Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации
Проект (принят за основу рабочей группой по подготовке Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям 27 сентября 2012 года) Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации (далее Стратегия) – официально признанная система принципов, целей и задач, обеспечивающая единство народов, целостность государства, способствующая сохранению этнокультурного многообразия, укреплению гражданского и межнационального согласия в стране. Стратегия является базовым документом государственной национальной политики, исходит из исторически сложившихся особенностей и актуальных проблем развития России как многонационального государства, служит основой для координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, определяет главные направления реализации государственной национальной политики.
2. Стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации и находит свое отражение в системе федеральных законов, в актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законах субъектов Российской Федерации.
3. Стратегия разработана с учетом действующего законодательства, стратегических документов, утвержденных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в сфере национальной безопасности, долгосрочного социально-экономического развития, внешней, миграционной и молодежной политики, образования, культуры, а также других документов, затрагивающих сферу государственной национальной политики.
4. Государственная национальная политика носит межотраслевой характер, социально обусловлена и учитывает федеративное устройство Российской Федерации.
5. Для целей настоящей Стратегии используются следующие понятия:
государственная национальная политика Российской Федерации – совокупность организационно-управленческих, финансово-экономических и нормативно-правовых мер федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с участием институтов гражданского общества по обеспечению этнокультурных запросов и прав граждан, достижению гражданского и межэтнического согласия как условия обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации;
российская нация (многонациональный народ Российской Федерации) - сообщество граждан Российской Федерации разной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, осознающих свою гражданскую общность и политико-правовую связь с российским государством (согражданство);
политика согражданства – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований с участием институтов гражданского общества по утверждению общероссийской гражданской идентичности;
общероссийская гражданская идентичность – общее для граждан Российской Федерации осознание своего российского гражданства, принадлежности к российской нации;
этническая общность (народ, этнонация) – исторически возникшая на основе общих территории, языка и культуры устойчивая группа людей, обладающая отличительным самосознанием;
национальность – этническая принадлежность (этничность), осознанная человеком принадлежность к тому или иному народу (этносу);
коренные народы Российской Федерации – народы, исторически проживающие на территории Российской Федерации, внесшие свой вклад в государственное и культурное строительство страны;
коренные малочисленные народы Российской Федерации – народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями; межнациональные (межэтнические) отношения – взаимодействие между людьми различной этнической принадлежности, этническими общностями, в которых присутствует этническая мотивация;
межнациональный (межэтнический) конфликт – конфликт между представителями этнических общностей, в котором присутствует этническая мотивация;
гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений – обеспечение бесконфликтных и уважительных отношений между представителями разных этнических общностей (народов) в целях преодоления негативных этнических стереотипов, обретения знаний об истории и культуре собственного и других народов, сотворчества, формирование чувства гражданской ответственности и общероссийской гражданской идентичности.
II. СОСТОЯНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ГРАЖДАНСКОГО ЕДИНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6. Российская Федерация является одним из крупнейших полиэтничных государств мира. На ее территории, проживают представители 193 этнических общностей (2010 год), обладающих отличительными особенностями материальной и духовной культуры. Большинство народов нашей страны на протяжении веков формировалось на территории современного российского государства и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности и культуры.
7. Все народы, проживающие в России, их культурное и языковое многообразие охраняются государством. В системе государственного образования используется 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения, 59 – в качестве предмета изучения (2010 год).
8. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической территории Российского государства сформировалась уникальная социокультурная цивилизационная общность, многонародная российская нация, представители которой считают Россию своей Родиной. Россия создавалась как единение народов, как государство, системообразующим ядром которого исторически выступает русский народ. Цивилизационная идентичность России и российской нации, как гражданской общности, основана на сохранении русской культурной доминанты, носителями которой являются все народы Российской Федерации, сформированной не только этническими русскими, но и вобравшей в себя культуру всех народов России.
9. Российская Федерация избрала федерализм и национально-культурную автономию как два пути организации государственного управления и политики интеграции и сохранения культурного многообразия и единого культурного пространства России. Федеративное устройство Российской Федерации обусловило распределение полномочий и прав по выработке и реализации государственной национальной политики на федеральном, региональном и местном уровнях, что придало новый импульс этнокультурному развитию народов России.
10. Многообразие национального и религиозного состава населения, многовековой опыт сохранения единого государства, межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, традиции учета потенциала и интересов всех проживающих на его территории народов, высокий уровень самосознания этнических общностей составляют интеграционный ресурс российской цивилизации, укрепления ее государственности и определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации.
