Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [263]
Суд-закон.МВД.Криминал [1280]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [400]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [555]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [155]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [277]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [224]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [670]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [377]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [158]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [93]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [23]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [239]
Тюрки [76]
Саха [153]
литература [42]
здоровье [465]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [123]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2011 » Ахсынньы » 27 » Сказка о том, как Госпожа Зима сберегла Повелителя холода Чысхаана и все живое на земле
Сказка о том, как Госпожа Зима сберегла Повелителя холода Чысхаана и все живое на земле
11:22
27.12.2011 11:05     http://www.sakhalife.ru
Кыhын Хотун Yрюн Yллюктэй – новый символ якутского холода

ИА SAKHALIFE.RU В пантеоне якутских «холодных» мифологических персонажей появилось еще одно действующее лицо - Кыhын Хотун Yрюн Yллюктэй - Госпожа Зима, Укрывающая Снегом. Образ, над созданием которого работала модельер Августина ФИЛИППОВА, якутяне могли лицезреть на церемонии передачи символа холода Чысхааном Деду Морозу и зажжения главной елки столицы.
Министерство по делам предпринимательства и развития туризма республики, решившее, что для пущего эффекта проекту «Зима начинается с Якутии» требуется образ, собственно олицетворяющий этот сезон года, обратилось с просьбой к Августине Филипповой, с которой это ведомство связывает давняя дружба.

«Сказали, что никто кроме меня не сможет воплотить эту идею. Честно говоря, я не сразу поняла, чего от меня хотели. Поначалу даже подумала, что это чуждый традиционной якутской культуре персонаж», - признается модельер. Однако затем она поменяла свое мнение: «Как и многим другим народам, проживающим в северных широтах, нам, якутам, этот образ отнюдь не чужд. Ведь зима действительно начинается с Якутии».

Такой ход мысли сроднил модельера с персонажем, который ей предстояло создать:
- И меня посетило вдохновение – образ возник сразу, во всех мелких деталях и красках.
Начала думать – как наступает зима? В межсезонье, когда «отговорила» уже золотая осень, природа становится серой и голой, ничем не прикрытой – листва опадает, трава жухнет. И вот представьте себе, если бы на землю сразу пришел Чысхаан со своей лютой стужей, все живое бы вымерло. Чтобы этого не случилось, приходит Госпожа Зима и готовит землю к предстоящим испытаниям.

А является она так. Становится прохладно, и с первым мелким снегом прилетают снегири, предвещающие наступление Зимы. Она устилает природу толстым теплым одеялом белого пушистого снега, защищающим землю от лютой стужи Чысхаана. Так и родилось имя моего персонажа – Кыhын Хотун Yрюн Yллюктэй – Госпожа Зима, Укрывающая Снегом (от слова Yллyктююр – укрывать, устилать).

Сама она степенная, плывет словно лебедь, окутанная в белый пух снега. Поэтому облачаться в этот наряд настоящая якутская Далбар Хотун, известная своей томностью, щедростью и милосердием.
Костюм выдержан в сине-бело-голубых тонах, вышит якутскими узорами и оторочен белоснежным мехом. Как и у Чысхаана посох, так и у Кыhын Хотун Yрюн Yллюктэй есть своя волшебная палочка – маленький жезл.

На его навершие сидит снегирь – предвестник наступления холодов. Это его пух разлетается по всей земле, когда Госпожа Зима взмахивает жезлом – чем больше пассов она делает – тем сильнее кружится снегопад.
Как и в случае с Чысхааном модельер придумала сказку, которая объясняет роль и место Кыhын Хотун Yрюн Yллюктэй в пантеоне якутских мифоэпических образов. Ее то и рассказывала Августина Николаевна своим модисткам, воодушевляя их на интересный проект.

И надо сказать, что у нее получилось. Примерно за месяц наряд был готов. «С моими помощницами мы понимаем друг друга буквально с полуслова. Евгения ЛУКИНА и Наталья МИХАЙЛОВА – модистки, с которыми я работаю еще с 90-х годов. Они профессионалы своего дела, прекрасно знают особенности посадки якутского национального костюма, специфику работы с мехом. Евгения воплощает в реальность головные уборы моих ансамблей, которым я всегда уделяю особое внимание.

Все костюмы – результат совместного творческого азарта, который подстегивает быстро и качественно выполнять работу, всем хочется увидеть, что в итоге получится», - говорит Августина Николаевна.

