Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [261]
Суд-закон.МВД.Криминал [1279]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [398]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [553]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [154]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [276]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [221]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [669]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [375]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [154]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [92]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [22]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [237]
Тюрки [76]
Саха [152]
литература [41]
здоровье [463]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [121]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2011 » Ахсынньы » 1 » От неразгаданного прошлого к императивам будущего.
От неразгаданного прошлого к императивам будущего.
15:56
Казахи (Тюрки) – загадка современности
От автора Madi Maulenov в группе Тюркский Ренессанс ·
От неразгаданного прошлого к императивам будущего.
Абуев Нуркасым
(Примечание: Излишний акцент автора на термине казах может отвлечь читателя от содержательного смысла его идей - поэтому прошу при чтении мыслено заменять казах на тюрк)
«…Сознательное унижение европоцентристами, во многом принятое и советской пропагандой и наукой, истории кочевников, ее интерпретация как истории беспечного и ленивого, безынициативного народа, ведущего полуживотную жизнь, сыграло свою разрушающую и гибельную роль для казахского национального самосознания. Поэтому, если быть объективным, то перед нами стоит историческая по значимости задача восстановления самоуважения, написания объективной истории с ее положительными и отрицательными сторонами, ее победами и поражениями». Н. Назарбаев.

В человеке всегда существовало желание познать окружающий мир и себя в нем. Не только свою индивидуальную природу, но и коллективные особенности общества, в котором он живет. Идентификация себя с определенным народом – одна из первых, базовых ступеней социализации. Общеизвестна истина, что без прошлого нет настоящего и будущего. Поэтому объяснимо стремление знать историю своего народа. К тому же, это необходимо: чтобы ставить реальные цели, строить осуществимые планы, нужно знать, кто ты и откуда. Знание прошлого важно и в конкретном взаимодействии в будущем Казахстана и других стран, имеющих оседлое прошлое. Вся гамма национальных, политических, культурных, элитных взаимодействий в будущем находится под жестким давлением прошлых установок и стереотипов взаимоотношений кочевников и оседлых народов.

Не столь давно у нас были взгляды на историю, привитые страной Советов. Теперь республики разошлись по своим «квартирам», мы, казахи, стали гражданами «малой» - в масштабах бывшего СССР – родины. Чтобы нам правильно продолжить поступательное движение, без лишних амбиций и ложной скромности, чтобы поставить выполнимые задачи, построить успешную национальную экономику, политику и идеологию, нам, казахстанскому обществу, нужно знать основы, представлять себе полную и адекватную картину истории нашей «малой» Родины, степной республики.

После распада СССР, когда исчезла государственная цензура, появилось множество работ различных авторов, ставящих под сомнение официальную историю кочевого народа, проживающего на степных просторах Евразии от Дуная до Китая. Дискуссии по истории кочевых обществ Евразийской степи идут беспрерывно, а согласия по многим вопросам нет. Более того, авторы не только не проясняют проблемы, касающиеся происходящих в Великой Степи процессов, но еще больше запутывают.

Перечислю некоторых: Мурад Аджи, А. Бушков, К. Пензев, А.Фоменко, Г.Носовский, А. Буровской, французские историки Жак ле Гофф, К.Оссон и многие другие. Вновь стали востребованы труды авторов прошлых лет: П.Н.Савицкого, Г. Державина, князя Н.С.Трубецкого, Л. Гумилева, А.В. Левшина, М.Тынышпаева и многих др.

Ученые, историки, писатели, филологи, лингвисты, военные описывают исторические процессы, опираясь на известные им факты и каждый по-своему интерпретирует их. Не отстают и современные казахские авторы: К. Данияров, И. Н. Ундасынов и др. Однако, они заняты исследованием истории казахов-степняков на территории современного Казахстана. Насколько это правомерно и объективно? Ведь казахи-кочевники – жители евразийских степей. Территория современного Казахстана – это лишь их последнее пристанище на просторах Евразийской степи. Их вытесняли и уничтожали возрождающиеся оседлые империи с Запада и Востока материка Евразии. Ограничиваясь изучением в таких строгих географических рамках, можно написать то, что будет годно для краеведческого музея, но никак не историю целого, многочисленного в прошлом, кочевого народа.

Предметом, действительно достойным изучения в современной исторической науке, должны стать казахи-степняки, как основной кочевой народ, проживающий на просторах Евразийской степи. Как они проявили себя в истории? Какой след оставили? Как повлияли на развитие оседлых народов, проживающих вокруг степи, и на мировой исторический процесс в целом?

