Возвращенные имена: Тимофеев-Терешкин – один из духовных лидеров нации
17 ноября, 22:22 ИА SakhaLife На днях в здании Ил Тумэна член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Александр АКИМОВ провел собрание комиссии по организации мероприятий, посвященных 130-летию со дня рождения крупного общественного и хозяйственного деятеля, яркого представителя первой плеяды национальной интеллигенции народа саха, одного из первых писателей и публицистов М.Н. ТИМОФЕЕВА-ТЕРЕШКИНА. Прошлым летом на родине писателя – в Сунтарском улусе были проведены ысыахи, где земляки с волнением вспоминали о жизни, творчестве и деятельности своего последнего дореволюционного головы.
На 14 декабря 2013 года в Государственном театре оперы и балета имени Суоруна Омоллоона запланировано торжественное юбилейное мероприятие, где состоится презентация книги М.Н. Тимофеева-Терешкина «На рубеже двух эпох». В книгу вошли мемуары, научные труды, статьи, воспоминания, письма и произведения писателя.
Возвращению имени М.Н. Тимофеева-Терешкина всячески способствуют его земляки – сенатор Александр Акимов, народный депутат, генеральный директор ОАО «Алмазы Анабара» Матвей ЕВСЕЕВ, поэтесса и журналист Наталья МИХАЛЕВА – САЙА и другие. В предисловии Матвей Евсеев, при поддержке которого издана книга «На рубеже двух веков», проводит параллели с нашим временем: «Карта судьбы выпала так, что наиболее деятельная часть жизни нашего поколения приходится на рубеже ХХ и ХХI веков. Мы вместе с нашей страной пережили бурные перестроечные годы, вместе с родной республикой созидали в годы духовного подъема и экономической самостоятельности. К нашему общему счастью, политические потрясения России конца ХХ и начала ХХI веков обошлись без кровопролитных столкновений. А на долю того поколения, которая была на рубеже ХIХ и ХХ веков, выпал жребий перенести две страшные мировые войны и революцию, потрясшую до основания мировой порядок.”.
"Бедственное положение своего народа остро сознавала зарождающаяся якутская национальная интеллигенция, начинающая заметно влиять на общественно-политическую жизнь общества всей области. Она пыталась обратить внимание местных и центральных властей на ущербность экономических прав и социального положения "инородцев”. Их было немного, но каждый из них был прежде всего патриотом, почти все обладали поразительной эрудицией во всех областях знаний, делали собственные литературные опыты, считали своим долгом просветительскую деятельность, были воинствующими юристами, хорошими ораторами, экономистами, переводчиками, исследователями и философами. И представителям молодой национальной интеллигенции во главе со своим лидером В.В. Никифоровым-Кюлюмнюр предстояло разбудить общественное сознание, чтобы сначала сами якуты прониклись идеей отстаивания своих прав и свобод. Сейчас, на рубеже нынешних столетий, Якутия представляет собой республику сплошной грамотности. Но обладает ли вся, вместе взятая сегодняшняя армия научной, творческой и технической интеллигенции той мощью влияния и авторитета среди своих сородичей, чем та горстка образованных людей начала ХХ века? Изменились ли основные задачи первых интеллигентов, которые они ставили перед собой в стремлении улучшить жизнь и судьбу родного народа, в том числе признание всех земель области собственностью самих инородцев?”
Благодаря энтузиастам, возвращается имя одного из ярких представителей той блестящей первой плеяды нашей национальной интеллигенции – одного из первых писателей, публицистов народа саха, крупного общественного и хозяйственного деятеля, последнего дореволюционного головы Сунтарского улуса, члена ЯЦИК, члена Российской восточной торговой палаты, члена Императорского Русского географического общества, исследователя и краеведа Михаила Николаевича Тимофеева-Терешкина. Долгое время его имя старательно обходилось, умалчивались несомненные его заслуги.
На волне событий первой русской революции и последовавшего за нею царского Манифеста от 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка”, даровавший населению России "незыблемые основы гражданской свободы” и объявления об учреждении законодательного собрания – Государственной Думы, по всей России, в том числе и Якутии, началось оживление общественно-политической жизни. Этот период знаменателен еще и тем, что передовая часть населения того времени восприняла либеральные и демократические идеи земства, а якутская интеллигенция возглавила движение за самоуправление в крае.
К тому времени двадцатидвухлетний Михаил Тимофеев начинает печатать статьи по вопросу введения земского самоуправления в областных и сибирских периодических изданиях. 21 ноября 1905 года он пишет свое "Послание к якутской интеллигенции по вопросу земского самоуправления в Якутской области”, где указывает о необходимости популярного разъяснения широким массам значения земства. «Послание» является одним из первых документов якутской национальной либерально-демократической интеллигенции в земском движении Якутии. Здесь он выработал вектор развития всей своей будущей жизни: "Как проводники, как лучшие силы страны, мы должны посвятить себя народу». И начерченная эта линия красной нитью проходит через всю его многострадальную, полную трудов и лишений благородную жизнь: он полностью посвятит себя служению родному народу.
