Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [263]
Суд-закон.МВД.Криминал [1280]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [400]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [555]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [155]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [277]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [224]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [670]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [377]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [158]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [93]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [23]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [239]
Тюрки [76]
Саха [153]
литература [42]
здоровье [465]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [123]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2011 » Алтынньы » 14 » Верховная триада тюрков Тенгри-Умай-Кут правит всеми алтайскими пантеонами от эпохи неолита до VII-X вв. н.э
Верховная триада тюрков Тенгри-Умай-Кут правит всеми алтайскими пантеонами от эпохи неолита до VII-X вв. н.э
13:13
Madi Maulenov, опубликовано в Тюркский Ренессанс.    
 "Путь Тенгри - путь справедливости и равенства"

ДАСТАН САРЫГУЛОВ
Если бы мы вернулись в прошлое на двенадцать тысяч лет назад, то оказались бы в очень необычном времени, когда зарождалась сама человеческая культура. Большая часть гомосапиенсов тогда еще вовсю орудовала каменными топорами и устраивала каннибальские пиршества, на которых пожирались соплеменники или враги.
Но в других общинах появилось бронзовое оружие, пришедшее на смену камню. Первые кулинары сильно разнообразили меню - на смену традиционного жаркого на костре из двуногой или четвероногой добычи пришли изысканны яства из домашнего скота. Готовили их в глиняных горшках с добавлениями специй. Первые модельеры вместо звериных шкур ввели тканые наряды. Первые литераторы рассказывали истории, ставшие впоследствии мифами. И тогда же появилась письменность. Уже несколько столетий на планете существовали первые города Иерихон и Ур, появились первые государства: Шумер, Египет, Китай.

За 4-6 тысячелетий до этого на Алтае начала формироваться единая культура, давшая духовное начало далёким предкам современных японцев, монголов, корейцев, ойротов, ханти, манси, киргизов и других народов. За тысячелетия они покинули колыбель своей цивилизации, но сохранили много родственного, объединяющего их до сего дня. Их языки относятся лингвистами к единой агглютинативной группе, и кроме этого общие корни алтайских народов обнаружены в языке, сказаниях, традициях и обычаях. Даже имена на редкость схожи. Например, кыргыз Сааданбек - тезка японского Сааданобу. Но главное - схожесть фундаментальных понятий, легших в основу всей духовной культуры.
Верховная триада тюрков Тенгри-Умай-Кут правит всеми алтайскими пантеонами от эпохи неолита до VII-X вв. н.э.
Например, титул японского императора Тенно переводится как "посланец Тен", то есть Всевышнего. Причем Тенгри или Тен это не просто всевышний, он символ высшей справедливости, равно благосклонный ко всему и каждому. К человеку и к цветку, к волку и муравью. Умай, женское порождающее начало природы проявляется во всех своих чадах, Кут - благославление Тенгри.
 Так движется и развивается все существующее с точки зрения древнейшего алтайского мировоззрения - Тенгрианства. О многом из этого стало известно из научных исследований Дастана Сарыгулова, тюрколога, создателя фонда "Тенгир-Ордо", а ныне госсекретаря Кыргызской Республики.

- Тенгрианство - это современная попытка возрождения древнейшей религии? - спрсили мы у Дастана Исламовича

- Тенгрианство - это не религия.
Это скорее мировоззрение или мироощущение, характерное для кочевников эпохи неолита и энелоита. Для них храмами были горы, реки, тайга. Все вокруг было живым: каждый камень, каждый куст. И человек знал это. Он знал, что он не сильнее природы. Наоборот, она сильнее его. Но если проявлять к ней уважение, с ней можно плодотворно сосуществовать. Были специальные обряды для удачной охоты, для удачной рыбной ловли, но они "помогали" до тех пор, пока человек не начинал брать больше, чем ему нужно для того, чтобы прокормиться.

- А религия - структура более иерархическая и замкнутая. И появляется она тогда, когда в обществе оказывается достаточно средств, чтобы прокормить отдельную касту жрецов - посредников между людьми и высшими силами, чтобы построить храмы и делать жертвоприношения. Тогда появились жёсткие религиозные предписания, за отступления от которых служители культа карали смертью.

