Main » 2013»Ахсынньы»23 » национальную политику нельзя разрабатывать, рассматривать и реализовывать в отрыве от региональной политики, в том числе от задач бюджетной
национальную политику нельзя разрабатывать, рассматривать и реализовывать в отрыве от региональной политики, в том числе от задач бюджетной
13:30
Михаил Николаев: Не думай о другом человеке плохо
23 декабря, 10:32ИА SakhaLife Полемика вокруг страшных событий в Бирюлеве, Кондопоге, Пугачеве, других нашумевших городах и селах не умолкает. Свои рецепты лечения болезни общества и государства предлагают политики, ученые, общественные деятели. Сегодня об этом размышляет первый Президент Республики Саха (Якутия), член Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Михаил НИКОЛАЕВ.
Михаил Николаев: Прилетаю в свою родную Якутию... И снова люди спрашивают, как там в Москве, в Питере с национальным вопросом? Они недоумевают — ведь у якутов издревле повелось: «Не думай о другом человеке плохо, не говори о другом человеке плохо, не делай другому человеку плохо». Мы воспринимаем дружелюбие, благородство, широту и открытость души как естественное проявление характера сильного и здорового человека. Кто не наслышан о доброте, которая сродни наивности, о великодушии, щедрости, заботливости и других прекрасных душевных качествах северян? Даже не любимые мной анекдоты о неотесанном чукче волей-неволей свидетельствуют именно о лучших человеческих качествах, наивности перед лицом циничной цивилизации и о неиспорченности нравов народов Севера...
РФС: Но ведь, как заметил недавно Председатель Государственной Думы РФ Сергей НАРЫШКИН, — умение жить в согласии друг с другом является конкурентным преимуществом России. На протяжении всей истории нашей страны люди разных национальностей вмести жили, учились, работали, создавали семьи, вместе строили и защищали свое единое государство.
Михаил Николаев: Верно подмечено. А еще на том «круглом столе» Сергей Евгеньевич заглянул вглубь нынешних проблем, подчеркнув очевидное: Россия не только многонациональное, но и федеративное государство, а часть субъектов Федерации сформированы по национальному принципу, в силу чего национальную политику нельзя разрабатывать, рассматривать и реализовывать в отрыве от региональной политики, в том числе от задач бюджетной децентрализации. Моя больная тема...И когда кто-то говорит, что деньги ему посылает Всевышний, в ответ раздаются раздраженные возгласы: «Хватит его кормить!» Действительно, задача центра не раздавать регионам хорошо приготовленную рыбу, а финансировать производство удочек. Тем паче, народы у нас талантливые, мастеровые, до работы охочие. И соблюдать принцип справедливости, дабы все провинции развивались в равных условиях, и не было бы ни у кого привилегий.
РФС: Михаил Ефимович, сейчас много разговоров о воссоздании Министерства по делам национальностей, либо комитета или института уполномоченного...А вы как полагаете, что нужно предпринимать в первую очередь?
Михаил Николаев: Согласен. Но в первую очередь необходимо реально бороться с ошеломляющей коррупцией. Зримо, наглядно, жестко. Чтоб никому не было повадно. Невзирая на лица. В ней корень зла. А потом уже размышлять о новых министерствах... На втором месте — образование, культура. Здесь мы многое растеряли. В XVII веке первая встреча коренных жителей Якутии с представителями западной цивилизации оказала во многих случаях негативное воздействие на естественный стиль жизни. Запад принес на Север алкоголь, табак, наркотики, азартные игры, невиданные доселе болезни — туберкулез, оспу и многое другое, весь «букет» сорняков цивилизации.
Естественный уклад жизни был сильно подорван. Вместе с тем пришли новые знания, расширились горизонты мироздания, стали доступны лекарства и передовые традиции науки и культуры старого света. Ужасы конфликта цивилизаций сопрягались с радостью открытия нового и неизведанного, в этом обмене культур были заложены семена возрождения. То есть толерантность на «северах» была предопределена самой природой, естественным ходом событий. И при советской власти с национальным вопросом не было практически никаких проблем. Но XXI век преподнес нам достаточно сюрпризов. И прежде всего, как многие теперь убедились, у нас в запущенном состоянии находится образование. Если в 1990 году, по признанию ЮНЕСКО, наше образование было лучшим в мире, то ныне похвастаться нечем. Школы ежегодно закрываются тысячами, только в прошлом году закрылись двери 2400 школ. Зарплата молодого учителя где-то совсем мала...Педагогами работают практически одни женщины пенсионного или предпенсионного возраста. Честь им и хвала! Но скоро они уйдут, кто их заменит? Дальше так продолжаться не может. Государство обязано поднять престиж профессии учителя на должную высоту, чтобы в школу шли самые талантливые, высокообразованные люди.
Семейное воспитание — краеугольный камень в становлении личности.