Любопытны документы организованного В.В. Никифоровым-Кюлюмнюр в самом начале 1906 года первой общественно-политической организации инородцев – "Союза якутов” и связанных с этим мероприятием событий. Союз охватил своей деятельностью население трех якутских округов: Якутского, Вилюйского и Олекминского. Если в Восточно-Кангаласском улусе улусный сход по организации местного комитета "Союза якутов” состоялся 15 января, в Мегинском улусе - 16 января, то в Сунтарской инородной управе, расположенной за 1000 км от Якутска, по некоторым источникам такой сход состоялся 10 января, а по воспоминаниям М.Н. Тимофеева-Терешкина вообще-то 5 января, день в день с первым собранием организаторов Союза в Якутске...
Два его стихотворения считаются первыми поэтическими произведениями на языке саха, опубликованными в периодической печати, что почему-то умалчивается литературоведами. И эти произведения тоже связаны с "Союзом якутов”.
Как известно, царская администрация жестко отреагировала и постаралась в зародыше погасить пламя антиправительственного волнения, арестовав активных членов и руководителей союза инородцев.
А Михаил Тимофеев-Терешкин в это время пишет петиции императору, пишет стихи с ярко выраженной гражданской позицией, а также под псевдонимом "Булуйскэй” ("Вилюйский”) пишет еще и острую статью в газету, где выражает свое недовольство тем, что якуты не смогли сплотиться и выручить своих лучших людей. Несмотря на угрозу быть самому арестованным, Михаил Тимофеев-Терешкин здесь выказывает твердость своего характера, в некотором роде даже бесстрашие за общее дело, что характеризует его как человека принципиального, честного и даже отчаянного, если потребуется.
В 1915 году М.Н. Тимофеев-Терешкин избирается головой Сунтарского улуса. С его именем связан ряд усовершенствований в улусе. После февральской революции он добровольно сложил с себя полномочия головы и стал активным участником земского движения. В 1918 году избирался в состав Сибирской областной думы от Якутии вместе с Ксенофонтовым Г.В. и другими и выезжал в город Томск через раздираемый гражданской войной Сибирь. Переживал арест и приговор к расстрелу. Помилован был только из-за того, что его знания и опыт могли потребоваться новой власти.
В 1922 году молодые руководители только что объявленной Автономной Республики провели очень правильную мирную политику в охваченном огнем гражданской войны крае. Они протянули руку примирения представителям национальной интеллигенции и привлекли их к созидательному труду на благо своего народа. М.Н. Тимофеев-Терешкин превращается из полуарестантской единицы в делегата 1 Учредительного съезда Советов, а затем и членом ЯЦИК III созыва. Так он становится советским хозяйственным работником, неизменным советником руководителей молодой Якутской Республики по вопросам торговли, финансов и промышленности. М.К. Аммосов в своих письмах не раз отзывается о Михаиле Николаевиче как о бесценном кадре, профессионале и патриоте. Будучи назначенным начальником Промышленного управления при СНК ЯАССР, Тимофеев-Терешкин много сил направил на зарождение и развитие местной промышленности.
В 1920-х годах руководителями республики очень много сил было потрачено на отстаивание целостности территории молодой республики. Лакомым куском для дальневосточных соседей был не только золотоносный Алдан, но и северо-восточная окраина, поставляющая мягкое золото для страны. Чтобы отстоять эти территории за Якутией, привлечь заготовителей пушнины на свою сторону, республика направляет в Колымо-Индигирский край Тимофеева-Терешкина. Вследствие его продуманной деятельности на месте, сбор пушнины в эти годы был рекордным, а охотники и рыболовы изъявили желание работать с якутскими властями, чем с дальневосточными.
Здесь он встречает трагический для якутского народа 1928 год – год повальной репрессии после неудачного повстанческого движения под предводительством Павла Ксенофонтова. Существует легенда в семье Тимофеевых-Терешкиных о том, что из Якутска ему прислали зашифрованную телеграмму о керосине, которая давала понять, что „дело пахнет керосином". Теряющий зрение, уже пожилой человек, несмотря на распоряжение прокурора республики о его задержании, минуя Якутск достигает Иркутска и Москвы, мотивируя свой выезд необходимостью лечения глаз.
Все это время он без остановки пишет не только художественные сочинения, но и научные труды, статьи и заметки по вопросам развития экономики республики, по краеведению. Отрадно, что его предложения по разведению ондатра и овцебыка спустя много лет претворены в нашу современную жизнь. Нам не удалось разыскать беловой вариант рукописи „Вилюйский край (экономико-этнографический очерк)", в свое время сданного в архив Восточно-Сибирского отделения русского географического общества в Иркутске. Но даже в том черновом виде, который сохранился в фондах Национального архива нашей республики, она вызовет большой интерес у читаталей. Необходимо указать, что этот труд был повсеместно и широко использован многими исследователями без ссылки на источник. В книгу "На рубеже двух веков” включена, помимо ранее неопубликованных в широкой печати поэтических произведений, драма писателя "Кырынаастыыр”, написанная в 1916-1919 гг. События, показанные в драме, охватывают отрезок времени 1630-1700 годов – эпохи колонизации якутской земли Российским государством. Это время по сути своей было драматичным для народа, тем интереснее будет читателю художественная интерпретация того периода. Драма публикуется впервые по рукописи из архива писателя.
