Схватка за Центральную Азию США начинают, Китай выигрывает, Россия теряет влияние
Лидер Узбекистана Ислам Каримов провёл встречу с влиятельными западными дипломатами. В своей резиденции он принял специального представителя США по Афганистану и Пакистану Марка Гроссмана и специального уполномоченного правительства ФРГ по Афганистану и Пакистану Михаэля Штайнера. Официальная цель визита — обсуждение американо-германской инициативы по консолидации международных усилий, направленных на поддержку экономического возрождения Афганистана. Напомним, что днём ранее американский дипломат посетил соседний Таджикистан, где встречался с президентом страны Эмомали Рахмоном. Миссия — та же, но, кроме того, обсуждался «Современный шёлковый путь», который, если будет построен, окончательно выключит влияние России на этот регион.
Теперь же, по сведениям узбекских СМИ, за закрытыми дверями мог обсуждаться не менее значимый для России вопрос — выход Узбекистана из Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). ОДКБ — это «силовой СНГ», в нём состоят 7 бывших республик СССР. У организации есть свои силы быстрого реагирования, правда, ни разу не применявшиеся на практике.
Узбекистан уже однажды выходил из ОДКБ — в 1999-м году. Однако, в 2006-м вступил обратно. Теперь же, в свете возможной дружбы с США (по мнению экспертов, американцам может потребоваться военная база на территории этой страны), Ислам Каримов вполне может вновь принять такое решение.
Главный редактор издания «Фергана-Ньюс» Даниил Кислов считает, что торг между США и Узбекистаном и Узбекистаном и Россией необязательно будет сопровождаться выходом из совместных организаций. Однако, Ислам Каримов может «пустить» вооружённые силы Соединённых Штатов на свою территорию, оставаясь союзником РФ и входя в договор о коллективной безопасности.
«СП»: — Действительно ли этот визит связан с выходом из ОДКБ? США опять увеличивает своё влияние на режимы республик Центральной Азии?
— Рост влияния действительно есть, но речи о выходе из ОДКБ никто пока что не вёл. Мне кажется, что это будет очередной зигзаг политики Ислама Каримова. Сейчас он никуда выходить не будет, и американцы не вернутся на базу Ханабад (аэропорт был закрыта из-за ссоры с США после требований расследования резни в Андижане, переведён в киргизский Манас — «СП»).
Если почитать американскую прессу, когда Барак Обама позвонил Исламу Каримову, то понимаешь, что для Каримова это был большой подарок и большая честь. Фактически, Барак Обама послал ему воздушный поцелуй.
За этот поцелуй Каримов должен Америке сделать что-то приятное, и весь вопрос — что именно. Сегодня Каримов принимал не одного, а двух авторитетных дипломатов — специального представителя США по Афганистану и Пакистану Марка Гроссмана и специального уполномоченного правительства ФРГ по Афганистану и Пакистану Михаэля Штайнера. ФРГ как член НАТО контролирует афганский север, США — юг Афганистана и пытается контролировать его весь.
Насколько нам известно, американцы давно просили немцев, чтобы те помогли им в переговорах с узбекским лидером о возможном использовании авиабазы Термес. Сейчас её используют немцы. Пару лет назад Каримов разрешил американским самолётам летать через Термес — но только грузовым. Сейчас речь идёт о перевозке войск и американцы хотят использовать авиацию, а не железную дорогу.
По нашим данным Каримов в ближайшее время объявит, что американские войска могут использовать аэродром Термес для переброски войск. Это и будет ответ на воздушный поцелуй Обамы.
Казахстанский политолог Досым Сатпаев напоминает, что приёмы манипуляции сильными державами в своих интересах — достаточно распространённая в этом регионе практика. Присутствие сразу всех основных мировых игроков позволяет режимам лавировать, и получать выгоду со всех сторон. Впрочем, рано или поздно это может закончится частичной, а то и полной потерей независимости того или иного «стана».
«СП»: — Кто борется за влияние в этом регионе?
— В первую очередь это США, Китай и Россия. Если говорить о США, то нужно говорить о нескольких волнах влияния в этом регионе. Первая волна была в 90-х, когда здесь образовался некоторый вакуум силы. В тот момент Россия была больше ориентирована на Запад. Только с приходом Путина к власти Россия стала внимательнее присматриваться к Центральной Азии — её интересовали как энергетические ресурсы, так и вопрос восстановления политического влияния. При Медведеве этот тренд продолжился. Можно сказать, что Россия пытается восстановить свои позиции в регионе. Но совсем гладко это сделать не получается.
