Main » 2012»Сэтинньи»1 » якутским властям придется на практике реализовать ими же придуманную затратную и ненадежную временную схему воздушного сообщения Тикси с окр
якутским властям придется на практике реализовать ими же придуманную затратную и ненадежную временную схему воздушного сообщения Тикси с окр
09:13
Ситуация вокруг Тикси – хорошо темперированный бардак
31 октября, 20:39
ИА SakhaLife В последнее время вокруг ситуации в Тикси и судьбы одноименного аэропорта витает множество якобы достоверных новостей, глубокомысленных предположений и просто домыслов. То утверждалось, что взлетно-посадочная полоса аэродрома Тикси непригодна для тяжелых военных самолетов, но вполне годится для взлета-посадки малых гражданских судов. Однако военные, по понятным только им причинам, не желают пускать на «взлетку» гражданскую авиацию до конца ремонтных работ. То говорилось, что злополучная взлетно-посадочная полоса тиксинского аэродрома будет передана не то ФКП «Аэропорты Севера», не то ФГУП «Аэропорт Тикси», не то и вовсе на уровень региона – самой Якутии. Но вот опубликованная на сайте правительства РФ стенограмма состоявшегося 29 октября совещания Дмитрия МЕДВЕДЕВА с его вице-премьерами, по сути, поставила жирную точку во всех спорах вокруг аэропорта Тикси и его дальнейшей судьбы. После констатации факта: «при принятии решения не был обеспечен достаточный уровень взаимодействия между правительством Республики Саха (Якутия), Министерством обороны и Министерством транспорта», Аркадий ДВОРКОВИЧ полностью согласился с предложенной якутскими властями временной схемой воздушного сообщения Тикси со всем остальным миром.
Напомним, вице-премьер российского правительства дословно сказал: «На аэродроме Тикси организована вертолётная площадка, организована доставка пассажиров и грузов в населённые пункты Усть-Куйга и Депутатский, которые имеют прямое сообщение с Якутском, и именно так сейчас производятся перелёты. Это позволяет обеспечивать доставку как людей, так и всех необходимых продуктов питания и медикаментов – всего, что нужно для обеспечения города Тикси. При этом большая часть грузов доставлена, естественно, в период северного завоза ранее, но есть и текущие поставки, которые обеспечиваются в настоящее время».
Отметим, исключительно затратная и ненадежная по метеорологическим условиям Арктики временная схема перевозки пассажиров из Якутска в Тикси с пересадкой на вертолеты в Усть-Куйге была принята якутскими властями именно что от безысходности. Просто потому, что все предложения федеральных органов власти, которым, собственно, принадлежат и аэропорт Тикси, и та самая взлетно-посадочная полоса, оказались нежизнеспособными.
Так, безвозмездно переданное распоряжением Росимущества от 26.09.2006 года № 3489-р из собственности Республики Саха (Якутия) в федеральную собственность ФГУП «Аэропорт Тикси», как выясняется, по сей день не отнесено к ведению отраслевых органов федеральной исполнительной власти. В связи с чем полномочия собственника осуществляет само Росимущество, которое, опять же по неизвестным причинам, до сих пор не озаботилось передачей ФГУП «Аэропорт Тикси» в ведение Росавиации.
А посему тиксинское предприятие не имеет возможности получения дополнительных средств из бюджета Российской Федерации, а значит, не может взять на себя функции хозяина взлетно-посадочной полосы и аэродромного хозяйства. Еще интереснее причины невозможности передачи имущества тиксинского аэропорта в ведение федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера». Такая процедура станет возможной лишь после оформления минобороны России технической и правоустанавливающей документации на передаваемые объекты аэродрома, оформления земельных участков и выделения дополнительных средств на содержание всего аэропортового комплекса.
И все бы хорошо, но как выяснилось, беда в том, что у минобороны правоустанавливающие документы на передаваемые объекты аэродрома Тикси по состоянию на октябрь этого года были готовы лишь на 50%. И когда будет завершена эта работа – ведомо лишь самим военным чиновникам.
Соответственно, говорить о реальной возможности передачи аэродромного хозяйства Тикси будь то Росавиации, «Аэропортам Севера» или Якутии – просто не приходится. Это же означает, что военным придется самим отвечать за достаточно жесткие сроки и качество ремонтных работ, которые определил Аркадий Дворкович:
«…к концу I квартала будет завершён период проектирования, вся проектная документация будет готова. Первый период реконструкции пройдёт в 2013 году. Это позволит реконструировать аварийные участки взлётно-посадочной полосы и сделает возможными полёты самолётов местных воздушных линий Ан-24 и Ан-140 на уменьшенной полосе, которая, тем не менее, достаточна для этих самолётов. И таким образом уже в 2014 году эти самолёты смогут осуществлять доставку пассажиров и грузов. В 2014 году реконструкция аэродрома будет завершена полностью, и в 2015 году аэродром будет работать в полноценном режиме».
А тем временем якутским властям придется на практике реализовать ими же придуманную затратную и ненадежную временную схему воздушного сообщения Тикси с окружающим миром.
Ведь только в 2012 году, с учетом необходимости организации работы теплого перевалочного склада и дороговизны вертолетного сообщения, дополнительные затраты на авиаперевозки по маршруту Якутск - Тикси превысят 112 млн. рублей. В следующем 2013 году эта цифра зашкалит за 350 млн. рублей.
При этом якутским властям придется в оперативном порядке решать множество вроде бы мелких, но таких важных для благополучия жителей арктического поселка вопросов – начиная с обеспечения медикаментами, молочными и детскими продуктами питания, транспортировкой тяжелобольных, доставкой почты и многого другого, такого привычного и обыденного для современного человека.
И как всегда – наша жизнь измеряется не только деньгами. Метеоусловия в Арктике в прямом смысле непредсказуемы, а вертолеты на порядок чувствительнее к капризам погоды, нежели самолеты. Там, где трудяга Ан-24 спокойно взлетит и сядет, вертолету могут запретить даже просто запустить двигатели на прогрев. А ведь полярная пурга в Булунском улусе легко может зарядить и на неделю.
И вот тут наверняка возникнут неисчислимые проблемы, решить которые без разрешения минобороны на частичную эксплуатацию участка взлетно-посадочной полосы аэродрома Тикси для взлета и посадки гражданских самолетов третьего класса не представляется возможным.
Временная схема воздушного сообщения с Тикси с помощью вертолетов потому и называется временной, что ее нельзя использовать в течение длительного времени, и уж тем более – превращать ее в постоянную, эксплуатируя годами.