11. Вместе с тем, сохраняются негативные факторы, обусловленные последствиями советской национальной политики, ослаблением государственности в 1990-е годы. На фоне радикальных общественных трансформаций по формированию свободного и открытого общества в постсоветской России, проявились кризис общероссийской гражданской идентичности, всплеск этнической мобилизации, этнотерриториальный сепаратизм и религиозно-политический экстремизм, возникла опасность распада страны.
12. К негативным факторам относятся современные территориальные споры и конфликты, связанные с неоднократными произвольными изменениями административных границ СССР, репрессиями и депортациями в отношении некоторых народов.
13. Высокий уровень социального и имущественного неравенства в обществе и региональной дифференциации, этнополитизация различных сфер жизнедеятельности являются факторами непосредственно усиливающими конфликтный потенциал межнациональных отношений, что создает угрозу дезинтеграции страны.
14. В условиях размывания и разрушения смыслов и ценностей культуры русского и других народов России, проникновения в культурно-информационную систему чуждых идей возникла опасность принижения роли традиций культуры как главной основы в воспитании высокой духовности и патриотизма личности.
15. Факторами, препятствующими проведению эффективной государственной национальной политики, являются коррупция, пороки правоохранительной системы, недоверие граждан к органам власти и управления, предвзятость некоторых их представителей к формам и способам самовыражения отдельных национальностей, неспособность обеспечить справедливость, защитить законные интересы людей.
16. В системе управления сферой государственной национальной политики не решены вопросы межведомственной и межуровневой координации, раннего предупреждения проявлений этнофобии, радикализма и экстремизма в регионах и муниципальных образованиях. Поддержание межнационального согласия, оперативное урегулирование потенциально конфликтных ситуаций, содействие диалогу, пропаганда взаимоуважительных отношений между представителями различных этнических общностей не стали приоритетными в работе органов и должностных лиц местного самоуправления.
17. Законодательство Российской Федерации в области межнациональных отношений не в полной мере соответствует потребностям общества по укреплению гражданского единства, снижению межнациональной напряженности, не содержит норм, способствующих межэтническому диалогу, обеспечению гражданского мира и межнационального согласия.
18. На рубеже XX-XXI веков сформировался комплекс этнополитических проблем, обусловленных новыми вызовами и рисками, которые имеют общемировой характер. Среди них унифицирующее влияние глобализации, международный терроризм, экстремизм под религиозными флагами, этнический сепаратизм, кризис политики мультикультурализма в европейских странах.
19. Деструктивное влияние на состояние межнациональных отношений в Российской Федерации оказывают современные миграционные процессы. Многие мигранты, прибывающие в страну, обладают не только низким уровнем образования и знания русского языка, но часто не предрасположены к принятию и соблюдению общероссийских социально-культурных ценностей и правил поведения, что порождает мигрантофобию. В свою очередь мигрантофобия приводит к обострению этнического экстремизма.
Миграционное законодательство Российской Федерации ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит достаточных мер, способствующих адаптации и интеграции трудовых мигрантов в социально-культурное пространство основного населения страны.
20. Эти и другие вызовы ставят новые задачи в сфере государственной национальной политики. Принятыми в 2000-е годы мерами по укреплению государственности, реализацией Концепции государственной национальной политики 1996 года удалось преодолеть дезинтеграционные процессы и создать необходимые предпосылки для формирования общероссийского гражданского единства на основе общей судьбы народов, восстановления исторической связи времен и гражданского примирения. Современная Россия совершенствует государственную политику в сфере межнациональных отношений, основным инструментом проведения которой является настоящая Стратегия.
III. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
21. Целями государственной национальной политики являются:
крепление гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
гармонизация межнациональных отношений;
cохранение этнокультурного многообразия народов России;
обеспечение адаптации и интеграции иммигрантов в российском обществе.
Учитывая, что межнациональные отношения находятся в фундаментальной взаимосвязи со всеми другими общественными отношениями, достижение этих целей обеспечивает создание необходимых условий для единения народов России, благополучия граждан Российской Федерации, развития российской государственности.
22. Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются:
равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации;
государственная целостность и национальная безопасность Российской Федерации;
равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
право каждого гражданина добровольно определять и указывать свою национальную принадлежность;
знание гражданами Российской Федерации русского языка как государственного языка Российской Федерации при одновременном признании права каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества;
запрещение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также действий, направленных на подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
гарантия и обеспечение прав коренных малочисленных народов в соответствии с законами Российской Федерации, принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении родного языка и культуры, в укреплении их связей с Российской Федерацией;
включенность институтов гражданского общества в выработку и реализацию задач государственной национальной политики.
