Main » 2012»Сэтинньи»5 » в новой редакции документ все же корректней, чем предлагали прежние авторы, по крайней мере в нем нет неоднозначных формулировок.
в новой редакции документ все же корректней, чем предлагали прежние авторы, по крайней мере в нем нет неоднозначных формулировок.
19:43
http://www.vz.ru/politics/2012/10/23/603696.html
«Никаких привилегий ни для кого нет»
Соавтор новой стратегии нацполитики рассказал, зачем статус русского народа поменяли с «государствообразующего» на «объединяющий» 23 октября 2012, 08::51 Фото: ИТАР-ТАСС Текст: Александр Божедомский «Каждая национальная республика захочет написать в своей конституции, что на ее территории государствообразующим является народ, которые преобладает там. В Хакассии напишут, что там государствообразующий народ – хакасы, в Чечне – чеченцы и т. д.», – так объяснил газете ВЗГЛЯД один из аспектов разработанной концепции национальной политики ее соавтор, депутат Госдумы Рамазан Абдулатипов. Первый за много лет фундаментальный документ, касающийся национальной политики, который, скорее всего, уже в декабре 2012 года будет подписан президентом Владимиром Путиным, уже вызвал массу вопросов и широкое обсуждение. Напомним, что проект стратегии государственной национальной политики попал на страницы СМИ тогда, когда стало известно, что авторы впервые выделяют особую роль русского народа в образовании государства.
Впрочем, в новой редакции документ все же корректней, чем предлагали прежние авторы, по крайней мере в нем нет неоднозначных формулировок. Из документа убраны вызвавшие критику, особенно в национальных республиках, слова о «государствообразующей роли русского народа». Теперь эта фраза звучит так: «Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической территории РФ сформировалась уникальная социокультурная цивилизационная общность, многонародная российская нация».
В частности, как рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД соавтор стратегии, член рабочей группой Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ, экс-министр национальной политики РФ Рамазан Абдулатипов, новая нацстратегия деликатней, чем была в СССР, но конкретней по отношению к «доминирующему русскому народу», чем в РФ 1990–2000-х.
ВЗГЛЯД: Рамазан Гаджимурадович, предполагает ли документ какие-то практические советы или рецепты по решению насущных проблем национального характера в России?
Рамазан Абдулатипов: Конечно, предполагает. Стратегия госнацполитики – это целая серия разного рода мер, разделенных по разным сферам. В сфере культуры, например, это меры по формированию культурной идентичности граждан российского государства при сохранении традиций и обычаев входящих в него народов. В образовании это изучение культуры народов, налаживание культуры мирного общения между этими народами. В правовой сфере это разработка соответствующих законодательных актов, которые будут регулировать межнациональные отношения внутри одного государства. Это, например, закон о недопущении со стороны чиновников, депутатов и других высокопоставленных лиц заявлений, способных ухудшить межнациональные отношения.
Стратегия государственной нацполитики – это фундаментальный документ, который охватывает много сфер и предлагает массу конкретных рецептов.
ВЗГЛЯД: Под какую именно критику пришлось подстраиваться, меняя формулировку «государствообразующая роль русского народа» на более мягкий вариант?
Р. А.: Мы не меняли суть этого тезиса, а внесли уточнение. Никто не отрицает, что русский народ формировал российскую государственность, мы все говорим по-русски, нас соединяет русская культура. Более того, при подготовке стратегии мы взяли некоторые определения из статьи Владимира Путина, где говорится, что наше государство-цивилизация формировалось на русском коде.
Но при всем при этом нужно понимать, что ни один даже самый доминирующий народ не может единолично образовывать современную Российскую Федерацию. Да и в Конституции прописано, что мы многонациональный народ. Если же мы по отношению к одному пусть и доминирующему народу введем формулировку «государствообразующий», придется менять Главный закон страны.
Кроме того, в этом случае каждая национальная республика захочет написать в своей конституции, что на ее территории государствообразующим является народ, которые преобладает там. В Хакассии напишут, что там государствообразующий народ – хакасы, в Чечне – чеченцы и т. д.
ВЗГЛЯД: В документе говорится, что на общегражданской идентичности россиян сказываются «негативные факторы, обусловленные советской национальной политикой, ослаблением государственности в 1990-е годы». Какие именно упущения были в советской нацполитике? Вроде тогда все были советскими гражданами, была дружба народов?
Р. А.: Если вы спросите об этом разных людей, получите разные ответы. СССР дал очень многое народам, которые в него входили. Одна только Декларация прав народов от 1917 года – документ, до которого Европа шла еще лет 30–40.
Но было много, на мой взгляд, плохого. Переселение народов с их исконных территорий, борьба с национальными обычаями. И это негативные факторы, т. к. каждый народ, входящий в состав Российского государства, имеет свою историю нахождения в нем, у каждого народа свое самоощущение, бороться с которым не стоит. Попытка подавить его негативно отразится на общегражданской идентичности, ведь общая национальная стратегия – это не ущемление прав одних в угоду другим, а наоборот, появление объединяющих смыслов, общих ценностей.
ВЗГЛЯД: В документе говорится, что задачи госнацполитики должны учитываться при формировании бюджетов и документов стратегического планирования. Не могли бы вы пояснить, что это значит?
Р. А.: В нынешнем виде национальные вопросы преимущественно сводятся исключительно к разговорам. Но от пустых слов необходимо уходить, если мы провозглашаем создание полноценной стратегии национальной политики.
Во-первых, нужно четко определить, какие меры будут приняты, что мы будем понимать под государственной национальной политикой. Во-вторых, дать правовые механизмы в виде законов. И в-третьих, обеспечить все это финансовыми, бюджетными ресурсами для исполнения стратегии.
И сейчас регионы выделяют деньги на реализацию национальной стратегии: Москва, Татарстан, Оренбургская область, Томская область и многие другие.
ВЗГЛЯД: На что же выделяются деньги, если документ еще не готов?
Р. А.: Пока действует концепция госнацполитики от 1996 года. Ее регионы и выполняют. Но мы считаем этот документ устаревшим и не соответствующим современным реалиям. Новая стратегия госнацполитики станет качественно более эффективной.
ВЗГЛЯД: На ваш взгляд, нужны ли какие-то изменения в статусе национальных республик? Не должна ли РФ стать страной с сугубо административным делением внутри?
Р. А.: Статусы у всех субъектов России одинаковые. Разговоры о том, что это не так, – стереотип, который, к сожалению, распространяют многие политики и журналисты. Якобы национальные республики имеют особый статус. В статье 5 Конституции РФ, которую я лично писал своей рукой, четко обозначено, что все субъекты РФ равны между собой. Никаких привилегий ни для кого нет.
ВЗГЛЯД: Но кто-то называет себя республикой, кто-то – областью. Может, всем выбрать единообразный стиль?
Р. А.: Послушайте, Дагестану – много тысяч лет, городу Дербент – 5 тысяч лет. Татарстану – больше 1000 лет. Это их исторические названия, отражающие их историю, которая началась задолго до того, как они вошли в состав России. Это история, не стоит пытаться ее изменить.