Main » 2012»От ыйа»16 » К.К. Ильковский:На Дальнем Востоке достаточно корпораций, не хватает малого и среднего бизнеса
К.К. Ильковский:На Дальнем Востоке достаточно корпораций, не хватает малого и среднего бизнеса
20:26
«Мы готовы к выборам, мы готовы побеждать и мы победим, будьте уверены»
16.07.2012 Так ответил на вопрос об участии регионального отделения партии «Справедливая Россия» в предстоящих осенью республиканских муниципальных выборах, лидер отделения депутат Госдумы Федот Тумусов. 16 июля, вместе со своим однопартийцем, депутатом Госдумы Константином Ильковским они дали в Якутске совместную пресс-конференцию. Дополнительно Тумусов сообщил, что региональное отделение обязательно выставит кандидатуру на выборы главы республики, но не стал уточнять фамилию кандидата. Сам же республиканский закон о выборах первого лица, он назвал повторением модельного закона, разработанного Россией для регионов.
Константин Ильковский, в свою очередь, отметил, что республиканские законодатели, хотя и не решились позволить участвовать в выборах самовыдвиженцам, но зато установили минимальный (пятипроцентный) «муниципальный фильтр».
Также депутат Ильковский, рассказывая о своей работе в Госдуме, подверг критике подход партии «Единая Россия», в соответствии с которым депутаты этой фракции, заседающие в парламенте, страны никогда не поддерживают законопроекты, вносимые депутатами других фракций, даже не заглядывая в содержание этих законопроектов.
Помимо прочего депутаты разъяснили позицию партии «Справедливая Россия» по вступлению России в ВТО. Эсеры, как известно, голосовали против вступления. По словам Тумусова и Ильковского, партия не против ВТО, а против того, что бы вступать в эту организацию не предприняв мер по защите местного, то есть российского товаропроизводителя. А этих мер, несмотря на 18-летнюю подготовку к вступлению, так и не было принято.
Отвечая на вопросы журналистов, Федот Тумусов охарактеризовал нового главу Нюрбы, члена партии «Справедливая Россия» Бориса Попова, как опытного профессионала высокого уровня, который за предстоящие пять лет работы «покажет очень хорошие результаты». А вот дать оценку деятельности главы Якутии Егора Борисова, отказался, заявив, что «оценку должен дать тот, кто его назначил, а я его не назначал».
Кроме того, депутат Тумусов прокомментировал предстоящую продажу 14-процентного пакета акций АК АЛРОСА (7% принадлежащих Росимуществу и 7% - правительству Якутии) и планы правительства России до 2016 года обеспечить полный выход государства из собственности в алмазной компании. Он заявил, что региональное отделение «Справедливой России», для того что бы сохранить за Якутией принадлежащий ей на сегодня пакет акций, предлагает передать его в собственность муниципалитетов республики.
На Дальнем Востоке достаточно корпораций, не хватает малого и среднего бизнеса
ИА SakhaNews. В газете «Наш регион Дальний Восток» опубликовано интервью депутата Государственной думы РФ (фракция «Справедливая Россия»), председателя подкомитета по региональной энергетической политике Комитета по энергетике ГД РФ Константина Ильковского. Речь в нем идет об интересах местного бизнеса и местных жителей.
— Константин Константинович, еще недавно о создании государственной корпорации развития Дальнего Востока говорили много и на всех уровнях. Но теперь эта тема как бы слегка затихла. Об этом вообще ничего не слышно. Что происходит?
— Обсуждения поутихли. Все ждут действий уже от нового Минвостокразвития. Чем оно займется, каковы будут его стратегия и возможности? Предложит ли оно создание госкорпорации? Вот эти вопросы и нуждаются в ответах. А пока соответствующий законопроект в Госдуму никто не вносил. Напомню, что госкорпорация действует на основании специального закона о ней. А проекта такого закона пока нет.
— Как лично вы относитесь к идее создания госкорпорации?
— Я глубоко убежден, что если мы действительно хотим развивать восточные регионы, нашу Северную Азию, то нужно создавать условия развития для людей на этих территориях. Хочу акцентировать на этом внимание — необходимо создавать не специальные корпорации для избранных, а специальные условия для всех, кто живет и работает на нашей восточной земле. Кто растит здесь своих детей и внуков, кто знает, что его потомки останутся дальневосточниками.
Территории развивают не корпорации, а люди, живущие здесь. Причем живущие не вахтово, а оседло. Люди с их идеями, желаниями, предприимчивостью, авантюризмом и, конечно же, с ответственностью за эти места.
СЫРЬЕВОЙ ПОДХОД
— В нашем регионе работает довольно много крупных государственных компаний. А чего не хватает этой территории прямо сейчас?
— Действительно, на Дальнем Востоке уже в наши дни достаточно госкорпораций.