Основываясь на фактах, которые каждый может проверить, углубившись в старинные летописи и научные труды, хранящихся в архивах народов Евразии, перечислим известные личности и события, повлиявшие на ход мировой истории и непосредственно связанные с выходцами из степи, т.е. с казахами-степняками: Анахарсис Скифский, Аль Фараби, Аттила, король Артур, Культегин, Мамай, Александр Невский, султан Бейбарс, Чингисхан, хан Батый, эмир Тимур, Бабур, хан Тохтамыш, представители императорских династий Китай до 13 столетия, правящая элита Московского государства до Романовых. Участие кочевников-степняков в военных походах на Римскую империю, столкновениях с крестоносцами в первых крестовых походах на Ближнем Востоке при защите мусульманских святынь, участие в военных баталиях с Ливонским, Тевтонским орденами, создание государства великих Моголов в Индии, образование государства мамлюков в Египте и на Ближнем Востоке, влияние на народы Сибири и Китая.

Образ казахов-кочевников в официальной истории оседлых народов демонизируется. Так например, в Китае, Индии, на Ближнем Востоке, в Средней Азии, Восточной и Западной Европе - в оседлых странах эволюционно развивалась цивилизация. И вдруг, внезапно, периодически из степей вероломно нападал агрессор. Откуда-то, из не имеющих активов мест, говоря словами древних сказаний «из дикого поля», появлялась чудовищная сила, дикие орды кочевников на лошадях: количеством несметным, отлично вооруженные, технически оснащенные, обученные передовой военной науке, дисциплинированные, с развитой системой управления, связью, менеджментом среднего и высшего звена. Люди, имеющие представление по ведению наступательных, захватнических воин, оккупационной и жандармской работой, умеющие удерживать в повиновении захваченные народы, а так же управлять экономикой подчиненных государств и вести успешную торговлю. Этот враг разрушал жилища, административные здания, дворцы, топтал посевы, а посуду, произведения искусства и т.п., т. е. все движимое имущество, увозил в бескрайние степи караванами, состоящими из тысячи верблюдов. Население уничтожалось или угонялось в рабство, в степь. А куда же иначе!? Это отбрасывало развитие общества назад, т. к. оно было разорено, разграблено, разрушено «варварами». Так было до XV столетия. Западная Европа, расположенная близко к океану «водному», развивалась, а народы, ареал обитания которых граничил с «океаном степным», отстали в развитии. Виной тому - жители степей, казахи-кочевники.

Как описал Ф. Кардини в своей книге «Истоки средневекового рыцарства»1982 г. : «….Два разных вида жестокости — вооруженное насилие кочевников и гражданский эгоизм оседлых — пришли в столкновение. Оседлая цивилизация — это города, дороги, государственный аппарат, более разнообразное и полноценное питание, крепостные стены, пехота. Цивилизация кочевников — стойбища, тропы, племенная солидарность, невозможность наесться досыта, главным образом белковое питание и животные жиры, бесконечные расстояния, тесное общение с животными, и прежде всего с лошадью. Мирным и относительно процветающим оседлым народам кочевники представляются людьми жестокими, скрытными, асоциальными, бесчеловечными, у них нет веры, они жертвы мрачных адских культов. В глазах кочевников оседлые безвольны, изнеженны, растленны, крайне сластолюбивы, в общем — недостойны тех благ, которыми они обладают. Поэтому было бы справедливо, чтобы блага эти перешли в руки более сильного….». Все это было посвящено кочевникам Евразийской степи. Но мы помним подобные высказывания и в недавней истории. Например: пропагандистские службы фашистской Германии в своих произведениях описывали противостоящий советский народ: неполноценным, агрессивным, примитивным, ленивым, а о советской армии Геббельс говорил «.. в лице советских солдат мы имеем дело со степными подонками…. Это орды громил, мародеров и насильников…». Опять негатив к степнякам!

Из политической корректности, исходя из государственных интересов безопасности, идеологии европейских стран, а следом и других стран Евразии, этих людей вывели из истории де-юре. В официальных хрониках нет казахов-степного народа, есть только мифические кочевые племена: арии, половцы, сарматы, саки, тюрки, скифы, массагеты, кипчаки и т. д. Казахов, аборигенов степей Евразии, назвали «киргизами» по имени малочисленного кочевого народа, место обитания которого – предгорья Тянь-Шаня. «Татарами» переименовались булгары, оседлые жители Поволжья, а «монголами» - кочевой народ халха, проживающий в районе озера Байкал.