В конце своей жизни Михаил Николаевич продиктовал своей жене и соратнице, неизменному секретарю Евдокии Георгиевне Терешкиной повесть-воспоминание о своей жизни „На рубеже двух веков", давшей название новому сборнику. Кроме художественных произведений, в сборник включены и публицистические выступоления общественного деятеля, например, «ПОСЛАНИЕ К ЯКУТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПО ВОПРОСУ ЗЕМСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЯКУТСКОЙ ОБЛАСТИ».
"Судьбы родного брата Тимофеева-Терешкина Прокопия Тимофеева – одного из первых драматургов Якутии; и племянника Илиадора Тимофеева - Одуор Моруо – поэта и лингвиста, еще более драматичны и трагичны. Придет время, мы возвратим и их имена. Книга „На рубеже двух веков" – еще один шаг к возвращению утраченной памяти. Народ, восстановивший в полном объеме свою память, должен быть уверен в завтрашнем дне", - пишет Матвей Евсеев.
Источник: По материалам Предисловия Матвея ЕВСЕЕВА к книге «На рубеже двух веков».
К 130-летию со дня рождения Михаила Николаевича Тимофеева-Терешкина ТИМОФЕЕВ-ТЕРЕШКИН МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ Последний голова дореволюционной истории Сунтарского улуса, один из первых писателей, публицистов народа саха, крупный хозяйственный и общественный деятель
М.Н. Тимофеев родился 4 декабря 1883 г. во 2-м Нерюктяйском наслеге Сунтарского улуса в семье потомственного купца. Его дед Иван Григорьев (Токур Кулуба), отец Николай Тимофеев (старший сын Токур Кулуба), дядя Дмитрий Тимофеев (младший сын Токур Кулуба) в свое время избирались головами Сунтарского улуса.
После окончания Эльгяйского народного училища в 1896 г. Михаил Тимофеев поступает на учебу в Якутскую духовную семинарию. В семинарии он успешно учится по всем предметам, но вследствие конфликта с инспектором Тихановским,вынужден был оставить семинарию на шестом году учебы, перед самым её окончанием. В архиве духовной семинарии сохранилось заявление Михаила Тимофеева на имя архиерея о том, что инспектор Тихановский обзывает его „якутской мордой, нигилистом и смутьяном".
Заниматься литературными опытами Михаил Тимофеев начинает уже в стенах семинарии, хотя в то время якутской письменной литературы еще не существовало. Из его воспоминаний известно, что в те годы он поклялся сам себе, что напишет на родном языке поэму не слабее „Слова о полку Игореве". Так он чувствовал силу художественного слова родного народа, красоту сказок, легенд и олонхо саха.
Прибыв к себе на родину, он помогает отцу в торговых делах. Весть о революции 1905 года он воспринимает с большим воодушевлением. Видимо, Михаил Тимофеев в то время был близко знаком с В.В. Никифоровым-Күлүмнүүр, организатором „Союза якутов" и состоял в какой-то мере с ними в заговоре. Иначе как объяснить, что на следующий же день после их ареста он отправляет Протест на имя Министра Внутренних дел области с требованием освободить заключенных, мотивируя их действия тем, что они выражали чаяния всего народа, а не свои, личные. Протест был подписан членами трех родов Сунтарского улуса. В деле „Союза якутов" просматривается, что между организаторами действительно был уговор о том, что в случае арестов остальные должны были поднимать народ. В те же дни в газете „Якутский край" Михаил Тимофеев печатает смелое по содержанию стихотворение „Батталлаах дьаһал, үтүргэннээх дьүүл", разоблачающий произвол царских властей. Это произведение является первым стихотворением, напечатанным на страницах периодической печати на якутском языке. Этот факт почему-то до сих пор умалчивается литературоведами.
В 1907 г., после освобождения активистов „Союза якутов", в газете „Якутская жизнь" Михаил Тимофеев под псевдонимом „Нөөрүктээйи" печатает стихотворение „Бүлүү ырыата". Смысл стихотворения остается тем же, что и в первом сочинении, но немного отличается по размеру, и в содержание вклинивается призыв объединиться всем: якутам и восточных, и центральных и западных улусов, чтобы вместе выступить против угнетения. Забегая вперед заметим, что в литературных кругах об этом стихотворении вспомнили в 50-х годах, во времена раздувания „Башаринского дела". Старый, слепой писатель был обозван „махровым националистом" и вынужден был покинуть республику.
Михаил Тимофеев был одним из первых якутских публицистов: его статьи об организации земского самоуправления, о сельском хозяйстве и т.д., не утративших актуальности и сегодня, сохранились на пожелтевших страницах дореволюционных газет.
