В Якутии в разгаре отчетная пора – правительственные чиновники рапортуют населению об очередных успехах на пути в светлое будущее. Изумленное население слушает, открыв рот, и пытается обнаружить в своей повседневной жизни следы этих самых «успехов».
Как правило, не находит. «Красивая жизнь» из отчетов чиновников не имеет никакого отношения к повседневной жизни республики.
И вот почему.
Добыли больше – заплатили меньше
«По итогам 2017 года темпы роста основных макроэкономических показателей превышали среднероссийские, – гордо заявляет в своем отчете Минэкономики Якутии. – Рост валового регионального продукта по оценке составил 2,2% к уровню прошлого года и превысил 900 млрд рублей.
Рост промышленного производства оценивается также в 2,2%. Рост производства продукции обеспечен за счет положительной динамики по добыче алмазов (105,1%), нефти (101,2%) и золота (101,3%) к 2016 году».
Вроде бы все прекрасно – экономика Якутии растет и процветает. Но какое отношение к жителям республики имеют эти благостные показатели? На мой взгляд, весьма и весьма далекое.
Согласно данным территориального управления Росстата (Сахастат), весь рост производства достигнут только и исключительно за счет добывающей промышленности, которая за 2017 год выросла на 3,3 %. Настолько больше извлекли из недр Якутии и вывезли за ее пределы угля, алмазов, нефти и прочих полезных ископаемых. Но при этом в бюджет республики налогов от добычи поступило меньше, чем в прошлом году.
Как сообщает УФНС по РС(Я),
«Следует отметить, что увеличение объемов добычи нефти, газа и газового конденсата повлияли на рост поступления доходов федерального бюджета, а в части консолидированного бюджета республики отмечается снижение. Так, за 2017 год в федеральный бюджет поступило 67,8 млрд рублей, что на 21,6 млрд рублей или 46,8% больше. В консолидированный бюджет региона поступило 102,4 млрд рублей, что на 9,8% или 11,2 млрд рублей меньше 2016 года».
Консолидированный бюджет – это бюджет республики и муниципальных образований вместе взятые. По отдельности налоговые доходы распределились так:
– в государственный бюджет Якутии поступило 84 млрд. 826 млн. рублей.
– в местные бюджеты уплачено 17 млрд. 618 млн. рублей.
Наибольшие потери в налоговых доходах понес именно республиканский бюджет – он получил меньше на 12,8%.
В отчете УФНС указана причина, по которой произошло снижение налоговых поступлений:
«основным фактором снижения стала отрицательная динамика поступления налога на прибыль организаций по нефтедобывающей (входящим в консолидированные группы налогоплательщикам – КГН) и алмазодобывающей отраслям. Поступления данного налога снизились на 32,1%».
Кроме того, на 2,5% сократились поступления по НДПИ.
Вот такой парадокс – алмазов и нефти на территории Якутии добыли больше, а налогов республиканский бюджет получил меньше. Вся прибавка ушла в федеральный бюджет, а региону досталась дырка от бублика.
Для лучшего понимания ситуации приведу еще несколько цифр: по данным УФК по РС(Я), налогоплательщики из КГН в 2017 году уплатили в бюджет Якутии налога на прибыль 1,9 млрд.руб., а НДФЛ в республике собрано на сумм около 35 млрд.руб. И получается, что простые якутяне со своих зарплат перечислили в консолидированный бюджет республики в 18 раз больше, чем все нефтяники со своих прибылей.
Вас еще интересует рост промышленного производства по части добывающей промышленности в Якутии, уважаемые читатели? Лично у меня подобные отчеты ничего, кроме раздражения не вызывают.
Местпром – всегда есть место куда упасть
Но еще хуже ситуация по части нашей родной «обрабатывающей промышленности», что еще в недалекие времена называли «местной промышленностью». Это пищевка, обработка кожи, швейная промышленность, лесообработка, производство стройматериалов и т.д. В общем, все то, что лежит в зоне ответственности якутских республиканских властей. И где работает огромная часть якутян.