В настоящее время многие зарубежные страны интересует современный опыт Казахстана: успешное преобразование осколка социалистической системы в рыночное государство, развитая банковская система, толерантность в отношении вероисповедания и национальной принадлежности, создание новой столицы в степи, инициативность первого президента и, наконец, председательство в ОБСЕ.

А какое же прошлое у казахского народа?

Казахи-степняки в исторической версии оседлых народов – это варвары, разрушители цивилизации, наделенные силой и использующие ее против созидания. Этой теории казахи ничего противопоставить не могли, т. к. не имели своей исторической науки. Но вот современный Казахстан столкнулся с необходимостью формирования идеологии, а история – важная часть идеологической конструкции. Теперь собственные научные кадры пытаются сформировать историю Казахстана, но строят её на основе мифов, подкрепленных историческими данными оседлых народов. Они берут за основу существующие факты и примеряют их на казахов с учетом казахской специфики (наименование родов, жузов и т. д.). И в исторической миссии казахского народа вписывают также героику по захватническим поступкам в отношении земледельческих народов. Однако это выглядит неправдоподобно. Известный казахский ученый историк Н. Масанов писал, что такие подвиги казахам не по плечу, все это вымысел. Но всякий народ имеет свое место, свою землю. Этого достаточно, этим и нужно гордиться. А вести разговоры о влиянии казахов на мировую историю – глупо, ибо не было в истории народа никакой героики. Нет в казахах-степняках потенциала, условий влиять на мировые процессы. Это отражало взгляды точки зрения современных технократов. Английский ученый Харольд Лэм в 1928 году сказал: «История эпохи Чингисхана, признает возникновение этого царства фактом необъяснимым. Чтобы оценить этого человека, мы должны подойти к нему в условиях обстановки его народа и современной ему эпохи… Мы не можем мерить его меркою нынешней цивилизации»

Иные ученые сохраняют мифы о кочевниках-разрушителях, но при этом говорят, что это «были не казахи», а оседлые татары и монголы, проживающие вдали от мест, где проходили известные исторические события, владеющие другим языком, верой, имеющие другие одеяния, образ жизни, культуру, питание, внешность. Выходит, что через земли мирно пасущих скот казахов пронеслись орды гуннов, монголов и татар, а уделом казахов, как сторонних наблюдателей, было пассивно наблюдать за происходящими процессами.

Для наглядности можно провести аналогию с египетскими пирамидами. На сегодня существует масса сомнений: гигантские технические сооружения имеются, а кто их создал? Что за народ? Могли ли быть им предки современных египтян-арабов? Как можно было воздвигнуть столь фантастические сооружения, имея примитивные орудия труда? До сих пор эти вопросы будоражат человеческое сознание, отсюда ученые выдвигают разные гипотезы, вплоть до участия в постройках пирамид внеземных существ.

Так и в истории народов, проживающих вокруг евразийской степи, есть факты (в культуре, тюркизмы в языке, религии и т.д.), подтверждающие следы воздействия казахов-степняков. Но, наблюдая современных казахов-скотоводов, мирно пасущих свои стада, государственные деятели, ученые и писатели XIX-XXI веков не верят в возможность влияния этого народа на процессы, происходящие на просторах Евразии. А как известно, неизведанное и рождает мифы о загадочных кровожадных кочевых народах (гуннов, скифов, татаро-монголах) и их лидерах-злодеев: Атилла, Чингисхан, хан Батый и т.п., которые широко используют ученые в своих трудах.

Где же истина?


Давайте рассмотрим ситуацию в следующем ракурсе. Для современных цивилизованных жителей сложно представить эволюционное развитие человеческого общества в прошлом. А ведь человек за свою историю осваивал разные природно-климатические зоны. Так появились жители тундр, гор, пустынь, лесов, степей, островов, болот, побережья морей и прочие. И в каждой местности человек, используя свой интеллект, пытался эксплуатировать окружающую природу для собственного выживания. История впоследствии оценивала успешность тех или иных групп людей по их вкладу в развитие мировой цивилизации, по их делам. Мы видим, что в одних и тех же климатических зонах происходило различное развитие общества. Это мы видим на примере жителей тундр Европы, Азии, Америки. Подобное происходило и в других регионах земли. А вот как проходили исторические процессы на степных просторах планеты?