В 1906 г. он венчается с приемной дочерью улусного головы, купца и мецената Георгия Терешкина. Георгий Петрович, который не имел собственных детей, попросил зятя оформить двойную фамилию, тем самым позаботившись о сохранении собственной фамилии в его потомках. К тому времени Михаил Николаевич становится известным предпринимателем-купцом, собственником магазинов, мельницы и речной пристани.
С 1907 по 1916 г.г. М.Н. Тимофеев-Терешкин – попечитель Эльгяйской школы. В 1911 г. по его инициативе, при финансировании мецената Георгия Терешкина строится Шеинская школа. С 1907 г. он становится бессменным советником своему отцу, ставшему головой улуса. По его настоянию была организована прокладка прямой телеграфной линии Иркутск-Сунтар и далее до Вилюйских улусов.
В 1913 г. он избирается делегатом от Сунтарского улуса в 1-й Областной Инородческий съезд. В Якутске он был представлен обществу политических ссыльных. Емельян Ярославский, пораженный умом, элегантностью и широтой взглядов молодого человека, призывал его „ради будущего своего народа" устроиться и жить в городе. Надо заметить, что дружба этих двух передовых людей продолжалась за всю их жизнь.
В 1916 г., преисполненный блестящих на будущее планов, М.Н. Тимофеев-Терешкин занимает должность головы Сунтарского улуса. В 1917 г. он избирается депутатом в Сибирскую Областную Думу. Едет по раздираемой революционными событиями Сибири в город Томск. Но по приезду узнает, что Дума не работает. Тут он решается исполнить свою давнюю мечту – поступить в юридический факультет Томского университета. Но в 1919 г. он серьезно заболевает и по совету врачей оставляет учебу и выезжает домой (м.б. в свете событий тех лет захотел быть поближе к семье Н.М-С.). По приезду домой, воплощая в жизнь свою детскую мечту, пишет поэму „Модьугу Бөҕө". Следует отметить, что он был близко знаком с основоположником якутской литературы А.Е. Кулаковским-Өксөкүлээх Өлөксөй, состоял в дружбе с А.И Софроновым-Алампа. Он присуствовал на презентации книги „Ырыа-хоһоон" Кулаковского, где состоялась их любопытная беседа. Тимофеев-Терешкин поздравил героя дня и выразил сожаление, что его собственные сочинения „наверное, так и останутся в пыли, не видя солнечного света". На что Алексей Елисеевич подбодрил его, заметив, что „неизвестно, кому повезло больше: ему – с книгой, или ему – с не увиденными еще свет произведениями". Так и случилось: Алексей Елисеевич первым попался под огонь критики литераторов нового времени.
Разразившаяся гражданская война, новая власть, разделившая народ на два непримиримых класса, не только не располагала к печатанию трудов бывшего головы улуса, купца, но не однажды ставила перед ним вопрос о его жизни или смерти. Но Михаил Николаевич не исчез со сцены жизни, не забился в угол, не ушел в оппозицию. Он стал активно принимать участие во всех прогрессивных начинаниях советской власти, поднимал идею мирной политики в гражданской войне. На фотографиях того времени он рядом с Я. Стродом, П. Ойунским, М. Аммосовым и т.д. Молодые руководители революционной власти привлекли его к советской хозяйственной работе, он стал незаменимым советником по вопросам торговли и промышленности. Существует даже запись М.К. Аммосова о том, что „этот вопрос никто, кроме Терешкина, решить не может". Он избирался членом ЯЦИК 2-го созыва, назначался ответственным работником (министром торговли и промышленности) Правительства молодой Автономной Республики, был членом Всероссийской торговой палаты, помощником директора Якутторга, заведующим Иркутской конторой Якутторга. Владея несколькими языками, в том числе английским, устанавливал торговые связи республики не только внутри СССР, но и с Китаем. Он вместе с якутской делегацией, возглавляемой М.К. Аммосовым, возлагал венок к гробу В.И. Ленина в Москве, что запечатлелось на ленте кинохроники того времени.
В 20-х годах руководителями республики очень много сил было потрачено на отстаивание границ республики. Лакомым куском для Дальневосточной Республики был не только золотоносный Алдан, но и северные улусы, поставляющие мягкое золото для страны. Чтобы отстоять эти территории за Якутией, привлечь заготовителей пушнины на свою сторону, республика направляет в Колымо-Индигирский край Тимофеева-Терешкина, хотя здоровье у того было уже расшатонное, наступала слепота. Вследствие его продуманной деятельности на месте, сбор пушнины в эти годы был рекордным, а охотники и рыболовы изъявили желание работать с якутскими властями, а не с дальневосточными. Это сыграло немалую роль в отстаивании интересов Якутии на Севере.
