Ермек Иргалиев (Республика Казахстан). Публицист Бахтияр Албани уверен, что тенгрианский календарь способен помочь современному человеку. — Бахтияр, многие люди даже понятия не имеют, что такое тенгрианский календарь. Что это такое и чем он отличается от грегорианского, восточного и других известных календарей?
— Сейчас он в основном известен в развлекательном плане. О нем говорят – восточный календарь, китайский календарь, японский календарь. Просто знают, что это календарь животных, а суть не совсем понятна. Коренное отличие циклического, тенгрианского, календаря животных от современных линейных календарей – юлианского, христианского, грегорианского, календаря от Хиджры — абсолютно другое отношение ко времени. У человека, живущего по линейному календарю, есть точка, в которой он живет. Есть прямая линия и прошлое, от которого он уносится все дальше и дальше. И неизвестно, что еще там будет впереди. Просто прямая линия. Поток, который не оставляет необходимости особенно опираться на прошлое или сильно задумываться о будущем. Это просто прямая линия, в которой нет взаимосвязи. А циклический календарь — это развитие по спирали, он предусматривает повторение. Тем более в годичном календаре. Внутри еще маленькие кольца – месячные, суточные. Суть в том, что все повторяется. Если какое-то деяние совершено сегодня, то через цикл оно обязательно повторится. Не обязательно в такой же форме. Но его суть вернется. Поэтому у человека, живущего по этому календарю, во-первых, всегда есть память о предках. И во вторых, всегда ответственность перед потомками. Он чувствует себя не просто точкой, которая несется по прямой, а включен в процесс времени.
Идея цикла в истории. — Какие там идут циклы?
— Этот календарь еще называют «юпитерский» — 60-летний цикл обращения Юпитера. Он делится на пять двенадцатилетних циклов. Все это вписывается в картину биологического развития человека и природы вообще. Немного отвлечемся. По поводу датировки — если датировка всех календарей известна, то датировки, исходной точки тенгрианского календаря мы точно не знаем. Его использование было впервые зафиксировано в эпоху Чжоу в Китае. Это конец 2 тысячелетия до н. э. Это период всплеска науки и культуры в Китае, когда в страну пришло конфуцианство, даосизм и календарь животных. Он туда попал уже в готовом виде. А его возникновение теряется в глубине веков. Ведь для создания нужно было долгое время копить информацию. — Наблюдать за природными циклами.
— Пример цикличности – это развитие ребенка. Мы знаем, что кочевник в 12 лет – уже взрослый человек. После 12 лет он может жениться. Он уже воин, пусть и не в первых рядах, но стоит с оружием в руках и вместе со старшими принимает участие в боях. Так как мы все часть одной природы, то и во внешней природе были выявлены все эти закономерности. Например, джут. Это басни, что казахи не знали про голодный год. Приход джута казахи знали всегда. Год-два — можно было сказать, когда джут придет. — То есть он тоже циклический?
— Конечно. Джут приходится на год зайца. Это колоссальные тысячелетние наблюдения, которые привели к созданию такого календаря. Несомненно, это календарь животноводов. Эти циклы актуальны для человека, который не занимается земледелием. Потому что для земледельца актуальна погода на этот и следующий год. — То есть в рамках года. Посеял – вырастил – собрал.
— Да. А у животновода — минимум 4-5 лет. — Чтобы вырастить жеребенка, коня.
— Да. Для него актуальна периодизация засух, джутов. Он четко должен был это предвидеть. Джут необходимо было угадать по простой причине: готовясь к бескормице, скотовод осенью режет больше скотины. Он заготавливает мясо. Предпочитает его просто засолить, завялить, нежели сохранять скотину, которая потом останется без кормов. — Вы говорили, что здесь, в Великой степи, кочевниками был отработан этот календарь и потом экспортирован в Китай, на Восток.
— Это точка зрения поддерживается многими исследователями. Сама династия Чжоу не совсем ханьская. Потому что основатели династии уходили в степь к кочевникам, возвращались. Там своя отдельная история.
