Main » 2011»Алтынньы»27 » Когда–то все народы мира поклонялись Тенгиру, говорили на одном языке, были братьями друг другу и с глубоким уважением относились к природе,
Когда–то все народы мира поклонялись Тенгиру, говорили на одном языке, были братьями друг другу и с глубоким уважением относились к природе,
15:29
Madi Maulenov создал(а) документ:
"Великая миссия Тенгрианства"
Анарбек Усупбаев Кыргызстан в последние годы вносит заметный вклад в развитие тенгрианства и даже превращается в идеологический центр этого древнего учения и миропонимания. Но насколько все это оправданно и имеет под собой реальные корни и истоки? В Бишкеке состоялась II Международная научная конференция, посвященная генезису, истории и современному состоянию тенгрианства. Ее организатором стал Международный научный центр тенгрианства, созданный и работающий уже в течение двух лет на базе Общественного фонда "Тенгир–Ордо” под председательством Дастана Сарыгулова. В ней приняли участие представители ученой общественности республики, а также тенгриологи из Якутии и Казахстана.
В последние годы отмечен повсеместно возрастающий интерес к тенгрианству как базовой философии и истоку духовной культуры многих народов Сибири и Центральной Азии. А в свете последних научных данных можно смело утверждать, что это учение является духовной основой всей цивилизации, которая покоится на столпах древнееврейской религии, ислама, христианства, демократии и буддийской философии.
Сама жизнь приводит нас к пониманию, что новая цивилизация может выжить только на основе мировоззрения, которое опиралось бы на принципы тенгрианства: это равенство в стремлениях и возможностях для достижения совершенства в планетарном масштабе, философия экоцентризма, утверждение истинной народной демократии и социального равенства. Это древнейшее монотеистическое мироучение появилось 10–12 тысяч лет назад, в период распада алтайских народов, и стало духовной основой и стержнем современных религий.
— Почему мы в этом так уверены? — говорит Дастан Сарыгулов. — Дело в том, что понятие "тенгир” присуще с древнейших времен всем алтайским, в том числе и тюркским народам, населяющим большую часть Евразии. И хотя сам термин "тенгир” (точнее, шумерское "дингир”) был впервые письменно зафиксирован в Древнем Шумере 6 тысяч лет назад, он был заимствован у наших предков, проживавших в Центральной Азии. А не наоборот, как считают многие наши оппоненты, которые не хотят взглянуть исторической правде в глаза. Если бы понятие "тенгир” было передано нашим предкам от шумеров, то тогда оно было бы усвоено какой–то группой алтайских и тюркских племен, проживающих рядом с Шумером, а также с другими нетюркскими народами. К тому же доподлинно известно, что предки древних шумеров пришли в Месопотамию именно из Центральной Азии — где–то в V–IV тысячелетии до нашей эры. Именно это обстоятельство позволяет нам датировать время появления тенгрианства с высокой степенью точности. Не позднее 7 тысяч лет назад, но не ранее восьмого тысячелетия до нашей эры. Если бы понятие "тенгир” появилось ранее, то, скорее всего, об этом стало бы известно и американским индейцам, поскольку последняя волна переселенцев из Азии в Америку имела место как раз в VIII–VII тысячелетии до нашей эры, то есть 9–10 тысяч лет назад.
На планете много горных вершин. Но только на территории Кыргызстана мы видим горные цепи Тенгир–Тоо и вершину Хан–Тенгри. Точно так же древний эпос "Манас” изобилует обращениями к Тенгиру и благословениями Тенгира. Этимология слова "тенгир” единодушно принята на Международной конференции алтаистов в 2003 году в Анкаре при участии ученых из 36 стран мира. Слово "тенгир” является исконно древнекыргызским, состоящим из двух слов: "Тен” — равный и "ири” — необъятный, безграничный. Так наши предки почитали Всевышнего.
— Новейшие исследования и сравнения генов человеческой крови у представителей Центральной Азии, Европы и Америки, — говорит Анарбек Усупбаев, — лишь подтверждает еще раз этот тезис, отсылая нас в тот эволюционный момент, когда от центральноазиатского общего и древнего гена М45 отпочковались западноевропейский (М175) и американский (М178) гены. До сих пор ученые всего мира никак не поймут — откуда пришли шумеры? И откуда они знали так много об окружающем мире и совершили так много открытий? Истина заключается в том, что шумеры — одна из ветвей алтайских народов — все эти знания в значительной степени переняли у наших предков, открывших Тенгира. Именно наши предки приручили диких животных, создали первый дом (юрту) — об этом свидетельствует даже древнейший шумерский иероглиф, изображающий юрту под словом "дом”, изобрели колесо, научились работать с железом, изготовляли молочные продукты, сыры, создали ткацкий станок. Напомним, что ткацкий станок американских индейцев из этнографического музея в городе Манасас в США (так же, как и у шумеров) выглядит типично кыргызским, на котором работали всегда наши предшественники и даже продолжают работать и теперь.
