Елена ТИХОНОВА Заседание Бюджетной комиссии Гордумы, состоявшееся 21 июля с.г., больше походило на суд (тройное «тьфу», конечно, но факт остается фактом). Со всеми полагающимися участниками «процесса» под председательством «судьи» АЛЕКСАНДРОВА: «подсудимые» МАРТЫНОВА, ВИЗИР. «Потерпевший» БУРЦЕВ. «Гособвинитель» НИКОЛАЕВ. «Адвокаты» ЛУКИНА, САЛЬВА. Несколько свидетелей…
«Фабула дела»: принятие решения по отчету Контрольно-счетной палаты (далее - КСП) о внеплановой проверке средств федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ (Фонда), поступивших в 2009-2010 гг. в бюджет г.Якутска на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья.
Что интересно, отчет датирован ажно 23 декабря 2010 года. Как мы правильно подсчитали, сроком ровно в 7 месяцев назад. То есть, временем, за которое может родиться пусть и недоношенный, но совершенно полноценный Человек. Симпатичный такой человечек, как и все - с ручками, ножками, ну, может, без ногтей, без волос... Но все же - Человек!..
И решение по этому "недоношенному", предновогоднему, отчету КСП принято лишь на днях. Представляете? (В данном случае это уже переношенный получается, не правда ли?..)
Кстати, по данному "информационному поводу" депутаты, в частности, один из самых известных и авторитетных - Виктор ФЕДОРОВ - не раз поднимали критику на сессиях Якутской городской Думы. За подведение итогов и в целом затягивание рассмотрения, которое характеризовалось ими не иначе, как эпитетом "умышленный"...
Но речь сегодня не об этом. К слову, так сказать.
...Наконец, после продолжительных, по всей видимости, раздумий, разговоров и переговоров профильная комиссия Гордумы приняла-таки решение по данному поводу.
Забегая вперед, заметим, что, как мы уточнили у депутатов, принятое решение комиссии – окончательное. На очередной или внеплановой, экстренной, сессии рассматриваться не будет, так как такового, чтобы итоги какой-либо ревизии выносились бы на пленарное заседание, просто не существует «в природе»…
Словом, «приговор обжалованию не подлежит»…
Здесь напомним, что по итогам довольно спорных обсуждений Бюджетная комиссия Гордумы решила направить материалы данной проверки в Прокуратуру г.Якутска, а также рекомендовать мэру столицы Юрию ЗАБОЛЕВУ рассмотреть вопрос о соответствии занимаемой должности заместителя главы по ЖКХ и энергетике, (заметим, одного из немногих профессионалов-руководителей в сфере ЖКХ) Сергея ВИЗИРА.
Итак, что же такого было выявлено аудиторами КСП, что «приговор суда», несмотря на все усилия «адвокатов», получился «обвинительным»?..
ЧТО ВЫЯВИЛА РЕВИЗИЯ КСП
Для начала заметим, что внеплановая проверка по данной теме была проведена по требованию прокуратуры г.Якутска от 18 августа 2010 года.
Так как полный текст самого итогового документа этой ревизии опубликован в «Якутском политическом портале» (ya-pp.com), приведем лишь выводы аудиторов:
1. "Департамент ЖКХ вводит в заблуждение орган муниципального контроля в отношении качества и полноты проведенного в 2010 году капитального ремонта, соблюдения установленного порядка приемки выполненных работ, эффективности использования средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.
2. Заместителем главы ГО "Город Якутск" (Визир С.А.), курирующим отрасль ЖКХ и энергетики, в разумные сроки, в течение 2008-2010 годов, не проявлена (во взаимодействии с Правительством РС(Я)) нормотворческая инициатива и не решен вопрос достижения с Государственной корпорацией- Фондом содействия реформированию ЖКХ соглашения о возможности использования средств Фонда и бюджетных средств РС(Я), выделяемых городскому округу, на проведение софинансирования капитального ремонта многоквартирных домов, до конца второго квартала года, следующего за годом получения настоящего финансирования, в связи с поздним поступлением средств и ранним наступлением отрицательных температур, препятствующих проведению запланированных работ в соответствии с действующими строительными нормами и правилами.