23. Задачи государственной национальной политики в Российской Федерации 23.1. Задачи государственной национальной политики в политико-правовой сфере и сфере государственного строительства:
обеспечить равенство граждан перед законом и судом, независимо от их национальной принадлежности;
обеспечить открытость и публичность рассмотрения ситуаций, связанных с конфликтами в сфере межнациональных отношений, их непредвзятое и ответственное освещение в средствах массовой информации;
сформировать систему мониторинга состояния межнациональной напряженности и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений, позволяющую оперативно реагировать на конфликтные и предконфликтные ситуации в субъектах Российской Федерации;
обеспечить вовлечение институтов гражданского общества, в том числе общественных объединений граждан, национально-культурных автономий, общественных организаций в систему взаимных обязательств о совместном противодействии росту межнациональной напряженности, межэтническому насилию, экстремизму, разжиганию этнической и религиозной ненависти;
обеспечить учет задач государственной национальной политики в документах стратегического планирования (стратегии социально-экономического развития федеральных округов и субъектов Российской Федерации), включая вопросы формирования общероссийской гражданской идентичности, гармонизации межнациональных отношений, поддержки культурного многообразия, интеграции и адаптации внешних и внутренних мигрантов;
обеспечить учет задач государственной национальной политики Российской Федерации при формировании федерального и региональных бюджетов;
внести в действующее законодательство изменения, предусматривающие правовые гарантии политики согражданства и интеграционной политики, в том числе: наделить национально-культурные автономии и национальные общественные организации правом осуществления деятельности по межэтническому сотрудничеству, гармонизации межнациональных отношений, интеграции и адаптации мигрантов;
признать деятельность некоммерческих организаций в области этнологического мониторинга и предотвращения конфликтов, межэтнического сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, культуры, языка и традиций народов Российской Федерации направлением социально ориентированной деятельности;
наделить органы государственной власти разных уровней полномочиями по вопросам реализации государственной национальной политики, включая участие в создании условий для формирования общероссийской гражданской идентичности;
принять федеральный закон о недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников;
принять государственную и федеральную целевую программы, направленные на укрепление единства российской нации, гражданского мира, межнационального согласия и этнокультурное развитие русского и других народов России;
принять региональные концептуальные документы, нормативные правовые акты, программы, направленные на этнокультурное развитие русского и других народов, укрепление единства российской нации, гармонизацию межнациональных отношений, интеграцию и адаптацию внешних и внутренних мигрантов;
обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, работающих в сфере межнациональных отношений, профилактики экстремизма в учебных заведениях, уполномоченных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации;
обеспечить замещение должностей государственной и муниципальной службы на основе соблюдения принципа равного доступа граждан к замещению должностей, недопущения дискриминации по национальному признаку и формирования регионального кадрового резерва;
обеспечить заключение и реализацию соглашений между органами государственной власти и институтами гражданского общества в сфере межнациональных отношений.
23.2. Задачи государственной национальной политики в сфере федеративных отношений
добиваться сбалансированного, комплексного и системного развития субъектов Российской Федерации, способствующего сокращению уровня дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Федерации как условия обеспечения гражданского мира и межнационального согласия;
продолжить практику формирования крупных территориально-промышленных районов в Российской Федерации, апробируя в них новые формы территориального управления, и оптимизации административно-территориального устройства России;
учитывать в субъектах Российской Федерации, образовавшихся в результате объединения, этнокультурный фактор, включая традиционные формы самоуправления народов Российской Федерации, и принятие программ поддержки культур и родных языков проживающих на территориях народов;
придать приоритетный характер вопросам поддержания межнационального согласия, профилактики конфликтных ситуаций, содействия диалогу между представителями различных этнических общностей в работе органов и должностных лиц местного самоуправления;
установить меры ответственности и стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации за динамику состояния межнациональных отношений и общественно-политическое развитие соответствующих территорий.
