«Год культуры – это не год денег» - министр культуры Якутии Андрей Борисов
24/12 09:33 Якутия. 24 декабря. NVpress - Объявленный в России Год культуры вызвал много вопросов. Неужели, наконец, о культуре вспомнят и даже поддержат; как Якутия вступит в этот объявленный чиновниками годовой субботник; какие проекты развернутся перед нами – об этом в интервью министра культуры и духовного развития республики Андрея Борисова. «Культура – это идеология» NV: 2014 год в России официально объявлен Годом культуры. Давайте разберемся, что такое культура? А.Б.: Культура - это коллективная память нации. Любой человек пытается сохранить в памяти прошлое и настоящее, и спрогнозировать будущее. Более того, культура - структурообразующее явление. Одной из главных миссий культуры является задача структурирования общества. Это делается с помощью наших национальных праздников, которые организовывали, упорядочивали общество, начиная от простого поведения, завершая духовным аспектами. Таким образом фиксировалась народная память в сфере культуры. NV: Будет ли в нашей жизни больше культуры?
А.Б.: В советское время считалось, что культура и есть идеология, поэтому работников культуры называли бойцами идеологического фронта. Сегодня другое время. В Конституции РФ сказано, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Нужно понимать, что культура - это идеология. Правда, не партийная и не политическая. Культура является духовной идеологией, духовной сутью человека, его сознанием, его памятью. Она есть главная основа государства. Если у граждан государства нет идеалов, значит, нет идеалов у государства. Идеалы – это душа общества.
Сегодня, после общественных катаклизмов, межнациональных и межконфессиональных распрей, государство, наконец, обратило внимание на культуру, на ее роль в обществе.
В улусы направятся войска культуры
NV: Год культуры объявлен для «привлечения внимания общества к вопросам развития культуры». Как вы планируете привлекать внимание?
А.Б.: Наша задача - развернуть общественно-государственное сотрудничество в сфере культуры, потому что государство не может обеспечить в полной мере все возрастающие духовные потребности нашего общества. Только с помощью партнерства мы сможем держать духовную культуру и коллективную память общества на том востребованном уровне, который нужен сегодня. Вторая задача – поддержать и задействовать деятелей культуры и искусства в проектах. Дело в том, что к этому времени завершается огромный этап культуры в республике. И надо осмыслить этот этап, подвести итоги. Перед культурой республики раскрываются новые горизонты.
NV: Какие мероприятия нас ждут?
А.Б.: Указом президента республики образован комитет по подготовке мероприятий, посвященных году культуры, руководит которым Феодосия Габышева. Буквально на днях будет утверждена концепция Года культуры.
В концепции мы представили проведение Года культуры в виде пирамиды. Подножье – это сакральная география, священные места, озера, горы. Второе – календарные праздники народов Евразии. Третье – «Ойкумена культуры», подразумевающая подразумевает выявление и продвижение культурных анклавов. По семи зонам республики будут направлены войска культуры. Еще очень важное направление – я называю их праздники разных аспектов культуры – это проведение Дней музеев, театров, профессиональные праздники. При их проведении не акцентируется роль человека культуры. Почему мы не можем выявлять как в Японии, где человек провозглашен национальным сокровищем. У нас есть удивительные люди, носители традиций, энтузиасты дела.
Сейчас в республиканских учреждениях культуры появилась молодежь. Это результат работы АГИИК. Кроме того, необходимо поддержать талантливую молодежь. Вершину концептуальной «пирамиды» составляют долгосрочные проекты, приуроченные к столетию республики. Это проект «Музыка для всех», Международный центр Олонхо, создание сети многофункциональных центр культуры и другие.
«Это не год денег»
NV: Наконец обратили внимание на сферу, финансируемую по остаточному принципу. Вы ожидаете финансовых вливаний?
А.Б.: Меня удивляет, что как только речь идет об объявленном Годе культуры, то сразу же вопрос переводится в финансовую плоскость. Это же не год Министерства финансов, и не год денег.
NV: Тем не менее, год культуры это не только реализация творческих проектов, но и создание условий работников культуры. Будет ли повышена им зарплата? Чего им ждать? Насколько она ниже средней по республике?
А.Б.: Зарплата культурных работников указом президента России доводится к 2018 году до средней по экономике региона. Нам сложнее догонять ее, потому что в других регионах зарплата гораздо ниже. Сейчас, по плану, зарплата в республиканских учреждениях должна быть доведена до 25,5 тысяч рублей. Мы опережаем график. Сегодня средняя зарплата составляет уже 28 тысяч.