Степи – это неблагоприятная для проживания человека природно-климатическая зона, но идеально подходящая для стадного развития травоядных животных, поэтому там, как следствие, живут хищники и люди - охотники.

Охота – сложное занятие, требующее много сил, ловкости, смелости. Это не под силу слабым группам людей: старикам, детям, больным, инвалидам. Жизнь в степи непривлекательна, недоходна. Кто оказывался в открытой степи зимой, без крова над головой, без пищи, тот был обречен на верную гибель и ощущал себя, как утлое суденышко в океане во время шторма. Вот пример из современной истории: когда коммунисты отняли у казахов-степняков их скот в 1920-е и 30-е годы прошлого века, это привело к трагическим последствиям. Степь стала ловушкой для жителей степняков и местом голодной гибели миллионов казахов. И это происходило в век развития научно-технического прогресса. Данное событие стало концом тысячелетней истории кочевников степи, вскормившей цивилизации на материке Евразии.

Степи существуют на всех материках, однако, только наши предки-казахи сумели превратить евразийские степи в место успешного бизнеса. В саваннах, прериях и пампасах нет ярко выраженного массового одомашнивания и производства скота, хотя там животных диких пород предостаточно, особенно в Африке. Проживающие народы были малочисленны, поэтому они объективно не смогли оказывать значимого (позитивного или негативного) влияния, на развитие окружающих народов. Нет исторических примеров, что из саванн, прерий, пампасов орды кочевников нападали на окружающие народы. Что же произошло в Евразийской степи, почему она заняла в истории евразийских народов значимое место?

Как известно, сила человека - в интеллекте. Однако индивидуальный разум слаб, для выживания в степи был необходим коллективный разум. Используя природное тяготение человека к группе, казахи создали идеальный коллектив, имеющий одну цель. Этот коллектив – семья.

Семья в современном понимании, состоящая из пары людей противоположного пола, была бы слабой ячейкой для общества того времени, когда отсутствовало официальное юридическое право. Поэтому было узаконено многоженство, что позволяло создать большую группу людей, работающих на одну идею в силу естественного желания трудиться во благо своих близких.

Для слаженной коллективной работы была внедрена эффективная, работоспособная система управления семьей – это сложная родовая иерархия, где четко были определены права и обязанности каждого члена семьи и близких родственников, определяла структуру их взаимоотношений. Эта система впитывалась в сознание «с молоком матери», человек с самого младенчества рос в ее рамках. Нарушить ее было непозволительно. У каждого члена семьи было свое название и определенные «должностные инструкции», что предотвращало конфликты между индивидуумами внутри семьи. А чтобы семьи не конфликтовали между собой, они были объединены в рода. Таким образом, в степи создавались дисциплинированные, управляемые, готовые к выполнению любой задачи, коллективы.

Компактное проживание обуславливало то, что близкие родственники постоянно находились рядом. Чтобы исключить инцест, казахи установили обязательным знание «Жетi ата» («Семь дедов»), т.е. родственных связей до седьмого колена. Данное положение не позволяло казахам вступать в брак с родственниками до седьмого колена, это предвосхитило теорию Менделя о наследственности человека. Приветствовались жены из других родов и даже окружающих степь народов Евразийского материка. Поэтому расовые признаки у казахов были плавающие – от монголоидных до европеоидных. Четкая традиционная система родовой идентификации и родовой градации сделало общество казахов-степняков единым, дисциплинированным, направленным на созидание. Как говорил видный военный управленец А. Суворов: «Дисциплина-мать победы!». Казахи-степняки одержали победу в битве с природой за выживание в степи. Это решило проблему освоения степных просторов. Было проведено одомашнивание и разведение лошадей, верблюдов, овец, коз, собак, птиц. Подобной системы не было нигде. В саваннах, прериях и пампасах люди были, в основном, охотниками, их жизнь зависела от случая удачной или неудачной охоты, их общество было моногамным, количество семей было большое, они были разобщенные, соответственно уязвимыми.

У казахов была создана коммуна на крови, члены которой соблюдали генетическую чистоту и работали на одну цель. Это позволило освоить степь, совершить экономическое чудо и относительно плотно заселить степь от Дуная до Китая. До XV столетия в евразийской степи проживало до 10 млн. человек казахов, самый многочисленный народ того времени. Это было толерантное общество, состоящее из многоженных семей с родовым устройством, кочевым способом производства степного скота (вскармливание на подножном корме), с налаженным бытовым устройством, культурой, пищей, одеждой, жилищем, пригодном для достойного проживания в степи, народ, говорящий на едином казахском языке.