23.3. Задачи государственной национальной политики с сфере государственной и общественной безопасности
Учитывая, что этнический сепаратизм, этнополитический и религиозно-политический экстремизм и национализм представляют реальную угрозу государственной и общественной безопасности страны и взяты на вооружение международными террористическими организациями и отдельными специальными службами за рубежом, помимо специальных мер обеспечения национальной безопасности необходимы:
а) профилактика этнополитического и религиозно-политического экстремизма, которая предполагает:
формирование в обществе неприятия идей экстремизма, как антагонистических по отношению к идеям развития страны, повышения качества жизни, социально-экономической и общественно-политической стабильности;
укрепление правовых основ и экспертного обеспечения раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними проявлений экстремизма и терроризма;
вовлеченность этнокультурных и религиозных организаций и их лидеров в деятельность по противодействию экстремизму;
организацию с участием институтов и представителей гражданского общества и интернет-провайдеров противодействия пропаганде экстремистских идей в социальных сетях;
запрещение деятельности, направленной на подрыв национальной безопасности государства, прав и свобод граждан, возбуждение этнонациональной и расовой ненависти и вражды;
законодательное закрепление ответственности руководителей всех уровней за действие и бездействия, провоцирующие межнациональную рознь и конфликты;
реализацию мер нормативно-правового и информационного характера по противодействию политизации этнического фактора в избирательном процессе и в партийных программах.
б) прогнозирование, предупреждение и урегулирование межнациональных конфликтов и предконфликтных ситуаций, которые предполагают:
совершенствование системы управления и координации действий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая создание уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
учет этнических и религиозных аспектов в Вооруженных Силах, правоохранительных органах и системе исполнения наказаний;
азработку общественно-государственной системы мониторинга состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций с использованием данных мониторинговой деятельности, осуществляемой научными, общественными, этнокультурными, правозащитными и религиозными организациями, правоохранительным органами, средств массовой информации и в социальных сетях, и предусматривающую оперативное реагирования на конфликтные и предконфликтные ситуации в субъектах Российской Федерации;
обеспечение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мониторинга состояния межнациональных отношений, включая подготовку информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере реализации государственной национальной политики и взаимодействия с этнокультурными и религиозными объединениями в субъекте Российской Федерации;
формирование органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мониторинговых центров, обеспечивающих мониторинг и анализ публикаций в средствах массовой информации, социальных сетях, в т.ч. на языках народов Российской Федерации, с целью раннего предупреждения конфликтных ситуация в межнациональной сфере;
включение результатов мониторинга и индикаторов состояния межнациональных отношений, в том числе индикаторов по результатам социологических и этнологических исследований, в материалы, направляемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере государственной национальной политики;
федеральному органу исполнительной власти в сфере государственной национальной политики ежегодно по итогам анализа и мониторинга межнациональных отношений в субъектах Российской Федерации направлять доклад в Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, в Правительство Российской Федерации и публиковать результаты мониторинга на официальном сайте министерства.
23.4. Задачи государственной национальной политики в социально-экономической сфере
Обеспечить благоприятные социально-экономические условия для проведения эффективной государственной национальной политики путем:
формирования экономической среды, механизмов социального развития, основанных на сочетании предпринимательской свободы и социальной справедливости, экономической и социальной инициативы и обеспечения безопасности и правопорядка; снижения социального и имущественного неравенства граждан за счет сбалансированного развития регионов и размещения производительных сил, формирования гибкой системы расселения населения, учитывающей многообразие региональных и национальных укладов жизни;
повышения уровня доступности и качества социальных услуг в сфере здравоохранения и образования;
расширения возможностей доступа к отечественным и мировым культурным ценностям, материальному и нематериальному историческому наследию народов России.
23.5. Задачи государственной национальной политики в сфере культуры
Обеспечить сохранение и приумножение культурных и духовных ценностей многонационального народа Российской Федерации за счет:
сохранения самобытных культур, исторического наследия и традиций взаимодействия народов России, возрождения традиции переводов классиков отечественной литературы на языки народов России, формирования в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;
принятия системы мер по поддержке языков народов Российской Федерации, обусловленную реальными языковыми потребностями и условиями их функционирования;
совершенствования системы подготовки национальных кадров в сфере культуры, а также использования многонационального культурного потенциала России для повышения ее престижа на международной арене;
расширения государственной поддержки научных исследований, научно-популярных публикаций, создания произведений литературы, искусства, кино и телевидения, интернет-продукции, предусматривающих освещение значимых исторических событий, пропаганду общих достижений народов России, а также общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание граждан Российской Федерации;
формирования культуры межнационального общения в соответствии с нормами и традициями российского народа;
развития межнациональных и межрегиональных культурных связей, этнического культурно-познавательного туризма, организации посещения молодежью городов-героев и городов воинской славы Российской Федерации, участия молодежи в региональных, межрегиональных и общероссийских мероприятиях, проводимых в регионах страны;
принятия федеральной программы развития межрегиональных культурных связей и региональных программ развития межэтнических культурных связей, предусматривающих обеспечение доступности традиционных и современных культурных произведений народов России и бывшего СССР, их трансляцию по каналам государственного и общественного телевидения и ФМ-радио, созданного на принципах частно-государственного партнерства с участием этнокультурных (этнонациональных) объединений, развитие оздоровительных и рекреационных зон, этнокультурных и природных туристических маршрутов, организацию выставок произведений искусства, гастролей творческих коллективов, экскурсий, организацию обмена теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами, печатной продукцией на национальных (родных) языках между субъектами Российской Федерации.
