«Некоторые нетрадиционные подходы к педагогике в Верхне-Вилюйском улусе»
1. Введение. 2. Традиционные подходы к педагогике 3. Нетрадиционные подходы к педагогике 4. Этнопедагогика саха 5. Некоторые нетрадиционные подходы к педагогике 6. Выводы 7. Использованная литература
1. Введение
«... не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего, предвидеть будущее» - говорится в народной мудрости. История образования в нашем улусе началась с 1765 года по неофициальному счислению. Священник Верхневилюйской Николаевской церкви Григорий Ноговицын первым из якутов стал проповедником православного учения. Он 1765-1766 году обучил догматам православия более 250 человек. (Шишигин, Софронов и др.) И только 1876 году открылась первая уездная школа.
Один из первых якутских учителей со специальным образованием Г.В.Монастырев, столетие которого отмечается в этом году, раскрылся, как педагог и мыслитель в Верхневилюйском улусе с 1898 по 1914 годы.
Классики якутской педагогики Н.В.Егоров, Р.М.Поскачин родились и начали свою трудовую деятельность в Верхне-Вилюйском улусе.
В эпоху коммунистического строительства были свои герои.
Но славу предвидения и построения школы нового типа М.А.Алексеева никто оспорить не смеет. Его новаторская методология (философия) стала путеводной звездой вечно живой педагогики.
Этнопедагогика народа саха, аккумилированная К.С.Чиряевым в музее его имени в с.Оросу, стала душой Национальной концепции Республики, которая действует вот уже 10 лет.
90- годы прошлого века в нашем улусе ознаменованы выявлением таких направлений, которые стали или станут политикой Республики. Это работа с одаренными детьми, экономика семьи и работа с социумом (школа центр духовного развития села, гражданско-патриотическое воспитание).
Весь этот перечень составлен благодаря личностям, составивших нетрадиционную педагогику, основанную на личную рефлексию прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Нетрадиционная педагогика основывается на вековой человеческий опыт, заложенный в личности-носителе.
Нетрадиционная педагогика органически объединяет обучение и воспитание.
Нетрадиционная педагогика не зависит от коньюктуры имеющих власть, она, как подснежник вырастающий в первых проталинах, находит свое место среди суровых искусственно созданных построений человеческого общества.
2. Традиционные подходы к педагогике.
Под традиционной педагогикой в России считается традиционные методы обучения и установившиеся традиции отношения.
В советский период традиционная педагогика включала дидактику, воспитание и школоведение, основанную на коммунистической идеологии.
Все дети равны и имеют равную степень обучаемости и воспитания.
Выпускники школ преданные делу партии и «народа» молодые люди способные работать на производстве или продолжить образование.
Трудовое, политехническое, коммунистическое (эстетическое, этическое, культурное) образование основы традиционной педагогики того времени.
Зачатки педалогии (наука о целостном развитии ребенка) были подавлены в связи с несообразностью методологии (философии).
Биоэнергетическая, рефлексологическая, социогенетическая, культурологическая концепции развития ребенка, выдвинутые ведущими учеными 20-30-х годов П.Л.Блонским, Л.С.Выготским и др. были преданы к забвению.
Тогда, как немецко-австрийская антрофософия Р.Штайнера 20-х годов завоевала мир. Все те модные сейчас российские течения в педагогике в своей основе имеют антрофософию Р.Штайнера (Вольдорфская, Монтессори и др). Кстати в Германии решением правительства с 80-х годов печатают полное собрание сочинений Р.Штайнера, что составляет более 200 увесистых томов.
Развивающее обучение, проблемное обучение, программированное обучение, оптимизированное обучение, личностно-ориентированное обучение и др. стали основой для составления современной теории педагогики под социально-ориентированный капитализм.
Выявлены познавательные, развивающие, воспитательные, организаторские и прогностические функции той или иной педагогики, в зависимости от подхода (эвристическая, валеологическая и т.д.).
3.Нетрадиционная педагогика это педагогика основанная на личность, т.е. учитель-новатор (педагог) имеет свою педагогику.
В нашем улусе нетрадиционная педагогика представляется в основном М.А.Алесеевым. Основой его педагогики являются неодинаковое развитие ребенка, создание материальной, духовной атмосферы творчества ребенка, класса, школы, района, Республики, высокий профессионализм предметника.
Исходя из характерной черты нетрадиционной педагогики - целостного видения процесса развития ребенка и слияния ученика и учителя я бы назвал это синтетической или органической педагогикой. Где воедино представлена передача, усвоение и хранение знаний, умений и навыков в учениках, что никакими дидактиками не объясняется. Где учитель (педагог) органически сливается с учениками, что никакими воспитательными теориями не объясняется.
Одним из носителей органической педагогики является у нас одна из первых учениц М.А.Алексеева Иванова В.И., заслуженная учительница СР/Я/, автор пособия «Кыыс Куо», многих докладов и статей по педагогике, истории педагогики, учительница Далырской средней школы. Посещая её уроки не различаешь где та грань традиционной педагогики построения урока, общения-отношения, управления.
