Main » 2011»Ахсынньы»25 » законны претензии ОАО "Якутгазпром", ставшего "ЯТЭК", к Афанасию Максимову иже с ними?
законны претензии ОАО "Якутгазпром", ставшего "ЯТЭК", к Афанасию Максимову иже с ними?
18:17
АФАНАСИЙ МАКСИМОВ – ПРЕСТУПНИК ИЛИ ЖЕРТВА СГОВОРА?
12 декабря 2011 года в республике произошло событие, которое стало центральной новостью не только в Якутии, но и в Федерации. Сообщение о нем прошло по главным телевизионным каналам России. Якутским городским судом осуждены Максимов Афанасий Николаевич, Чикачев Игорь Алексеевич, Пахомов Игорь Иннокентьевич, крупные менеджеры нефтегазового комплекса Якутии. Так разоблачена " организованная преступная группа", осуществившая хищение денежных средств нефтяных и газовых компаний путем мошенничества, при этом уклонявшаяся от уплаты законных налогов. Установленная Приговором суда от 12 декабря 2011 года схема здесь такова: - Вот эти трое менеджеров собрались в кабинете президента ОАО "ННГК "Саханефтегаз" Афанасия Максимова и приняли решение о завершении приостановленного в 2003 году строительства магистрального нефтепровода "Талакан-Витим", ради чего ими было учреждено ООО "Ленанефтегазстрой", чтобы через него финансировать строительство. Ведь в силу сложившейся в "Саханефтегазе" ситуации, в чем, в большей части, ответственности менеджеров не было, национальная нефтегазовая компания никак не могла осуществить задуманное, иначе оно было нереально. Потому Игорь Чикачев, являясь исполняющим обязанности президента ОАО ННГК "Саханефтегаз", и Игорь Пахомов, будучи генеральным директором ООО "Ленанефтегазстрой", заключили 30 февраля 2007 года соответствующий договор с предельной расчетной стоимостью в 257 400 000 рублей.
При этом, как было установлено следствием, также и судом, эти господа все это делали на самом деле с целью распоряжения из корыстной заинтересованности средствами Компании, как своими собственными и противоправного безвозмездного расходования их в пользу ЗАО НК "Якол", контролируемого Максимовым. Пользовались случаем. Все их хитроумные комбинации, а они столь закручены, что рядовому гражданину никак не понять их, были направлены именно на достижение этой корысти.
Хотя, все же, суд указал, что подобные финансовые операции были единственно возможными сделками при данном состоянии дел в ОАО ННГК "Саханефтегаз". Однако, суд далее указывает, что у менеджеров же был умысел увести деньги, так что суд оценивает их действия, как преступный замысел, хотя строительные работы и были проведены. Кстати, вопрос о том, вообще, были ли завершены работы по строительству данного нефтепровода, так и не исследовался ни судом, ни следствием.
Дело было инициировано по письму Президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Штырова на имя Генерального прокурора Юрия Чайки, направленного летом 2008 года в защиту интересов коммерческих организаций АК "АЛРОСА", которую он характеризовал государственной по сути, и ОАО "Якутгазпром", понесшим ущерб от действий бывшего руководства ОАО ННГК "Саханефтегаз".
"Саханефтегаз" переуступил ЗАО НК "Якол" право истребования от ОАО "Якутгазпром" долга на сумму 410 239 795 рублей, оцененного в 198 300 000 рублей. И, вот, именно эта сумма вменяется в вину менеджерам, как похищенные деньги, от чего "Якутгазпром" понес ощутимый ущерб. А ведь это был долг ОАО "Якутгазпром" перед государством, поскольку 90 с лишним процентов его акций были в собственности "Саханефтегаза", а это национальная компания была государственной. Надо запомнить это. Но, вот, такие скорбные дела. И все это, конечно, так, да не совсем, поскольку вся эта история, ее подоплека остались не исследованными, соответственно, дело не выяснено до конца, значит, нельзя сказать, что обвиняемые осуждены бесспорно, и сомнений в приговоре не наблюдается.
Отсюда возникает закономерный вопрос: Афанасий Максимов иже с ними преступники или жертвы сговора? Но не иначе.
