Main » 2013»Ахсынньы»13 » новые правила игры в какой-то мере будут способствовать и смене региональных элит
новые правила игры в какой-то мере будут способствовать и смене региональных элит
16:46
12 декабря 2013 года 18:00 | Андрей Полунин
Декабрьские тезисы Путина Президент в десятый раз растолковал, как обустроить Россию
12 декабря – в День Конституции и ее 20-летия – Владимир Путин обратился с традиционным посланием к Федеральному собранию. В Георгиевском зале Кремля послушать президента собрались сотни политиков и общественных деятелей. Послание было юбилейным – десятым по счету. На этот раз президент оказался чуть более краток (выступление заняло всего 1 час 9 минут). И чуть менее конкретен по части предложений. Более всего глава государства подчеркивал, что «все, что заявлено, должно исполняться, если решение принято – оно должно быть реализовано». Но огромное количество намеченных приоритетов поневоле ставят эти слова под сомнение. Мы выделили наиболее значимые блоки президентского послания, и попросили прокомментировать их наших экспертов.
Повышение роли гражданского общества
Для начала Путин предложил уточнить общие принципы организации местного самоуправления и развивать систему власти на местах. «Считаю важнейшей задачей развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. Такую работу мы должны начать, в основном, законодательно обеспечить в следующем 2014 году - в год 150-летия знаменитой земской реформы», - подчеркнул глава государства и предложил «привести ситуацию в соответствие со здравым смыслом, с требованием времени».
Кроме того, Путин считает, что представители профсоюзов должны составлять не менее половины членов Общественной палаты, которые выдвигаются по квоте президента, а «все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое нулевое чтение с участием НКО и других институтов гражданского общества».
– По сути, президент предлагает закрепить за местными органами власти дополнительные надзорно-контрольные функции, – отмечает директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин. – Эти действия находятся в общем внутриполитическом тренде – сбросить обязательства государства на нижестоящий уровень, чтобы было сложнее предъявлять претензии федеральной власти. Центр сейчас готов брать на себя гораздо меньше ответственности, чем раньше. Он спускает все больше обязательств на уровень регионов, не подкрепляя их финансированием. А теперь, в качестве компенсации, предлагает самим регионам сталкивать обязательства еще ниже – на муниципальный уровень.
Федеральный центр намерен также включить в процесс размывания ответственности общественные советы при органах власти различного уровня. Если власти будут теперь принимать непопулярный закон, они всегда смогут сказать, что он прошел «нулевое» гражданское чтение, его одобрил общественный совет – и таким образом снять с себя часть претензий.
Понятна и идея Путина трансформировать Общественную палату и увеличить в ней долю представителей профсоюзов. Сегодня абсолютно ясно, что социально-экономическая ситуация в России будет только ухудшаться, и в этих условиях Общественная палата станет выступать дополнительным громоотводом, легитимируя непопулярные решения Кремля.
Развитие экономики России
Состояние экономики президент назвал «ключевой проблемой». И предложил стимулировать те регионы, которые вкладывают собственные средства в создание технопарков и бизнес-инкубаторов. «Если регион вкладывает свои средства, то дополнительные федеральные налоги, которые в течение трех лет поступят от размещенных там предприятий, должны возвращаться в субъект федерации в форме межбюджетных трансфертов», - сказал Путин. Это предложение вызвало аплодисменты представителей губернаторского корпуса, присутствующих в Георгиевском зале. «Но только в пределах затрат регионов на создание инфраструктуры таких площадок», - остудил энтузиазм регионалов глава государства.
– Сейчас у нас профицитных регионов меньше десятка, – указывает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.– Если механизм, предложенный Путиным, начнет работать, и достаточно эффективно, через три-пять лет профицитными станут не менее половины субъектов РФ. Но это счастье не случится завтра, и при целенаправленной, хорошо организованной работе президентские предложения могут дать ощутимый эффект.
Инициатива главы государства открывает окно возможностей для региональных властей. В этом случае они смогут пользоваться дополнительными налоговыми льготами. И сейчас в законодательстве прописано немало льгот для предприятий малого и среднего бизнеса, но у регионов не хватает денег даже на исполнение указов президента, а тут еще льготы требуют. Естественно, выбор делается в пользу социалки.