Казахи-степняки создали самое мощное товарное производство в мире. В те древние времена, когда отсутствовали механизмы, энергоносители, технологии, в евразийской степи стал появляться в огромном количестве ликвидный товар: универсальный транспорт для перемещения людей, грузов (лошади, верблюды), высококачественные продукты питания (мясомолочные изделия), сырье для одежды, (кожа, шерсть). Многомиллионные табуны лошадей, стада верблюдов, отары овец, охраняемые собаками, принадлежащие казахам, оказали сильнейшее воздействие на экономический подъем народов вокруг степи. Вся продукция степняков пользовалась большим спросом у оседлых жителей. У кочевников была потребность в сбыте излишков своей продукции и приобретении товаров ремесленников. Большинство товаров, которыми пользовались оседлые народы, не подходили для степного образа жизни. Поэтому у казахов не было мотивов воевать с ними за имущество. У степняков не было конкурентов в производстве степного скота, а значит они были монополистами в своем деле и у них отсутствовала нужда покидать степь. Вокруг степных просторов создавалась сеть городов как центров ремесла и торговли для обмена товарами. Продукция степи обменивалась на изделия ремесленников: кузнецов, ювелиров, оружейников, кожевенников, ткачей и т.п., произведенных персонально для казахов. Потребности степняков послужили причиной создания центров торговли, развития производства ремесленных изделий вдоль степи и возникновению городов. Это способствовало развитию народов Восточной Европы, Поволжья, Причерноморья, Кавказа, Средней Азии, Ближнего Востока, Западного и Восточного Китая. Так образовался Великий Шелковый Путь. Шло динамичное развитие экономики регионов Евразии. Историки, археологи подтверждают развитие этих регионов, но не связывают их взлеты и падения с состоянием экономики казахов в степи. (Урал (Аркаим), Кавказ, Алтай, Тибет, Причерноморье и т.д. ). Отсюда, очевидно, что Евразийская степь в сравнении с саванами, прериями, пампасами стала привлекательным местом для проживания и, казахи-аборигены, не стремились ее добровольно покинуть. А оседлые народы не смогли бы выжить в степи, у них не было интереса к захвату открытых мест. Между степняками и оседлыми народами не было причин для противостояния.

 Однако у такого общественного устройства как многоженство были и свои минусы. Если взять усредненные статистические данные, то можно заключить, что на свет рождается примерно равное количество девочек и мальчиков. А из-за многоженства возникает диспропорция: дефицит представительниц слабого пола при излишке лиц мужского пола. Так появляется общество с половым напряжением. В степи девушки представляли большую ценность: их покупали (калым), воровали, но это не решало проблемы. Усугублял ситуацию ещё и обычай аменгерства: когда умирал глава семьи, его жены переходили в семью младшего брата, который нес ответственность за них и их детей.

Многоженство, аменгерство, «Жеті Ата» очень осложняло ситуацию для молодого мужчины. Наличие в аулах свободных от семьи джигитов, создавало в среде казахов-многоженцев напряженную атмосферу. Однако существовал обычай «шанырак иесi», который помогал мирно решить эту непростую ситуацию, согласно которому старшие братья должны были уйти из аула. Право остаться с родителями имел лишь самый младший «кенже бала».

Такие юноши – джигиты представляли собой физически сильных (за счет генетической чистоты, физической нагрузки и рациона питания, состоящего из белков животного происхождения из мясомолочных продуктов), тренированных (умение ездить на лошади), дисциплинированных (жизнь в обществе с родовой идентификацией и родовой градацией обуславливала в казахах привычку беспрекословного подчинению старшему) молодых людей. Ежегодно несколько сотен тысяч мужчин в степи становились лишними. Они готовы были эмигрировать в места проживания окружающих степь оседлых народов. Это и происходило в действительности. Рынки в городах были местом рекрутинга этих юношей из степи, родители отправляли их из аула с минимумом провианта, но верхом на лошади. Историки описывают события на рынках работорговли вокруг степи в Восточной Европе, в Средней Азии и т.д., где отмечают наличие юношей-казахов из степи, желающих быть нанятыми на работу в оседлые страны, о высоком спросе и больших ценах на них, которые не привлекательны для будущих рабов на земледельческих плантациях.