3. Окружной администрацией ГО "Город Якутск" (Визир С.А.) основные усилия направляются на получение максимально возможной суммы софинансирования по программе капитального ремонта многоквартирных домов, однако эффективность использования отраслью ЖКХ городского округа указанных средств является неудовлетворительной.
4. Общая сумма проверенных средств составляет 498131, 52 тыс. рублей, из них сумма нарушений в 2010 году составила 148035,85 тыс. рублей, в том числе:
4.1. нецелевое расходование бюджетных средств на сумму 6821,35 тыс. рублей, в том числе:
- 5509,71 – в нарушение ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312, Департаментом ЖКХ жилой дом по ул.Кирова, 7, включен в муниципальную программу капитального ремонта на 2010 год (до достижения нормативной величины физического износа, при которой он мог быть включен в настоящую программу капитального ремонта. Дата ввода настоящего дома в эксплуатацию – 2005 год.);
- 560,64 тыс. рублей - в нарушение п.3 ст.15 Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ, Департаментом ЖКХ в локальную смету № 2 на капитальный ремонт инженерных сетей жилого дома по ул.Хабарова, 11, согласовано включение видов работ, не предусмотренных настоящей статьей;
- 751,0 тыс. рублей – Департамент ЖКХ согласовал ТСЖ «Северное» завышенную сметную стоимость монтажной пены по локальной смете на ремонт и утепление фасада.
4.2. неправомерное расходование средств на общую сумму 141214,5 тыс. рублей, из них:
- 67030,68 тыс. рублей - в нарушение частей 10, 11 ст.20 ФЗ от 21.07.2007 года № 185-ФЗ, председателями ТСЖ, без подписания Приемочной комиссией Актов приемки в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом многоквартирных домов, 16 товариществ собственников жилья перечислили подрядчикам от 34 до 100 % от суммы средств, полученных на проведение капитального ремонта;
- 68378,48 тыс. рублей - в нарушение приложения № 5 к распоряжению Правительства РС(Я) от 03.06.2010 N 618-р, Департаментом ЖКХ неправомерно был введен дополнительный критерий отбора и ранжирования претендентов на участие в Программе капитального ремонта на 2010 год. В результате указанного нарушения в настоящую Программу неправомерно включены 13 многоквартирных домов;
- 5805,34 тыс. рублей – Департаментом ЖКХ необоснованно согласованы товариществам собственников жилья сметы с завышенной стоимостью капитального ремонта мягких кровель.
5. Окружной администрацией ГО "Город Якутск" (Визир С.А.) подготовка муниципальной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов городского округа "Город Якутск" на 2010 год" выполнена неудовлетворительно по следующим основаниям:
5.1. нарушены права членов товариществ собственников жилья, участвовавших в конкурсе, но не вошедших в муниципальную программу капитального ремонта в связи с тем, что, в нарушение приложения № 5 к распоряжению Правительства РС(Я) от 03.06.2010 N 618-р, Департамент ЖКХ неправомерно ввел дополнительный критерий отбора и ранжирования претендентов на участие в муниципальной Программе капитального ремонта на 2010 год. Согласно действующему законодательству, ГО "Город Якутск" не наделен правом введения дополнительных критериев отбора и ранжирования претендентов на участие в муниципальной Программе капитального ремонта;
5.2. являются недействительными с момента принятия решения, решения Общих собраний членов ТСЖ об утверждении смет капитального ремонта, о долевом софинансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств ТСЖ (в размере не менее 5% от сметной стоимости капитального ремонта), так как принимаются менее чем двумя третями голосов членов ТСЖ. Уставами товариществ собственников жилья предусмотрено утверждение указанных вопросов двумя третями голосов членов ТСЖ;
5.3. в настоящую программу включались виды работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, которые не могут финансироваться из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ;
5.4. в нарушение пунктов 4.4.1, 4.4.2 Методических рекомендаций от 17.09.2008 по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ, Департаментом ЖКХ неправомерно согласовывались предоставляемые товариществами собственников жилья необоснованно завышенные локальные сметы работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
6. Окружная администрация ГО "Город Якутск" (Визир С.А.) необоснованно согласовала муниципальной приемочной комиссии приемку в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом жилых зданий, без проверки соответствия выполненных работ по ремонту кровли и фасадов договорным объемам, строительным нормам и правилам, и без предъявления претензий по количеству и качеству принимаемых работ, на основании гарантийных писем, выдаваемых подрядчиками товариществам собственников жилья, которыми подрядчики гарантируют, в случае необходимости, устранение браковых и не выполненных работ при наступлении положительных температур.