Приложения Путина меняют картину. Губернатор поймет: если он что-то потратил на создание индустриального производства, он получит вложенные деньги обратно. Это создает совершенно другую картину планирования, дает дополнительную свободу маневра главам регионов.
Но эта свобода создаст губернаторам и дополнительную головную боль. Чтобы воспользоваться новыми возможностями, им придется быстро проворачиваться в собственном хозяйстве, лучше ориентироваться в своем внутреннем экономическом пространстве. Скажу больше: новые правила игры в какой-то мере будут способствовать и смене региональных элит. На это никто пока не обращает внимания, но вскоре это следствие рельефно проявится – через год точно…
Достаточно жестко Путин призвал бороться и с оффшоризацией экономики. «Половина из 50 миллиардов долларов российских инвестиций в другие страны также пришлись на офшоры», - подчеркнул президент. «Доходы компаний, которые зарегистрированы в офшорных юрисдикциях и принадлежат российскому собственнику – конечному бенефициару, должны облагаться по нашим налоговым правилам, а налоговые платежи должны быть уплачены в российский бюджет. Нужно продумать систему, как эти деньги изъять», - сказал президент. Он предложил запретить пользоваться господдержкой компаниям, зарегистрированным в оффшорах, а также исключить их участие в госконтрактах. «Хотите льготы от России – регистрируйтесь в российской юрисдикции», – резюмировал глава государства. Кроме того, Путин предложил ввести уголовную ответственность в отношении руководителей финансовых организаций, которые утаивают или искажают сведения о состоянии своих компаний.
– По оценкам международных экспертных организаций, суммарная стоимость российских активов в оффшорах – не считая личного имущества наших топ-менеджеров и собственников предприятий – около 1 трлн долларов, – отмечает Никита Масленников. – Для сравнения: общая стоимость активов мировых корпораций, зарегистрированных в оффшорах – 24-32 трлн долларов. Эти оффшорные российские активы работают, и за денежные потоки, которые они производят, в оффшорах уплачиваются налоги. В итоги, потери российского бюджета составляют около 10 млрд долларов в год или 0,5% российского ВВП – по самой минимальной оценке. В реальности, цифра может быть больше – около 1% ВВП. Это достаточно серьезные деньги, и за них стоит побороться…
Развитие Сибири и Дальнего Востока
Президент считает, что Россия должна развернуться к Тихому океану, и динамично развивать территории Дальнего Востока и Восточной Сибири. «Мы уже приняли решение о льготной ставке налога на прибыль и ряда других налогов для новых инвестпроектов на Дальнем Востоке. Считаю целесообразным распространить этот режим на всю Восточную Сибирь, включая Красноярский край и республику Хакасия», - заявил президент. Он предложил создать на Востоке страны сеть специальных территорий опережающего развития, где построить новые индустриальные несырьевые производства, ориентированные на экспорт. А чтобы они успешно развивались – в течение пяти лет не взимать с них часть налога на прибыль, НДПИ, налог на землю.
– Это называется быть добреньким за счет региональных бюджетов, – уверена профессор МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. – Все налоги, на сбор которых президент собирается объявить «каникулы» – кроме НДПИ – региональные. Как регионы при таком раскладе смогут оплачивать свои расходы?
Я, кроме того, не понимаю, почему опережающее развитие касается, прежде всего, Сибири и Дальнего Востока. А что, европейской части России не нужно развиваться? В восточных территориях, на деле, нужно ввести льготный налоговый режим, поскольку там у бизнеса огромные издержки. Там сейчас рентабельны только предприятия, добывающее сырье.
Маловероятно создать в этом регионе несырьевые производства, разве что предприятия так называемого «первого передела». Например, целлюлозно-бумажные комбинаты и предприятия цветной металлургии. Но предприятия машиностроения или трудоемкие производства – едва ли: рабочая сила очень дорогая.
Мы слишком на многое замахиваемся: латаем из федерального бюджета дыру в Пенсионном фонде, собираемся нести огромные военные расходы, осваивать Сибирь и Дальний Восток, поднимать зарплаты учителям и врачам. И все это скопом.
