В мире существуют миллионы песен и мелодий. Но лишь немногие западают в душу, становятся хитами и шедеврами. Именно такой и является созданная в прошлом веке песня «Ийэ5э махтал», которая считается неофициальным гимном якутских матерей и визитной карточкой известного мелодиста, отличника культуры, заслуженного работника культуры республики Степана Васильева. В копилке Степана Ивановича более тридцати песен, в числе которых всенародно любимые «Эйиэхэ», «Манна Хаар», «Уолчааммар», «Тус хоту». Творения этого замечательного автора ценят за особый лиризм и национальную самобытность. На днях музыкант отмечает свой 55-летний юбилей, но его творческая жизнь в самом разгаре…
«Наш адрес не дом и не улица, наш адрес – аэровокзал»
Когда разговариваешь с человеком, в первую очередь задаешь вопрос: «Как он пришел к той или иной профессии?», «Что подвигло стать кем-то, и заняться тем-то?» В основном творческие люди отвечают, что они с детства мечтали стать певцами, актерами, грезили о большой сцене, готовились целенаправленно. В случае со Степаном Васильевым в музыку его привела сама судьба. Якутская эстрада обрела талантливого композитора благодаря счастливой случайности. Наш современник родился и вырос в маленьком селе Мастаах Кобяйского района в семье простых сельских тружеников, которые музыку слушали только во время великих праздников. Возможно, скажи им тогда, что их сын станет популярным мелодистом, а позже и певцом, не поверили бы. Будущее сына они видели в совершенно иной сфере - в точных науках, учителем физики и математики. Сам Степа тоже был не против такого расклада. Он с детства любил и понимал точные науки. Весь класс ждал решения формул от умного мальчика, который мог за несколько минут дать ответ задачам, а иногда и помочь старшеклассникам в освоении материалов по алгебре и физике. По окончании «десятилетки» с направлением на руках Степа Васильев поехал поступать на физико-математический факультет Якутского госуниверситета. Так летом 1975 года молодой человек «очутился» в незнакомом и, как тогда ему показалось, огромном Якутске. Прибыл он не один, а с одноклассниками Колей Егоровым и Проней Ксенофонтовым. Первая задача, которую им предстояло решить: «Где жить?». Оказалось, что в Якутске ни у кого из них нет ни одного родственника, поэтому мальчишки решили немного пожить… в аэропорту. Кушали, мылись и переодевались там же. Особого стеснения в этой ситуации они не чувствовали, да и работники аэровокзала не спешили выселять «новоселов». От связиста до баяниста
«Не знаю, почему, но я так и не смог добраться до университета. Возможно, этому помешали обстоятельства, но я хочу верить в то, что именно сама судьба «запутала» мою дорогу туда», - вспоминает и смеется Степан Иванович. Поскитавшись на вокзале, когда закончились деньги и иссякло всякое терпение, Коля и Проня решили подать документы в техникум связи. Степа решил не отставать и тоже подал вслед за ними свое заявление, тем более будущим «связистам» выделили общежитие в комнате. Возможно, Степан стал бы первоклассным связистом, но опять же помешала случайность. «Во время ужина дежурные сообщили, что ко мне приехала какая-то девушка, и попросили подойти на вахту. За доли секунды я «перерыл» в памяти всех знакомых девушек. Но так и не вспомнил…». Девушкой оказалась старшая сестра Степана, учившаяся в музыкальном училище. Немного поговорив с братом, она волевым решением сдала его документы в свое училище. Парень не мог ослушаться свою сестру, которая давно заработала доверие младшего брата. Благодаря некоторым популярным песням того времени, которые для Степана стали коронными игрой на гитаре и гармошке, абитуриент стал студентом отделения баяна музыкального училища. Так и определилась судьба будущего мелодиста. «Мои одноклассники до сих пор не могут понять, почему я не поступил в физмат, а выбрал абсолютно иную профессию. Но я ни разу не пожалел, что стал музыкантом. Теперь я не представлю жизни без семи нот».
