Марианна МЫРЕЕВА, Елена ТИХОНОВА
Вчера состоялся дебют Евгения Чекина в качестве кандидата на должность премьер-министра. Глава республики Егор Борисов лично представил его депутатам на расширенном заседании парламентского Комитета по государственному строительству.
Забегая вперед, скажем, что острая необходимость присутствия (подстраховки) Ил Дархана менее чем через час стала до неприличия очевидной.
Дебют состоялся при полном аншлаге, что даже не хватало мест.
Первым делом Егор Афанасьевич рассказал о самом Чекине и постарался обосновать свой выбор.
Евгений Чекин - обладатель красных дипломов по специальностям «лечебное дело», а также «финансы и кредит». Ему 43 года.
В своей речи Ил Дархан сделал акцент на интеллектуальности кандидата. Правда, пока что эта интеллектуальность выразилась в том, что Чекин на вопросы народных депутатов отвечал выдержками из учебников по экономике. И нельзя сказать, что парламентариям это пришлось по вкусу.
Так, депутат Петр Аммосов спросил, как кандидат относится к тому, что в Якутии завозной бензин и бензин местного (Кысыл-сырского) производства продаются по одной цене?
Для очевидности приводим дословный ответ Чекина (с диктофона): «Изначально формирование цены диктуют рыночные условия, а если мы понимаем, что цена завышена, то нельзя ли создать конкуренцию? И уже второго уровня вопрос – сам процесс ценообразования, ведь мы изначально позиционируем себя как рыночная экономика».
В зале воцарилась звенящая тишина. Все присутствующие некоторое время добросовестно пытались осмыслить, что сказал будущий премьер.
Пока всеобщее недоумение не прорвалось наружу, на помощь своему подопечному пришел Ил Дархан: «Чтобы было всем понятно, особенно тем, кто политизирует вопросы ценообразования: республика более 30 млрд. рублей направляет на выравнивание тарифов, из них около 20 млрд. – на ЖКХ, почти 10 млрд. – на сельское хозяйство, поэтому говорить, что правительство не регулирует тарифы – грех так говорить!»
В самом деле, до сего дня Чекин, судя по докладу Егора Афанасьевича, был одним из главных теоретиков в правительстве: занимался разработкой нормативной базы по развитию государственно-частного партнерства в республике (до приезда в Якутию разрабатывал нормативную базу ГЧП в Ярославской области), разработкой концессионных соглашений по ЖКХ.
В результате, подчеркнул глава республики, по итогам 2015 года Якутия заняла 14-е место по уровню развития государственно-частного партнерства среди субъектов РФ.
«Это очень хороший результат», - нажимал Ил Дархан, имея в виду, что в этом - первая заслуга Чекина.
Вторая заслуга ярославского консультанта в том, что он разрабатывал и внедрял стандарты деятельности органов исполнительной власти.
Вполне вероятно, что именно Чекин предложил главе республики такое новшество, как объединенные должности зампредов-министров. Таким образом, малозаметный приглашенный консультант стал идейным теоретиком последних нововведений в государственном устройстве республики?..
Но одно дело – теоретизировать в кабинете Егора Борисовича, и совсем другое – находиться на передовой политической турбулентности.
Депутат Александр Романов задал вопрос о судьбе «движения добрых дел»: «Если в следующем году сократится республиканская инвестпрограмма, не сократится ли инвестирование в «движение добрых дел»?
- Полагаю, что такие проекты должны иметь чисто частный источник финансирования, - простосердечно сказал Чекин, и в воздухе запахло электричеством.
Ведь «Движение добрых дел» - это священная корова в сознании якутян, вселяющая веру в преемственность власти на республиканском уровне.
Движение зародилось еще во времена первого президента республики Михаила Николаева, и к этому проекту ностальгирующие якутяне успели крепко «прикипеть» сердцем.