Но несмотря на острую необходимость в нем властей, он всю жизнь терпел несправедливость и предвзятое отношение к себе. Ему недоплачивали, его лишали „голоса", ставили к стенке под дуло пистолета, писали на него доносы, „теряли" присланные в издательство рукописи... Михаил Николаевич проработал на ответственных постах вплоть до потери зрения. Чтобы оставаться полезным семье и будучи слепым, он заблаговременно проучился в Иркутском техникуме на растениевода. Отстранившись от активной деятельности, он по этой вновь приобретенной специальности успешно работал в зерноводческом хозяйстве под Иркутском.
Первые якутские писатели признавали М.Н. Тимофеева-Терешкина как одного из зачинателей якутской литературы. В письме „О состоянии якутской критики" Суоруна Омоллоона от 1949 г. читаем: «После смерти Кюндэ и Бэстинова, критическая дубинка Кулачикова до последнего времени поочередно гуляет по спинам ряда ведущих советских писателей: С.Омоллоона, С.Васильева, М.Тимофеева-Терешкина и т.д.» П.А. Ойунский называл имя М.Тимофеева-Терешкина в числе десяти первых якутских писателей. Им дорожили сибирские писатели, в том числе поэт и переводчик А. Ольхон.
Михаил Николаевич был высокого роста, привлекательной наружности человек, в молодости обладал недюжинной физической силой, мог спеть басом русские народные песни или исполнить якутское олонхо. С женой Евгенией Георгиевной они прожили совместно полвека. Из рожденных четырнадцати детей выжили только пятеро. М.Н. Тимофеев-Терешкин умер в 1957 г. в городе Ангарске.
В Национальном архиве РС(Я) хранится личный архив М.Н. Тимофеева-Терешкина. Кроме рукописей стихов и поэм, привлекают внимание его экономико-этнографические очерки, статьи, переводы, письма и, конечно же, воспоминание о своей жизни «На рубеже двух эпох».
Достойно отметить 130-летний юбилей, отдать дань уважения и признания общественному деятелю, крупному хозяйственному работнику, поэту, прожившему большую и самоотверженную жизнь ради просвещения и процветания родного народа – долг нынешнего поколения. Основные даты жизни и деятельности М.Н.Тимофеева-Терешкина
Основные даты жизни и деятельности Михаила Николаева Тимофеева-Терешкина Составили Н.К. Кузьмина, А.Е. Яковлев
1883 Ноября 22. У инородцев 2 Нерюктейского наслега Сунтарского улуса Вилюйского округа Якутской области Николая Ивановича и Акулины Яковлевны Тимофеевых родился сын. Декабря 18. В Кутанинской Благовещенской церкви священником Трофимом Поповым крещен и наречен именем Михаил. Восприемником был Иван Иванович Тимофеев. 1888 Февраля 23. В возрасте 22 лет от чахотки умерла мать Акулина Яковлевна. Захоронена в ограде Ботомойской Казанской церкви. 1893 Сентября 9. Поступление на учебу в Сунтарское народное одноклассное училище в селе Эльгяй. Учитель Дмитрий Дмитриевич Сивцев. 1895 Апрель. Отец женился на Варваре Андреевне Кокориной. 1896 Май. Окончание Сунтарского народного одноклассного училища со свидетельством. Сентября 1. Поступление в Якутское духовное училище. 1900 Окончание Якутского духовного училища и поступление в Якутскую духовную семинарию. 1902 Апреля 2. Увольнение из второго класса Якутской духовной семинарии и отъезд с отцом из Якутска на родину. Июнь. Избрание составителем земельной раздельной ведомости 2 Нерюктейского наслега Сунтарского улуса. Июль. Работа приказчиком в совместной торговой лавке отца и Саввы Андреева в с. Шея. Август – ноябрь. Первая поездка с отцом и Саввой Андреевым в Бодайбо, для сдачи скота на золотых приисках. Сентябрь. Назначение учителем Кутанинской церковно-приходской школы. 1903 Мая 1. Постановлением Вилюйского отделения Якутского епархиального училищного совета переведен из Кутанинской церковно-приходской школы в Шеинскую церковно-приходскую школу в качестве учителя. Лето. Отъезд в Якутск с намерением продолжить учебу в семинарии, но был вынужден возвратиться домой. По пути на родину на пароходе «Сынок» знакомство с политссыльными. Августа 1. Написано первое стихотворение «Бүлүү тѳрдѳ». 21. Журналом Вилюйского отделения Якутского епархиального училищного совета уволен от учительской обязанности. Октября 1. Написано стихотворение «Таптал туhунан ырыа». 1904 Июня 15. Написана песня «Сүрэх сѳбүлүүрэ». Июня 28. Во время поездки с отцом в Иркутск на станции «Байкал» написано стихотворение «Байкаалга». Осень. Получено письмо И. Жиркова из Якутска с описанием событий романовки. 1905 Февраля 28. Отец Николай Иванович Тимофеев Якутским губернатором на три года утвержден головой Сунтарского улуса. Ноября 21. В ответ на революционные события написано «Послание к якутской интеллигенции по вопросу земского самоуправления в Якутской области». 