Все выкройки модельер делает сама, а золотые руки ее помощниц исполняют ее задумку. Их совместному творчеству могут помешать лишь внешние факторы, как допустим отсутствие нужных тканей. Так, уже который год коллекция по сказкам Пушкина, созревшая в голове якутского кутюрье, не может найти своего воплощения. «Для того, чтобы приступить к работе, мне нужно иметь все расходные материалы, иначе дело не спорится. Ткани мы покупаем от случая к случаю, поскольку не являемся юридическим лицом и не обладаем необходимыми средствами, возить под заказ не можем», - сетует моя собеседница.

Но в случае с нарядом Госпожи Зимы, как по провидению, все оказалось в нужном месте и в нужный час. Хотя есть одно обстоятельство, влившее маленькую ложку дегтя. У модельера были все материалы, кроме ткани с розовато-лиловым оттенком: «Я хотела достичь сложной смеси тонов холодной гаммы, в основе которой должен быть розоватый цвет. Поскольку сроки поджимали, сшили из того, что было. Тем не менее, костюм получился удачным, я довольна результатом, заказчик тоже. Да и ткань по большому счету подвернулась хорошая – голубого цвета с жаккардовым рисунком, напоминающим морозный узор и изморозь на ветвях деревьев».

СПРАВКА
1 марта следующего года в Горном улусе состоится открытие Учебно-научной лаборатории под руководством Августины Филипповой. Лаборатория будет изучать историю якутского костюма и национальной одежды народов, проживающих на территории республики.
По словам нашей собеседницы, это будет филиал СВФУ, созданный благодаря ректору вуза Евгении МИХАЙЛОВОЙ: «Она одна поняла и поддержала меня в стремлении к возрождению и систематизации истории якутского национального костюма».
Как сказала Августина Филиппова, талантливые молодые люди, желающие стать модельерами, смогут в тонкостях освоить традиции якутской национальной культуры, прежде чем получить академические знания в профильных вузах. В дальнейшем это поможет им стать хорошими специалистами.
Работа дизайнера и портного – это не только предоставление услуг, но и формирование человека, якутянина, считает она: «Многие относятся к одежде чисто потребительски. Между тем, как модельер могу сказать, что именно она делает человека – создает имидж, играет важную роль в формировании образа мышления и в определенной степени служит коммуникативным средством. По тому, как человек одет, судят не только о нем, но и о республике, которую якутянин представляет».
Августина Филиппова последовательно пополняет «зимнюю» коллекцию. Вот как она объясняет причины особой любви к таким персонажам: «Как бы ни парадоксально ни звучало, именно морозы и холодное дыхание Северного ледовитого океана позволяют сохранять жизнь в республике, даже больше – нынешнее устройство мироздания».
Первой родилась Муус Кудулу – Хозяйка Ледовитого океана, являющегося макушкой мира. Затем последовали красавица Чолбон Куо – Утренняя звезда и затем – Повелитель холода Чысхаан. И вот теперь ряд пополнила Кыhын Хотун Yрюн Yллyкэй.
Модельер не останавливается лишь на создании образов и воплощении их костюмах. «Хочу снять мультфильм или даже серию об этих персонажах. Потому что это наиболее доступная форма, позволяющая донести до молодого поколения основы якутской культуры. Кроме того это образовательный проект, прививающий основы принципы экологического воспитания. Это в первую очередь нужно детям. Думаю, и взрослым было бы интересно».
На самом деле, пусть Августина Филиппова известна в первую очередь как модельер, она не ограничивается лишь созданием костюмов и коллекций. Удивляет широта ее культурного пространства, ее стремление к универсализму в век главенства узкой специализации. Она сама сочиняет стихи и сказки, пишет картины, создает фарфоровые статуэтки персонажей олонхо, иллюстрирует книги. «У каждого творца есть свой творческий подход. Мой заключается в визуализации образов олонхо, мифов, лежащих в основе нашей культуры. Согласитесь человеку, а тем более ребенку гораздо проще понять и принять обширный культурный пласт, когда он имеет перед глазами воплощенные образы. Одними сказаниями и песнями здесь не обойтись», - говорит Августина Николаевна.

