Main » 2011»Олунньу»5 » якутские власти растеряли политическое влияние на деятельность компании.Под жестким контролем федерального акционера, оттесняющим якутян от
якутские власти растеряли политическое влияние на деятельность компании.Под жестким контролем федерального акционера, оттесняющим якутян от
19:07
Прощай, АЛРОСА?!
ИА SakhaNews. Море страстей, кипевшее еще недавно в Якутии вокруг АЛРОСА, точнее, ее будущей судьбы, давно превратилось в болото, затянутое ряской. Все успокоились, хотя по-прежнему не все еще ясно в датском королевстве по имени АЛРОСА, окруженном обманчивой тишиной. Свою точку зрения на ситуацию высказал наш читатель Павел Герасимов. Предлагаем вашему вниманию его небольшую статью.
«В конце декабря прошлого года Наблюдательный совет АК «АЛРОСА» принял решение провести мероприятия по преобразованию компании в 2011 году и согласовал проект новой редакции устава уже открытого акционерного общества.
Эпопея якутских властей по защите интересов республики в алмазной компании близится к завершению. Депутаты местного парламента по инерции продолжают принимать постановления на эту тему, но, похоже, их исполнение не является приоритетом компании. Одним из условий, закрепленных в решениях якутских законодателей осенью прошлого года при снятии ограничений к открытию компании, было заключение договора между АЛРОСА и республикой. Как видно, одобрив проект нового устава и пройдя, по сути, точку невозврата в процедуре открытия, члены Наблюдательного совета и не вспомнили о каком-либо договоре с республикой.
В том же постановлении депутаты парламента Якутии поставили условие о незыблемости места регистрации компании в городе Мирный. Но может ли это стать препятствием к принятию иного решения? В свете последних решений вопрос риторический. На памяти есть примеры, когда крупные корпорации меняли провинциальную прописку на столичную регистрацию, оставляя солидную брешь в бюджетах регионов. Несмотря на то, что в республике всерьез говорится о диверсификации промышленного производства, АЛРОСА по-прежнему остается здесь крупнейшим налогоплательщиком. Сам факт, что депутаты республиканского парламента неустанно пытаются застолбить место регистрации компании, говорит об их большой неуверенности в сохранении якутского адреса алмазного монополиста.
В финале многолетнего противостояния за контроль над АЛРОСА становится очевидным, что, лоббируя экономические интересы, якутские власти растеряли политическое влияние на деятельность компании. Логичен вопрос, просматриваются ли ими механизмы участия в определении стратегии и тактики компании в самом ближайшем будущем? Сейчас речь идет о сохранении за Якутией блокирующего пакета акаций, номинально оставляющего право влиять на принятие любых решений. Однако, мнение республики принимается не на референдуме, и даже не законодателями. Здесь абсолютно все зависит от воли ее представителей в Наблюдательном совете и в правлении алмазной компании. Но недавняя процедура так называемой «федерализации» АЛРОСА показала всю силу и результативность давления на власть предержащих.
Безвозвратно прошли времена, когда топ-менеджмент компании фактически был подконтролен руководству Якутии, когда правление наполовину состояло из представителей республики. После смещения со своих постов Семена Назарова и Эрнста Березкина этнических якутов нет в числе вице-президентов компании.
Конечно, бизнес не имеет в числе критериев эффективности управленцев их национальную принадлежность, однако, в случае с АЛРОСА это означает одно - республика теряет влияние на ключевые решения компании, в первую очередь, проиграв кадровую составляющую.
Аналогичная картина просматривается по всей вертикали алмазного гиганта. Декларируемые в расцвете «якутизации» компании лозунги о привлечении коренной молодежи в горное производство так и остались призывами, не получив практической реализации. Этот факт также красноречив в прогнозировании взаимоотношений АЛРОСА и республики. В конце концов, вахтовое освоение природных ресурсов отдаленных территорий – это нормальная практика эффективного бизнеса, когда социальная политика определяется только экономической целесообразностью.
Многие годы якутяне позиционировали АЛРОСА как неотъемлемую часть экономической и социальной действительности своей республики, активно выражая это отношение, что было своего рода страховкой для властей. Теперь общественность, как видно, потеряла интерес к алросовским делам, убаюканная обещаниями дальнейшего участия родной компании в обустройстве республики, да и устав от этой темы, уже не дающей политических дивидендов ее лидерам.
Под жестким контролем федерального акционера, оттесняющим якутян от штурвала, АЛРОСА уплывает в очень дальнее плавание…»