Доля россиян, считающих себя средним классом, за последние два года сократилась на 10 процентов. А именно: 14 миллионов человек, находившихся ранее в этом сегменте, начали относить себя к бедному населению. Таков результат очередного исследования "Потребительский индекс Иванова", проведенного компанией Sberbank CIB. Изменение социального самочувствия вчерашнего "среднеклассника" объясняется тем, что его расходы росли быстрее, чем зарплата.
Однако эксперты рассчитывают, что средний класс вскоре перестанет сокращаться, так как темпы роста заработной платы будут на уровне инфляции. Авторы исследования отмечают также двухпроцентный рост потребительской уверенности, связанный с ростом зарплат, ослаблением инфляционных ожиданий и улучшением ситуации на рынке труда. Экспертами Sberbank CIB зафиксировано и повышение индекса национального благосостояния - он вырос на 5 процентов. На 1 процент сократилась доля россиян, считающих экономику страны нестабильной. Кроме того, среди участников опроса отмечено снижение уровня безработицы - до 10,9 процента по сравнению с 11,3 во втором квартале 2016 года. Четверть опрошенных сообщили, что их зарплата с начала года была повышена или проиндексирована на 6,3 процента. При этом на продукты питания граждане готовы тратить лишь 19 процентов прибавки, на одежду и товары для дома - 16 процентов, откладывать в сбережения - 12 процентов.
Российский средний класс пока не очень подвержен влиянию кризиса
В целом же российский средний класс пока не очень подвержен влиянию кризиса. Так полагают эксперты Института социологии РАН - авторы доклада "Российский средний класс в условиях стабильности и кризисов". К среднему классу они относят людей, отвечающих следующим критериям: наличие как минимум среднего специального образования, нефизический характер труда, доход не ниже средней зарплаты по региону и самоидентификация. Этими признаками к концу 2015 года обладали 44 процента населения страны и 47 процентов работающих. Ядром среднего класса эксперты считают топ-менеджеров, предпринимателей и специалистов, доля которых в населении 18 процентов. Основная же масса среднего класса - наемные работники предприятий и госучреждений.
В докладе сказано, что большинству представителей среднего класса пока удается сохранить рабочие места и доходы. Ухудшение своего положения отмечают лишь 23 процента опрошенных (в других слоях населения эта доля - более 40). При этом две трети считают, что их социальный статус не изменился, остальные заявили, что он даже повысился. Потеряли работу из-за кризиса лишь 2 процента представителей среднего класса (в другой части населения - 7) и три четверти из них смогли быстро ее найти (среди остальных россиян, лишившихся места, 40 процентов остались безработными). В 2015 году представителям среднего класса удалось снизить долговую нагрузку. Количество тех, у кого были долги, снизилось на 2 процента (число остальных россиян, имеющих долги, в том же году увеличилось на 10 процентов). Однако, считают эксперты, положение среднего класса в условиях кризиса выглядит благополучным только в сравнении с положением основной части населения.
Аналогичный доклад ("Средние классы на различных этапах жизненного пути") был подготовлен и сотрудниками Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). В поле исследования здесь попал средний класс не только России, но и развитых стран Запада. И всюду, считают авторы доклада, средний класс сейчас переживает упадок.
Богатые в России имитируют бедность, а бедные - богатство
Ослабление позиций граждан, до сих пор имевших нормальный доход, может, полагают авторы доклада, ударить по бизнесу, так как "принятие решений по долгосрочным инвестициям предприятий зависит от наличия большого и стабильного среднего класса, который в состоянии обеспечить потребление". "С того момента, как схема доходов людей начинает походить на песочные часы, система потребления приобретает точно такую же форму, - говорит французский экономист Николя Бузу. - Если у многих людей есть высокие доходы, а у еще большего числа людей низкие доходы, такая ситуация ведет к расширению потребления товаров уровня экономкласса и премиум-класса. Трудности среднего класса напрямую отражаются на системе потребления. Сегодня в развитых странах потребление находится на стабильном уровне".
Стоит отметить одну особенность. Российские граждане, имеющие высокий доход, нередко склонны прибедняться. Им это свойственно более чем кому бы то ни было. Такое открытие после проведенного ими исследования о субъективном восприятии неравенства сделали экономисты Владимир Гимпельсон (НИУ ВШЭ) и Даниэль Трейсман (Калифорнийский университет). Составляя выборку более или менее обеспеченных людей, исследователи принимали во внимание наличие объектов недвижимости и автомобилей. В среднем по странам, где проводился опрос, таких людей оказалось 9 процентов (в России около 5). И выяснилось, что 70 процентов состоятельных россиян причисляют себя к бедным. На Украине таких "бедняков" 77 процентов, в Белоруссии - 60. Обеспеченные европейцы из числа респондентов свое материальное положение оценивали более адекватно: во Франции "бедных" среди богатых оказалось 43 процента, в Италии - 41, в Великобритании - 40, в Германии - 23.
А у малообеспеченных россиян другая склонность. Они, как явствует из доклада Института социологии РАН "Бедность и неравенство в современной России: 10 лет спустя", хотят казаться богаче, чем они есть, демонстрируя не соответствующее их доходам потребительское поведение и ради этого залезая в кредиты. Богатые в России имитируют бедность, а бедные - богатство. У тех и у других свои причуды.