- Именно тогда человек почувствовал себя сильней природы и пришел к твердой уверенности: бог - такой же, как и он. После чего осознал себя венцом творения и перешел ради своего процветания к нещадной эксплуатации окружающей среды. Эти идеи антропоморфного божества присущи всем мировым религиям: христианству, исламу, индуизму, иудаизму. К чему это привело, мы видим сейчас. Мы живем в комфортных условиях, ездим в автомобилях и дышим загазованным воздухом и едим искусственно-синтезированную пищу, и почти поголовно страдаем аллергией. А рядом с нами вымирают растения и животные.

- И как тенгрианство согласуется с традиционным для Кыргызстана исламом?

- Ислам в Кыргызстане проник в XVIII - начале XIX веков. Кыргызы - и это ни для кого не секрет - никогда не были фундаментальными исламистами. Они всегда могли терпимо сочетать в своей духовной жизни элементы исторического наследия с тем хорошим, что нам дали другие цивилизации, в том числе арабская. Тенгрианство здесь имеет гораздо более глубокие корни, чем и объясняется его устойчивость в обычаях, в повседневной народной жизни. Здесь всегда обращались к Тенгри и Умай-эне наравне с Аллахом. Наши женщины никогда не носили паранджу, Их не могли насильно выдать замуж, а после неудачного брака каждая могла по своей инициативе развестись с мужем, и никто ее за это не осуждал. Можно сказать, что налицо был синкретизм.

- Некоторые люди выступают против Тенгрианства, не до конца разобравшись в его природе, не зная, что оно старше ислама на V-VII тысяч лет. В основном же этические ценности мусульманства и Тенгрианства едины.

- А как вы расцениваете "исламскую угрозу" и политику США в регионе?

- Америка помогает нашей стране, за что мы ей благодарны. Но конфликт США с мусульманским миром является следствием эгоистической политики мировой элиты с обеих сторон, всеми силами стремящейся контролировать нефтяные ресурсы. К сожалению, очень часто это делается за счет других стран, чьи интересы не берутся в расчет.

Идеология современного общества целиком построена на стремлении к удовольствиям и получению максимальных материальных выгод. Это проявляется как в большой политике, так и в отношениях между людьми. Например, всё чаще дети просто забывают своих стариков. Они заняты - зарабатывают деньги. Изменив мировоззрение, мир бы имел шанс вылечиться от эгоизма, потребительства, алчности и стяжательства.

- И что же, Тенгрианство в силах остановить кризис современного мира?

- Самое большое стремление человека всегда было и будет только к одному - к справедливости. Весь исторический путь человечества - это борьба с неравенством. Раб был фактической собственностью господина лишённый всего, а крепостной крестьянин - уже нет. Затем буржуазия сравнялась в правах с феодалами. Постепенно человечество осознало права женщин, национальных меньшинств. Теме не менее современное общество существует в условиях глобального неравенства. И глобализация это неравенство пока не сглаживает, а, наоборот, обостряет. Получается так, что 6-8 процентов людей планеты держат в своих руках богатство и ресурсы мира. И вместе с тем каждый год на земле 300 миллионов погибают от голода и болезней, и еще миллиард постоянно живёт в крайней нищете. Декларируются равные возможности и права всех, но на деле этого нет. Демократия на деле оборачивается плутократией.

Идеи же Тенгрианства изначально пропитаны духом справедливости, а значит и истинного равенства
. У кочевников не было такого, чтобы богатый имел реальные преимущества перед бедным. Они вместе пасли свой скот, вместе кочевали, и были вынуждены приходить на выручку друг к другу. Кроме того, постоянные перекочевки делали невозможным вещизм, культ накопительства. Тенгрианец не мог быть рабом вещей. В условиях кочевой жизни интересы семьи, племени, рода всегда выше индивидуальных, так как в одиночку человек перед стихией - ничто. Деспотия и монархия так же исключались, так как невозможно было иметь мощный репрессивный аппарат и тюрьмы. А, кроме того, кочевник мог легко покинуть своего тирана.