Циклы жизни человека. — Вернемся к вопросу о влиянии календаря на жизнь человека. Каковы циклы человеческой жизни, чем они характеризуются?
— У человека жизнь небольшая. Ему хватает двенадцатилетнего цикла. То, что у человека называется «мушел», 12 лет. Но еще есть понятие «мушел жас» — именно год мушел, а не весь цикл. Это первый год следующего цикла «мушел жас», который для человека является тяжелым. Год, в котором он должен быть более осмотрительным, более осторожным. В этот год состояние здоровья у него не очень стойкое. Человек подвержен заболеваниям. Могут случиться неприятности. Это не случайно. Здоровье связано с тем, что эти циклы происходят в организме. — В медицине называют «переходный возраст».
— Это кризисная критическая точка, когда человек должен обратить внимание на себя и не делать рискованных действий. — Есть еще обряд – передать любимую вещь младшему по возрасту. То есть избавиться.
— Сделать жертвоприношение. — Хорошо. 12 лет – переходный возраст. Следующий мушел 24-25 лет. С ним что связано?
— Это уже полная зрелость. Если в 12 лет уже мужчина, то в 24-25 лет — это совершенно зрелый человек. Сейчас в 24 года людей считают чуть ли не мальчишками. Хотя это не так. После 20 лет в любом случае взрослый мужчина. Только молодой. — Следующий мушел – это 37 лет. В медицине говорят – кризис среднего возраста.
— Это все подтверждается. Есть еще критический возраст 47-48 лет. Это опасный возраст для мужчин. В этот момент они заболевают. Иногда вплоть до летального исхода. — Я слышал, что эти периоды пытались перенести на исторический процесс. И тоже совпадало с какими-то катаклизмами.
— Разумеется. Любой маленький цикл вписывается в большой. Эти процессы неразрывно связаны. Мы просто многого еще недопонимаем. Потому что подход к истории абсолютно европейский — линейная история. Поэтому сделал сегодня что-то плохое или хорошее – ничего страшного в этом нет. — «После нас хоть потоп», – как говорил Людовик 14.
— А циклический календарь подразумевает ответственность. — Вернется все, что сотворил.
— Тебе вернется, твоим близким вернется, потомкам.
Повторится ли история? — Вы говорили о самом большом цикле в 60 лет. А если еще больше? 120 или 500 лет. Какие самые большие циклы, предположенные в тенгрианском календаре?
— В тенгрианском календаре основа — это 12 лет. Вписывается и в месяцы, и в годы. Это подтверждается всеми природными явлениями. Цифра 12 взята не случайно. Есть подход в Европе – несчастная цифра 13. В данном случае 13 нет. Есть первый год следующего цикла. — От 12 до 13. Но если все это циклически оправдано, то относительно нашей цивилизации тюрко-монголов Великой степи можно ли сказать, что нас ждет возрождение, новый Чингисхан, новый Аттила?
— Они не будут точно такими же. — Ну, естественно.
— И форма должна быть другая. Если они вернутся в той же форме, это будет полное повторение. И ни к чему хорошему не приведет. — Но мы можем говорить о новом расцвете.
— Надеюсь, что это будет. Просто в другой форме. Опыт человечества показывает, что постоянное убийство и войны ни к чему хорошему не приводят. И человек, кинувший камень в кого-то, получает его в собственную физиономию. Веря в истинность этого цикличного календаря, надеюсь, что это возрождение случится. Это не просто сакральная упертая вера – так должно быть и все. Это подтверждается. Наша цивилизация показала, что может дарить человечеству великих людей. Великие личности могут рождаться в нашей среде. И это не только воители. В древности было много ученых, поэтов, сказителей. Главное, чтобы повтор этот был на другом цивилизационном витке. Без крови. — Будем надеяться! Спасибо! Успехов вам в исследованиях! Источник: 365info.kz