Main » 2011»От ыйа»1 » председатели и депутаты представительных органов городов России: Иркутска, Пскова, Ульяновска, Рязани, Екатеринбурга, Тольятти, Костромы, Ул
председатели и депутаты представительных органов городов России: Иркутска, Пскова, Ульяновска, Рязани, Екатеринбурга, Тольятти, Костромы, Ул
12:55
Муниципалы России встретились в Якутске
ИА SAKHALIFE.RU 24 июня в Якутской городской Думе прошло заседание Координационного Совета Союза представительных органов муниципальных образований РФ под руководством председателя Союза, депутата Госдумы Федерального Собрания РФ Михаила БАНЩИКОВА. В работе Координационного Совета приняли участие спикер Якутской городской Думы Александр Саввинов, депутат Госдумы РФ Юлия Песковская, депутат Госсобрания Ил Тумэн РС(Я) Дмитрий Горохов, глава Якутска Юрий Заболев, председатели и депутаты представительных органов городов России: Иркутска, Пскова, Ульяновска, Рязани, Екатеринбурга, Тольятти, Костромы, Улан-Удэ и др. Как информировал в начале заседания Михаил Банщиков, такие выездные заседания Координационного Совета эффективны – дают возможность муниципалитетам обменяться опытом, ознакомиться с проблемами муниципальных образований, обсудить их и оказать практическую помощь в нормотворческой работе. И в этот раз на Координационном Совете прошел интересный обмен опытом по организации дошкольного образования, по строительству жилья для бюджетников, сносу ветхого жилья, созданию комфортной среды для граждан с ограниченными физическими возможностями. Завершилось заседание круглым столом по вопросу реализации Федерального Закона Российской Федерации от 27.07.2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и принятием решений по каждому пункту повестки.
От инструмента выравнивания к инструменту развития
Основной доклад о текущем состоянии и основных условиях и задачах развития местного самоуправления в Российской Федерации представил Михаил Банщиков. В своем выступлении он отметил, что местное самоуправление – уровень власти, по работе которой судят в целом о государственной власти. «На этом уровне проходят проверку на прочность все нововведения и местное самоуправление обеспечивает жизненные потребности человека, оказывая влияние на качество жизни, формирование его личности, ценностей и мировоззрение, - отметил депутат. - Кроме этого местное самоуправление – кадровый резерв государства, так как работа в органах местного самоуправления как в составе исполнительной и представительной власти, так и территориальных организациях самоуправления, ТСЖ является прекрасной школой, которая могла бы поставлять подготовленные кадры для органов госвласти всех уровней, существенно влияя на качество управления в стране. Дмитрий Медведев неоднократно затрагивал вопросы законодательства в муниципальной системе, целью которых является необходимость дальнейшего совершенствования законодательства местного самоуправления. В соответствии с поручениями Владимира Путина в последние годы были определены концептуальные подходы в решении многих проблем в сфере развития территорий, коммунального хозяйства. Вместе с тем важнейшие проблемы развития местной экономики, ЖКХ, качества общедоступных услуг, развития гласности и демократии, преодоления коррупции, монополизма, влияние криминала на бизнес остаются нерешенными», - заключил Банщиков. Среди направлений деятельности, которые необходимо решать муниципалитетам в ближайшие годы депутат назвал развитие производственного потенциала территорий, включающего сферу обслуживания и транспортно-логическую систему, агро-промышленный комплекс, вопросы модернизации ЖКХ, улучшение жилищных условий граждан, реконструкции и ремонта жилья, сноса аварийного фонда, решение проблем с отходами, развития местной строительно-финансовой, инвестиционной инфраструктуры. Также депутат озвучил необходимость решения вопросов недостаточности бюджетной обеспеченности муниципалитетов, принятия программ их социально-экономического развития, законодательных механизмов взаимодействия органов госвласти и местного самоуправления по обеспечению развития муниципального образования в части привлечения инвестиций, создания новых производств. Такие же законодательно обоснованные механизмы должны быть и при взаимодействии самого органа местного самоуправления с хозяйствующими на его территории субъектами. Детально остановился депутат и на кадровой политике органов местного самоуправления, развитии гражданской активности населения на местах и создании территориальных организаций самоуправления. В ходе этого он озвучил особенности внедрения системы сити-менеджеров в органах исполнительной власти, частно-государственного партнерства в оказании муниципальных услуг, применения закона об усилении контроля за деятельностью глав муниципальных образований. Опыт этот надо перенять
Особенно членов Координационного Совета и приглашенных из других городов России заинтересовал опыт Якутска по обеспечению жильем работников бюджетной сферы и ЖКХ с одновременным расселением и сносом ветхого и аварийного жилья. Доклад на эту тему представил первый заместитель главы города Игорь Никифоров. Он рассказал, что муниципальная целевая программа реализуется с 2006 года и остановился на основных моментах его финансирования и промежуточных итогах. «При относительно высоком темпе строительства и ввода жилья на территории г. Якутска спрос по-прежнему превышает предложение, - проинформировал Игорь Германович. - Жилье достаточно хорошо реализуется уже на стадии строительства. При этом на сегодняшний день количество домов, признанных аварийными и подлежащими сносу составляет 459, в которых зарегистрировано 10 089 чел. Реализация данной Программы, использование новых проектных решений как малогабаритное трансформируемое жилье, развитие системы ипотечного жилищного кредитования, основанной на получении гражданами - участниками Программы бюджетной субсидии первоначального взноса и снижения стоимости жилья, позволяет включить в процесс ипотечного жилищного кредитования работников бюджетной сферы с невысокой заработной платой. Одним из важнейших преимуществ для участников Программы является низкая стоимость 1 квадратного метра жилья, по сравнению с рыночной. На сегодняшний день, стоимость 1 квадратного метра жилья для участников Программы составляет 39 870 руб., что на 20-38% ниже рыночной стоимости. А с учетом предоставляемой субсидии, стоимость 1 кв.