Main » 2012»От ыйа»5 » Доверие к власти медленно, но устойчиво падает начиная с осени 2010 года.
Доверие к власти медленно, но устойчиво падает начиная с осени 2010 года.
21:51
LADNO.ru / На самом деле /05 июля 2012 | NEWSru.com | http://www.newsru.com
НОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР: ПРОТЕСТНЫЕ НАСТРОЕНИЯ РОССИЯН НЕ СПАДАЮТ, ПОКАЗАЛ ОПРОС
Спада протестных настроений ожидают лишь 32% опрошенных. Правда, в своих населенных пунктах усиления митинговой активности респонденты не ждут. Мнения о том, идут ли на пользу массовые акции протеста, разделились поровну. Эксперты считают, что идет необратимый процесс делегитимации режима.
Протестные настроения становятся постоянным фактором и на спад не пойдут - так считают большинство участников последнего опроса "Левада-центра", проведенного 21-26 июня среди 1559 респондентов. Кроме того, население считает, что акции протеста идут на пользу, а часть их лозунгов правомерна, но участвовать в этих акциях большинство не готово, пишет газета "Ведомости".
Спада протестных настроений ожидают лишь 32% опрошенных. 17% считают, что протестные настроения будут расти, 41% - что сохранятся на прежнем уровне. В апреле 44%, ожидало уменьшения протеста и лишь 14% - роста.
Правда, в своих населенных пунктах усиления митинговой активности не ждут. Число верящих в возможность массовых выступлений против падения уровня жизни и ущемления прав уменьшилось с 35% в феврале до 28% в июне, сократились и ожидания политических акций - с 33 до 24%. Из самих респондентов лишь 11% готовы участвовать в политических акциях (в декабре был пик - 17%), и только 15% (против 19% в декабре) могут пойти на митинги социальной направленности.
Мнения о том, идут ли на пользу массовые акции протеста независимо от правоты их организаторов, разделились поровну: 43% видят в них пользу, и столько же считают их вредными. Обыски у лидеров оппозиции в той или иной степени одобряют 14%, не одобряют 19%, остальные равнодушны или не слышали. Лишь 15% считают, что они целиком законны и оправданны, 21% называют их незаконными политическими репрессиями, а 33% считают это делом политическим, но с соблюдением законности.
Подавляющее большинство респондентов (76%) также сообщили, что не готовы принять участие в акциях протеста, если бы они состоялись в ближайшее время. Участвовать в подобных акциях стали бы 14% россиян, цитирует опрос "Интерфакс".
Эксперты: Идет необратимый процесс делегитимации режима
Директор "Левада-центра" Лев Гудков в статье в "Независимой газете" отмечает, что за прошедшие полгода ситуация в стране радикально изменилась. Протесты обозначили не просто кризис нынешней политической системы. Они стали свидетельством цивилизационной несовместимости успешных социальных групп - агентов модернизации в России с путинским режимом.
Либеральная оппозиция, по мнению эксперта, представляет мегаполисы, где за последние 15 лет накоплен значительный социальный капитал, достаточный для того, чтобы вот-вот сказать, что Россия перестала быть страной догоняющей модернизации.
Однако, при этом остальное население страны пребывает в состоянии не просто апатии или застоя, а деградации прежней системы. После всех прошедших митингов и демонстраций стало очевидным, что страна в целом не в состоянии преодолеть сопротивление подступающим изменениям, которое оказывает путинский авторитарный режим. Моральные, человеческие, ценностные ресурсы развития (но пока еще не политические!) аккумулированы лишь в крупнейших городах, где сформировалась рыночная, коммуникативная и частично организационно-правовая инфраструктура современного общества. Не случайно, что этот раскол обнажился прежде всего в Москве, где образ жизни ближе всего к европейским, западным образцам.
Вышедшие на митинги москвичи - люди не только более образованные, чем население в среднем или сама нынешняя власть, это люди, внутренне независимые от государства, поскольку гораздо в большей степени, чем население в целом, заняты в негосударственном секторе. Своим благополучием, своим положением в обществе, своим достатком и признанием других они обязаны исключительно себе, а не доступу к "трубе", не заботе государства, "партии и правительству".
Это результат их профессиональной квалификации, способности к общению, их информированности и компетентности. Протестное движение состоит из людей с проснувшимся чувством собственного достоинства, это люди с сознанием "мы сделали себя" (которое и составляет систему координат современности). Для российского общества (в котором по-прежнему ценится преимущественно сила, где живы традиции крепостного сознания) эти вещи абсолютно новые, а для большинства - плохо понимаемые и раздражающие.
Между тем, абсолютное большинство населения разделяет взгляды протестующих на то, что страной управляет коррумпированный политический режим государственных мафиозных кланов, демагогов и казнокрадов, узурпировавших, приватизировавших власть в стране, использующих государственный аппарат легального принуждения исключительно в собственных целях.
Две трети опрошенных в разные годы (62% в ноябре 2007 года и 69% в октябре 2011-го) полагают, что интересы нынешней власти и общества принципиально различны. 63% россиян считают, что деятельность, усилия высших государственных чиновников сейчас направлены в основном на обеспечение и защиту собственных интересов.
Если в 2003 году 70% опрошенных верили, что президент действует в их интересах, то уже через несколько лет эта ситуация стала меняться: в 2006-м таких было уже лишь 50%, а сегодня эта доля сократилась до трети и продолжает падать. Число твердых сторонников Путина уменьшилось за последние три года более чем вдвое - с 30-40 до 15% (май 2012 года). Идет необратимый процесс делегитимации режима, обусловленный главным образом ослаблением уверенности в способности власти обеспечить устойчивое развитие страны. 55% опрошенных с беспокойством ждут волны подступающего нового кризиса, не веря в устойчивость цен на нефть, а соответственно в выполнение государством своих социальных обязательств, от которых то постоянно пытается уйти.
В апреле этого года 78% респондентов заявили, что в России сложилась система круговой поруки и ухода от ответственности людей, наделенных властью. В мае этого года 48% респондентов - самая большая доля ответов - считали, что Путин берет под защиту нужных ему людей независимо от их компетенции, честности и порядочности.
Доверие к власти медленно, но устойчиво падает начиная с осени 2010 года. Идет нарастающая и необратимая делегитимация режима. Тем не менее даже при этом падении авторитетности власти значительная часть россиян опять проголосовала бы за Путина.
Социальная база путинизма - индустриальная Россия, представленная главным образом населением средних и малых городов, в которых сохранилась прежняя территориально-отраслевая структура советской экономики. Эта социальная среда настроена по преимуществу антимодернизационно.
По существу, провинциальная промышленная Россия - это огромная консервативная сила, она воспроизводит политическую культуру советского типа, крепостное сознание зависимых людей, униженных повседневностью, но приподнятых великодержавным горделивым сознанием мощи своей страны и разного рода имперскими или русскими национальными мифами. Здесь нет потенциала развития, по крайней мере - в ближайшие десятилетия, нет человеческого капитала, нет устойчивых инвестиций, нет современной инфраструктуры. В случае если Россию захватит вторая волна мирового кризиса и быстро закончатся нефтяные деньги, этот сегмент российского общества обречен на длительную деградацию. В политическом смысле он не опасен для действующего режима, если только здесь не обнаружится каких-либо сепаратистских движений или склонности к радикальному социальному протесту.