Вот предприятие "Якутгазпром" было создано в 1967 году. До 1991 года оно входило в систему всероссийского "Газпрома". Но после разграничения государственной собственности Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) государственное предприятие "Якутгазпром" стало предприятием республиканской собственности. А в 1994 году решением Правительства Республики Саха (Якутия) произошло акционирование предприятия с передачей 51% акций ОАО "Саханефтегаз". В дальнейшем доля была увеличена до 93%. С 2002 года по 2006 год основным акционером, контролирующим деятельность предприятия через ОАО "Саханефтегаз", стал "ЮКОС. Потом, до приобретения основного пакета акций нынешними акционерами, контроль над "Газпромом" осуществляли "АЛРОСА"(50%), об этом контроле и акциях в 50% будет уточнено ниже, и Правительство Республики Саха (Якутия) (40%) через ОАО "Сахатранснефтегаз". Но в течение 2005-2007 годов в результате дополнительной эмиссии акций ОАО "Якутгазпром" сменило собственника, в результате чего общество перешло в частные руки, и республика перестала владеть своим национальным достоянием. И с 15 сентября 2010 года ОАО "Якутгазпром" преобразовано в ОАО "Якутская топливно-энергетическая компания". И как происходила приватизация "Якутгазпрома"?
В 1994 произошло акционирование предприятия потому, что в связи с процессом разграничения государственной собственности Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), государственное предприятие "Якутгазпром" стало предприятием республиканской собственности. 28 января 1994 года Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) произошли реорганизация, акционирование и разгосударствление нефтегазового комплекса республики. Пунктом 2 данного Постановления предписывалось, что 51% ОАО "Якутгазпром" передается ННГК "Саханефтегаз", "золотая акция" и 25% которой закреплялись в республиканской собственности. Но что такое "ЗОЛОТАЯ АКЦИЯ"?
Это особая разновидность акций, предоставляющая ее владельцу, государству особые права с целью сохранения государственного контроля за приватизируемым предприятием. Таким образом, Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий в ОАО либо принятии решений о продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности акций могли использовать специальное право на участие в управлении указанными ОАО путем выпуска золотой акции. Приняв решение об использовании золотой акции, перечисленные структуры назначают соответственно представителей РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию ОАО. Последнее обязано уведомлять представителей о сроках проведения общего собрания акционеров и предлагаемой повестке дня.
Указанные представители государства, владеющие золотой акцией, помимо обычных прав акционеров имеют право вето! при принятии общим собранием акционеров решения: а) о внесении изменений и дополнений в устав ОАО или об утверждении устава ОАО в новой редакции; б) о реорганизации ОАО; в) о ликвидации ОАО, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; г) об изменении уставного капитала ОАО; д) о заключении указанных в ФЗ РФ от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
Золотая акция выполняет свои функции до принятия решения (теми же органами, которые ее выпустили) о прекращении ее действия. И она не подлежит обращению на рынке ценных бумаг. Таким образом, по сути, ОАО "Якутгазпром" оставалось государственным, что не противоречило "Государственной программе разгосударствления и приватизации предприятий в Республике Саха (Якутия)", утвержденной Постановлением Правительства республики. Пункт 4.2 данной Программы относил сферу нефтегазодобычи и переработки к объектам и предприятиям, разгосударствление и приватизация которых могла осуществляться лишь по решению Правительства. То есть, данный комплекс должен был всегда остаться в зоне полного контроля государства, и никак не могла стать частной собственностью каких-либо граждан, согласно абзацу 2 пункта 4.6.8 данного Постановления, установившим именно такие ограничения на приватизацию.
По сути, ОАО "Якутгазпром" не был приватизирован – он стал государственным акционерным обществом. Таким образом, оно никогда не могло стать частной собственностью. К тому же, 31 января 1992 года Верховным советом Республики Саха (Якутия) было издано Постановление "Об утверждении государственной программы разгосударствления и приватизации в Республике Саха (Якутия)", согласно приложению № 1 которого в разделе "Перечень предприятий и учреждений, не подлежащих разгосударствлению и приватизации в 1992 году по Республике Саха (Якутия)", в пункте 2 значится "Производственное объединение "Якутгазпром" (основная деятельность)". Но вот 9 июня 2005 года состоялось общее собрание акционеров, на котором было принято решение о дополнительной эмиссии акций, что, как предполагается, было нарушением норм действующего законодательства, но никто этого не сумел доказать, пожалуй, и не хотел. Вероятно потому, что такое решение было инициировано высоким руководством. Во всяком случае, нет препятствий для выдвижения такой версии. Ведь о прекращении действия стопроцентно блокирующей подобные решения золотой акции, принадлежащей Правительству, нет никаких сведений. Между тем, именно в результате этой дополнительной эмиссии появилась возможность сменить собственника ОАО "Якутгазпром", иначе говоря, продать. Кстати, очень похоже на рейдерский захват, если в действительности не так. В общем, уставной капитал ОАО "Якутгазпром" вырос до 628 500 000 рублей. И проценты АК "АЛРОСА" были размыты, так что, президент компании во всеуслышание заявил, что отказывается выкупать акции "Якутгазпрома". Дескать, "руководство АК "АЛРОСА" считает неприемлемым участие в этой сомнительной сделке, которая неминуемо приведет к судебным издержкам по искам законных акционеров ННГК "Саханефтегаз", требованиям погашения долговых обязательств не только ОАО "Якутгазпром", но и ННГК "Саханефтегаз". Скандал был большой. И тут, после объявления допэмиссии, началась, в прямом смысле, война за владение "Якутгазпромом". В итоге после долгих баталий хозяином стал Зиявудин Гаджиевич Магомедов.