В те времена оседлые народы, с большим интересом смотрели на казахскую степь. Их правители нуждались в государственных служащих, в задачи которых входил сбор налогов, поддержание правопорядка и силовой захват чужих территорий. Для данной работы казахи – юноши-джигиты из степей - подходили по всем позициям, лучше чем местные кадры. Их с большим желанием нанимали на работу на госслужбу правители оседлых народов. Налоги в те далекие времена собирались принудительно. Добровольно никто не желал отдавать плоды своего труда, а тем более тогда, когда эффективность производства была низкая. Здесь роль казахов была очень значимой. С их помощью наполнялась казна, что способствовало развитию цивилизации, т.к. в бюджете появлялись средства на содержание учителей, литераторов, философов, что вело к развитию образования, культуры, науки и т. д. Конечно бюджет обслуживал потребности малой части власть имущих в ущерб угнетения большинства подневольного народа, но это в целом вело к повышению уровня цивилизации общества. Казахи ускорили принципы расслоения общества внутри народов материка Евразии для будущей смены экономических формаций, что не было на других материках планеты: Африка, Америка, Австралия, обладающих достаточными территориальными, природными, людскими ресурсами.

Казахи собирали налоги для правителей регионов. Это способствовало возникновению мощных государств вокруг степи. И если между князьями и диктаторами происходили столкновения в процессе конфликтов, то основную силу их войск составляли конные отряды из казахов-степняков. Поэтому складывалось впечатление, что воевали степняки. Как говорил Ленин: «Государство-это оружие насилия господствующего класса». Но проводниками государственной политики в те времена были казахи-выходцы из степи. Сборы налогов у населения, проведение правоохранительных мероприятий, разрешение конфликтов, подавление восстаний проводилось руками казахов. Поэтому у всех народов и сформировалось мнение, что жители степи угнетают местное население. Так был создан миф о степном иге. Проникновение казахов в Восточную Европу было настолько массовым, что стало вызывать тревогу в Западной Европе. Это отражено в обращениях в 13 веке к Папе Римскому короля Венгрии Бела 4 и служителей католической церкви, что «татары» (так европейцы называли кочевников степи) представляют реальную угрозу для Европы, что крестовые походы по освобождению христианских территорий на Ближнем Востоке отвлекают христиан от истинной границы, отделяющей их от язычников и неверных, которая проходит по Дунаю. Это вынудило Римскую церковь остановить крестовые походы в Иерусалим, создать и направить Ливонский и Тевтонский Ордены крестоносцев на борьбу против расширения влияния стран Восточной Европы на запад, где основу государственных служащих составляли казахи-степняки: Польского, Литовского, Московского государств. Фр. историк К. д, Оссон писал: «История магометанских династий дает многочисленные примеры возвышения турецких рабов до самых высших рангов. Пленники этой национальности наиболее ценились в Персии за приятную наружность, силу и деятельный характер. Их приводили толпами в юношеском возрасте из стран к северу и востоку от Каспийского моря… Они составляли военную гвардию у азиатской знати . Кто достигал фавора, он получал в управление область и при благоприятных обстоятельствах делался ее государем». Подобные возвышения гастарбайтеров из степи до высших чинов происходили во всех частях материка Евразия. А именно, бывшие «рабы»- наемники из степи, Чингисхан- в Китае, султан Бейбарс - на Ближнем Востоке, король Артур в Западной Европе, эмир Тимур и повелитель Хорезмской империи Алай-уд-дин Мохаммед - в Средней Азии, Бабур-в Индии, вольные наемники из Золотой Орды Александр Невский, Семеон Бекбулатович, Борис Годунов- в Восточной Европе.

В сознание и обиход окружающих народов прочно вошло много казахских терминов привнесенных из степи: казна, деньги, караул, джигит, мурза, богатырь, казак, атаман, улан, хозяин, былины, хан, орда, сарай, шатер и т.д.