м. составляет до 19 935 руб». Также докладчик остановился на том, что при строительстве жилья для бюджетников одновременно решаются вопросы не только расселения из ветхого жилья, но и поквартальной застройки, что намного улучшает внешний облик города, позволяет строить кварталы с современной инженерной коммуникацией, социально-бытовой и дорожной инфраструктурой. В ходе обмена опытом гости задали свои вопросы докладчику в части условий участия граждан в этой программе, субсидирования участников со стороны муниципалитета и высказали мнение, что этот опыт необходимо широко освещать в других регионах. А что в Иркутске?
В своем докладе председатель Думы г. Иркутска Андрей Лабыгин рассказал, что был разочарован, побывав в Якутске в Старом городе. Он думал, что на Забайкалье и Дальнем Востоке только в Иркутске строится историко-архитектурный комплекс – квартал «Иркутская Слобода», где воссозданы ценные культурные памятники истории и одновременно проведены снос и расселение жителей ветхого и аварийного жилья, произведена полная реконструкция инженерных коммуникаций и зданий по историческим проектам. Оказалось, что в Якутске свой такой культурно-архитектурный центр, построенный по принципу воссоздания уникальной исторической среды в городе с привлечением не только государственных средств, но и частных инвесторов, уже давно действует. Поэтому Андрей Лабыгин более детально остановился на муниципальной адресной программе по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья, строительства жилья. Такая же программа действует и в Якутске. Как рассказал докладчик, в Иркутске площадь аварийного жилого фонда составляет более полумиллиона квадратных метров и вопрос расселения граждан и обеспечения их жильем стоит очень остро. С возрастанием спроса на предоставление земельных участков стало возможным привлечение для этого частных инвестиций. И теперь земля на территории города предоставляется с различными условиями, в том числе и сноса и расселения ветхого жилья. Таким образом, на начало этого года у них расселено 100 домов, предоставлено 509 жилых помещений, снесено семь домов. Из ветхого жилья расселено более 1700 граждан. Что касается исторического центра Иркутска, то там расположено 1300 деревянных домов, относящихся к памятникам культуры. Их ремонт и реконструкция требовали огромные средства. Поэтому было решено создать публичное пространство с привлечением средств инвесторов и началось возведение «Иркутской Слободы». Здесь располагаются музеи, картинные галереи, выставочные залы, чароитовая комната, кузнечное подворье, музей воздухоплавания, Домы музыки и другие культурные учреждения.
Доступная среда для всех
Интересный доклад на актуальную тему создания благоприятной и доступной среды для людей с ограниченными физическими возможностями представили заместитель Председателя Ульяновской городской Думы Петр Столяров и депутат Псковской городской Думы Сергей Гаврилов. Как стало известно, в обоих городах уже давно и успешно действуют муниципальные целевые программы в этом направлении. В Пскове работа с инвалидами ведется с участием немецкой стороны. Там создан учебный центр для педагогов, воспитателей, работающих с людьми с физическими недугами, создана уникальная в России система социальных учреждений по реабилитации и общественной интеграции инвалидов – хоспис, Отделение восстановительного лечения, ранней помощи детям с нарушениями развития, Центр для социальной реабилитации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, образовательный центр социальной адаптации и другие. С 99 года здесь также действуют Псковские производственно-реабилитационные и интеграционные мастерские. Здесь инвалиды проходят все виды реабилитации. С каждым годом объемы заказов повышаются, производительность мастерских растет: через мастерские в год проходит более 400 гостей из России и зарубежья, приезжающих сюда для обмена опытом. Социальное учреждение в ходе своей деятельности ежегодно привлекает от 500 тысяч до 1 млн евро и может вкладываться в свое развитие. В Ульяновске действует Межведомственная программа, охватывающая весь спектр услуг для инвалидов и все направления работы по созданию доступной и комфортной среды. Кроме всех известных элементов доступности больше всего заинтересовала созданная там электронная карта маршрутов доступности города. Через интернет любой зашедший на сайт может узнать не только месторасположение любого нужного социально-культурного или иного объекта, но и возможные для инвалида пути перемещения, часы работы тех или иных врачей, школ, спортзалов, номера такси, автобусов, наличие приспособлений для инвалидов и многое другое. А территория самого город и учреждения оснащены не только съездами для колясочников, но и ориентирующими ступенями, поручнями. Для пожилых тоже создаются благоприятные условия для проживания, активно реализуются программы внедрения институтов приемных семей для стариков, «тревожных» кнопок для срочного вызова помощи, сети социальных гостиниц и мн.др. Многое из этого опыта, наши депутаты приняли с воодушевлением и, возможно, в нашем городе что-то из перечисленных программ начнет работать.