А вот чего здесь не хватает, так это малого и среднего бизнеса. Его доля в общем производственном объеме должна быть около 70 процентов, тогда территория получит возможность развиваться, будет устойчива к глобальным катаклизмам. И в конечном итоге здесь будет прирастать население.
— У идеи госкорпорации развития Дальнего Востока есть свои лоббисты?
— Ярких лоббистов пока нет. Но можно сказать, кому это выгодно.
— И кому?
— В первую очередь сырьевикам, нацеленным на экспорт. Для них такая конструкция чрезвычайно удобна. Природные ресурсы — под боком, конечный потребитель, то есть страны АТР, — также рядом. Почему бы еще и дополнительные льготы не получить?
Но в этой конфигурации есть самый главный минус. Сырьевики, по большому счету, не заинтересованы в развитии российского Дальнего Востока и Байкальского региона. У них мышление сезонно-вахтовое, так как месторождения или лесоделяны очень быстро исчерпываются и надо двигаться дальше…
«НЕ ДО ТЕБЯ»
— А как же мегапроекты?
— На Дальнем Востоке мегапроектов всё больше, а людей всё меньше. Почему?! Мегапроекты реализовывают мегакомпании, с тем же сезонно-вахтовым подходом. И вся власть, от муниципальной до федеральной, тратит всё свое время на их «поддержку».
Местный предприниматель приходит в свою же администрацию, а от него отмахиваются, мол, не до тебя — жду в приемной начальника участка мегакомпании, надо обсудить очередную церемонию перерезания ленточки.
А зачем помогать или поддерживать мегакомпании? Какие они, в таком случае, «мега», если нуждаются в помощи или поддержке? Вот мешать им не стоит, это точно.
Но если мы говорим о государственном протекционизме, то поддерживать на всех уровнях нужно как раз дальневосточных и забайкальских производителей. И создавать условия, чтобы местных производств становилось как можно больше. Без этого ни о каком системном развитии Дальнего Востока и Байкальского региона даже рассуждать не приходится. Потому что без человеческого потенциала, а точнее — без человека, обычного такого, простого человека наша территория жить не сможет.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
— А как менять ситуацию?
— Государство должно, прежде всего, ответить на самый главный вопрос: а зачем нужны стране Дальний Восток и Забайкалье? Эти регионы интересны только своими ресурсами или чем-то еще? Чем-то большим, нежели сырьевая база? И может, стоит законсервировать эти пространства лет на двести? У всех когда-нибудь закончатся их природные богатства, а у нас сохранятся!
Причем что касается отношения государства к восточным регионам, то тут необходима конкретика, а не очередные декларации. Это — первое.
Второе — требуется четко и однозначно определить приоритет интереса конкретного дальневосточника и забайкальца над интересами государства в лице чиновника. Только так и никак иначе. В основе развития наших регионов должны быть люди с их культурой и традициями.
— Один момент, Константин Константинович, неужели государство когда-нибудь откажется от своих интересов, особенно в таком богатейшем регионе, как Дальний Восток?
— А никто и не говорит о сдаче государственных позиций. Требуется поменять инструменты, которые государство будет использовать в этом регионе, решая уникальную задачу опережающего развития территории. А все уникальные задачи требуют уникальных решений. Предположим, лично вы решали всё время какие-то свои задачи известными вам приемами и инструментами. Но вдруг увидели, что получаемые результаты вас не устраивают. То есть результаты, в вашем представлении, должны быть кратно или даже на порядок лучше. Однако вы продолжаете использовать привычные для вас инструменты и приемы. И с какой стати в этом случае вдруг должны измениться ваши результаты? Нет, они останутся прежними ровно до тех пор, пока вы не поменяете сам инструментарий. Точно так происходит и с решением уникальных задач на государственном уровне. Однако в основе всех процессов должен стоять интерес каждого дальневосточника, каждого забайкальца, интересы каждой семьи.
СРЕДА ОБИТАНИЯ
— Как вы считаете, сегодня государство проявляет свой предметный интерес
к развитию Дальнего Востока и Забайкалья?
— Да, проявило. Хотя, опять же, делается это своеобразно. Вот было создано Минвостокразвития. Вроде бы тут можно и поиронизировать, мол, вместо выработки условий для развития человека и бизнеса была сформирована очередная чиновничья структура. Но я рад. Шаг небывалый. Главное заключается в том, что этим шагом официально признано, что наша страна очень разная и подходить с одними мерками ко всей ее территории — бесперспективно.
Может, с этого шага и начнется наконец-то формирование настоящей федералистской политики в России?
— Но вернемся к необходимости создавать условия для регионального бизнеса. Какие конкретные шаги необходимо делать в этом направлении?