7. Окружная администрация ГО "Город Якутск" (Визир С.А.) не исполнила решение Постоянной комиссии Якутской городской Думы по бюджетно-экономической политике от 24.04.2010 о недопустимости оплаты не выполненных и браковых работ и решение Президиума Якутской городской Думы от 26 октября 2010 года № РП-9-2 «Об использовании в 2011 году остатков средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ и государственного бюджета РС(Я)» о прекращении видов работ по капитальному ремонту, производство которых во время отрицательных температур запрещено строительными нормами и правилами".
ИЗ РЕШЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ КОМИССИИ
• «Принять к сведению Отчет об итогах проверки…
• Направить отчет по итогам проверки главе ГО «Город Якутск» (Заболев Ю.В.) для сведения и принятия мер по возврату использованных нецелевым образом средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, бюджета РС(Я), местного бюджета;
• указать председателю муниципальной приемочной комиссии на недопустимость приемки невыполненных и браковых работ;
• рассмотреть вопрос о соответствии занимаемой должности Визира С.А., заместителя главы по ЖКХ и энергетике, по следующим основаниям: неудовлетворительная подготовка и исполнение муниципальной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов ГО "Город Якутск" на 2010 год", в том числе наличие действий, содержащих признаки коррупционной направленности…
• рассмотреть вопрос о соответствии занимаемой должности Директора МУ "Департамент ЖЖКХ и энергетики» Мартыновой Е.В., заместителя директора МУ "Департамент ЖХКХ и энергетики Андреева А.А.;
• рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности директора МУ «СЭГХ» (Горбачев С.В.)…
• провести в МУ "Департамент ЖКХ" (Мартынова Е.В.) служебное расследование на предмет наличия или отсутствия личной заинтересованности сотрудников Департамента ЖКХ в согласовании завышенной стоимости работ и материалов в локальных сметах на проведение капитального ремонта жилых домов с привлечением специалистов Комитета экономики, прогнозирования и ценообразования г.Якутска.
• рассмотреть вопрос об утрате доверия и соответствии занимаемой должности главного специалиста АВР МУ «СЭГХ» Выстороп И.А.
• информацию о принятых мерах представить в Контрольно-счетную палату Якутской городской Думы до 21 августа 2011 г.
• направить материалы проверки в Прокуратуру г.Якутска для определения должностных лиц, виновных в нарушении… и принятия, в случае необходимости, мер прокурорского реагирования».
ДЕПУТАТЫ ЗАБЫЛИ УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС?..
Теперь непосредственно о самом «судебном процессе».
На этом заседании Бюджетной комиссии присутствовали всего 4 депутата: нейтральный председатель Леонид АЛЕКСАНДРОВ, его защищающая сферу ЖКХ заместитель Елена ЛУКИНА, а также члены комиссии: защищающий сферу ЖКХ Григорий САЛЬВА и агрессивно настроенный, рубящий, хоть и намеками, правду-матку Айаал БУРЦЕВ.