В начале 2017 года в своем ежегодном послании глава Якутии Егор Борисов торжественно объявил:
«Ключом, который откроет нам путь к реальным преобразованиям, является создание полнокровной, здоровой, крепкой местной промышленности и перерабатывающих производств, использующих наши ресурсные преимущества. Развитие собственного производства становится новой генеральной линией социально-экономической политики республики».
Его послание так и было озаглавлено – «Развитие местного производства – новая генеральная линия политики республики».
И что имеем по результатам года?
Соглсно данным Сахастата, за 2017 год объем производства в обрабатывающей промышленности Якутии в очередной раз упал на 6,5 %. Почему в очередной раз? Да потому что он стабильно падает уже 4 года подряд. И это не шутка. В 2014 г. индекс производства в обрабатывающей промышленности Якутии упал на 4,9%, в 2015 г. – 9,3%, 2016 г. – на 6%.
Вот и в 2017 году продолжалось сокращение производства кожи и кожаных изделий, швейной и текстильной промышленности, сократилась обработка древесины и производство изделий из дерева. Даже газет и бензина в 2017 году в Якутии было произведено меньше, чем в прошлом году.
Падение было настолько сильным, что даже рост производства пищевой промышленности и напитков (в основном алкогольных), а также ювелирных изделий, положение не спасли. По итогам года индекс промпрозводства обрабатывающей промышленности Якутии снова ушел в минус.
А ведь падение производства в традиционных местных отраслях означает падение доходов, рост безработицы среди местного населения, снижение налоговых поступлений в местные бюджеты. Особенно остро эта проблема стоит в сельских муниципальных образованиях республики.
В 2017 году количество предприятий, работающих на территории Якутии сократилось с 27002 до 25660, а число индивидуальных предпринимателей с 38161 до 37669 чел. Среднесписочная численность работников, занятых в обрабатывающей промышленности в 2017 году, сократилась на 4,3%, в сельском хозяйстве – на 4,6 %.
По данным Сахастата за 2017 год, количество безработных в Якутии (определяемых по методологии МОТ) выросло на 1,3% и достигло величины 35,5 тыс.человек. Для сравнения, во всей остальной России количество безработных снизилось на 5,5%. Уровень безработицы в республике составил 7,1 % и является одним из самых высоких показателей в ДВФО.
Снижение объемов производства идет уже не первый год, а власти республики пока ничего с этим сделать не могут.
Инвестиции можно разглядеть только в микроскоп
Зато наши власти могут прекрасно отчитываться за чужие успехи.
«Объем инвестиций вырос в сопоставимых ценах на 29,5% и составил 365 млрд рублей, рост обеспечен за счет реализации нефтегазовых проектов», – говорится в отчете Минэкономики Якутии.
Отлично! Но, скажите, пожалуйста, как повлияют на жизнь обычных якутян закопанные Газпромом на просторах Якутии в строительство «Силы Сибири» сотни миллиардов рублей? Или истраченные дочкой «Роснефти» АО “ТЮНГД” в бурение скважин на своих месторождениях?
На мой взгляд, никак. А вот что напрямую повлияет, так это инвестиционные программы республиканского и местных бюджетов. Именно за счет этих программ строится в Якутии социальные объекты, которые изумленное население может потрогать руками. Как сказано в отчете Минэкономики за 2017 год, «за счет всех источников введено 53 объекта социального назначения».
Вроде бы много. На первый взгляд. Но на самом деле, это просто крохи с барского стола инвестиций, которые идут в Якутию. По данным Сахастата за январь-сентябрь 2017 года (более свежих данных статистики пока не опубликовали), бюджетные инвестиции в республике составили всего 5 % от того инвестиционного пирога, которым хвастают власти Якутии. При этом 1,8% составляла доля федерального бюджета, 2,3% – республиканского, 0,8 % – пришлось на муниципальные вливания.
По-моему, это просто мизер. Судите сами. На долю родимой якутской обрабатывающей промышленности пришлось 0,3 % от суммы всех инвестиций в республике. В строительство пошло 1,1%, здравоохранение – 0,4 %, образование – 0,6 %. Инвестиции в сельское хозяйство или культуру настолько мизерны, что Сахастат в процентах их просто не учитывает – в графе стоит 0 процентов!