— Ключевой тезис тенгрианства в том, — сказал профессор из Алматы Токтор Бейсембиев, — что наши древние предки считали себя сотворенными из света: "Наш отец — луч, мать — земля, кровь — вода, а душа — воздух”. В отличие от представлений других религий, согласно которым человек был сотворен из глины, а женщина — из его ребра и является его помощницей. По представлениям наших предков, основанным на тенгрианстве, женщина равна мужчине. Эркектин билеги кучтуу, аялдын тилеги; эркек сел, аял кол; аял уйдун куту. Все эти народные изречения лишь подчеркивают величие женщины.
Самым важным является, по словам Дастана Сарыгулова, то, что тенгрианство предполагает абсолютное равенство для всех. Потому что это учение и миропознание родилось в эпоху неолита, когда мир был единым по духу, крови, плоти и образу жизни. Поклонение Всевышнему — Тенгиру — в нем сочетается с почитанием окружающей природы и проявлением абсолютной терпимости к остальным мировоззрениям, концепциям и религиям.
Кыргызские тенгриологи Абдрахман Алыбаев и Чоюн Омуралиев уверены в том, что тенгрианство является первоисточником не только иудейской, христианской и исламской религий, но и буддизма и синтоизма. Об этом свидетельствуют расшифровки древних китайских иероглифов.
— В какой–то степени тенгрианство, — сказал один из организаторов данной конференции и активный поборник тенгрианства Анарбек Усупбаев, — это все лучшее, что сконцентрировано в кыргызском и казахском, а также древнеиндейском национальном духе и менталитете. Это простота, толерантность, неравнодушие к проблемам других, уважение к человеку, другим народам, нациям и культурам, а также уважение к природе, готовность к самопожертвованию не только ради близких, но и чужих тоже, бескорыстие, любовь к поэзии, чувство собственного достоинства и внутреннее благородство, преданность и верность в дружбе, гостеприимство. Конечно же, далеко не все нынешние кыргызы, казахи и индейцы сохранили эти качества, но многое все же осталось и поражает многочисленных туристов. Наше коммунистическое прошлое было в чем–то близким по духу. Чего не скажешь об идеологии нынешней рыночной экономики, которая делает многих более практичными, корыстными, хитрыми и подлыми.
Отсюда и разгул всех пороков — проституции, наркомании, коррупции, работорговли, алкоголизма, аморальности и бездуховности. Процессы глобализации приводят к дегуманизации людей на планете, потере человеческого облика. Эти проблемы не могут быть решены и современными мировыми религиями. Зачастую вместо консолидации человечества их учения, наоборот, способствуют разделению и расколу. Это тупиковая ветвь мирового развития, она не даст решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством.
Когда–то все народы мира поклонялись Тенгиру, говорили на одном языке, были братьями друг другу и с глубоким уважением относились к природе, животным. Но эгоизм, ненависть и злоба разделили всех нас по религиям, сделали одних цивилизованными, а других дикарями, одних сынами шайтана (света), а других — сынами глины. Мы не будем переубеждать весь мир, но мы должны вернуться к своим великим истокам.
Как бы там ни было, я уверен, что на Кыргызстане лежит великая миссия, как во времена древних кыргызов, когда они впервые открыли Тенгира. Наши предки духовное всегда ставили выше материального, выше званий, должностей и даже самой жизни. И именно возврат этой духовности есть залог процветания человечества. Эти великие принципы мировоззрения тенгрианства позволили нашим предкам выжить на протяжении многих веков и сохранить свою самобытность, культуру, язык. В этом ключ к нашему выживанию и процветанию в нынешних невероятно сложных условиях. И понять это — святая обязанность и долг каждого нашего современника, для которого Кыргызстан является родиной…
На конференции ученые Казахстана, Якутии и Кыргызстана приняли совместное решение о проведении III Международной конференции по тенгрианству