Между тем, денег в бюджете – раз два и обчелся, на все проекты их не хватит. Нужно по одежке протягивать ножки: хотите поднимать Сибирь – урежьте военные расходы. Или не подкармливайте Пенсионный фонд. Я считаю, заявленное количество приоритетов бюджеты не выдерживают, поэтому планы президента невыполнимы. Миграционная политика
Путин намерен навести порядок и в миграционной политике, поскольку нынешняя ситуация с миграцией порождает социальные конфликты. «Следует изменить действующую патентную систему. Сейчас иностранный работник должен приобретать патент, если он работает у физического лица», - напомнил президент. По мнению главы государства, юридические лица и индивидуальные предприниматели также должны нанимать иностранного работника на основе патента. А стоимость патента должен определять регион, «в зависимости от ситуации на региональном рынке труда и среднего уровня дохода населения на территории». Путин подчеркнул, что патент должен стимулировать приток на территорию России «прежде всего профессиональных, образованных специалистов, знающих русский язык», и что «патент должен действовать только на той территории, где он приобретен». По его словам, новая патентная система станет «экономическим инструментом регулирования миграционных потоков». Кроме того, Путин предложил более жестко контролировать въезд мигрантов на территорию РФ, и ограничить время их пребывания в России.
– Как, интересно, правительство собирается контролировать въезд и выезд мигрантов? – удивляется экс-замглавы Федеральной миграционной службы (ФМС), президент фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин. – У нас границы со странами СНГ совершенно прозрачные. На мой взгляд, у нас такое количество нелегальных мигрантов по одной причине – в России им крайне тяжело легализоваться. И это, кстати, порождает чудовищную коррупцию.
Президент предлагает ввести для мигрантов региональные патенты, и этим инструментом регулировать миграционные потоки. С одной стороны, регионам это предложение на руку: они сами смогут устанавливать стоимость патента, и пополнять региональную казну. Но президент оговорил условие: работать по патентам мигранты смогут только с некоторыми юридическими лицами. Возникает вопрос: с какими именно? С малым и средним бизнесом, с предприятиями определенных отраслей? Кто и на каких условиях будет определять круг этих юридических лиц?
На мой взгляд, в целом предложения главы государства создают иллюзию, что в миграционной политике можно что-то подправить, что-то подлатать – и все встанет на свои места. К сожалению, это не так. В миграционной политике мы что-то подправляем каждый год, и ситуация только ухудшается. Там уже нечего латать, нужно менять парадигму самой миграционной политики. Нужно ломать и глубоко реформировать, лечение уже бесполезно.
Укрепление Вооруженных сил
Глава государства заявил, что Россия не допустит военного превосходства над собой. «Ни у кого не должно быть иллюзий, мы этого никогда не допустим», - заявил Путин. По словам президента, Россия внимательно следит за наращиванием другими странами военного потенциала и за разработкой новых систем вооружений. Для ответа на все существующие вызовы, отметил Путин, у России есть необходимый потенциал. «Наша военная доктрина и перспективные образцы вооружений, которые поступают и будут поступать в войска, позволяют нам безусловно обеспечить безопасность российского государства», - отметил президент. Он заверил, что в ближайшее десятилетие предприятия ОПК будут полностью загружены заказами, на оборонные нужды будет направлено 23 трлн рублей.
– Не уверен, что России удастся не допустить над собой военного превосходства, как это пообещал президент, – считает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. – Это зависит от массы факторов. Чтобы, как предлагает глава государства, усилить РВСН, построить атомный подводный флот и новые стратегические дальние бомбардировщики, нужны ресурсы, а с ресурсами у нас плохо. У страны снова возникают чисто экономические проблемы, и вполне может получиться, что на модернизацию ВС начнет не хватать денег. Кроме того, у нас уже сейчас наблюдается острый дефицит производственных мощностей и квалифицированных кадров. Он был выявлен в последние несколько лет, когда возник объемный оборонный заказ. Поэтому программу перевооружения нынешние предприятия ОПК могут просто не потянуть. По-моему, наше руководство, включая самого президента, искренне убеждено: если дать много денег, из них все вырастет само собой. Но это, увы, не так.