Не было депутатов Ивана ДАНИЛОВА, Павла ПЕТРОВА и экс-единоросса Алексея ПЕТРОВА.
...Что интересно, расстановка сил по всем вопросам получилась следующей: Григорий САЛЬВА всячески защищал мэрию, точнее, Департамент ЖКХ в лице Екатерины МАРТЫНОВОЙ и заммэра Сергея ВИЗИРА, а Елена ЛУКИНА ему во всем вторила и во всем с ним с какой-то чисто женской, очень изящной и едва уловимой, покорностью соглашалась...
Председательствующий депутат АЛЕКСАНДРОВ по всем вопросам придерживался вроде бы нейтральной позиции, однако в решающий момент все же сказал: «Ша!» (Это тогда, когда решался вопрос о том, направлять или нет материалы этой ревизии в прокуратуру, количество голосов получилось два на два, и он воспользовался своим преимущественным правом считать свой голос двойным. В итоге получилось 2 на 3 в пользу «гособвинения»).
Мэрия была представлена 1-м заммэра по развитию территорий Игорем НИКИФОРОВЫМ и «виновником торжества» – заммэра по ЖКХ и энергетике Сергеем ВИЗИРОМ. Также были представители профильных структур Окружной администрации (ДЖКХ, СЭГХ и т.д.)
Что касается самой КСП, позиция ее представителей не разнилась и была единой, как многострадальная Россия: обстановка прямо так и была наэлектризована их энергией, решимостью и харизмой, что просто щекотала нервы, как в кульминационном моменте какого-нибудь голливудского триллера. (Так и хотелось закрыть глаза и сжаться: "Ну вот!.. Ну сейчас!! Ну теперь!!! Ну вот щас точно!!!! Встанет, разнесет всех к чертовой матери!.. Назовет всех своими именами!.. Наведет на всех бензопилу и......!!!!!!!)
Да. Ревизоры хотели крови. Присутствующие на заседании председатель КСП Иосиф НИКОЛАЕВ и аудитор Владимир ПАНТЕЛЕЕВ настаивали на своем почти по всем вопросам, требуя персонального привлечения виновных должностных лиц к дисциплинарной и даже... уголовной ответственности. (Чего, кстати, раньше за ними особо не наблюдалось).
Все это – за многочисленные нарушения на общую сумму почти в 150 (!) миллионов рублей и, как было сказано, «признаки коррупционной составляющей»… Всего проверкой было охвачено, как сказано выше, почти полмиллиарда (!) рублей.
Но депутат САЛЬВА, а иже с ним депутат ЛУКИНА всем этим требованиям КСП препятствовали. Григорий САЛЬВА так и сказал: «Мы же не прокуроры!..»
Зачем, мол, требовать наказания для того или иного руководителя или специалиста? Надо просто рекомендовать главе. У нас же есть глава (Юрий ЗАБОЛЕВ). А он пусть и решает, что делать…
Жесткую позицию КСП открыто поддержал лишь начинающий депутат Айаал БУРЦЕВ, добившись того, чтобы в решение комиссии было внесено предложение о направлении материалов проверки в прокуратуру – "для принятия мер прокурорского реагирования".
Его позицию понять можно. Именно депутат БУРЦЕВ ранее неоднократно поднимал вопрос на сессиях Гордумы о том, почему, на каком основании, по каким критериям отбирались дома на капремонт за счет средств федерального фонда реформирования ЖКХ.
Депутат БУРЦЕВ не мог понять, почему капремонт был проведен в таких домах, как элитный «Титаник» на площади Ленина (Кирова, 7), где живет, к примеру, зампред правительства Якутии, известный коммунист Александр ВЛАСОВ, а действительно нуждающиеся в капитальном ремонте дома рядовых жителей, простого народа, так и остались за бортом?..
