Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [263]
Суд-закон.МВД.Криминал [1281]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1208]
Мэрия, районы, муниципалитеты [400]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [556]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [155]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [277]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [225]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [672]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [379]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [158]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [103]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [23]
Ыһыах, олоҥхо [105]
Култуура, итэҕэл, искусство [366]
История, философия [241]
Тюрки [76]
Саха [159]
литература [42]
здоровье [468]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [123]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2025 » Олунньу » 3 » Кумысный пьяница – иhээччи
Кумысный пьяница – иhээччи
18:35
Кумысный пьяница – иhээччи

В старину кумыс был любимым национальным напитком якутов. Для населения, особенно Крайнего Севера, он играл роль защитной пищи. Однако, оказалось, кумыс может вызывать сильную тягу к алкоголю.

Повседневная пища

Как и в 17 веке, в эпоху первого прихода в край русских, так и впоследствии – в 18-19 веках кумыс являлся повседневной пищей народных масс и традиционным угощением гостей, пишет якутский этнограф Андрей Саввин (1896-1951) в своем труде «Пища якутов до развития земледелия».

По его информации, до 60-ых годов 19 века, в особенности в летнее время, кумыс являлся одним из главных элементов питания. В период сенокосных работ косцы питались в основном одним кумысом (и косили с утра до поздней ночи). Этот напиток служил также провизией путников. Кроме ысыаха и свадеб, его в большом количестве выпивали во время массового празднества кулун кымыhа, который справляли те, кто имел конный скот и производил кумыс. Однако его потребляли также и бесскотные.

«Зажиточные хозяйства, часто владевшие громадным количеством дойных кобыл и производившие кумыс в больших количествах, в силу родовых традиций и экономических связей, а также религиозных представлений о молочных продуктах, снабжали избытком кумыса всех своих соседей или одалживали им своих дойных кобыл», - пишет этнограф. Кумыс имел и ритуальное значение: был любимым напитком богов-покровителей.

По его словам, способы приготовления кумыса кочевыми народами Центральной Азии и якутами, имевшими с ними очень большое сходство, были связаны с культурой более ранних эпох. В зависимости от длительности и степени брожения, а также состава заправки, различали несколько сортов кумыса: крепкий, с большим содержанием спирта и углекислоты кёйуу кымыс; теплый, только что приготовленный саамал кымыс; низший, употреблявшийся бедным слоем населения хара кымыс, произведенный без заправки аарах".

По информации Андрея Саввина, производство кумыса было широко развито не только в центральной части – Якутском и Вилюйских округах, но и далеко на севере – в Верхоянском и Колымском округах, где полярное коневодство местами доходило до северных границ лесотундры. Для населения, особенно Крайнего Севера, кумыс играл роль защитной пищи, так как он содержал большое содержание витамина С, который является профилактическим средством от цинги и весеннего переутомления, понижающим сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Также, по словам Саввина, кумыс играет роль могучего лечебно-профилактического средства и по борьбе с туберкулезом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

«Напились де они пьяны»

Выработавшаяся в течение многих столетий привычка пить высококачественный кумыс с большим содержанием спирта и углекислоты была одним из основных факторов развития кумысного производства, объясняет Саввин.

По его сведениям, кумыс был исключительно крепким напитком и вызывал опьянение: «В архивных документах нередко можно встретить такие сведения: «Пили де они кумыс и напились де они пьяны». В 1777 году Георги писал: «В летнюю пору много якутов, пьяных от излишнего употребления кумыса». Исбранд Идес в 1696 году писал, что якуты употребляют свой кумыс и что этот кумыс представляет водку из молока, добавляет этнограф.

По его словам, кумыс, вызывающий опьянение, производился в улусах Лено-Алданского междуречья вплоть до 60-ых годов 19 века, так как к тому времени еще сохранилась практика его приготовления при помощи закваски с богатым содержанием молочнокислых бактерий – возбудителей кумысного брожения (и других ингредиентов).

