Main » 2011»Олунньу»3 » № Замечания и предложения Вице-Президента РС(Я) Глушко Д.Е. Решение депутата по замечаниям и предложениям Основания для принятия ре
№ Замечания и предложения Вице-Президента РС(Я) Глушко Д.Е. Решение депутата по замечаниям и предложениям Основания для принятия ре
09:50
Реестр разногласий по замечаниям и предложениям Вице-Президента Республики Саха (Якутия) Глушко Д.Е. от 18 января 2011 года по проекту закона Республики Саха (Якутия) «О гарантиях и компенсациях для лиц, жилищные права которых возникли до 1 января 2005 года на основании статьи 18 Федерального закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Замечания и предложения Вице-Президента РС(Я) Глушко Д.Е. Решение депутата по замечаниям и предложениям Основания для принятия решения депутатом
1 Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» статья 18 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» признан утратившим силу.
Отклонить Норма закона признана утратившим силу с 1 января 2005 года, но вместе с тем преамбула ФЗ от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ устанавливает: «При переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны: при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств; реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования; предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений; не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц. Нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Выводы Вице-Президента РС(Я) противоречат конституционно –правовому смыслу части 1 статьи 153 ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ выявленным в определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 965-О-П. о необходимости исполнения всех социальных обязательств государства по реализации прав граждан: 1. В рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2 Учитывая, что Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 10 ноября 1967 года №1029, Республика Саха (Якутия) отнесена к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, перечисление административно-территориальных единиц Республики Саха (Якутия) в части 1 статьи 2 проекта Закона Республики Саха (Якутия) нецелесообразно. Перечень пунктов части 1 статьи 2 проекта закона Республики Саха (Якутия) исключить, как ухудшающее условия предоставления гарантий, установленных статьей 18 Закона РФ от 19 февраля 1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Отклонить Приведенными нормами все районы Якутской АССР отнесены к районам Крайнего Севера, тогда как в отдельных субъектах Российской Федерации включены отдельные районы. Таким образом, включение всех районов Якутской АССР в Перечень районов Крайнего Севера не может толковаться как изменение республиканского статуса Якутской АССР на район. Искаженное толкование указанных нормативных правовых приведет к умалению жилищных прав граждан состоящих на учете в органах местного самоуправления районов Республики Саха (Якутия) по состоянию на 1 января 2005 года, имеющих нереализованные жилищные права установленных ранее действующим федеральным законом и гарантировавшим предоставление жилья при переезде на новое место жительства при наличии 10 лет работы в районах Крайнего Севера.
В решении данного вопроса скрывается принципиальный вопрос реализации жилищных прав граждан Республики Саха (Якутия) при внутренней миграции из одного района (улуса) Республики Саха (Якутия) в другой район Республики Саха (Якутия) при наличии права гражданина, установленных ранее действующим федеральным законом и реализация жилищных прав только гражданами выезжающими (выехавшими) за пределы Республики Саха (Якутия), так как Республика Саха (Якутия) учитывается с искаженным толкованием нормы Перечня районов Крайнего Севера как один район Крайнего Севера.
Проект закона Республики Саха (Якутия) не регулирует социальные права граждан выехавших (выезжающих) за пределы Республики Саха (Якутия) права которых предусмотрены федеральными нормами, а регулирует жилищные (социальные) права граждан состоящих на учете в районах Республики Саха (Якутия) по состоянию на 1 января 2005 г., и потому он не может восприниматься как ухудшающее условия предоставления гарантий, установленных статьей 18 Закона РФ от 19 февраля 1993 года №4520-1,
Отсутствие Закона РС(Я) препятствует реализации социальных прав граждан в зависимости от выбора места жительства, нарушает равенство прав граждан, установленных частью 2 статьи 19 Конституции России, когда части граждан имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья предоставляется федеральной нормой, а части граждан имеющих такие же права на получение социальных выплат на приобретение жилья не могут их реализовать в зависимости от выбора места жительства, например: гражданин выехавший за пределы Республики Саха (Якутия) и вставший на учет в органах местного самоуправления по состоянию на 1 января 2005 года в других регионах Российской Федерации получает социальные выплаты (сертификат) на приобретение жилья, а выехавший в то же время из того же района Республики Саха (Якутия) в другой район Республики Саха (Якутия) и вставший на учет в органе местного самоуправления Республики Саха (Якутия) по состоянию на 1 января 2005 года не может реализовать государственную гарантию при наличии права, установленных ранее действующим федеральным законодательством в связи разделением полномочий по предоставлению социальных гарантий между федеральным органом власти и субъектов РФ и притом по вопросу совместного ведения РФ и субъекта РФ.