1906 Января 5. Доклад о свободе слова, свободе собрания, свободе совести на улусном сходе представителей 13 наслегов и инородной управы в числе 150 человек. По итогам схода была подписана «Письмо-петиция «инородцев» Сунтарского улуса Вилюйского округа» на имя императора с требованием упразднения областного и полицейского управления, передачи монастырских и церковных земель якутам, организации самоуправления, отмены ясака, земских сборов и т.д. 7. Написано стихотворение «Кѳҥүл үйэ күѳрэйдэ». 10. В Восточно-Сибирское отделение ИРГО отправлена статья «Летопись начала новой жизни» с описанием происходящих событий в Сунтарском улусе. 28. В Шеинской Георгиевской церкви священником Григорием Мисаиловичем Поповым совершено венчание с Евдокией Федоровной Александровой, воспитанной дочерью Георгия Петровича Терешкина. Апреля 10. Письмо в редакцию «Якутских епархиальных ведомостей» в ответ на статью Ильи Егоровича Попова о проекте земского самоуправления в Якутской области. С мая. Писарь Кугдарского наслега. В этом году. На якутский язык сделаны переводы «Интернационала», «Марсельезы», а также нескольких революционных песен. 1907 Апреля 15. Написано стихотворение «Үлүгэргэ түбэстим». Июня 12. Родилась дочь Антонида (умерла 18 июня). Июля 22. В газете «Якутский край» опубликовано стихотворение «Батталлаах дьаhал, үтүргэннээх дьүүл» Сентября 27. Первая публикация в газете «Якутский край» под псевдонимом Обоюков. В этом году. Сходом родоначальников Сунтарского улуса избран попечителем Сунтарского народного училища в Эльгяе. Поездка в Вилюйск в качестве уполномоченного для избрания выборщиков в Государственную Думу от Якутской области. 1908 Февраля 21. В газете «Якутская жизнь» опубликовано стихотворение «Бүлүү ырыата». Март. Доклад Сунтарскому улусному сходу о необходимости открытия телеграфа от станции Мухтуя до Вилюйска, через Тойбохой, Эльгяй. В этом месяце. Доклад на собрании сельской интеллигенции о творчестве Льва Толстого. Совместно со священником Григорием Мисаиловичем Поповым составлено и отправлено поздравительное письмо с 80-летием Л.Н. Толстому. Август. Поездка на золотые прииски. Со станции Нохтуйск послана поздравительная телеграмма Л.Н. Толстому с подписью «Скотогоны Вилюйского округа». Октября 28. В 240-м номере газеты «Сибирь» опубликовано поздравительное письмо Льву Толстому, посланное от имени интеллигенции Сунтарского улуса. Ноября 21. Родился сын Михаил (умер в ноябре 1909 года). Ноября 26 – декабря 11. В газете «Якутская жизнь» опубликована статья «Экономический обзор Сунтарского улуса». 1909 Переезд с семьей в Эльгяй. 1910 Январь. Родился сын Георгий (умер 25 февраля). В этом году. Попечительством Сунтарского народного училища начато строительство пансиона для учащихся. Председатель комиссии по строительству школы в селе Шея на средства, пожертвованные Георгием Петровичем Терешкиным. Со слов Григория Антоновича Ноговицына «Тимир», инородца 3 Бордонского наслега, записан рассказ о Манчары. 1911 Июля 8. Родился сын Федор. 1912 Июля 24. Родилась дочь Христина (умерла 8 августа 1914 года). 1913 Июля 15. Родилась дочь Валентина. Октября 3. Вручение медали в память трехсотлетия царствования Дома Романовых. В этом году. В 3-м номере журнала «Саха саҥата» опубликована басня «Саhыл уонна тиигир» по мотивам басни Эзопа. Поездка в Якутск на инородческий съезд в честь 300-летия царствования Дома Романовых. Знакомство с Емельяном Ярославским и его женой Клавдией Ивановной Кирсановой. 1915 Май 4. На общем собрании членов Якутского отдела Императорского русского географического общества избран в действительные члены данного общества. Июля 14. Родилась дочь Макрина. Октября 15. Сообщение в Якутский отдел Императорского русского географического общества с описанием арангаса Эчекина. Декабря 14. На общем собрании членов Якутского отдела Императорского русского географического общества решено просить обследовать останки мамонта, обнаруженного на р. Кангар в 120 верстах от Кутаны. В этом году. В первом томе «Известий Якутского отдела Императорского русского географического общества» опубликована статья «Краткое описание до-христианской могилы якута Эчекинь». Письмо в Московское общество потребителей с просьбой выслать руководящие материалы по потребительской кооперации. 1916 Января 22. Приказом губернатора Якутской области утверждено избрание головой Сунтарского улуса на срок с 1 января 1916 года по 1 января 1919 года. Июня 19. Родилась дочь Акулина (Анна). В этом году. По поручению Якутского отдела Императорского русского географического общества выезд в верховья р. Куонгхар на обследование останков мамонта. 