Main » 2011»От ыйа»25 » дело не в том, когда именно грянет девальвация — в 2012, 2013 или 2014 годах, хотя всем нам надо быть готовыми к такому развороту
дело не в том, когда именно грянет девальвация — в 2012, 2013 или 2014 годах, хотя всем нам надо быть готовыми к такому развороту
11:08
Как проголосует рубль За президентскими выборами может последовать девальвация
Российская экономика устала. Устала — как «Булгария» подавать сигналы бедствия. Нельзя сказать, что их не замечают вовсе, но ничего не меняется. Ни модернизации, ни инноваций, все та же ставка на нефть, точнее — на рост ее цены. Если же цена замешкается, сделанная ставка ведет к проигрышу — к порогу девальвации рубля, а это уже не столько экономическое, сколько политическое событие.
Может показаться, что все совсем наоборот. Это «у них» на столе домино дефолтов. Республиканцы выжимают из администрации Обамы уступки, которые наверняка касаются не только бюджетной политики и ограничения величины долга. Европу давно трясет, причем эпицентр постоянно расширяется — от Греции, которую будут спасать уже не в первый раз, до Италии, с промежуточными остановками в Ирландии, Португалии и Испании. В России же все спокойно, как на Шипке.
Любопытно, что между долларом и евро, несмотря ни на что, никаких кульбитов не происходит. Резкие колебания не выгодны никому: поэтому налицо сюрпляс — взаимное балансирование на рисках, хотя перспективы евро вызывают большее беспокойство. Иное дело — рубль.
В экспертном сообществе звучат предупреждения: торговый, а вместе с ним и платежный баланс развивается так, что впереди девальвация, то есть быстрое и существенное (не менее 20%) снижение курса рубля по отношению к мировым валютам. Напомню: в кризис 2008 года курс доллара за несколько месяцев изменился с 23,13 руб. до 36,43 руб., то есть примерно в 1,6 раза. Евро за тот же период потяжелел в 1,4 раза.
На этот раз во всем виноват импорт. Во II квартале 2011 года его рост составил 43%, достигнув $83 млрд, что выше докризисного уровня (экспорт вырос на 38,5%). «Если прошлогодний рост импорта можно было бы списать на отложенный в условиях экономического кризиса спрос и на низкую базу 2009 года, то сейчас основной причиной роста, вероятнее всего, является ожившее банковское кредитование и поведение населения (которое поняло, что ставки по депозитам сильно отстают от инфляции, и выбирает теперь иномарки и товары длительного пользования). По нашим оценкам, в текущем году импорт может достичь $345—350 млрд (рост на 39—41%), что вновь заставляет нас задуматься об устойчивости платежного баланса», — отмечают авторы исследования. В результате положительное сальдо счета текущих операций во II квартале 2011 года снизилось примерно до 1% с 4,8% по итогам 2010 года.
Вся проблема в том, станет ли статистика II квартала исключением или правилом. Если согласиться с тем, что речь идет о длительной тенденции, самое время вспомнить: и в 1998, и 2008 годах рубль падал, когда сальдо счета текущих операций устойчиво снижалось ниже 1–2% ВВП. Значит, если ничего не изменится, та же ситуация сложится во II квартале 2012 года, как раз когда состоятся выборы и инаугурация нового президента.
От девальвации может защитить рост цен на нефть, но неустойчивость мировой экономики и возможное укрепление доллара к евро не сулят подобного развития. Есть и немалые российские международные резервы. Но принципиально важно, что и рост цены нефти (если она смилостивится), и использование резервов только отодвинут, но не устранят угрозу.
Серьезность ситуации подтверждает тот факт, что с выводами экспертов в прин¬ципе согласны в Минэкономразвития. Разница — в сроках. Замминистра Андрей Клепач в июне 2011 года на проходившем в Страсбурге Российском экономическом и финансовом форуме спрогнозировал выход платежного баланса на отрицательное сальдо по счету текущих операций «в 2013—2014 годах». Он хорошо помнит, что «два предыдущих раза, когда мы подходили к этому рубежу (в 1998 и в 2008 годах. — Н.В.), заканчивались существенной девальвацией курса рубля».
Понятно, что до выборов в марте 2012 года рубль, что бы ни случилось, будет держаться как Брестская крепость. Дальше — тишина.
По сути, дело не в том, когда именно грянет девальвация — в 2012, 2013 или 2014 годах, хотя всем нам надо быть готовыми к такому развороту. Принципиально важно, что она — неизбежное следствие сегодняшней модели экономического развития и проводимой политики. А сменить их гораздо труднее, чем запустить очередной цикл девальвации рубля.