23.6. Задачи государственной национальной политики в сфере образования
Обеспечить формирование общегражданского мировоззрения человека, необходимого для утверждения общероссийской гражданской идентичности, сохранения его национальной самобытности, воспитания культуры межнационального общения и патриотизма на основе:
повышения роли гуманитарных дисциплин в изучении исторического опыта культурного взаимодействия народов России, роли русской культуры и русской нации в развитии культуры народов России, а также в воспитании культуры межнационального общения, обогащения знаниями о народах России, знаковых событиях, раскрывающих истоки общероссийского единства и солидарности;
поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
проводить на регулярной основе экспертизу федеральной и региональной учебной литературы с целью ее соответствия требованиям воспитания учащихся в духе дружбы народов и взаимоуважения;
содействовать реализации прав общественных объединений граждан, национально-культурных автономий на создание негосударственных (частных) образовательных и научных учреждений;
содействовать соотечественникам, их детям, проживающим в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций в получении образования на территории Российской Федерации.
23.7. Задачи государственной национальной политики в области миграции:
С учетом межотраслевого характера задач по адаптации и интеграции мигрантов необходимо выработать подходы к интеграционной политике, сочетающей интересы государства с точки зрения обеспечения национальной безопасности, достижения социально-экономических задач в рамках демографической и миграционной политики, а также учета интересов граждан и этнокультурных традиций народов Российской Федерации, и создать условия и стимулы для адаптации и интеграции мигрантов, формирования конструктивного взаимодействия между мигрантами и коренным населением на основе:
принятия новой бессрочной государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, расширяющей возможности для переселения (трудоустройство по найму и по самозанятости, компактное расселение с целью ведения агропромышленного бизнеса, получение образования, повышение квалификации и др.) и увеличивающей численность соотечественников-переселенцев до 50 тысяч ежегодно;
интеграции в российское общество иностранных граждан и лиц без гражданства, добровольно и на законных основаниях, переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства; противодействия незаконной миграции путем совершенствования правовой базы, мер ответственности работодателей, иностранных граждан за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации, межведомственного взаимодействия и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с общественными объединениями, содействующими адаптации и интеграции мигрантов, усиления информационной и разъяснительной работы с гражданами и работодателями;
создания культурно-адаптационных центров в странах происхождения мигрантов;
учета интересов коренного населения при территориальном распределении трудовых мигрантов, исходящих из потребностей регионов в трудовых ресурсах, многообразия региональных и национальных укладов жизни, путем совершенствования миграционного учета, противодействия неформальной занятости, легализации трудовых отношений мигрантов с работодателями;
противодействия социальной исключенности мигрантов, формированию замкнутых этнических групп;
содействия формированию у мигрантов и коренного населения навыков межкультурного общения, противодействия этнофобии, национальной и расовой нетерпимости;
укрепления роли национальных сообществ в адаптации мигрантов на основе социальной, правовой и информационной поддержки, шефства и использования инфраструктуры их культурных и учебных центров для обучения земляков традициям и обычаям того региона, куда они приезжают жить и работать;
создания в регионах страны сети государственных адаптационных курсов для трудовых мигрантов и их детей по изучению языка, истории и культуры народов Российской Федерации.