Кстати, депутат БУРЦЕВ, «наезжая» на ДЖКХ и Сергея ВИЗИРА, когда тот и его "подзащитная" МАРТЫНОВА начали в качестве основного довода приводить тот факт, что "сам-то федеральный-то Фонд реформирования ЖКХ претензий к нам не имеет!", опять стал на что-то отстраненно намекать, как это было один раз на сессии... Город, мол, маленький!.. Мы все слышим, все знаем!.. (Это произошло в конце обсуждения, когда рассмотрение уже завершалось).
Но в этот раз Айаал БУРЦЕВ был более конкретнее:
- Город маленький… Все друг друга знаем… Знаем, как вы федеральный Фонд встречали. Как и где кормили…
На это заммэра ВИЗИР чуть не взорвался:
- Вы что, хотите сказать, что мы им взятку давали?! Может, еще и в прессе напишете?!!!
Видя возмущение своего оппонента, депутат БУРЦЕВ невозмутимо продолжал на что-то намекать и даже… угрожать:
- Люди многое слышали. И я могу многое рассказать...
ВИЗИР (хрипло):
- Ну так... Скажите!
БУРЦЕВ (с нехорошей улыбкой):
- Сказать? Хм…
ВИЗИР (бледнея):
- Скажите-скажите! Говорите!!!
БУРЦЕВ (спокойно):
- Я Вам лично скажу. Отдельно.
...Словом, было довольно интересно.
При этом нас, ИГ «В Якутии.ру» - единственное СМИ, присутствовавшее на этом заседании, очень удивила, нет, даже поразила позиция «адвоката» Елены ЛУКИНОЙ.
Нет, мы, конечно, понимаем, что среди политиков могут быть различные идеологические и иные тандемы, но в данном случае всегда принципиальная молодая депутат удивила всех своей лояльностью и даже определенной забывчивостью.
А ведь «беспартийная независимая финансистка» ЛУКИНА, как отметил на встрече с Гордумой Президент Якутии Егор БОРИСОВ, отвечая на вопросы главы республики, помнится, пожаловалась, что вопрос № 1 у нее, который она вот уже 3 года ставит перед мэром, – два аварийных дома по Маяковского, что не попали в программу капремонта на средства федерального бюджета. Не попали по году постройки, не хватило 2 баллов.
«Мне стыдно заходить к ним. ВИЗИР каждый год обещает», - помнится, пожаловалась тогда депутат ЛУКИНА президенту.
В ответ на это Егор БОРИСОВ не без участия начал уточнять, в чем причина: недостаточно отрабатывает глава или не хватает средств?
Отвечая на этот вопрос, Елена ЛУКИНА тогда замешкалась: мэр города Юрий ЗАБОЛЕВ сидел прямо перед ней. «Не хватает средств», - потупила взор депутат...
Получается, по всей логике депутат ЛУКИНА, как и депутат БУРЦЕВ, дома которого не включены в план капремонта, должна была выступить на этом «судебном процессе» не кем-нибудь, а тоже «потерпевшей». Но она почему-то стала «адвокатом» мэрии.
Интересно, почему? Неужели столь велико влияние коллеги Григория САЛЬВЫ, руководителя и, насколько не ошибаемся, владельца Управляющей компании "Прометей", который, по всей человеческой логике, ну никак не может «наезжать» на Департамент ЖКХ и на заммэра по ЖКХ?
Ведь от них зависит весь его бизнес. Большой, солидный бизнес. Ну кто будет рубить сук, на котором сидит?..
Вот и становится удивительно. Что принципиальность некоторых депутатов проявляется лишь тогда, когда надо, где надо и перед кем надо.
А когда не надо и где не надо, интересы избирателей отодвигаются в сторону. Как мелочь. Как мысли. Как мусор. (Это про Олесю только в песне поется: "Как сказка, как чудо, как песня..." А в жизни?..)