Привычка к кумысу у населения в то время была довольно сильная, продолжает этнограф. «Любили пить кумыс почти все, не исключая детей. Взрослые же, особенно мужчины, пили его в очень больших количествах. Среди последних были и те, кто к этому напитку питали особое пристрастие. Их называли иhээччи. Количество потребляемого кумыса за год было огромным», - отмечает Андрей Андреевич. По мнению якутского врача-генетика, тяга к кумысу объясняется тем, что этот напиток является алкоголем.

От кумыса – к хлебному вину

По информации Саввина, сокращение поголовья конного скота, развитие товарного скотоводства, связанные с внезапным и быстрым ростом товарного потребления и открытием рынка сбыта продуктов животноводства – Ленских приисков, а также появлением земледелия, привели во второй половине 19 века к резкому падению производства кумыса. Немалую роль в этом сыграл и рост потребления хлебного вина, которое местное население употребляло в колоссальных количествах, объясняет этнограф.

«Переход от полукочевого быта к оседлости, связанной с земледельческим трудом, в некоторой степени создал условия для того, чтобы население, будучи прикованным в продолжение почти семимесячной зимы к одному месту, стало иметь больше влечения к этой «ставшей пищей нервов, веселящей жидкости», - объясняет он.

От кумыса – к напиткам погорячее

Этнограф в своей книге отмечает, что большинство якутских стариков, обильно питавшихся в детстве молочнокислыми продуктами, в том числе кумысом, несмотря на неблагоприятные условия жизни, жили долго и умирали от старости или других болезней.

Также, по его мнению, кумыс, содержащий значительное количество спирта и углекислоты, вырабатывает у людей устойчивый навык к напиткам и в массовом его употреблении может стать также антиалкогольным фактором, так как при этом сократятся случаи злоупотребления спиртными напитками.

Однако, по мнению врача-нарколога Якутского наркологического диспансера Алены Поповой, наоборот, кумыс может способствовать пьянству, так как является продуктом брожения, в результате которого выделяется этиловый спирт. «Как утверждают ученые, у якутов и малых народностей в организме не вырабатывается фермент алкогольдегидрогеназа, расщепляющий этиловый спирт, поэтому они более подвержены алкоголизму, по сравнению с другими народностями, - утверждает нарколог.

Этнограф Андрей Саввин сетовал уже тогда, в первой половине 20 века, что кумыс по качеству не имеет ничего общего с тем кумысом, который производился еще в первой половине 19 века, и содержит большое количество молочной кислоты. Он сомневался в питательных свойствах кумыса, которые, по его мнению, имели огромное профилактическое значение. А что тогда говорить о сегодняшних якутских производителях?

По словам Алены Поповой, сейчас некоторые предприниматели, чтобы увеличить свой доход, ради своей выгоды делают разный кумыс. «После употребления некоторых продуктов – бырпахов, кумысов – люди пьянеют, поэтому его хотели запретить, поскольку его употребляют даже несовершеннолетние и пьянеют», - утверждает Алена Георгиевна.

По сравнению с прошлогодними данными нынче уровень алкоголизма по республике стоит на одном показателе, изменений нет, в отличие от алкогольного психоза и наркомании, но злоупотребляющих много. Рост алкогольного психоза связан с ухудшением качества горячительных напитков, сообщает врач-нарколог.

«Мы после лечения не рекомендуем своим пациентам употреблять продукты, изготовляемые путем брожения: кумыс, квас, бырпах, безалкогольное пиво, так как они все равно в своем составе, хоть и в малых количествах, содержат этиловый спирт (алкоголь). Прием таких напитков может привести к срыву ремиссии (воздержания). Зависимым людям не рекомендован прием кумыса, так как у них может появиться сильная тяга к алкоголю. Как показывает практика, обычно после употребления бырпаха и кумыса, они переходят дальше к более крепким напиткам», - сказала в заключение врач-нарколог Алена Попова.
Ксения Авера, Sakhaday.ru

Подробности: https://sakhaday.ru/news/kumysnyy-pyanica-iheechchi?from=copy
Category: Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка | Views: 259 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Олунньу 2025  »
БнОпСэЧпБтСбБс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 90
Ыалдьыттар (гостей): 90
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2025