Сказка о том, как Госпожа Зима сберегла Повелителя холода Чысхаана и все живое на земле

Давным-давно, когда в наших краях еще царила теплая благодать, случилась беда – напала невыносимая выжигающая все на свете жара. Чтобы спасти землю Верховное божество Юрюн Аар Тойон оправил с Полярной звезды ледяную деву Муус Кудулу. Приземлилась она на макушку земли – Ледовитый океан и поставила там ледяное сэргэ. Так она стала Хозяйкой Ледовитого океана. Затем отправилась по миру, чтобы остановить жару и навести порядок на земле. Где ни ступит – все покрывается льдом, заковывающим болезни, тела погибших животных в непробиваемый панцирь и замораживающим все живое.
Так она дошла до Якутии, пока не преградили ей путь Оймяконские скалы. Тут она увидела последнее оставшееся живое существо. На вершине самой высокой горы с цветочком, зажатым в хоботе, стоял одинокий мамонтенок. Но и его не пощадила исполинская сила девы, его тоже сковало льдом.
Осознав, что только что истребила последнее живое существо, Муус Кудулу пришла в отчаяние. В сердцах она выхватила цветочек из хобота замерзшего мамонтенка и с силой взметнула его в небо со словами: «Нарекаю тебя Чолбон Куо! Отныне и во веки вечные здесь будет твое место. С мамонтенком вы еще встретитесь, каждые двенадцать месяцев я буду отправлять его душу к тебе. И да будет в это время свершаться смена природы на земле!»
С этими словами Муус Кудулу забрала душу бездыханного мамонтенка, всосав ее в себя, и пошла обратно к Ледовитому океану. Там, устроив пляску белыми медведями, выпускает ее из себя, обратно.
Душа мамонтенка, обернувшаяся в человеческое обличье, выкатывается на спины медведей. Кыhын Хотун Yрюн Yллюктэй – Госпожа, наблюдавшая за этим действом, тут же выхватила и укутала ребенка в теплое пушистое одеяло из снега, чтобы защитить его от исполинской силы Муус Кудулу, ведь она вопреки своему желанию могла снова заморозить малыша.
Так Чысхаан (а это был именно он) вырос и окреп за теплой пазухой Yрюн Yллюктэй. С каждым новым месяцем его маленькие рожки становились все больше, а звезда, горевшая у него на шапке, все сильнее звала его в неведомую даль.
Госпоже Зиме стоило больших усилий сдерживать его порывы. Лишь ее настойчивые напоминания о том, что нужно прежде подготовить землю, успокаивали исполина: «Это Чолбон Куо– Утренняя звезда – манит тебя призывным светом. Но погоди немного, вначале я должна отправиться в путь. Когда все будет готово, я позову тебя. И на исходе девятого месяца, когда обойдешь ты землю и, превратившись в воду, по великой реке Лене достигнешь Ледовитого океана, ты встретишься со своей Чолбон».
Так оно и случилось. Чтобы защитить землю и ее обитателей от невероятной стужи, которую несет Чысхаан, Yрюн Yллюктэй укрыла все вокруг теплым снежным одеялом. С каждым новым взмахом волшебного жезла, на вершине которого сидел снегирь, птичка осыпала все больше своего пуха, превращающегося в снег.
И вот на укутанную теплым одеялом землю пришел исполин Чысхаан. Много месяцев царил он там, пока не наступила весна. Повелитель холода растаял, и несомый водами реки достиг он Ледовитого океана, где, как и предрекла Муус Кудулу, его ждала красавица Чолбон Куо.
Ушла земля из-под ног у них, взялись они за руки и умчались высоко-высоко в бескрайнее небо. Затихла земля от их прекрасной любви, замерла в ночи в тревожном ожидании великого чуда – зарождения новой жизни и наступления нового года. Искры горячей их страсти залетели в каждый дом, зажигая огни любви.
Но недолго длится их счастье. Когда приходит время, Чысхаан снова и снова отправляется в путь, неся с собой лютые морозы, ибо помогают они сохранять существующий и поныне порядок мироздания.
Но прежде Кыhын Хотун Yрюн Yллюктэй, как милосердная мать, каждый год заботливо окутывает землю в пушистое снежное одеяло, защищающее все живое от исполинской силы его.
А Чолбон Куо – прекрасная утренняя Полярная звезда так с тех пор и сияет на небе, как знак немеркнущей вечной любви, надежды и ожидания…
(вольный перевод с якутского)

      ИА SakhaLife.ru
Category: Култуура, итэҕэл, искусство | Views: 2148 | Added by: uhhan2
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Ахсынньы 2011  »
БнОпСэЧпБтСбБс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 78
Ыалдьыттар (гостей): 78
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024