23.8. Задачи государственной национальной политики в информационной сфере
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках взаимодействия с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере государственной национальной политики, обеспечивают информационные меры по укреплению общероссийской гражданской идентичности, гражданского и межнационального согласия в обществе путем:
формирования системы стимулов для государственных и негосударственных теле- и радиокомпаний, печатных средств массовой информации, журналистов, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики, включая оказание поддержки проектам, направленным на пропаганду гражданского единства, культурного многообразия и межнационального согласия;
мониторинга печатных и электронных СМИ с целью недопущения со стороны государственных, муниципальных, а также негосударственных СМИ, публикаций, направленных на разжигание национальной и религиозной вражды;
реализации региональных и местных информационных кампаний, распространения наружной рекламной и промышленной продукции;
изготовления и размещения в телевизионном и радио- эфире роликов социальной рекламы и иной видеопродукции, пропагандирующих идеи гражданского единства, российского культурного многообразия, гармоничных межнациональных и межконфессиональных отношений;
поддержки создания тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов; организации и проведения конкурсов средств массовой информации на лучшую публикацию по вопросам межнационального и межкультурного взаимодействия;
выступлений в средствах массовой информации глав субъектов Российской Федерации, руководителей органов местного самоуправления, представителей институтов гражданского общества, включая лидеров религиозных организаций.
Органы государственной власти с участием институтов гражданского общества, профессиональных журналистских сообществ:
осуществляют мониторинг печатных и электронных средств массовой информации с целью недопущения публикаций, направленных на разжигание национальной и религиозной вражды;
организуют проведение регулярных обучающих семинаров для журналистов по вопросам гражданского единства и интеграции, межнациональных и межрелигиозных отношений, этнокультурного развития народов Российской Федерации. В информационной политике органы государственной власти должны ориентироваться на установленные действующим законодательством и настоящей Стратегией понятия в сфере государственной национальной политики. Государственная информационная политика должна содержать меры по повышению квалификации журналистов, работающих в области освещения межнациональных отношений, а также направлена на продвижение позитивного образа России как федеративного государства, обеспечивающего права меньшинств и поддерживающего культурное и языковое разнообразие.
23.9. Задачи государственной национальной политики в сфере взаимодействия с институтами гражданского общества
Данное направление обеспечивается, прежде всего:
повышением роли и ответственности, имеющихся и создаваемых общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, участвующих в реализации государственной национальной политики;
повышением роли Общественной палаты Российской Федерации и региональных общественных палат в подготовке и принятия управленческих решений в сфере государственной национальной политики;
расширением практики создания полиэтнических организаций;
законодательным урегулированием и внедрением общественного контроля за деятельностью органов государственной власти разных уровней в вопросах обеспечения гражданского единства, сохранения культурного многообразия, гармонизации межнациональных отношений, борьбы с ксенофобией, расизмом и нетерпимостью;
расширением государственной поддержки общественных инициатив при обеспечении прозрачности финансовых источников и отчетности по проектной деятельности институтов гражданского общества;
развитием инфраструктуры общественных организаций и казачества, государственных и муниципальных учреждений, включая дома дружбы, центры национальной культуры и др.
23.10. Задачи государственной национальной политики в сфере международного сотрудничества:
содействовать гуманитарными средствами объективному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с высокими стандартами обеспечения этнокультурных прав граждан и многовековыми традициями гармонизации межнациональных отношений;
обеспечить поддержку и популяризацию за рубежом русского языка и культуры народов России, вносящих уникальный вклад в культурно-цивилизационное многообразие современного мира, партнерство цивилизаций, способствовать изучению и распространению русского языка как неотъемлемой части мировой культуры и языка межнационального общения;
содействовать защите прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом на основе международного права и действующих двусторонних соглашений, рассматривая многомиллионную российскую диаспору (русский мир) в качестве партнера, в том числе, в деле расширения и укрепления пространства русского языка и культуры;
содействовать консолидации организаций соотечественников в целях более эффективного обеспечения ими своих прав в странах проживания, сохранению связей с исторической Родиной;
обеспечить реализацию мер, направленных на противодействие проявлениям неофашизма, любых форм расовой дискриминации, агрессивного национализма, ксенофобии, попыткам фальсификации истории в целях нагнетания конфронтации и реваншизма в мировой политике, подвергнуть ревизии характер и итоги Второй мировой войны и подвиг советского народа в Великой Отечественной войне;
развивать, в том числе, используя ресурсы, потенциал и инициативы институтов гражданского общества в сфере общественной дипломатии, международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства налаживания межцивилизационного диалога, достижения согласия и обеспечения взаимопонимания между народами;
наращивать взаимодействие с международными и неправительственными организациями в целях укрепления универсальных стандартов в деле защиты прав и свобод человека и с целью недопущения дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности;
обеспечить участие в международном сотрудничестве по регулированию процессов миграции, обеспечению прав трудовых мигрантов;
содействовать диалогу и партнерству между культурами, религиями и цивилизациями, последовательному проведению этой линии в рамках ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Совета Европы и других международных и региональных организаций, поддержанию соответствующих инициатив гражданского общества во взаимодействии с Русской православной церковью и другими традиционными конфессиями страны.
