Наше время «То, что происходит в «Якутскэнерго» - это катастрофа! Это полный абзац!» - считает Франц Гробман, бывший советник генерального директора компании в Москве, пару недель назад неожиданно для многих увлекшийся эпистолярным жанром в сети Интернет. На этой неделе он обнародовал второе по счету письмо, разоблачающее «их нравы». Многие усматривают в этой эмоциональной писанине 67-летнего отставленного «генерала» банальную месть человека, потерявшего серьезный, даже по московским меркам, доход. Другие, как, например, действующее руководство «Якутскэнерго», видят в этой фронде политическую подоплеку и даже знают, «откуда ветер дует». Третьи считают, что друзья-покровители писателя – депутаты-«справороссы» Федот Тумусов и Константин Ильковский что-то замышляют, и, мол, пытаются руками Гробмана «жар загребать» или «прощупывать почву». Четвертые уверены, что скандал вокруг энергетического монополиста и его руководства вызван предстоящими планами по реорганизации «ЯЭ» и дроблению на мелкие компании. Пятые поддерживают праведный гнев аксакала отрасли и считают, что «ЯЭ» при Тарасове действительно «одной ногой в могиле».
Каждая из этих версий имеет определенную почву под собой. Мы попытались разобраться, почему и для чего коренной энергетик Гробман так изощренно напрягает «Якутскэнерго». Не получая, к слову, адекватной сдачи от объекта своих нападок.
Свои письма о нелегкой судьбе «ЯЭ» Франц Гробман эксклюзивно публикует на сайте «В Якутии.ру», и заочно полемизирует с тамошними комментаторами. После некоторых колебаний он все-таки согласился прокомментировать и уточнить некоторые свои позиции в телефонном интервью «НВ».
***
Гробман: «Статью мне никто не диктовал!»
«НВ»: Франц Хомич, отчего вы, прожив спокойно многие годы в Москве, вдруг озаботились «катастрофическим состоянием» энергетики Якутии? Неужели раньше при Ильковском, или Кальченко все так гладко было?
- Мне вот тут говорят некоторые комментаторы, умный какой стал, когда ушел. Я не собирался никакой сор из избы выносить. Я написал первое письмо о ситуации в «Якутсэнерго» в РАО «ЭС Востока» в январе этого года, второе письмо - в марте, в августе – третье, и никакой реакции. И если бы не было бы результатов этой проверки «Ростехнадзора» с 187% роста аварийности и более чем 2300 предписаниями об устранении нарушений, я бы варился и дальше в своем соку. У меня волосы дыбом встали, когда ознакомился - нарушения есть, грубые, за которые раньше и посадить могли, а энергетики говорят, все не так. Это катастрофа, полный абзац! А они говорят, что комиссия неправа, критерии изменились, и они знают, «откуда ветер дует». Это ведь не фундамент развалился, извините, в туалете, а энергетический объект! Если это правда, то я от своих слов не отказываюсь, но если прокуратура и суд вдруг опровергнут результаты проверки, то я извинюсь. То, что констатирует «Ростехнадзор» - это пожар в борделе во время наводнения. Во времена Ильковского такого в технологичесих процессах и в экономике не было.
«НВ»: Вы ведь раньше числились общественным помощником Федота Тумусова. Лестно отзываетесь о нем, а также о другом оппозиционере Константине Ильковском, бывшем гендиректоре «Якутскэнерго», вашем бывшем начальнике. Оба они – члены партии «Справедливая Россия». Действующий глава компании Олег Тарасов - «единоросс». Может, таким образом вы просто «топите» - по заказу своих единомышленников - политического оппонента и пытаетесь дискредитировать партию власти?
- Не ищите никакого политического мотива, его нет! Я не являюсь помощником депутата Тумусова или Ильковского, вы можете проверить это сами, сделав запрос в Госдуму. И статья моя – не заказная, я ведь сам под ней подписался. Вы там все записываете? А то будете меня потом травить там…
«НВ»: Кому вообще предназначена ваша статья и на что она должна повлиять, если в ней, как вы говорите, нет политического подтекста?
- Надеюсь, что Борисов Егор Афанасьевич - мы с ним сидели бок о бок в правительстве пять лет - руководство республики совместно с РАО ЭСВ примут единственное правильное решение. Понятно, что у республики нет большого пакета акций, но ее совещательно-доброжелательный голос в этом вопросе должен быть услышан.