Информация к размышлению.
Зиявудин Гаджиевич Магомедов родился в 1968 году в Махачкале (Дагестан). В 1993 году окончил экономический факультет МГУ им. Ломоносова. В настоящее время является председателем совета директоров компании "Сумма Капитал". Прошерстив электронные СМИ, мы нашли массу упоминаний о деятельности Зиявудина Магомедова - начиная от реконструкции Большого театра и спонсировании турниров российской Шахматной федерации и заканчивая перечислением предприятий, которыми владеет возглавляемая им "Сумма Капитал". Также на сайтах вроде "Компромат.ру" рассказывается и о схемах приобретения некоторых компаний. В частности, о личной встрече Магомедова с бывшим президентом республики Вячеславом Штыровым, после которой якобы и стало возможно приобретение первым "Якутгазпрома". Также Зиявудина Магомедова в разное время СМИ обвиняли в связях с криминалом, но официальных доказательств этому нет. По неофициальным данным, в 2008 году оборот предприятий "Суммы Капитал" превысил 1 млрд. долларов.
Но отметем предположения, версии журналистов, аналитиков. Если золотая акция не прекратила своего действия, а Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 января 1994 года сохраняло свою юридическую силу, то все события, приведшие к изменению статуса, смене собственника акционерного общества, в пользование которого находилось национальное достояние, не могут легитимными, то есть, правомерными! А если так, то насколько законны претензии ОАО "Якутгазпром", ставшего "ЯТЭК", к Афанасию Максимову иже с ними? Надо ли было следствию, затем суду разобраться с этим? Во всяком случае, расследование этих обстоятельств вреда в установлении истины не принесло бы.
И, вообще, что стало с долгом ОАО "Якутгазпром" перед государством в 410 239 795 рублей, оцененного осужденными в 198 300 000 рублей, которые, как раз, и были вменены в обвинение им? Они списаны государством? И теперь частные лица, ставшие собственниками национального достояния, которое, если соблюдать законодательство, никогда не должно было быть уплыть из собственности республики, освобождены от уплаты этого долга?
Между тем, во время этих тектонических сдвигов в бизнес-структурах, которые по сравнению с военными действиями можно обозначить, как "кровопролитные сражения" за овладение стратегическими объектами, руководство ОАО "ННГК "Саханефтегаз" оставалось за Афанасием Максимовым. А какое было противостояние между ним и новыми собственниками ОАО "Якутгазпром", приведшее затем к оппонированию его с Президентом республики Вячеславом Штыровым, граждане республики должны помнить. Итак, не мешал ли Афанасий Максимов, может быть, сам того не ведая, будучи, в сущности, простым гражданином, своими действиями отчуждению собственности республики в частные руки вообще чужих для Якутии людей?
Вот отсюда и вопрос: Афанасий Максимов иже с ними преступники или жертвы?
Не стал ли народный депутат республики, значит, общественный политический деятель, крупный предприниматель жертвой невидимых миру экономических сражений, открытых сильными мира сего, поскольку мешал достижению ими стратегических целей по овладению богатствами региона, который считается "кладовой" страны?
Если не получить ответа, то без обиняков можно сказать, сработал новый безотказный способ расправы с неугодными лицами, придуманный в наши дни. Обвинение их в экономических преступлениях. Аналогии даже не стоит приводить. Они видны всякому мыслящему человеку. Общественный защитник, действующий на основании части 2 статьи 49 УПК РФ Седалищев Н.И. 25.12.2011 г.