1917 Января 26. Объявлена благодарность губернатора Якутской области «за бездоимочное взыскание … сулуса податей и ружного сбора оклада 1916 года». Февраля 15. Предоставлен двухмесячный отпуск с должности головы Сунтарского улуса. Марта 16. Телеграмма о сложении обязанности головы Сунтарского улуса. Май. Выезд в Якутск. Июля 22. Окончена поэма «Дьаардаах эмээхсин». Ноябрь. Избран делегатом Сунтарской земской управы. Декабря 2. Постановлением Сунтарского улусного подкомитета избран членом закупочного бюро по закупке товаров из Владивостока. В этом году. Выработка устава Сунтарского сельскохозяйственного общества и регистрация его в Комитете общественной безопасности. Избрание делегатом в Сибирскую Областную думу, выезд в г. Томск. 1917 – 1920 Член партии Трудового союза федералистов. 1918 Февраль – апрель. Вольнослушатель юридического факультета Томского университета. Май. Избрание заведывающим торговым отделением Сунтарского сельскохозяйственного общества. В этом месяце. Созыв съезда кооперативов Вилюйского округа, по итогом которого был организован Вилюйский союз кооперативов «Вилсоюз». Август. Выезд в Томск. Осень. Крупозное воспаление легких. В этом году. Продолжение учебы в Томском университете. Написана поэма «Модьугу Бѳҕѳ». 1919 Родилась дочь Мария. 1920 Март 14. Написана заметка «Предание о якутском разбойнике Василии Манчары». Май. Родился сын Николай. Июнь. Арест и заключение в Вилюйский домзак. Октябрь. Освобождение по амнистии, назначение продагентом Сунтарского улуса, одновременно работал в ликбезе, читал цикл лекций «Человек», секретарь комиссии по выделению административных единиц Вилюйского округа. Ноябрь 21. Назначен секретарем Вилюйского уездного продовольственного комитета. Декабрь 12. Ревтрибуналом приговорен к десяти годам условного осуждения, к принудительным работам при Вилюйском домзаке. В этом году. Член Сунтарского волостного Совдепа. 1921 Января 15. Назначен бухгалтером Вилюйского уездного ревкома. Апрель. Состоит учителем в красноармейской школе по ликвидации безграмотности среди красноармейцев. В этом месяце. Назначен заведующим продотделом Вилюйского уревкома и по совместительству секретарем уземотдела и бухгалтером Вилюйского УОНО. Мая 10. Назначен заведующим Вилюйского устатбюро. Октября 19. Пожертвование в пользу голодающих Поволжья пяти тысяч рублей. В этом году. Сбор фольклора, помощь брату Прокопию в литературной деятельности. Знакомство с верхневилюйским олонхосутом Бечера, мастахским сказителем Дыбыйар. Высылка в Якутск сборника стихотворений. 1922 Январь. Родилась дочь Татьяна. Марта 24 – июля 25. В период обороны г. Вилюйска санитар военного лазарета. Июля 15. Назначен Вилюйским окружным уполномоченным народного комиссариата торговли и промышленности Якутской АССР. Август. Выезд в Верхневилюйск. Нюрбу, Сунтар для проверки запасов хлебных продуктов. Декабря 29. Избран делегатом Первого Всеякутского учредительного съезда Советов от Вилюйского округа. 1923 Апреля 16. Выезд в Иркутск. Июня 8 – октября 18. Заведующий Иркутской транспортно-заготовительной конторой московского представительства Наркомторгпрома Якутской АССР. Октября 2. Назначен помощником директора Якутторга. Октября 18 – 1924 ноября 1. Занимал должность Представителя Наркомторгпрома Якутии и заведующего Московской главной конторой Якутии. Ноября 5. Встреча с М.К. Аммосовым в Иркутске. Декабрь 10. Выезд в Москву. В этом году. В сборнике «Ырыа-хоhоон» опубликованы три переводных стихотворения. 1924 Января 21. Участие во IIсъезде Советов СССР. В этом месяце. Участие в составе якутской делегации на похоронах В.И. Ленина. Май. Выезд из Москвы и Иркутск. Июнь – июль. Командировка заграницу с целью закупки товаров для Колымской экспедиции и изучения Харбинского рынка. Июль. Возвращение из Владивостока в Иркутск. Августа 15. Возвращение из Иркутска в Москву. Ноября 26. Выезд из Москвы в Якутск. Декабря 23. Избрание членом ЦИК Якутской АССР IIIсозыва. В этом месяце. Встреча с Г.В. Ксенофонтовым в Якутске, изложение преданий о прародительнице вилюйских якутов Джаардаахе. В этом году. Член Восточно-торговой палаты России. Делегат на совещании Промбюро и Губернских Советов Нар. Хоз. РСФСР. 1925 Января 14. Назначен начальником промышленного Управления при Якутском совнаркоме. Июля 23. Назначен помощником директора Якутторга. В этом году. Поездка на родину к родным. Участие на презентации книга А.Е. Кулаковского «Ырыа-хоhоон». Избран членом Совета потребобщества «Холбос». 