3 Статьей 3 проекта закона Республики Саха (Якутия) предусмотрен порядок реализации жилищных прав граждан, состоящих на учете как нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 01 января 2005 года, при переезде на новое место жительства независимо от выбора места жительства. Указанная норма противоречит ФЗ от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», постановлению Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральных законодательством» ФЦП «Жилище 2002-2010 годы». Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2002- 2010 годы определена категория граждан, выезжающих из Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение государственного сертификата. В настоящее время жилищная субсидия в связи с выездом из района Крайнего Севера предоставляется в виде жилищных сертификатов по месту постоянного проживания гражданина в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. №153.
Отклонить Вице-Президент РС(Я) пишет: «В настоящее время жилищная субсидия в связи с выездом из района Крайнего Севера предоставляется в виде жилищных сертификатов по месту постоянного проживания гражданина в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. №153».
Вместе с тем Вице-Президент РС(Я) не учитывает, что в указанном Постановлении Правительства РФ понятие жилищная субсидия заменена на понятие социальные выплаты. Постановлением Правительства РФ регулированы права отдельных категорий граждан, в том числе право на получение социальных выплат на приобретение жилья уволенных с государственной службы в связи с организационно – штатными мероприятиями федеральных служащих (и приравненным к ним лиц) состоящим на учете в федеральных органах государственной власти, а не в органах государственной власти субъектов РФ, и не регулирует права государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, имеющих сходные положения. Статья 6 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» устанавливает взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов:
Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством: 1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;
Таким образом, социальная гарантия уволенным с федеральной службы и со службы субъектов РФ должны быть соотносительными. Также указанными федеральными нормами предоставлены права на получение социальных выплат выехавшим и выезжающим за пределы районов Крайнего Севера в другие регионы Российской Федерации, но не предусмотрены вопросы реализации прав граждан проживающих и работающих на территории Республики Саха (Якутия), перед которыми имеются не исполненные обязательства государства по отмененному федеральному закону и состоящими на учете в органах местного самоуправления по состоянию на 1 января 2005 года как нуждающиеся в жилье в связи с переездом на новое место жительства в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Следовательно, проект Закона Республики Саха (Якутия) устанавливающий порядок предоставления социальных выплат на приобретение жилья гражданам, перед которыми имеются обязательства государства и состоящим на учете в органах государственной власти Республики Саха (Якутия) и органах местного самоуправления Республики Саха (Якутия) по состоянию на 1 января 2005 года не может противоречит федеральным нормам, устанавливающим порядок предоставления социальных выплат гражданам, из числа федеральных служащих состоящих на учете в федеральных органах государственной власти и гражданам, выехавшим и выезжающим в другие регионы Российской Федерации.
4 Источником финансирования социальных выплат на приобретение жилья в проекте закона Республики Саха (Якутия) указан федеральный бюджет, что противоречит федеральному законодательству. Статьей 31 БК РФ предусмотрен запрет на установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы РФ. Таким образом, установление законом РС(Я) расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, противоречит статье 31 БК РФ. Источники финансирования выплаты гарантий и компенсаций определены статьей 4 Закона от 19 февраля 1993 года «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера…». Согласно указанной норме гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Таким образом, законом Республики Саха (Якутия) могут быть установлены только гарантии и компенсации за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Отклонить Положения части 2 статьи 153 ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу установленных Определением Конституционного суда РФ от 11.07.2006 г. №353-О предполагают обязанность Российской Федерации участвовать в финансовом обеспечении реализации полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению мер социальной поддержки граждан, перед которыми имеются не исполненные обязательства государства.
2. При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;
при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Часть 7 статьи 26.3. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» устанавливает следующие принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: 7. Полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.
Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. В случаях, предусмотренных федеральным законом, финансовое обеспечение осуществления полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, может осуществляться за счет субвенций из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации не менее чем в объеме планируемых поступлений от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий и зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации о порядке выделения субвенций из федерального бюджета.
Ссылка Вице-Президента РС(Я) на нормы статьи 31 БК РФ не состоятельна: проект закона РС(Я) не предусматривает установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ и других норм указанных в данной статье закона.
Вице-Президент РС(Я) совершенно верно указал: Источники финансирования выплаты гарантий и компенсаций определены статьей 4 Закона от 19 февраля 1993 года «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера…».
Согласно указанной норме гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, являются расходными обязательствами субъектов РФ», но не указал, что это является доказательством делегирования полномочий субъекту РФ, подлежащих финансированию за счет средств федеральной субвенции в соответствии части 2 статьи 153 ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ, части 7 статьи 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», статьи 133 БК РФ государственным служащим и работникам государственных учреждений Республики Саха (Якутия) уволенных с работы в связи с организационно штатными мероприятиями и переехавшими на новое место жительства по состоянию на 1 января 2005 года.
Статья 133 БК РФ. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета:
1. Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций. Таким образом, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан проживающим на территории РС(Я) до указанной даты совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Депутат Государственного Собрания Ил Тумэн Республики Саха (Якутия) Максимов А.Н. 27 января 2011 года.