Резюмируя вышесказанное, можно выдвинуть такую гипотезу о вкладе в мировую историю казахов-кочевников. Чтобы освоить степь, ими было создано и узаконено многоженство и как следствие родовой строй с соответствующей идентификацией и градацией. Это позволило казахам создать в степи самое мощное эффективное товарное производство на континенте Евразия, что оказало значимое, благотворное влияние на развитие экономики окружающих степь народов Евразии до 15 столетия. Но многоженство в свою очередь, явилось причиной появления «лишних» мужчин, которые вынуждены были уходить из аулов и, в силу своих качеств, становились отличными госслужащими для того времени. Наличие в государствах качественных кадров позволял им создать эффективное государственное управление: администрация, армия, жандармерия, таможня, сбор налогов и т.д. Это вело к появлению, укреплению и развитию эффективных государств вокруг степи. Очевидно, что для развития культуры, науки, образования, которые и считаются индикаторами цивилизации, необходим бюджет и его наполнение. Что и успешно обеспечивали сборщики налогов – казахи-степняки. Наличие средств в казне государства дало возможность развить образование, культуру, науку, а это позволило вырастить местные национальные кадры управленцев. Впоследствии эти, взращенные за счет бюджета, многочисленные местные элиты вытеснили казахов из госуправления. Часть степняков ассимилировалась с местной знатью, а остальные были просто уничтожены. Впоследствии, правители из местных элит, для собственной национальной безопасности, национальной идеи, чтобы прекратить поступление госслужащих из степи, стали вырезать казахов и уничтожать их в памяти народов, переписав историю, забыв, что именно они когда-то способствовали их возникновению, развитию и современному благополучию. Император Петр1 приказывал действовать в отношении выходцев из степи под лозунгом : «.. чтобы не осталось на Руси басурманского духа!». Как это происходило - это тема другой статьи.

Дополнительно к вышесказанному. Правдоподобно ли при таком раскладе говорить о мирном захвате власти степняками, о так называемом «иге» что существует в официальной прессе? Имеет ли право жить такая гипотеза? Приведу пример современности, если в России 1920-ых годов у власти были грузины и евреи во главе со Сталиным (аналог Чингисхан), означает ли это, что орды этих народов (аналог татаро-монголы) совершили вероломный захват России с гор Кавказа(аналог степи), места их проживания? Или взять пример из настоящего времени: президентом Соединенных Штатов Америки на данный момент является афроамериканец Барак Обама (аналог Чингисхан). Значит ли это, что власть в США узурпировали орды африканцев с саван «черного» континента (аналог степей), места их исторического проживания, за счет боевых действий? Сейчас нам очевидны условия прихода к власти данных личностей, групп и их влияние на исторические процессы. Однако если посмотреть на проблему с точки зрения фактов на примере отсутствия подробной информации, с высоты, скажем 25 века, то выходит иначе. Также и сейчас, историки склонны смотреть на казахов как на деструктивную силу в мировом процессе развития цивилизации на материке Евразии в период до 15 столетия. Но истина ли это?

 В данной статье я попытался опираться как на факты, так и на логику, с учетом образа жизни казахов, предложить гипотезу: да, казахи-степняки как единый народ проявили себя в истории, повлияли на развитие других народов и на мировой исторический процесс в целом как созидатели, а не разрушители.

Если посмотреть на историю народов степи того времени под этим углом зрения и использовать мою гипотезу проникновения казахов-«гастарбайтеров» в окружающие степь народы, то многие исторические процессы, сущность которых до этого была столь туманна и загадочна, находят свое логическое объяснение.

Сейчас очень много талантливых, неординарно мыслящих людей используют божий дар на изложение своего видения исторических процессов происходящих на просторах Евразии в период до колумбовго развития материка. Так как в современной истории жители прибрежных стран Западной Европы опередили в развитии регионы вокруг степи. Они свое лидерство объясняют исторической отсталостью Восточных регионов Евразии на подсознательном уровне, приближенностью к азиатским степям. Хотя Прибрежная Европа успешно использовала свое месторасположение для колонизации и нещадной эксплуатации континентов Азии, Африки, Америки и обеспечили себе техническое лидерство после 16 столетия.

Я обращаюсь к писателям, ученым, творческим талантливым людям, чтобы они создавали свои произведения по истории Евразии с учетом положительного фактора влияния степи. А отсталость от Западной Европы искали в других причинах.

 Это позволит решить историческую по значимости задачу, написания объективной истории с ее положительными и отрицательными сторонами, ее победами и поражениями. Позволит реабилитировать казахов-кочевников евразийской степи в глазах мировой истории.
Category: Тюрки | Views: 1959 | Added by: uhhan2
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Ахсынньы 2011  »
БнОпСэЧпБтСбБс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 14
Ыалдьыттар (гостей): 14
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024