: ЯСИА Фото: ЯСИА На начало нынешнего года в Томпонском районе Республики Саха (Якутия) считалось, что здесь пасется 12 тысяч домашних оленей. Сейчас в улусе подводят итоги корализации (подсчета), которые, похоже, не радуют местных агрочиновников. Непроизводительный отход составил более двух тысяч голов, в том числе волками затравлено более тысячи животных. Деловой выход тугутов 30,8 процента, а в одной из бригад всего восемь (!) процентов. На совещании специалистов аграрного сектора в Хандыге заместитель министра сельского хозяйстваИван Павлов после информации начальника сельхозуправления Егора Андросова не скрывал своего возмущения. В ответ депутат райсовета Мария Иванова говорила, что в стадах зачастую работают от силы по три человека. Никто не желает идти в оленеводство. Главную причину всего этого она видит в низкой заработной плате тружеников традиционной отрасли. «Перед Новым годом приходит оленевод в кассу за зарплатой, а ему говорят, что все деньги ушли на выплату долгов, а сам он еще остался кому-то должен», — сказала Мария Анатольевна.
С другого конца стола добавили, что кроме нехватки кадров проблему усугубляет нашествие волков.«Я давно здесь работаю и наблюдаю: то увеличиваем, по снижаем денежное довольствие, но все без толку, молодежь не идет в оленеводство», — подливает масла в огонь начальник финансово‑казначейского управления Екатерина Лисина.
— В 90‑х годах мы вместе с легендарным Василием Кладкиным старались решать организационные вопросы: работали с каждым человеком, вникали в его проблемы, ставили перед ним задачи, поощряли, —отвечал им Иван Павлов, ранее работавший директором хозяйства и начальником сельхозуправления. — А сейчас только и слышишь: люди разбегаются, а конкретно никто с ними не занимается. Сегодня нужны новые подходы, приплод надо получать, правильно распоряжаться выделенными средствами, а не только требовать.
Когда зашел разговор о кадрах, то выяснилось, что в бригадах работают всего-то более сорока человек, что меньше установленных нормативов чуть ли не в два раза. Потому было высказано пожелание искать людей не только в Тополином, где сосредоточено больше всего оленей, но и в других поселениях, в которых живут бывшие оленеводы. Дело в том, что согласно инструкции в бригаде должно быть 13 человек, тогда она может претендовать на субсидии и, главное, вести нормальный выпас животных. «Не люди, а волки пасут ваши стада», — сказал в сердцах столичный гость.
В ходе разговора все вроде бы соглашались, что государственная поддержка не может быть стопроцентной, хозяйство должно само развиваться, искать пути выхода из создавшейся ситуации, получать доходы из разных источников. В связи с этим возник вопрос об ответственности руководителей. В частности, Иван Петрович спрашивал: «В райадминистрации сколько раз рассматривали показатели отрасли? Когда в последний раз собиралось правление фактории-кооператива «Тополинское»? Один директор Николай Лебедев не может все осилить в одиночку! Когда сверху хочешь применить власть, то сразу вспоминают, мол, мы кооператив, потому принимаем решение самостоятельно. Вот и решайте вопросы на местах нормально!».
В ходе обсуждения не раз слышались слова, что семейные оленеводческие кланы Тополиного не очень-то охотно принимают призывы об укрупнении хозяйств, они привыкли жить и работать в родовых общинах. В ответ на это представитель Минсельхозпрода напомнил, что закон не запрещает создавать общины как одну из структур малого предпринимательства. Вопрос в том, что они должны соответствовать определенным критериям, чтобы надеяться на господдержку, на которую все уповают. Словом, маломощные общины — не выход, не будет у них стабильных показателей. «Оленеводы предоставлены сами себе, а хорошей проверки финансово‑хозяйственной деятельности в Тополином не было сто лет», — вставляет слово начальник ФКУ района. И тут же выясняется, что в конторе тополинского хозяйства нет даже главного экономиста.
Итогом встречи стало решение о созыве после 20 декабря совещания оленеводов, на котором руководитель оленеводческого хозяйства Николай Лебедев должен отчитаться о своей работе, после чего совет правления кооператива сделает определенные выводы. Словом, не одни волки виноваты, что поредели оленьи стада.
Под конец совещания Иван Павлов сообщил присутствующим, что в Тополиное выехал ревизор Минсельхозпрода. После его отчета о состоянии дел кооператива разговор будет продолжен в стенах министерства…