Для сравнения: в добычу полезных ископаемых пошло 53,4 % от суммы всех инвестиций, в трубопроводный транспорт – 33,4%.
Якутские власти на каждом углу с гордостью заявляют о невиданных темпах жилищного строительства в республике и выполнении огромной программы переселения из ветхого и аварийного жилья. И правильно, на мой взгляд, заявляют – темпы ввода действительно высокие (о качестве умолчим). Но на все это невиданное доселе строительство пошло, с учетом федеральных денег, всего 2,5% от размера всех инвестиций в республике. Средства самих строительных организаций и дольщиков со всеми их ипотеками – 0,8%.
Повторю – это данные за январь-сентябрь 2017 года. Но не думаю, что по итогам года эти проценты сильно поменяются.
Ведь даже эти крохи, что падают с барского инвестиционного стола, становятся с каждым годом все меньше, да и те не осваиваются в полном объеме.
Смотрите сами. По данным Минэкономики Якутии размер Инвестиционной программы республиканского бюджета в 2017 году был на 24,6% меньше уровня прошлого года. Напомню, в бюджете на 2017 год планировали 17,8 млрд.руб. капвложений. Так вот, фактическое исполнение инвестпрограммы за 2017 год составило всего 15,8 млрд рублей или 89% от плана.
На 2018 год предварительно капвложений запланировали еще меньше – 11,5 млрд рублей. Сколько будет освоено в реальности, одному Богу известно. И в это же время власти Якутии обещают якутянам дальнейший рост ВРП и инвестиций.
А оно нам надо?
Деньги есть, но не у всех
На мой взгляд, простым жителям Якутии нужны не мегаинвестиции и грандиозные ВРП, а обычная нормальная зарплата, пенсия и прочие радости жизни. Чтобы не было переполненных школ и покосившихся больниц. К сожалению, с этим пока совсем плохо.
Несмотря на героические усилия властей, в Якутии продолжают сокращаться реальные доходы населения и реальный размер пенсий. В 2017 году, несмотря на рост номинальной зарплаты на 6%, ее реальный размер увеличился всего на 0,8%. Реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 2,7%. Только в декабре 2017 г. реальный размер пенсии сократился на 1,3%.
Виной этому стал слишком большой рост цен на товары и услуги – 5,1%. Это самый высокий показатель по ДВФО. Больше всего в Якутии подорожали тарифы на грузоперевозки внутренним водным транспортом – на 35,1%.
Кроме того, в жизнь якутян вернулись уже такие почти забытые понятия как задержки по зарплате. В результате просто бездарного планирования и управления задержки начались даже у бюджетных учреждений и организаций. К концу года задержки по расчетам бюджета и бюджетных учреждений по хоздоговорам стали почти нормой.
Хотя денег хватало – по данным Минфина РС(Я), в 2017 году в доходную часть республиканского бюджета поступило на 1 % больше денег чем в 2016 году, а именно 177,2 млрд. рублей. За счет роста неналоговых доходов и безвозмездных поступлений был перекрыт недобор собственных налогов.
Как мы помним, в 2016 году такой острой ситуации с неплатежами бюджета не было. В 2017 они появились чуть ли не в массовом порядке. И вина за это полностью лежит на Правительстве РС(Я).
Эта тема горячо обсуждалась на последней сессии Ил Тумэна. По словам министра финансов Якутии Валерия Жондорова, в прошлом году оптимизация расходов по госпрограммам прошла не совсем так, как планировалось, поэтому требуется наладить более эффективную работу в этом направлении. Только в январе 2018 года на погашение кредиторской задолженности прошлого года с бюджета было перечислено 1,08 млрд.рублей.
Вот такая она реальная жизнь Якутии. Бравые отчеты начальства сами по себе, а население – само по себе. Блестящий рост инвестиций, промпроизводства и ВРП с одной стороны и падение реальных доходов и задержки зарплат с другой стороны.
Владимир Нифонтов.
|