В общем же итоге получается так, что депутаты сами себе же и противоречат. На сессиях Гордумы сами же депутаты ведь не раз вменяли КСП вину в том, что по итогам ревизий никто из должностных лиц к ответственности не привлекается. Нет, мол хорошего кнута. Все в пустоту. В воздух. В никуда. Чуть ли не зря бюджетный хлеб едите.
...Об этом на совещании напомнил сам Иосиф НИКОЛАЕВ. Помимо всего, оправдывая свою жесткость и даже жестокость, главный ревизор столицы садистски напомнил присутствующим о случаях обрушения домов: «У нас в городе дома падают, а вы... Надо принимать меры и прекращать все это!»
Не согласиться с Иосифом НИКОЛАЕВЫМ нельзя. Дома действительно падают. Друг за дружкой. Это раньше было очень редкое ЧП, что журналисты со всего города даже по выходным, в случае чего, поздно вечером выезжали на место происшествия. Теперь никто особо не утруждается. Привыкли уже. Неинтересно стало. Обыденно. Как жара. Гроза. Лесной пожар...
Абсолютно можно согласиться и с позицией второго «гособвинителя» - аудитора КСП Владимира ПАНТЕЛЕЕВА, который, устав отвечать на дотошные вопросы якобы ничего не понимающей Елены ЛУКИНОЙ, привел в качестве аргумента такой марксистский термин, как… "социальная справедливость":
ЛУКИНА (нетерпеливо):
- Ну и что? Где тут нецелевое использование?! Где коррупция?.. Деньги же освоены. Дома отремонтированы!
ПАНТЕЛЕЕВ (закипая):
- Но ведь не только это важно. Но и то, КАКИЕ (с ударением на все слово) именно дома отремонтированы.
ЛУКИНА (как машинка):
- Почему? Работы ведь сделаны, дома отремонтированы!..
ПАНТЕЛЕЕВ (почти сквозь зубы):
- Но ведь должна же быть... Социальная... Справедливость!
ЛУКИНА (возбужденно):
- Ой, Вы тут про коммунизм еще скажите!
Примерно такой диалог произошёл между «обвинителем» ПАНТЕЛЕЕВЫМ и «адвокатом» ЛУКИНОЙ.
…Признаться, наблюдая за этой сценой, можно поразиться интеллигентности и прям-таки арийской выдержке аудиторов.
Ведь в качестве "железного аргумента" они могли совершенно спокойно использовать… Уголовный кодекс РФ. В частности, статьи 293 и 316. Халатность. Укрывательство преступлений.
...За сколько сотен тысяч осудили экс-министра сельского хозяйства ДМИТРИЕВА? За 800 тысяч, оплаченных за невыполненные работы.
За сколько осудили экс-министра молодежи ЕРЕМЕЕВА? За 20-30 миллионов на двоих.
За сколько завели уголовное дело на действующего министра ЖКХ АНТОНЕНКО? За машины, купленные на 9,2 миллиона водоканаловских рублей.
А за сколько предъявлено обвинение экс-министру здравоохранения АЛЕКСАНДРОВУ? За томограф, купленный за 370 миллионов рублей.
А здесь на сколько выявлено нарушений по одной только ревизии? Почти на 150 миллионов городских рублей. Меньше, конечно, чем в аппетитном Минздраве, но в десятки раз больше, чем у остальных.
И что в итоге?..
Наши депутаты, которые, когда надо, бьют себя в грудь и готовы под танки полезть за своих избирателей, вдруг превращаются в "адвокатов".
Интересно, почему? Зачем? Отчего?.. Из-за чего? Или из-за кого?.. За что? За сколько? Почем, в конце концов?.. Повторять вопросы можно до бесконечности.
Интересно все же, что скажет Прокуратура г.Якутска, по требованию которой и была проведена внеплановая проверка Контрольно-счетной палаты, и куда в итоге будут направлены ее материалы?
Не дай Бог, конечно, если в недрах городской прокуратуры зародится очередное «Дело мэрии»...