В Тенгрианстве понятие равенства заложено изначально. Там оно - даже не продукт прогрессивных идей, а просто естественная необходимость. Человеку необходимо осознать, что на самом деле один не лучше другого: богатый - бедного, белый - черного, человек не лучше зверя.

- Вы называете Тенгрианство "экологической доктриной". Как оно может повлиять на сохранение и восстановление природных богатств?

- Когда я был маленьким, на кочевьях меня посылали собирать топливо. Вокруг был лес, и можно было просто срубить дерево. Но вместо этого, мы, детишки, по нескольку часов собирали сухие ветки. "Убивать" деревья запрещалось. Для того, чтобы обогреться, хватало немного сухостоя. Совершенно ни к чему было уничтожать лес.

Еще нам, детям запрещали рвать цветы. Старики объясняли, что они тоже живые и хотят жить. Такое трепетное отношение к природе характерно для всех алтайских народов. Человека с самых ранних лет учат тому, что нельзя брать лишнее. Иначе непременно постигнет кара. Мы помним из эпоса "Кожожаш" участь чересчур жадного охотника: дикий зверь заманил его в скалы, где нечестивец и погиб. Но и сами люди не терпели рядом с собой варваров.

Все, кто хищнически и неуважительно относился к природе, в древнем обществе становились изгоями. Их не считали людьми. Сами можете себе представить, что ожидает такого изгнанника брошенного на выживание в условиях первозданной природы. Людская помощь исключалась полностью. Ведь ему никто не подаст и куска лепешки.

Вот это осознание прав природы, того, что мы - ее дети, а не хозяева, должно войти в жизнь современного человека, балансирующего на грани гибели природных ресурсов, которая приведет и к его гибели. А если мы этого не осознаем, силы природы просто заставят нас это сделать, и отнюдь не в мягкой форме.

- Войдет ли тенгрианство в государственную доктрину?

- От Тенгрианства в государственную доктрину могли бы войти основные ценности: это идеи экоцентризма, справедливости, идеалы равенства, ценности человека вне зависимости от его социального статуса, а так же человеколюбие, щедрость, бескорыстие - все, что хранилось тысячелетиями и оказалось резко сметено дикими капитализмом.

- Что вы думаете о возрождении старинных практик?

- Дух и традиции, сами идеи Тенгрианства сохраняются, конечно, лучше чем, к примеру, конкретные методы лечения. Например, некогда в нашем народе были в ходу настойки из иссык-кульского корня для лечения рака. Но, увы, сейчас они известны разве что нескольким старикам.

За свою многотысячелетнюю историю кыргызы накопили не только уникальный опыт лечения болезней, но и интереснейшие наблюдения за погодой. Например, существуют дни, известные под названием "Тогол", когда созвездие Плеяд максимально совпадает на небосклоне с Луной. В такие дни всегда погода резко меняется. С утра может светить солнце, а после обеда пойдёт снег. В эти дни энергетическое поле земли находится в особенном состоянии, происходят магнитные бури. Рыба не ловится, дикий зверь отлеживается в своем логове. В дни Тогол наши предки никогда не занимались охотой. Сейчас об этом подзабыли....

Уникальные знания надо спасать, сохранять для потомков! В республике есть объединение "Тенгир-Ордо" (e-mail:tenir_ordo@mail.ru), которое занимается собиранием, популяризацией, применением таких практик, изучает обычаи, осваивает древние рецептуры. Государство эту деятельность не поощряет, но и не ставит палки в колеса, как было при советском строе. Работники "Тенгир-Ордо" с удовольствием сотрудничают с представителями аналогичных обществ других народов, изучающих наследие своих предков. Сейчас возрождение дорелигиозных знаний по всему миру - ключ к будущему.

Катарина Радзиховская, Нестор Маничкин

форум Кому за   http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=1848843&f=25
http://uhhan.ru/news/2011-10-13-4721

Category: Култуура, итэҕэл, искусство | Views: 2321 | Added by: uhhan2
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Алтынньы 2011  »
БнОпСэЧпБтСбБс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 113
Ыалдьыттар (гостей): 113
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024