Не случайно вместе с соратниками 10 лет тому назад я создал национальный общественный комитет «Российская семья», который многое сделал на уровне регионов по решению проблем семьи и детства. Но безработица — 30-40 процентов на некоторых территориях... А ведь экономический фактор всегда выше, тем более сегодня, чем политика и даже идеология. А где у нас отражена экономическая политика федеративного устройства?.. Тем не менее, в свете крайне негативных событий последних лет нам придется разработать и принять закон о патриотическом и интернациональном воспитании в семье, в учебных заведениях, предусматривающий ответственность родителей, педагогов.
И мы обязаны иметь общественный договор народов России по межнациональному согласию, специально провести форум или конгресс российской интеллигенции. Именно интеллигенции. Простой народ, особо подчеркну, что на Кавказе, что в тундре, понимает — жить надо только в мире и согласии. Но есть и определенная прослойка, у которой в голове совсем другое... Их пригласить и заключить договор. Всенародно! И хорошо осветить в СМИ, Интернете. Что неизменно беспокоит людей больше всего? Несправедливость и в большом, и в малом. Субъекты, повторюсь, очень неравномерно развиваются. Этому способствует политика, которая проводится в экономике. РФС: Весьма болезненный вопрос — русский...
Михаил Николаев: Я с горечью смотрел итоги переписи населения России: в некоторых регионах русская нация, которая цементирует наше государство, российское государство, составляет всего 0,5 процента, один процент, два процента. Что будет с этими территориями? Кто принесет туда русский дух, русскую философию, культуру? Мои коллеги высказываются по этому поводу однозначно: нужен федеральный, а может быть, даже конституционный закон «Об основах национальной политики в нашей стране». И нечего стесняться, раз и навсегда четко прописать в первой статье этого закона, что «русский является государствообразующим народом».
Это будет объективно и справедливо! В стратегии национального развития есть такая витиеватая попытка как-то эту мысль сформулировать. Мол, влияющая роль русских оказывается на государство, «системообразующим ядром которого исторически выступает русский народ...». Откровенно и прямо высказался на сей счет предстоятель Русской православной церкви: «Столкновения, которые произошли недавно в московском микрорайоне Бирюлево, показывают: глухота власть имущих к требованиям народа, нежелание искать совместное решение проблем чрезмерной миграции и связанного с ней криминала, а также подчас вызывающего поведения приезжих уже сейчас выводят ситуацию на грань критической черты», — заявил Патриарх Кирилл на заседании XVII Всемирного русского народного собора (ВРНС) в Москве. И далее: «Если позиция русского большинства и дальше будет игнорироваться, в выигрыше останутся только разрушители России, провокаторы с обеих сторон, не оставляющие попыток столкнуть лбами этносы и религии». Одновременно не могу не дополнить мною глубоко уважаемого Патриарха, нельзя игнорировать и интересы других народов многонациональной России, всячески способствовать развитию их родных языков, культуры, изучению истории!
«Недопустима дерусификация регионов. Следует законодательно ввести ответственность глав субъектов РФ в вопросах сохранения и укрепления межнационального согласия»
РФС: Отдельная тема по возвращению наших соотечественников на историческую Родину. Эксперты утверждают, что эта программа полностью провалена! Что планировалось и что сделано реально?
Михаил Николаев: Мизер. Фактически дорога в Россию соотечественникам закрыта, сюда никто не едет, потому что людей никто не ждет, необходимых и солидных подъемных нет, как нет и жилья, работы. Огромная проблема для 25 миллионов человек, проживающих в странах СНГ, многие из них хотели бы жить и приносить пользу исторической Родине. Нужна новая эффективная программа, иначе история нас причислит к Иванам, не помнящим родства. В новом законе эту программу следует обязательно тщательно прописать, найти источники финансирования.
Миграционная политика призвана носить исключительно трудовой характер и ориентироваться на нужды тех или иных регионов в определенном количестве рабочей силы. А разве нельзя при российских посольствах в тех странах, откуда идет наибольший поток мигрантов в РФ, открыть кадровые агентства, которые непосредственно занимались бы подбором тех специалистов, которые нами востребованы? Если же кто-то едет к нам по личному приглашению, то по примеру других стран Европы и США, отслеживать, кто прибывает, зачем приглашается, кто будет обеспечивать содержание этого мигранта на территории нашей страны и четко контролировать время пребывания. При этом трудовые мигранты имеют право прибывать исключительно в те регионы, куда они были направлены соответствующими кадровыми агентствами. Но мы не можем забывать, что мигранты в основной своей массе — это тоже наши соотечественники, пусть и бывшие, нужно заботиться об их правах и нуждах.
РФС: В мае 2012 года Президентом РФ был издан Указ «Об обеспечении межнационального согласия», в соответствии с которым предписывается введение обязательного экзамена по русскому языку, истории и основам законодательства РФ для трудящихся мигрантов. В Указе предписана разработка комплекса мер, направленных на активизацию работы по пресечению деятельности организованных преступных групп, сформированных по этническому принципу.