Её учащиеся отличаются трудолюбием, большой эрудицией, гражданственностью, патриотизмом, верой в прекрасное. Есть еще люди которые живут педагогикой и эту любовь передают будущим поколениям.
Нетрадиционную педагогику не описать современным научным языком, это искусство или высший пилотаж. 4. Этнопедагогика саха.
Не без известный Иосиф Сталин 7 апреля 1948 года говорил: «... каждая нация- все равно - большая или малая, имеет свои качественные особенности, свою специфику, которая принадлежит только ей и которой нет у других наций. Эти особенности являются тем вкладом, который вносит каждая нация в общую сокровищницу мировой культуры и дополняет её, обогощает её. В этом смысле все нации – и малые и большие – находятся в одинаковом положении, и каждая нация равнозначна любой другой нации».
Антропологический принцип построения науки педагогики вычленила этнопедагогику в отдельную науку. Науку о педагогике народа.
Заложенная Г.Н.Волковым наука - основа нетрадиционной педагогики - нашла пристанище в с.Оросу.
Более тридцати направлений народной педагогики саха указал в своем Торум К.С.Чиряев, энтузиаст этнопедагогики, академик Академии творческой педагогики, корифей этнопедагогики саха. И тоже не вычленил, что это дидактика, это воспитание, это управление, доказывая этим многоликость педагогики.
В своем выступлении на конференции по мультикультурному образованию, которая проходила в г.Якутске, А.П.Оконешникова, доктор психологических наук, автор программы «Эркээйи» и т.д., приводит отличительные черты саха и призывает последовать многовековому опыту саха по выживанию в столь суровых условиях всю прогрессивную часть планеты.
С начала 90-х годов Учение Айыы стала национальной философией народа саха.
Стали появляться первые пробы по построению педагогики саха. Это учение Тэрис, Дабыл, Кыта Баалы, АйыІа и др., основанные на религию Айыы. Это динамическая система обучения Алексеевой, ноосферно-экологическое обучение Эльгэйской школы, школа А.П.Оконешниковой в восточной части Республики, переводные и др, основанные на планетарные учения (программирование, вселенский разум Вернадского, ЗОЖ, Занкова, Гальперина и др.) и отличительные особенности культуры саха. 5. Некоторые нетрадиционные подходы к педагогике.
По Лихтенбергу: Педагогика это особый вид рождения.
Педагогика, как наука начинается с понятия развития.
Педагогика имеет содержание, выраженное на особенностях деятельности.
Педагогика имеет управление, выраженное в организации деятельности. Педагогика имеет конечные результаты, выраженные в становлении человека.
В учении Айыы человек имеет три составляющие это телесное (буор кут), наследственные задатки (ийэ кут), информационные уловители (салгын кут) и жизненную энергию (сµр), которое появляется, как только объединятся три кут. Жизненная энергия воздействуя на окружающее имеет противодействие выраженное в взаимоотношении. Общеизвестно всякое взаимоотношение производится на каком то языке.
Любовь 1,5- время (ийэ кут) 2,4- пространство (буор кут) 1 5 3- связующее (салгын кут) I II 6- отношение (сыґыан) 3 6 I- состояние (чіл) 2 4 II- новое состояние (саІа чіл)
Язык Первый подход это понимание тела, задатков, работу с информациями. Второй подход это понимание языка взаимоотношения с окружающим. Всякое взаимоотношение тогда имеет результаты когда внутренняя и внешняя стороны согласованы дружескими или любовными узами. Вот тогда происходит появление второго «Я» (по Фрейду «оно»), которое в этот момент не осознается субъектом. Так человек из одного качества переходит в другое качество, происходит развитие или регресс. Третий подход это любовь во взаимоотношениях.
Эти переходы из одного качества в другое идут по спирали(эрэґэ) вселенского развития, не переходя критерии нравственности – кэрээн. Понятие прекрасного абсолютная величина для существования человека. Кэрээн Эрэґэ Четвертый подход это понимание прекрасного.
Каждый человек рождаясь становится управляющим (руководителем).
Каждое дело начинаемое и осуществляемое человеком или группой несет в себе зажигательную силу, которое в народе саха называется сах уота.
Человек по сути зачинатель новых для себя, а иногда и для других, идей и дел. Выявление круга и направления деятельности человека (иилэнии-сагаланыы), основанное на зажигательную силу (сах уота) залог успешности в той или иной сфере.
Пятый подход это понимание зажигательной силы (сах уота).
Становление (развитие) человека проходит три стадии первое становление черного человека (киhи-хара), второе становление человека человека (киhи-киhитэ), третье высшее становление человека творца вечного (айыы киhитэ).
В развитии человека имеются этапы в стадиях. Первый этап это соблюдение личной жизнеспособности (хараныы), второй этап это умение ухода за чем, за кем нибудь или многим (харайыы), третий этап это навыки оценки и контроля за содеянным (хараастыы).
Чем обширнее освоение этапов, тем он и проходит в другие стадии.