«НВ»: Но ведь Тарасову совсем недавно продлили контракт, значит доверяют…
- Действительно, контракт продлили 15 сентября на три года. А я писал обо всем этом раньше – в январе, марте и августе, но без результата. А статью дал в СМИ сейчас, когда поезд ушел. Это факт свершившийся, и повлиять статья на кадровый вопрос не могла. Причины появления статьи в том, что мне не ответили три раза, а также итоги проверки «Ростехнадзора». Тарасов – слабый специалист, и специалистов вокруг себя не ценит.
«НВ»: А вы сами – акционер компании?
- Да я сам, и моя жена. Кстати акционеров среди работников компании осталось очень мало, все посбрасывали акции.
«НВ»: Тогда, может быть, ваше беспокойство - экономической природы, и связано с возможными планами по раздроблению компании – принципиальное решение по данным «НВ», было недавно принято?
- Точнее будет сказать «не связана с этими планами», а направлена против этого. Они разорвут эту компанию! Я прямо об этом не говорю, но это подразумевается. На мой взгляд, разделять ЯЭ на мелкие компании нельзя. Я бы мог очень долго дискутировать по этому вопросу, в двух словах - это бредовая идея, компанию нужно укреплять, а не дробить. Конечно, предприятие сегодня работает, что-то делается, строятся и ремонтируются некоторые подстанции, ЛЭП, но это все – мелочь! Нет ни одного серьезного объекта с крупными инвестициями.
***
«ЯЭ»: «Мы знаем откуда ветер дует»
На прошлой неделе, когда Гробман написал первое письмо, ситуацию для сайта NVpress.ru прокомментировала Ирина Сысолятина, заместитель генерального директора ОАО АК «Якутскэнерго» по корпоративному управлению и персоналу.
Руководство компании убеждено, что резкий рост выявленных нарушений по итогам проверки «Ростехнадзора» объясняется ужесточением требований к проверяемым объектам. А большинство нарушений носит однотипный характер и, в основном, связаны с состоянием ЛЭП. Ни о каком кризисе речи не идет, подчеркнула Сысолятина. Изменилось и категорийное понятие «аварии», теперь под эту графу попадают даже кратковременные отключения на 9 секунд, даже если после этого автоматика снова включила подачу энергии, объяснила Ирина Сысолятина. Ситуация вокруг опор двух турбин ЯГРЭС и котельной в 106 квартале, упомянутых в предписаниях «Ростехнадзора» также по мнению «Якутскэнерго» не критическая, и компания будет отстаивать свою позицию в арбитраже.
Сысолятина поделилась основными показателями инвестиционной программы компании и озвучила некоторые крупные объекты. Также заместитель руководителя компании считает обоснованными сокращения кадров в высшем руководстве «ЯЭ»: из 15 заместителей и советников при Ильковском при Тарасове осталось всего семь. Других сокращений штатов по словам Сысолятиной не планируется. Говоря о причинах появления письма Гробмана, руководитель подчеркнула что «им предельно понятно, откуда ветер дует», а компанию «поливают грязью в чьих-то политических интересах».
***
Ильковский: «Я к письмам не причастен»
Бывший генеральный директор «ЯЭ», ныне депутат Государственной Думы РФ Константин Ильковский отрицает свою причастность к письмам Гробмана и политическую подоплеку критики своего бывшего коллеги:
- Письма очень эмоциональные, но для меня некорректно комментировать их содержание. Каждый руководитель управляет коллективом по-своему, как считает правильным, подбирает кадры, вырабатывает свою стратегию, требования и т.д.
Ильковский убежден, что энергетики успешно пройдут отопительный сезон, а вот в следующую зиму может быть сложнее. Мы поговорили с Константином Ильковским по телефону как раз во время перерыва в крупном федеральном совещании по подготовке к зимнему отопительному сезону. Ильковский сообщил «НВ», что Центральный энергетический район Якутии уже в следующем сезоне может войти в «список РВР» (регион высоких рисков):
- Мы опоздали с началом строительства ГРЭС-2 года на три. Поэтому проблемы могут возникнуть, но верю, что благодаря профессионализму коллектива – тьфу-тьфу-тьфу, постучу по дереву – аварий удастся избежать.
***
В декабре этого года «Якутскэнерго» отметит 50-летний юбилей. Как заведено в крупных компаниях, по случаю будет выпущена памятная книга, описывающая «выдающийся вклад в развитие отрасли» и Франца Гробмана, и Константина Ильковского, и Олега Тарасова.
Интересно, каково им будет на соседних страницах, не тошно?