IV. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
24. Проведение единой государственной национальной политики в Российской Федерации обеспечивается непрерывной и согласованной деятельностью федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества путем комплексного использования политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, разработанных во исполнение настоящей Стратегии.
25. Стратегия государственной национальной политики входит в систему документов стратегического планирования, которая формируется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
26. Разработка и исполнение комплекса мер, направленных на реализацию настоящей Стратегии, проводятся Правительством Российской Федерации во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
27. На основе обсуждения практики реализации государственной национальной политики Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениям, научными и другими организациями Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям готовит предложения Президенту Российской Федерации по определению приоритетных направлений государственной национальной политики.
28. По решению Президента Российской Федерации вопросы государственной национальной политики могут выноситься на рассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации. Комплексные проблемы обеспечения государственной национальной политики могут рассматриваться на заседаниях Государственного совета Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации с участием совещательных и консультативных органов, созданных для обеспечения конституционных полномочий Президента Российской Федерации.
29. Нормативное правовое обеспечение реализации настоящей Стратегии осуществляется на основании Конституции Российской Федерации с учетом норм международного права, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
30. Информационная и аналитическая поддержка реализации настоящей Стратегии осуществляется при координирующей роли Администрации Президента Российской Федерации на основе мониторинга межнациональных отношений в субъектах Российской Федерации и за счет привлечения информационных ресурсов заинтересованных органов государственной власти и государственных научных учреждений, при необходимости, с использованием системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия.
31. Контроль за ходом реализации настоящей Стратегии осуществляется на основе ежегодного доклада Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии и тенденциях развития общественных отношений в сфере государственной национальной политики. А также регулярных докладов о состоянии и тенденциях развития отдельных народов России и о состоянии и тенденциях развития межнациональных отношений в регионах Российской Федерации.
32. Корректировка настоящей Стратегии осуществляется при координирующей роли Администрации Президента Российской Федерации по результатам анализа реализации настоящей Стратегии и мониторинга межнациональных отношений в субъектах Российской Федерации, с учетом изменений, оказывающих существенное влияние на их состояние.
V. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОСТОЯНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
33. В целях оценки состояния межнациональных отношений, этнополитической напряженности в регионах и эффективности деятельности органов власти в субъектах Российской Федерации по реализации государственной национальной политики применяются следующие основные характеристики (индикаторы):
динамика и соотношение российской гражданской и национальной (этнической) идентичности у населения в субъекте Российской Федерации (по данным социологических опросов);
изменения в этническом составе населения в субъекте Российской Федерации, включая наличие национальных меньшинств с потребностями сохранения и развития национальных культур (по данным переписи населения и социологических опросов);
доля граждан Российской Федерации в субъекте Российской Федерации, испытывающих неприязнь по отношению к представителям других народов, включая мигрантов (по данным социологических опросов и этномониторинга);
уровень открытости людей к контактам с лицами иной национальности в трудовой сфере и в сферах неформального общения (по данным социологических опросов и этномониторинга);
отток/приток русского и других народов на фоне миграционной привлекательности или, напротив, непривлекательности региона как характеристики состояния межнациональных отношений в регионе (по данным переписей населения и текущей статистики);
уровень межнациональной напряженности (по данным этномониторинга и данным социологических опросов);
количество преступлений, в которых хотя бы с одной из сторон проявилась этническая мотивация, их доля в общем числе преступлений, направленных на нанесение ущерба жизни, свободе, здоровью и имуществу граждан (по данным правоохранительных органов и общественного мониторинга);
наличие либо отсутствие структурного подразделения по реализации государственной национальной политики, уровень компетентности его кадрового состава, состояние инфраструктуры данной сферы;
наличие и уровень реализации концептуальных и стратегических документов;
качество и уровень реализации программ, направленных на укрепление единства российской нации, этнокультурное развитие народов России, профилактику этнического и религиозно-политического экстремизма, защиту коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, адаптацию и интеграцию внешних и внутренних мигрантов;
повышение квалификации представителей подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, ответственных за реализацию государственной национальной политики и взаимодействие с институтами гражданского общества;
уровень доверия к органам и должностным лицам государственной власти субъектов российской Федерации и местного самоуправления, ответственных за реализацию государственной национальной политики (по данным опросов);
качество докладов по итогам анализа и мониторинга межнациональных отношений в субъектах Российской Федерации.
