Main » 2011»От ыйа»1 » не по целевому назначению 265 млн рублей, израсходованы неэффективно 624 млн рублей, с нарушениями бюджетного законодательства - 889 млн руб
не по целевому назначению 265 млн рублей, израсходованы неэффективно 624 млн рублей, с нарушениями бюджетного законодательства - 889 млн руб
16:33
Объем финансовых нарушений составил за два года 24,8 млрд рублей
ЯКУТСК. Итоги контроля за расходованием средств бюджетной системы республики и их эффективным использованием за 2009-2010 годы стали главной темой совместной коллегии, состоявшейся 29 июня. Ее провели Министерство экономики и промышленной политики, Минфин и Главное контрольное управления при президенте РС(Я).
238 проверок в городах Якутске, Нерюнгри, Алдане и улусах республики. 199 млрд. рублей бюджетных и других средств хозяйствующих субъектов, проверенных за 2 года. Таковы результаты кропотливой работы контролеров. Их критически проанализировала руководитель управления Зинаида Федорова.
Контроль за своевременным, целевым и рациональным использованием средств позволил выявить финансовые нарушения в объеме 24, 8 млрд рублей, сказала она. Эти деньги не были разворованы. Но 16,7 млрд рублей израсходованы с нарушениями правил бухгалтерского учета и отчетности, при не обеспечении сохранности и возврата средств.
От общего объема нарушений использованы не по целевому назначению 265 млн рублей, израсходованы неэффективно 624 млн рублей, с нарушениями бюджетного законодательства - 889 млн рублей.
Руководитель Главного контрольного управления отметила, что оценить эффективное расходование бюджетных ассигнований в суммарном выражении не представляется возможным. На законодательном уровне эти критерии отсутствуют. По Бюджетному кодексу результативность и эффективность использования финансовых ресурсов определить тоже сложно. При предоставлении и использовании государственных средств обе стороны выходят за рамки бюджетного процесса и перемещаются в область гражданско-правовых отношений. Нарушения норм гражданского законодательства оцениваются в 7,1 млрд. рублей.
Главное контрольное управление проверило расходование средств, выделенных на реализацию республиканских целевых программ « Жилище», «Электронная Якутия», сохранения, возрождения и распространения якутского героического эпоса Олонхо. Закладывание заведомо нереальных объемов финансирования, ненадлежащая координация работы, отсутствие должного контроля за расходованием средств превратилось в систему, которая не меняется, сказала Зинаида Степановна.
Проверка бюджетных средств, направленных на покупку дорогостоящего медицинского оборудования, эффективность его использования в 6 крупнейших учреждений здравоохранения показала, что с договорные обязательствами поставщики не справляются. 10 единиц оборудования стоимостью 271 млн рублей в установленные сроки не были поставлены, еще 14 на 227 млн. рублей не введены в эксплуатацию. Финансовые нарушения в этих учреждениях оцениваются в 351 млн рублей. В девяти государственных учреждениях их объем превышает 879 млн рублей.
Установлены многочисленные нарушения по работе с государственной собственностью. В пяти министерствах нормативно-правовые акты исполняются формально, отметила руководитель.
В прошлом году контрольное управление проверило, как ГУП «ЖКХ РС(Я)» и его филиалы использовали 38,8 млрд рублей. Установленные финансовые нарушения в объеме 17,1 млрд рублей говорят о том, что предприятие не умеет экономить и считать деньги. Оно принимает неэффективные управленческие решения, которые имеют системный характер.
По мнению Зинаиды Федоровой, организационно-правовая форма ГУП «ЖКХ РС(Я)» выходит за рамки действующего законодательства, отдельные положения учредительных документов не соответствуют правовым актам о местном самоуправлении, тарифах, торгах для государственных и муниципальных нужд, а также Жилищному кодексу и антимонопольной деятельности. Предприятие имеет громоздкую сложную многопрофильную структуру с численностью 12 тыс. человек. Высокая степень централизации, затягивание решений приводят к снижению инициативы на местах, распылению и непрозрачности финансовых потоков и ресурсов. Из-за правовых пробелов создаются условия для развития коррупции, говорит она.
Практика показала, что избыточные расходы покрываются во всех случаях из бюджета. Возмещение трансфертами сверхнормативных расходов к ничему хорошему не приводит. Мотивации для повышения эффективности работы нет, достижения уставных целей тоже. Деятельность предприятия остается убыточной. В 2009 году убытки составили 750 рублей, в 2010 году - 628 млн рублей. При этом финансовые показатели были сформированы на основании недостоверной бухгалтерской отчетности, подчеркнула Зинаида Степановна.
Коллегия приняла решения по ужесточению государственного финансового контроля за расходованием бюджетных средств. Правительству РС(Я) рекомендовано проводить действенную политику по назначению и снятию с должностей руководителей органов исполнительной власти, подведомственных организаций и хозяйствующих субъектов с долей республики на основе материалов, представленных финансовыми контролерами.
Министерства экономики и промышленной политики, финансов и Главное контрольное управление при президенте РС(Я) рассмотрели на совместном заседании еще 4 вопроса. С итогами выездных мероприятий по оценке эффективности бюджетных расходов в социальной сфере муниципальных образований ознакомила замминистра экономики и промышленной политики Елена Максимова.
О повышении эффективности предоставления межбюджетных трансфертов из государственной казны и расходования средств местных бюджетов информировала заместитель министра финансов Мария Борисова.
Для стимулирования муниципальных образований и повышения эффективности расходования местных бюджетов будет проводиться конкурс. Муниципальные образования должны разработать программы по повышению эффективности бюджетных расходов и до 1 декабря представить заявки на получение субсидий. Они создадут предпосылки для внедрения инноваций в бюджетный процесс, считают организаторы конкурса.