Мгновенно поняв, что завтра же все СМИ начнут вопить о том, что "священная корова" отдана на заклание "заезжему гастролеру", Ил Дархан поспешил срочно вмешаться: «Чтобы не было различных толкований: я проанализировал все проекты и могу четко сказать – по «Добрым делам» сокращения не будет!»
И, увы, на этом заседании Чекин еще не раз продемонстрировал удручающее отсутствие политического чутья.
Так, депутат Иннокентий Григорьев спросил о том, как будущий премьер собирается поддерживать к национальный вид спорта – масс-реслинг.
Оказалось, что Чекин рассматривает масс-реслинг вовсе не как сакральную ценность, а как спортивный бизнес. А раз так, «если обнаружится экономический потенциал, то бизнес всегда найдет возможность… и поддержки не понадобится».
Другими словами, вторую "священную корову" якутского мировосприятия Чекин, ничтоже сумняшеся, предложил бросить в холодные воды экономической самоокупаемости и со стороны наблюдать: выплывет – не выплывет?
Половина народных депутатов, имеющих за плечами спортивное прошлое и прекрасно осознающих, что самоокупаемость спорта в Якутии – такая же далекая фантастика, как полет в соседнюю галактику , в этот момент мысленно захотела придушить кандидата в премьеры, чья собственная реальность явно застряла где-то в пределах Садового кольца.
Только раз прозвучал единственный вменяемый четкий ответ от Чекина, когда лидер фракции ЛДПР Гаврил Парахин поинтересовался отношением премьера к крупным многомиллиардным проектам сельхозпромышленности:
- Да, промышленное производство сельхозпродукции – эта та перспектива, которая позволит снизить себестоимость этой продукции, а значит, обеспечить наших потребителей товарами приемлемой стоимости. С точки зрения механизмов поддержки я абсолютно убежден, что только после тщательного изучения пакета документов по внутренней экономике объекта, включая бизнес-планы, можно принимать решения по размещению крупных производств.
«Добил» Чекина депутат Николай Румянцев: «У меня такой ма-а-аленький вопрос: а Вы на 100% уверены, что сможете возглавить правительство республики? (Смех в зале. - Авт.) Я понимаю, у Вас красные дипломы, но все-таки… у нас северная республика, специфичная…»
«Я не буду в процентах отвечать, - ответил Чекин. - Но я верю в ту команду, которая во главе с Егором Афанасьевичем отвечает за республику».
Егор Афанасьевич, на которого была переложена ответственность, в этот момент вспомнил свою молодость и собственную неуверенность в молодые годы.
Под конец глава республики не смог воздержаться от упреков в адрес народных депутатов в жестком приеме его молодого протеже и излишней приверженности к землячеству и кумовству: «Нам нужен не земляк! Нам нужен премьер!»
На протяжении всего заседания в воздухе витал негласный вопрос: а не переборщил ли глава республики в своем стремлении излечить якутян от такой болезни, как кумовство и деление на землячества?
Не кинулся ли «из огня да в полымя», то есть в варягофильство – излишнюю падкость на приезжих … консультантов?
Резюмировал дебют ярославского гостя глава Комитета Алексей Еремеев, который без обиняков сказал Чекину: «Мы, конечно, одобрим Вашу кандидатуру, но это - не Ваша заслуга. Мы голосуем из уважения к выбору главы республики. Это Вам - огромный аванс».
Жестко, но честно.
P.S.
Добавим, что более чем интересный вопрос - о том, каким образом вообще появился в Якутии ярославец Евгений Чекин, у него в лицо спросил депутат Александр Романов.
Чекин ответил Романову почти то же самое, что за него ранее сказал Ил Дархан: мол, занимался ГЧП, и получил приглашение от властей Якутии...
Между тем, как слышно в кулуарах, причиной для переезда Евгения Чекина пять лет назад в Якутию послужили лично-семейные обстоятельства. Будущий Председатель Правительства РС(Я) переехал на север с новой женой, фактически сбежав от уз прошлого брака, сообщают нам.