Тем более это было страшно осознавать, так как за несколько дней до этого я видела этих оленей на том же пастбище недалеко от Тикси, любовалась на слете оленеводческих хозяйств их красотой, восхищалась быстрой ездой, нарядной упряжью, в каждом причудливом узоре которого чувствовалась добрая рука талантливых мастериц Кюсюря. Несмотря на то, что своенравные олени иногда скидывали своих ездоков или бежали в обратном от финиша направлении, увозя своего хозяина далеко от вожделенного приза, все смеялись, были рады от того ощущения праздника, который нам подарили в те дни олени. На моих фотографиях они еще живы...
После праздника…
А через несколько дней, 7 апреля, неизвестные примерно в 20 километрах от Тикси расстреляли 30 оленей, принадлежащих МУП «Булунское» из села Кюсюр. Это были именно те олени, которые заняли первое место в главных гонках слета. Выносливые животные прошли со своими хозяевами 320 километров от Кюсюря до Тикси, чтобы победить… и найти свою смерть.
По данным следствия, в результате расстрела 19 оленей погибли сразу, 11 было ранено. Оленеводы пытались выходить раненых, но тщетно. Пришлось пустить под нож.Домыслов по поводу того, кто убил оленей, прозвучало много. Но было ясно, что стрелявший или был сильно пьян, что не мог различить дикого оленя от домашнего сородича, либо приезжий человек, никогда не видевший оленей ни в дикой природе, ни в стадах. Ведь так близко к Тикси дикари не подходят. Местные это прекрасно знают, как и то, что в те дни в Тикси проходил слет, и оленеводы пригнали сюда своих питомцев. Кстати, некоторые хозяйства все дни слета держали своих оленей возле подъездов и это тоже все могли видеть.
Было однозначно и то, что оленей убили специально, так как в ночь в тундру никто с ружьем крупного калибра забавы ради в тундру не поедет. Тем более, что сроки охоты на дикого оленя закончились 15 марта. Возможно, стрелки не осознавали, что стреляют в домашних оленей. Поняли это только освежевав тушу и обнаружив чипы на ушах. Испугались содеянного и сбежали, прихватив всего лишь четыре туши.
Первоначальный осмотр местности показал, что стреляли из крупнокалиберного ружья. Именно это обстоятельство натолкнуло многих выдвинуть версии, что это были или военные, которые не знают сроков и путей миграции дикого оленя в Булунском районе, или обиженные за поражение в гонках оленеводы из других хозяйств, у которых имеются такие же ружья.
Из ЯСИА:
«Судя по ранам, их расстреляли из крупнокалиберного ружья. Всего мы привезли на слет 80 оленей, 30 потеряли. Это преступление, которое не укладывается ни в какие рамки. Домашний скот никто никогда вот так не убивает», — говорят возмущенные кюсюрцы. Они призывают правоохранительные органы тщательно расследовать данное преступление и найти злоумышленников, которые сотворили такое. «Мы живем и работаем в тяжелейших условиях, для нас важен каждый олень. Никак не ожидали, что кто-то может так поступить», — отметили оленеводы.
Кто оказался преступником?
Через месяц после происшествия во время выездного заседания рабочей группы депутатов Ил Тумэн в Тикси заместитель прокурора Булунского района Раиса Кислицына доложила, что были назначены ветеринарные экспертизы, проведён ряд баллистических и других экспертиз предметов, найденных на месте преступления. «Результаты экспертизы ещё не поступили. Обвинение будет предъявлено после поступления результатов экспертиз. Двое предполагаемых мужчин, которые совершили это преступление, изъявили желание возместить ущерб».
Также она озвучила, что расследование осуществляется следователями Следственного управления Следственного комитета России по Якутии и находится на особом контроле прокуратуры района и республики. Тогда же внешний управляющий МУП «Булунское» Лена Баишева сообщила, что сумма ущерба от расстрела оленей составляет 1 млн 440 тыс. рублей. Однако прозвучали предложения, что эта сумма должна быть значительно выше, так как расстрелянные олени были ездовые, отобранные и прошедшие специальное обучение.
«Два друга поехали на охоту. У них были нарезные охотничьи ружья, и они перепутали домашних оленей с дикими. Сейчас оба дают признательные показания и добровольно согласились выплачивать компенсацию хозяевам оленей». «Известно, что сотрудник МВД – это начальник дежурной части. Другой – военный из части №445. Могли быть и нетрезвые, ведь они почти что местные ребята.
