Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [261]
Суд-закон.МВД.Криминал [1279]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [398]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [553]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [154]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [276]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [221]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [669]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [375]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [154]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [92]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [22]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [237]
Тюрки [76]
Саха [152]
литература [41]
здоровье [463]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [121]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2011 » Ахсынньы » 15 » Эпос "Маадай-Кара" - самое крупное из алтайских героических сказаний.
Эпос "Маадай-Кара" - самое крупное из алтайских героических сказаний.
22:21
 'Маадай-Кара'    
Madi Maulenov создал(а) документ: "Маадай-Кара"
Эпос "Маадай-Кара" - самое крупное из алтайских героических сказаний. Как любое произведение Алтая, Хакассии, Шории, это сказание исполняется кайчи в сопровождении музыкального инструмента.
Наименование сказания стоит вне общей традиции названий подобного жанра: подавляющее большинство эпических повествований тюрко-монгольских народов Сибири называется по имени главного героя, но "Маадай-Кара" назван не по имени главного героя Когюдей-Мергена, а по имени его отца, зачинателя и символа рода.
"Маадай-Кара" - самое сложное и многоплановое произведение в ряду алтайских сказаний жанра героического эпоса. Здесь аккумулируются древние сакральные представления о мире вообще, мире людей, взаимопроникновении миров бога и человека. Эпос может анализироваться как этическая доктрина, как мифологизированный вариант исторического повествования, как авантюрно-сказочный сюжет и, наконец, как совокупность сакральной информации алтайских тюрков, зашифрованной в сюжетно организованной системе символов и символических образов. Широкий мифопоэтический контекст, приводимый при исследовании символов-архетипов, поможет обнаружить глобальность мировой традиционной модели мира, стоящей за уникальной алтайской символической системой.

Песнь первая
(фрагмент)


Светлей огня — алыпа лик.

Народ в стране его — велик,

Миролюбив и светлолик,

Красноречив, остроязык —

Заполнил солнечный Алтай

И перелился через край,

Живет, не ведая нужды,

Глаза любого — две звезды.

Как белый утренний туман —

Дыханье статного коня.

В траве долин, в тиши полян

Под солнцем ласкового дня

Пасется разномастный скот,

По склонам с топотом идет.

Стада, отары, табуны —

Неисчислимы и шумны,

Как будто летние кусты,

Листвой покрытые, — густы.

 

И семьдесят счастливых лет

Земли Алтая мирный свет

Хранит алып Маадай-Кара,

Неколебимый, как гора.

Всё — от высот Черет-Чемет

До склонов Чеметен-Туу,

Где злых снегов и ливней — нет,

Где круглый год земля в цвету, —

Владения Маадай-Кара,

Вместилище его добра.

Здесь, у слиянья синих вод,

В стоуглой юрте он живет.

Неисчислим его народ,

Несчитан разномастный скот.

 

Где воедино бурный бег

Сливают семь десятков рек,

В долине — лучшей из долин —

Стоит великий бай терек —

Стоствольный тополь-исполин.

И ухо высунет едва

Широкоскулая луна —

Как серебром звенит листва,

Как блещет золотом она.

Семиколенный бай терек

Оброс листвой, как днями век.

Под каждою из ста ветвей

Укроется табун коней.

 

На верхней ветви золотой,

Окружены листвой густой,

Кукушки вещие сидят,

Пути грядущего следят.

Звонкоголосые, они

Предвидят будущие дни,

И радуют вещуньи тех,

 

Кому сопутствует успех.

Печалят тех, кому судьба

Ютиться в шалаше раба.

Начнут кукушки куковать,

С золотолистой высоты —

Пойдут в долинах расцветать

Небесно-синие цветы.

Так, глядя в будущие дни,

Живут на тополе они.

 

В средине тополя того,

На ветке бронзовой его,

Два черных беркута сидят,

В глубины трех небес глядят,

За край земли бросают взгляд,

Пути и тропы сторожат,

Чтобы покой родной земли

Враги нарушить не смогли.

От их дыханья на ветвях

Звенит, колышется листва,

Их клекот слышится в горах,

Отсюда видимых едва.

 

У основания ствола,

Чтоб нечисть злая не смогла

Пройти, вселить в народы страх

Сидят на кованых цепях,

Шулмусам тропы заступив,

Путь Эрлик-бия преградив,

Два черных пса сторожевых —

Тайгыла, — неусыпно злых.

Алыпу верен пес Азар,

Алыпу предан пес Казар,

Кровавоглазые, они,

Клыками клацая, лежат

В злато-серебряной тени,

 

Алтая земли сторожат.

Тут славный аргамак стоит,

Ветвями от жары укрыт.

Живою вспоенный водой,

На пышных вскормленный лугах,

Покрытый шерстью золотой, —

Могучий конь Карыш-Кулак,

Чья грива, будто водопад,

Струясь, колышется, густа,

Чьи, укрывая след, висят

Сто прядей длинного хвоста.
Category: Тюрки | Views: 4695 | Added by: uhhan2
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Ахсынньы 2011  »
БнОпСэЧпБтСбБс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 6
Ыалдьыттар (гостей): 6
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024