1926 Февраль. Родился сын Иван (умер в том же году). Августа 24. Назначен заведующим Иркутской конторой Якутторга В этом году. В Иркутске издана книга «Очерки пушного дела в Якутии». Написаны поэма «Байкал кытылыгар» и пьеса «Кырынаастыыр». 1927 Январь. Потерял 85 процентов зрения. Июня 27. Отъезд из Иркутска во Владивосток как ответственный за заготовку пушнины Колымского отделения Якутторга. Июля 15. Отплытие из Владивостока на пароходе Добровольного флота «Ставрополь» на Колыму. Сентября 8. Выезд из Нижнеколымска в Среднеколымск. 1928 Май. Врачебно-контрольная комиссия установила потерю зрения на 85 процентов. Лето. Отплытие из Нижнеколымска во Владивосток. Декабрь. Прибытие в Москву на обследование и лечение зрения. В этом году. Во втором томе «Известий Якутского отдела Государственного русского географического общества» напечатана статья «Приметы якутов Сунтарского улуса Вилюйского округа о погоде». 1929 Окончена работа над рукописями «Вилюйский округ. Экономико-этнографический очерк» и «Колымо-Индигирский край. Экономико-этнографический очерк». 1931 Мая 15. Окончил одногодичные курсы по полеводству института заочного с/х образования ЦК ВЛКСМ и НКЗ СССР. Июня 1. Поступил техником по борьбе с сельхозвредителями на территории Восточно-Сибирского края. Ноября 12 – 1932. Апреля 7.Работал заведующим хозяйством Иркутской конторы Якутского союза кооперативов «Холбос» Декабря 15. Увольнение с работы по состоянию здоровья и обработка материалов книги «Промысловые звери и птицы Якутии и охота на них». 1932 Июня 1. Принят Иркутским уполномоченным по организации перевалочно-транспортных баз и перевозки грузов по Восточно-Сибирскому краю государственного треста по дорожному и промышленному строительству «Дальстрой». 1933 Декабря 14. Уполномочен Восточно-Сибирским краеведческим обществом провести работу по организации районного бюро краеведения в Жигаловском районе Восточно-Сибирского края. 1934 Ноябрь. Полная потеря зрения. 1935 Апреля 8. Увольнение с работы системы якутских организаций. 1936 Смерть любимого внука, сына Анны. 1938 Февраль. Поездка в Москву для лечения зрения. Июля 12. Вступил в члены Якутского отделения Всероссийского общества слепых. 1939 Смерть дочери Анны. Полная слепота. Избран членом Союза писателей Иркутской области. 1940 Мая 22. Окончена поэма «Манчаары». 1941 Апреля 1. Умер отец Николай Иванович Тимофеев. 1942 В Иркутске издан сборник «Якуты на войне: импровизации». Избран членом Союза писателей СССР. 1943 В Якутске тиражом 3000 опубликован сборник «Сахалар сэриигэ (инпровизациялар)». 1944 Июля15. Приезд в Якутск с родными и поэтом, переводчиком А. Ольхоном по приглашению якутского правительства. Июля 26. В здании Якутского музыкального драматического театра состоялась встреча М.Н. Тимофеева и А. Ольхона с писателями, работниками печати и искусства г. Якутска (присутствовало свыше 200 человек). Октября 21. Постановлением жюри конкурса на лучшую художественную книгу для детей рукопись «Военные легенды якутов» рекомендована к изданию Государственному Издательству Детской Литературы Наркомпроса РСФСР с выдачей автору поощрительного вознаграждения в размере трех тысяч рублей. В этом году. В Якутске тиражом 2500 опубликован сборник «Сахалар тыылга: инпровизациялар». В Иркутске издан сборник «Якуты в тылу: импровизации». 1946 Марта 16. Вручена медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В этом году. В Иркутске издан сборник «Сказанья о вождях». 1947 Июня 29. Указом Президиума Верховного Совета ЯАССР награжден Почетной грамотой «За достигнутые успехи в развитии сельского хозяйства, промышленности, науки, культуры и искусства Якутской АССР». 1948 В Якутске в серии «Библиотечка якутской советской литературы» издан сборник «Песни борьбы и труда (стихи и поэмы)». В издательстве «Детской литературы» издан сборник стихов «Созвездие смелых». 1950 В Якутске тиражом 4000 опубликован сборник стихов и поэм «Коммунизм саhарҕата». 1952 В Иркутске в серии «Библиотека сибирского писателя» опубликован сборник стихов «Избранное». В Москве в издательстве «Советский писатель» издан сборник «Простые песни: стихи и сказания». В Новосибирске напечатана книга «Якутские сказки». 1953 Августа 22. Принят членом Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. 1954 В Москве в издательстве «Детгиз» издана книга «Таежный календарь: стихи для детей младшего школьного возраста». Переезд на жительство из Якутска в Иркутскую область. 1957 Июня 22. Окончание работы над мемуарами «На рубеже двух эпох». Октября 6. Смерть Михаила Николаевича Тимофеева-Терешкина в городе Ангарске Иркутской области. Назад