Михаил Николаев: Термин «этническая преступность», к сожалению, уже довольно прочно вошел в нашу жизнь, пора придать ему легальный, официальный статус, произведя изменения и дополнения в Уголовном кодексе. Потенциальных мигрантов тщательно проверять не только на их принадлежность, но и на склонность к криминалу. Это общемировая практика. Не пускать мигрантов, которые однажды нарушали наши законы и законы собственной страны, любых других стран. Проверить это не так сложно. Криминал в лице мигрантов — головная боль. Пока же, оставаясь без присмотра, большинство диаспор, да и некоторые землячества, являются ядром формирования замкнутых этнических, насквозь криминализированных групп.
В новом законе также нужно прописать необходимость снижения социального и имущественного неравенства граждан за счет сбалансированного развития регионов. Согласитесь, представляются довольно странными огромные дотации, которые выделяются отдельным регионам нашей страны. Мы не можем мириться с существованием государств в государстве, где местные обычаи превалируют над федеральным законодательством. Недопустима дерусификация регионов. Следует законодательно ввести ответственность глав субъектов РФ в вопросах сохранения и укрепления межнационального согласия. И все-таки главное, повторюсь, что предопределяет напряженность в обществе, — социальная несправедливость и тотальная коррупция снизу доверху. Помимо властей, ответственность за мигрантов не могут не нести и работодатели, считает спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко. К этому добавлю— законодательно предстоит определить ответственность работодателей: они должны предоставить работникам сносные условия проживания, общежития или съемные квартиры. Установить минимальный уровень зарплаты, который соответствовал бы прожиточному минимуму, медицинское страхование. Действительно, «бирюлевский вопрос» вскрыл общие проблемы, волнующие общество.
РФС: «Нелегальные мигранты заполняют так называемые резиновые квартиры, не проходят медицинского освидетельствования, не имеют никакого страхования. И это, безусловно, источник серьезного напряжения в обществе», — отметила Валентина МАТВИЕНКО. И высказывалась за ужесточение миграционного законодательства.
Михаил Николаев: И я, и большинство моих коллег, парламентариев, двумя руками «за», но на первом месте в этом законе поставить борьбу с коррупцией. Поскольку и работодатели, и сами мигранты легко откупаются от полиции, миграционной службы, других силовых и даже властных структур. Что и вызывает волнения населения. Раздаются и такие голоса: сколько мигрантов, столько и диверсантов... Между тем, в Европе политика мультикультурализма провалилась. А нам ничего не остается, на мой взгляд, как ужесточить контроль работодателей, повысить их ответственность, вплоть до уголовной. При формировании квот миграционной службой мы не можем руководствоваться пожеланиями работодателей. Общество должно точно знать, сколько приедет мигрантов, на какой срок, где они будут жить, работать. В каких условиях? Все ли у них в порядке с законом, со здоровьем? Каков экономический эффект?
РФС: Во всех национальных конфликтах, которые были после Кондопоги и в самой Кондопоге, четко и ясно прослеживается именно коррупция, которая приводит к безнаказанности, вседозволенности и параличу органов власти.
Михаил Николаев: Некоторые мои коллеги в Государственной Думе считают, что есть все основания предполагать: события в Бирюлеве — это только начало, ведь причина возникновения межнациональных конфликтов всюду одна и та же — массовая незаконная миграция, прикорм диаспорами представителей местной власти и правоохранительных органов, разгул этнокриминальных банд и их крышевание правоохранителями. В итоге — неотвратимость наказания, ответственность перед законом при совершении преступления для коренных жителей, русских, и полная безнаказанность для заезжих банд и убийц. Эксперты обратили внимание на то, что масштабные беспорядки на межнациональной почве происходят по стране с интервалом в несколько месяцев, в конце концов, промежутки между пиками сократятся до нескольких недель, и во время одного из эксцессов количество перейдет в качество.
РФС: В некоторых регионах нет такой проблемы. Как в Якутии... Есть и соседняя страна, где ее нет, — Беларусь, почему бы у нее не поучиться? Пусть передаст нам свой опыт, а, может быть, белорусские специалисты и возглавят наши федеральные структуры.
Михаил Николаев: Были предложения — подключить к решению этой проблемы наши уважаемые конфессии, диаспоры, но начинать надо с правительств этих стран — лидеров по миграционной преступности. А статистика такова: граждане Узбекистана совершают 50 процентов всех нарушений, преступлений, относящихся к правонарушениям мигрантов, Таджикистана — 23 процента, Азербайджана — 12, Киргизии — 10 , Грузии — 3, Китая — 1. Резонный вопрос: у нас созданы межпарламентские группы, почему они не работают над этой проблемой? Есть и тактические предложения — внесен законопроект об обязательной дактилоскопии на границе. А в связи с огромным потоком наркотиков через мигрантов предлагается ввести наказание в виде пожизненного заключения для наркодилеров, отказаться от условнодосрочного освобождения для всех иностранных граждан. И ужесточить персональную ответственность каждого начальника полиции, начальника силового ведомства, обезвредить коррумпированных оборотней в погонах, непременно депортировать нелегальных мигрантов. 30 процентов всех средств бюджета уходит на оборону и безопасность, на силовые ведомства — армию, полицию, ФСБ, ФМС, ФСКН… Им и карты в руки.
Источник: Михаил ВОЛКОВ, журнал Российская Федерация сегодня № 24 декабрь 2013 г.