хараныы
харайыы
хараастыы
мин
кини
бары
Киґи хара
Б
Б
Б
Киґи киґитэ
Б Б Б Б Б Б Айыы киґитэ
Б
Б
Б
Б
Б
Б
Б
Б
Б
Шестой подход это понимание становления человека по стадиям.
Труд, как воздух для жизни, должно занять в педагогике свое место, особенно в нынешний период. Осмысление понятия труд в педагогике имеет исключительно длительную и судьбоносную историю.
Гностические, операционные и аффективные составляющие процесса труда не всегда учитываются нынешней педагогикой.
Труд имеет язык, выраженный в его процессе, продукте, основанный на видении (кірµµ), слышании (истии), говорении (дор±оон таґаарыы, туттуу-хаптыы), делании (оІоруу), построении (тутуу), чувствовании (иэйии) и мышлении (санаа). Седьмой подход это понимание языка труда.
История человечества выявила понятия спроса и предложения продукта для дальнейшего саморазвития. Это нерв жизнеспособности. Восьмой подход это понимание спроса и предложения продукта.
Понимание дополненное желанием или необходимостью делать мощнейщий мотив для обучения и воспитания.
Девятый подход это понимание создания успешности.
6. Выводы Нетрадиционная педагогика имеет:
- Стратегию обучения и воспитания выраженную в понятии языка и любви.
- Содержание обучения и воспитания выраженное в понятии языка труда.
- Управление обучением и воспитанием выраженное в понятии зажигательной силы.
- Мотивация обучения и воспитания выраженные в создании успешности
- Цели обучения и воспитания выраженные в стадиях становления человека.
Афанаеасьев В.Ф. «Школа и развитие педагогической мысли в Якутии», г.Якутск, 1966г.
Жирков Е.П. «Национальная школа: Конценция и технология развития», г.Москва, 1993 г.
Афанасьев Л.А. «Айыы µірэ±э», г.Якутск 1993 г.
Бугаев Н.И. «Национальная школа: изучение культуры или культурологическая направленность системы образования?», г.Якутск, 1993г.
Новиков А.Г. «Менталитет народа саха», г.Якутск, 1998г.
Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»,
Селье Г. Стресс без дистресса», Москва, 1982г.
Кривошапкини А.И.-АйыІа «Саха итэ±элэ уонна киґи сайдыыта», г.Якутск, 1999 г.
Павлов А.Н.-Дабыл «Сиэрдьит», г.Якутск, 2001 г.
Попова М.А., Павлов А.Н.-Дабыл «Саха µгэґин тірµт ійдібµлэ», г.Якутск, 2000 г.
Павлов К.В. «Ноосферно-экологическое образование», г.Якутск, 1993 г.
Михайлов В.Д. «О некоторых подходах к изучении филисофии в школе», г.Якутск, 1993 г.
Фрейд З. «Я» и «ОНО»
Чиряев К.С., Ф.А.Васильева Торум с.Оросу 1995 г.
Чагылысов И.И. пособие «Дьиэ кэргэн экономикатын тірµттэрэ», г.Якутск 1995 г.
Чагылысов И.И. пособие «Тыа сирин экономикатын тірµттэрэ», г.Якутск 1999 г.
Чагылысов И.И. доклад «Дьиэ кэргэІІэ о±ону иитии», с.Ґіґээ-Бµлµµ 1997 г.
Чагылысов И.И. статья «Салайыы чыымпыктара», газета «Ґіґээ-Бµлµµ» от 15 сентября 1999 г.
Шишов С.Е., Кальней В.А. «Мониторинг качества образования в школе», Москва, 1999 г.
Уларыта тутуу, ол эбэтэр ХХ µйэ бµтэ´ик уон сылыгар саха бэйэтин сайдар стратегиятын ту´унан бары іттүнэн араас толкуйу сµµс-сµµскэ холбо´он, сарын-сары²²а тирэнсэн тобулбута. Ол курдук, ити кэм²э Саха Республикатын Бастакы президенэ М. Е. Николаев ХХI µйэ бастакы чиэппэригэр сайдыы торумун киэ² дьµµлгэ та´аарбыта. Ф. С. Тумусов, Тумус Мэхээлэ, В. П. Ноговицын анал кинигэлэри бэчээттэтэн та´аарбыттара. Ф. С. Охлопков "Са²а сахаларга сурук” диэн ту´аайыылаах кэс тылын хаалларбыта.
Бу ыйыллыбыт уонна да атын общественно-политическай хабааннаах айымньыларга ыччаты иитиини тумнубаттар гынан баран, анал ситимнээх-силистээх ырытыыга уонна тутулу та²ыыга бол±омто ууруллубатах. Учёнай педагогтартан В. С. Долгунов, К. Павлов, Г. С. Попова - Санаайа ылсан дьарыктаммыттара. µірэтии - иитии ньымаларын А. Д. Семёнова, Кондратьев, И. Черкашин уонна да атын араас ірµттэринэн чинчийээччилэр µірэх-иитии сµ´µіхтэригэр айан-туттан µлэлииллэр.