Знакомство с любовью… через окно
Именно эта счастливая случайность и определила дальнейшую личную жизнь Степана. В годы студенчества в музыкальном училище он познакомился со своей будущей женой - Натальей. Их знакомство произошло столь же необычно, как и все жизненные предыдущие случайности Васильева. Это произошло в 1978 году по возвращении со службы в армии в Забайкальском военном округе в батальоне связистов. «На родину я вернулся весной. Была ночь, поэтому я решил пойти в общежитие. Естественно, двери были заперты, а студенты спали сладким сном. Недолго думая, я решил попасть внутрь через окно. Когда залез в какую-то комнату, увидел спящих девушек. Представляете, какие крики и ор стояли, когда я разбил окно и очутился в середине девчачьей комнаты?», - смеется наш собеседник. Именно тогда он впервые увидел красавицу Наташу Павлову. Позже Степан зашел извиниться и заодно еще раз взглянуть на ту девушку, которая больше всех испугалась ночного гостя. Молодые люди подружились, и, как водится, их отношения переросли в более глубокое чувство. Сразу после окончания училища молодые справили веселую свадьбу и уехали в Момский район, откуда и была родом Наталья, ставший впоследствии второй родиной мелодиста Степана Васильева. Здесь в 1983 году он написал первую песню «Сибэкки ыhыа5а» на стихи местного поэта Тихона Толомона и здесь же начал исполнять свои творения. Первый опыт сразу принес признание слушателей. Впоследствии Степан Иванович не раз обращался к творчеству Тихона Толомона, поэт, в свою очередь, не раз писал специально для него. В Моме родился и другой хит - «Тус хоту», посвященный любимой земле. «Некоторые стихи изначально несут в себе мелодию. Но так бывает редко. Чаще всего я мелодию вынашиваю месяцами, а то и годами», - признается Васильев. Послушать, оценить творчество нашего героя – Степана Ивановича, читатели смогут на концерте, посвященном его 55-летнему юбилею, который состоится 3 марта в Театре оперы и балета. Песня - душа народа
В Моме Степан Иванович работал в районном Доме культуры, вначале баянистом, затем директором. Там же он создал знаменитый в то время вокальный ансамбль «Айхал». Реализовывать же собственные таланты ему помогла режиссер Момского народного театра, заслуженный работник культуры Российской Федерации и республики Тамара Апросимова. «Я очень благодарен Тамаре Константиновне за ее поддержку. Ее понимание вселили в меня уверенность, что я могу писать, творить, а главное, исполнять свои песни», - с особой теплотой вспоминает Васильев. В 1988 году Васильевы переехали в Якутск. Сначала Степан работал методистом в едином научно-методическом центре народного творчества при министерстве культуры. За это время он организовал одну из первых в республике хозрасчетных творческих групп. Объединение, костяк которого держался на сотрудничестве нашего современника и двух других народных любимцев: Анастасии Варламовой и Раисы Захаровой. Позже, когда на страну обрушилось время реформ, и поездки в районы перестали быть рентабельными, музыкант год проработал концертмейстером в вокальном ансамбле «Туймаада» и восемь лет преподавал дисциплины баяна в колледже культуры и искусств. В новый век Степан Иванович вошел уже в новом амплуа, став секретарем единственного в России Союза авторов-песенников, где и работает по сей день. «Есть песни не для души, а для заработка. Многие песни забываются уже на второй день, а через год народ и вовсе забывает, что такая песня была. А старые добрые вещи, ставшие классикой, до сих пор любимы людьми». Напоследок мы спросили у Степана Ивановича: «Вы родились музыкантом?» Скромный по природе человек ответил: «Раз уж мои песни трогают струны человеческой души, то, возможно, я и родился мелодистом-песенником». Он прав, ведь песня – душа народа.