— То есть вернемся к инструментам и приемам. Первое — надо привести в соответствие горизонты государственного планирования и инструменты реализации этих планов. Вот мы сейчас обсуждаем программу социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года. Есть разные программы до 2020 года, есть, например, энергетическая стратегия до 2030 года, а вы покажите мне банк, который системно, а не в порядке исключения, готов давать кредиты хотя бы на пять лет. Я уже не говорю о десяти- или пятнадцатилетних кредитах!
Второе — требуется изменить доступ дальневосточных и забайкальских предпринимателей к деньгам, нфраструктуре и услугам, оказываемым государством. Требуется изменить вектор — не предприниматель должен годами доказывать, что ему всё это надо, преодолевая при этом сотни абсурдных ограничений. А государство должно его убедить, как можно быстрее воспользоваться всем этим и в чем будет его предпринимательская выгода. В чем будет выгода его семьи.
Третье — налоги и их межбюджетное распределение. Ну вот, опять о льготах, скажете вы. Нет. Никаких льгот. На этой территории должно быть ДРУГОЕ налогообложение и ДРУГИЕ межбюджетные отношения. Министерству финансов надо перестать бояться не получить то, чего у него и так нет — налогов от несуществующих предприятий.
Четвертое — инфраструктура. Мы многократно должны увеличить транспортную доступность, как внутри регионов, с центром, так и с юго-восточноазиатскими соседями.
Сделать свободным доступ к электрической, газовой и коммунальной инфраструктуре и так далее.
А пока мы громогласно говорим о приоритете восточных территорий, железнодорожное ведомство закрывает кассы в селах и поселках, отменяет поезда, еще недавно исправно останавливавшиеся даже на небольших станциях. Потому что это нашим железнодорожникам экономически невыгодно. Мы довольно часто рассуждаем о необходимости привлекать на Дальний Восток переселенцев. Да, на этих огромных территориях живет мало людей. Но кто сейчас поедет в те дальневосточные районы, где для элементарного обогрева жилища требуется до 40 кубов дров в год, где удобства на 40-градусном морозе, где вода в ближайшем замерзшем озере и где даже олень не всегда сможет довезти тебя даже до твоего соседа?
Создание инфраструктуры на Дальнем Востоке и в Забайкалье должно рассматриваться государством не столько как бизнес, сколько как создание среды обитания.
НА МЕСТАХ
— Вы упомянули недропользователей. В интервью нашей газете руководители дальневосточных отраслевых компаний не раз рассказывали о проблемах, связанных с Роснедрами. Когда дальневосточным предприятиям просто не дают участвовать в аукционах, сопровождая отказ туманной формулировкой: «Неправильно оформленные заявочные документы». Что вы думаете по этому поводу?
— Считаю, что должен действовать принцип ТРЕХ ключей. Аукцион необходимо проводить в субъекте «откуда родом» место рождение, ну, может, за исключением только тех месторождений, которые входят в первую мировую десятку. А сама конкурсная комиссия должна в равных пропорциях состоять из представителей центра, субъекта Федераяции и муниципального образования.
В таком случае будет соблюден весь баланс интересов. И государственных, и социальных, и отраслевых. Всё это и логично, и справедливо. И перспективно.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ.
Cправка:
Ильковский Константин Константинович родился 12 января 1964 года в п.Батагай Верхоянского района ЯАССР.
В 1986 г. окончил Ленинградский горный институт имени Г.В.Плеханова по специальности горный инженер-геолог, в 1994 г. – Академию народного хозяйства при Правительстве РФ, получив квалификацию менеджера высшей категории. Кандидат экономических наук.
С 1978 г. по 1979 г. – маркшейдерский рабочий геологоразведочного участка Депутатского ГОКа.
С 1984 г. по 1985 г. – техник-геолог Заполярной геологоразведочной экспедиции и Полусненской полевой партии.
С 1986 г. по 1992 г. – участковый геолог, старший геолог, начальник геологоразведочной экспедиции Депутатского ГОКа.
С 1992 г. по 1998 г. – главный инженер Депутатского ГОКа.
С 1998 г. по 1999 г. – первый заместитель министра промышленности РС (Я).
С 1999 г. по 2000 г. – первый заместитель руководителя Администрации Президента РС (Я).
С 2000 г. по 2009 г. – генеральный директор ОАО АК «Якутскэнерго».
С 2009 г. по 2011 г. - советник генерального директора ОАО "РАО ЭС Востока".
С декабря 2011 г. - депутат Государственной Думы ФС РФ шестого созыва. Член фракции "Справедливая Россия: РодинаПенсионерыЖизнь". Избран по региональному списку от Республики Бурятия, выдвинутому партией "Справедливая Россия".
Заслуженный работник народного хозяйства Республики Саха (Якутия), лауреат Государственное премии РС (Я) в области материального производства.
Является вице-президентом ассоциации Попечительских Советов учреждений образования РС(Я). Возглавляет Федерацию шахмат республики.