Права детей не должны нарушаться
На Координационном Совете депутат Гордумы Марина Силкина озвучила информацию о состоянии дошкольного образования в Якутске и поделилась опытом нормотворческой работы наших депутатов в этом вопросе. «Одной из острых социальных проблем становится, особенно в последние годы – доступность услуги дошкольного образования, - озвучила Марина Силкина. - Детское население Якутска – 30 тысяч 736 человек. Посещают дошкольные образовательные учреждения 11 тысяч 986 детей. Очередь в муниципальные детские сады на 22.06.2011 года составляет 15 тысяч 517 детей. Не охвачено дошкольным образованием – 60% детей. В Якутске функционируют 55 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, очередь в детские сады длится 3-4 года с момента регистрации. Необходимо учесть и то, что по сравнению с предыдущей переписью рост населения города составил 20%. Потребность в строительстве дошкольных образовательных учреждений составляет– 48 детских садов по 240 мест. За последние годы в городе Якутске построено только два новых дошкольных учреждения. Муниципалитеты не справляются с задачей строительства детских садов в виду отсутствия средств, поэтому нужна государственная финансовая поддержка. Частичное решение проблемы можно найти в развитии негосударственного сектора и необходимо привлекать частные инвестиции в развитие сектора дошкольного воспитания и образования». Также депутат остановилась на кадровых вопросах дошкольного образования и статусе работников. Освещая работу депутатского корпуса Марина Силкина отметила, что в 2009 году состоялся обмен опытом в г. Пермь. По итогам поездки состоялся круглый стол и принятые тогда решения начали активно претворяться в практику. Среди достижений депутат назвала разработку Программы развития дошкольного образования РС(Я); внедрение электронной очереди в садики; изменение режима работы детских садов в сторону увеличения; введение дополнительных штатных единиц воспитателей. Наряду с этим депутат рассказала о том, что в городе разработано Положение «Об организации дошкольного образования на территории Городского округа «Город Якутск»; программа «Город, доброжелательный к детям», изданы решения, касающиеся компенсации части родительской платы за содержание ребенка в садике. В итоге выступления Марина Силкина озвучила предложения, которые были сформулированы депутатами в ходе работы и направлены в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию. Среди них предложение разработать государственную долгосрочную целевую программу «Строительство и реконструкция зданий дошкольных образовательных учреждений»; механизма частно-государственного партнерства. Было также предложено в Федеральном Законе "Об образовании " разделить две услуги: по присмотру и уходу за детьми и образовательную, что позволит увеличить норму часов пребывания детей в частных садах. Прозвучали и те предложения, которые не один год систематически поднимают воспитатели. Это касается повышения оплаты труда через увеличение базовой части заработной платы и снижения продолжительности рабочего времени воспитателей с 36 до 30 часов в неделю. Под всеми предложениями депутатов Якутской городской Думы как сказал Михаил Банщиков можно смело расписаться. Проблемы, озвученные депутатом Силкиной, имеют место быть во всех регионах России, не раз обсуждались на Координационном Совете и требуют немедленного решения на федеральном уровне. Что касается строительства зданий детских дошкольных учреждений и очередей в детские сады, Михаил Банщиков отметил, что для Якутска с его потенциалом и демографическим всплеском два новых садика и одна школа в год – минимальный уровень, необходима федеральная помощь в строительстве этих учреждений. Также государство должно обеспечивать детям их конституционные права в получении дошкольного воспитания и образования любым путем – или предоставлением места в сад, если нет, то финансовым возмещением этих расходов родителям.
Кострома избавилась от очередей
Член Координационного Совета Журин Юрий Валерьевич – глава г. Костромы поделился, что у них вопрос с очередями решен тем, что муниципалитет гарантированно обеспечивает детей местами в садики только от 3 лет. А чтобы охватить всех детей этого возраста садами, муниципалитет оптимизировал хозяйственно-бытовые помещения в имеющихся учреждениях.