34. При оценке состояния межнациональных отношений, этнополитической напряженности в субъектах Российской Федерации могут применяться индикаторы, установленные другими стратегическими документами, утвержденными Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, затрагивающими и характеризующими состояние сферы государственной национальной политики.
VI. ЭТАПЫ и ожидаемые результаты РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
35. Реализация Стратегии на период до 2025 года осуществляется в три этапа.
1 этап – 2013-2015 годы;
2 этап – 2016-2018 годы;
3 этап – 2019-2025 годы.
36. Этапы реализации Стратегии должны быть синхронизированы с процессом формирования трехлетнего бюджета и этапами реализации концептуальных документов и ключевых стратегий, утвержденных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, а также отраслевых и территориальных (федеральные округа) стратегий развития. Каждый этап сопровождается принятием Плана реализации указанного этапа на трехлетний период.
***
Реализация Стратегии государственной национальной политики призвана стать мобилизующим фактором по гармонизации межнациональных отношений в стране, обеспечению политической стабильности в обществе, укреплению государственной безопасности и правопорядка, а также росту международного престижа Российской Федерации.
blad - что это даст? Термин народ вообще из области эклистики, скажите еще народные массы, тогда вообще пипец... Надо Стратегию разрабатывать не на основе национализма и этнической разности народов и территориальной ограниченности России, а на базе сверхнациональной идеи - ГОСУДАРСТВЕННОСТИ или если хотите ИМПЕРСКИХ амбиций! Пусть я маленький и бедный, но являюсь частью Империи с ее могуществом и величием и её ореол славы вдохновляет меня. Согласитесь быть частицей слабой и невеликой страны - стыдновато, поэтому у благополучных скандинавов крышу сносит и они считая себя потомками великих Викингов - растреливают своих сограждан, большой процент суицидов в сытой и благополучной Европе. Греки готовы вновь идти на барикады протестуя на требования Евросоюза не за то что, их просят снизить расходы, а за то как это произносится и требуют контребуцию с Германии и Франции и Италии вместе взятых, мотивируя тем что Греция это колыбель европейской цивилизации. Испанцы и Португальцы тоже бузят. Турция на рубеже 21 века хочет вернуться к Османской империи. Мультинациональная капиталистическая теория империализма - Космополитизм, потерпела крах. И в этой ситуации у России есть шанс развить свою национальную идею. Идею - Великой РОССИИ!!!
Деструктивное влияние на состояние межэтнических отношений в Якутии это разобщенность якутской нации как таковой, на примере деления его по улусно-аласному признаку. Куда не пойди все делятся на нюрбинцев, чурапчинцев, заречные, северные, вилюйская группа, хангаласские, мюрюнцы, хаптагайцы, батагайцы, эвены, эвенки, долганы, старорусские и плюс к этому русскоязычные - сахаязычные, мигранты из ближнего и дальнего зарубежья со своими диаспорами. Надо все это отменить и говорить что мы якутский народ, так же как русский народ.
Проект Стратегии государственной национальной политики РФ несколько нелогичен в терминах. Согласно концепции Стратегии Россия полиэтническое государство образованное общностью граждан разной этнической принадлежностью и многонациональными народами. Русской нации в определениях, как таковой нет, а есть системообразующее ядро - русский народ. Однако в определении указано что, Россия выбрала федерализм и национально- культурную автономию, т.е. нации проживающие на территории РФ автономны и могут создавать террториальные образования на этнической или национальной основе что собственно и есть ( Республика Чечня, Мордовия, Бурятия, Якутия, Татарстан, Башкоростан и т.д., а русские это народ и у них нет этноса и нации,т.е. русские не имеют нацию и уних нет автономной территории (геогрфически, этнически). Как говорил один мудрец -"Народ который не хочет НИЧЕГО - это значит он хочет ВСЁ!" Пойдем дальше в пункте 23.1. в Задачах государства написано: - обеспечить равенство граждан перед законом независимо от национальной принадлежности..., т.е. государство де факто признает что, в России нет национального равенства перед законом на Государственном уровне. Приплыли со своими теориями - Правового государства! И это только поверхноснтый взгляд на проект Стратегии.