Тут, видите, какое дело, МВД уже заявило, что стрелявшие были не из числа их сотрудников, и готово пойти до конца. Поэтому дело нужно предать широкой огласке, чтобы не замяли», — отметил житель Тикси, имеющий отношение к расследованию, но тоже пожелавший остаться не названным, - сообщили ЯСИА.В деле поставлена точка: дело прекращено!
Отделом МВД России по Булунскому району уголовное дело №16331 по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 167 УК РФ (умышленное уничтожение чужого имущества, если деяние повлекло причинение значительного ущерба) было возбуждено, следственные мероприятия проведены. Затем это же дело было передано в Арктическое МСО СУ СК России по РС(Я). После, объединенное под номером 05/38/0017-16Д и с обвинительным актом было рассмотрено Военной прокуратурой Якутского гарнизона.
А на днях стало известно, что в связи с возмещением ущерба и примирением сторон уголовное преследование виновных в расстреле оленей прекращено. Конечно, никто не хотел отправлять мужчин в тюрьму. Как бы то ни было, они пришли с повинной, раскаялись в содеянном, возместили ущерб и принесли извинения потерпевшей стороне.
Вызывает вопрос то, что олени, принадлежавшие МУП «Булунское», к концу расследования оказались собственностью частных лиц. В связи с этим МУП не признано потерпевшим в результате расстрела оленей. Иск предприятия оказался ничтожным, а сумма возмещенного ущерба скукожилась по сравнению с озвученной ранее в два раза. Да и само преступление в этом случае получается совершено не против муниципальной собственности, а частной, которая уже воспринимается как более мягкое. И тут приходят на ум другие схожие дела, отношение к которым со стороны правоохранительных и следственных органов отнюдь не такое гуманное.
Жила-была община охотников на дикого оленя. Тоже в Арктическом районе. Женщина, да два опытных старика – охотника. Всем под 70 лет. Года четыре назад старики на славу добыли оленей. А олень все идет и идет. В это время в соседнем районе оставались невостребованными лицензии, дикарь по их территории не прошел. Вот и вышли охотники к Главам районов и договорились те, что мясо нужно заготовить и закупить у удачливых соседей. Последние по предложенной схеме добыли соседям по их лицензии 50 оленей.
Но тут дорогу им пресекла прокуратура. Завели дело. Объяснили охотникам, что де не положено на этой территории охотиться с лицензиями соседнего района. В итоге возбудили уголовное дело на руководителя общины, а Департамент охотничьего хозяйства наложил на стариков штраф в сумме 2 миллионов 205 тысяч рублей. С помощью юристов община смогла сократить сумму штрафа. Но незначительно. Так и длится по сей день эта тяжба. В общине недоумевают: «За что? Где нам взять эти деньги?»
Вот и получается, что кто-то, организовав официальную охоту на дикого оленя, соблюдая регламент и сроки, попадает на миллионный штраф. А тут налицо умышленный расстрел домашних оленей…Лена Баишева, внешний управляющий МУП «Булунское»:
- Какова реальная сумма ущерба?
- По первоначальным подсчетам 45 тысяч за голову.
- Как муниципальные олени оказались частными?
- На слет от МУПа я направила оленей с указанием в приказе количества животных. Понятно, что каждого оленя прописать по кличке я не могла. Речи о том, частные они или муниципальные тоже не было. В стадах рядом пасутся и те и другие. Оленеводы сами отбирали оленей. После того, как все это случилось, за оленеводов заявление написала я, как внешний управляющий МУПа.
А потом вдруг оленеводы один за другим стали признавать убитых оленей собственными. Говорят, что в это же время они стали получать деньги за убитых оленей. Слышала, что по 30 тысяч за голову. Узнав, об этом, я посоветовала оленеводам, что кроме этого должен быть возмещен и моральный ущерб. Они не прислушались. Если олени оказались частные, то и дело хозяев во сколько оценивать собственность. Когда все оленеводы получили возмещение, я забрала свое заявление.
- Что Вы думаете о случившемся по прошествии времени?
- Обидно за оленеводов, если так легко можно их унизить, запросто убивать их домашних животных.