Из пяти стран Центральной Азии неплохие отношения у России сложились только с Казахстаном. С Узбекистаном отношения натянутые. С Таджикистаном тоже не безоблачные, особенно учитывая то, что Эмомали Рахмон сейчас больше сотрудничает с Ираном и Китаем. Кыргызстан — страна непредсказуемая, и невозможно сказать, какой будет её внешняя политика, пока не состоятся президентские выборы. Туркменистан — это «вещь в себе», Бердымухамедов всегда старался быть «сторонним наблюдателем».
«СП»: — Ещё при Ниязове декларировался «полный нейтралитет».
— Единственное, что связывает Туркменистан и Россию — это газовый вопрос. Но и он приводил к трениям и конфликтам.
Возвращаясь к США: власти стран Центральной Азии очень чётко уловили важный механизм: чтобы набирать себе очки, нужно сталкивать лбами крупных геополитических игроков. Это обычная восточная политика. «Ласковый телёнок двух маток сосёт».
Наглядный пример — Казахстан. Он и с американцами в неплохих отношениях, и с России, и с Китаем. Даже Саакашвили сюда часто приезжает, и есть совместные проекты с Грузией. Другие страны действуют также.
Американцев, в Центральной Азии больше беспокоит не Россия, а Китай. У России есть большой минус — она теряет единое языковое пространство. Следующее поколение бывших республик СССР русского языка знать не будет. А у Китая есть преимущество — деньги и крупные инвестиции в этот регион. Китай покупает не только те или иные объекты, он покупает лояльность режимов. Ни у России, ни у США сейчас такой возможности нет.
«СП»: — Я правильно понимаю, что Китай сейчас придаёт этому региону большее значение, чем и Россия, и США — деньги-то, в общем, есть и у той, и у другой страны.
— Китай ближе. Он заинтересован в том, чтобы в Центральной Азии правящие режимы могли контролировать ситуацию внутри стран, и чтобы на их территории, например, не скрывались уйгурские сепаратисты.
Центральная Азия для Китая — это стратегический поставщик сырья. Нет транзитных стран, сокращается зависимость от ближневосточной нефти, которая идёт морем через проливы, а эти проливы контролируют американцы. То есть его интересует как сфера безопасности, так и сфера энергетики.
Для США из-за Афганистана Центральная Азия стала одним из регионов, где надо держать руку на пульсе. Вывод войск намечен на 2014 год, но мне кажется это маловероятным: они не успеют подготовить местные силы правопорядка. И сами страны Центральной Азии не слишком в этом заинтересованы: для кого-то это деньги, для кого-то — гарантия безопасности.
Для России, Китая и Ирана присутствие США в зоне их жизненных интересов — момент очень нервирующий, но даже они понимают, что с уходом американцев они не смогут обеспечить того же уровня безопасности. Организации вроде ШОС, к сожалению, неработоспособны.
«СП»: — А ОДКБ — работоспособна?
— Нет. За все годы существования она ни разу не прошла через боевое крещение. То же и ШОС — проводится встречи, саммиты, учения, а механизма обеспечения безопасности так и нет. Есть коллективные силы оперативного реагирования, но они нигде не использовались.
«СП»: — Да, была реальная необходимость во время резни узбеков в Оше на юге Киргизии.
— Тогда и Россия, и партнёры по ОДКБ испугались влезать в эту кашу.
«СП»: — Кроме основных игроков — США, России и Китая — есть ещё Турция и Иран. У них есть своя игра?
— В 90-х Турция пыталась взять роль «старшего брата». Но очень быстро отказаласьот этих намерений, стала плотно работать с ЕС и потеряла Центральную Азию. Тоже самое касается и Ирана.
Зато стал внимательнее присматриваться Европейский Союз. Для него этот регион — дополнительный источник сырья.
«СП»: — А могут ли страны Центральной Азии быть фактически поглощены Китаем — экономически, при сохранении формального суверенитета? Понятно, что вряд ли это коснётся Казахстана, остальные явно слабее.
— Могут. Но есть один нюанс — антикитайские настроения, которые серьёзно растут. Не всё так просто. Конечно, Китай может залить регион деньгами, но при такой коррупции они запросто уйдут в чёрную дыру.