В селах сложнее. Многие главы улусов по привычке держат культуру на задворках. Кроме того, имеется нюанс – в сельских улусах от 30-50%, а в некоторых улусах до 70% количество работников культуры занимает вспомогательный состав.
Народный эгрегор
NV: В селах остались работники культуры?
А.Б.: У нас вся система культуры наиболее сохранена в сравнении с другими регионами России. Когда я говорю в Министерстве культуры России о том, что за последние годы в Якутии возведено 160 объектов культуры, то там ахают. В Якутии сохранились практически все библиотеки и музеи. В последние десять лет я не помню такого случая, чтобы где-то закрылось учреждение культуры.
Скромничать не буду, это и заслуга министерства культуры, но не только. Главное, имеется воля народа к культуре. Это уникально. Я убежден в том, что ни в одном регионе на собраниях народом не поднимается столько вопросов о культуре, о поддержке и финансировании культуры.
NV: Чем это объясняется?
А.Б.: Объясняется народным эгрегором – коллективным бессознательным. Сейчас со всей мощью разворачиваются глобализационные процессы, которые несут и положительные и отрицательные изменения. Народ интуитивно чувствует, что с одной стороны, можно сесть в этот все убыстряющийся поезд и помчаться вместе со всеми. С другой стороны, народ понимает, что если он не будет сохранять свою идентичность, то эти глобальные процессы сотрут его с лица земли.
NV: У нас стремительно развивается кинематограф. Как вы думаете, якутское кино это особое кино?
А.Б.: Считаю, что у якутов особое видение, особый взгляд. Я всегда знал, что кино - это наше дело. Представьте, в 90-е годы, когда по коридору «Мосфильма» бегали голодные собаки, мы создали кинокомпанию «Сахафильм». Мы отправили на учебу ребят, выучили их.
Кстати, недавно приезжал молодой человек, он снимал сюжет по поводу кинобума в Якутии сюжет. В Минкульте ему посоветовали обратиться за комментарием ко мне. Он замахал руками: только не он, он же сумасшедший, он же начнет опять про свое олонхо говорить (смеется).
Несмотря на это я повторю, что кино развивается, потому что кино нам близко. Потому что в основе нашей культуры, взгляда на мир лежит великий эпос. В Олонхо заложено монтажное мышление, которое требуется в кино. Наш эпос является визуализацией сакрального мышления.
В моем фильме «Чингисхан» собраны почти все творческие и технические силы республики. Мне предлагали задействовать москвичей, но я говорил, что будут работать только наши. В результате они набили руку, нарастили мышцы, и поняли, что не боги горшки обжигают.
О том, что наш фильм востребован, можно судить по тому, что его показывают в 56 странах мира. Я каждый раз советую пересмотреть его, чтобы увидеть, понять глубины, которые он сдвинул. После нашего фильма, давшего импульс по всем направлениям не только у нас в республике, фильмы стали снимать в Бурятии, Туве, Хакассии.
NV: Что нужно сделать, чтобы фильм профинансировали?
А.Б.: С финансированием всегда были проблемы. И на самом деле это правильно, все-таки кино это государственно-частное дело. Упускать кино из виду государство не имеет права, потому что кино мощный инструмент.
Тем не менее мизерно, но финансирование идет. Скоро будет подписана Концепция кино, в которой предусмотрены горизонты, направления и ориентиры развития кино.
В наших планах организовать кинопрокат. Мы начинаем создавать киносеть для проката. Открываются кинотеатры в Вилюйске, в Чурапче, в Горном районе. Это позволит режиссерам заработать. Они могут, к примеру, снять кино за 500 тысяч рублей, а с помощью проката заработать пять миллионов, и снимать дальше.
NV: В чем секрет вашего политического долголетия? В творчестве? Чиновничество не убивает творческое начало?
А.Б.: Я ставлю спектакль, который называется культура, в течение 23 лет. Профессия режиссера на 90% состоит из организаторской деятельности, и всего на 10 % состоит из творчества. Министр и режиссер - смежные занятия. Режиссер – это человек, который проектирует будущий спектакль, он видит, где будут спады и подъемы, где будет апогей, назначает роли, и может предвидеть успех и аплодисменты, а значит, спрогнозировать итоги своей деятельности.