Main » 2012»Сэтинньи»15 » Волна скандальных увольнений последнего времени не коснулась главы правительства
Волна скандальных увольнений последнего времени не коснулась главы правительства
13:22
15.11.2012 | политика Александра Самарина
Премьерская карма Дмитрий Медведев призван сохранять равновесие во власти. У него это получается. Пока
Жесткие кадровые решения президента Владимира Путина всегда находят поддержку премьера Дмитрия Медведева.
Волна скандальных увольнений последнего времени не коснулась главы правительства. В интервью иностранным журналистам – на этот раз финским – Дмитрий Медведев объяснил, что Россия движется в правильном направлении. Особенно – по части демократии. Оптимистические заявления премьера звучат на фоне усиливающихся слухов о возможной отставке кабинета министров. Эксперты рассматривают доводы в пользу двух сценариев развития событий. И сходятся в одном: все зависит от способности Медведева удержать баланс в элитах.
Любопытных моментов в интервью Медведева было два. Первый: реакция главы правительства на дежурный вопрос о том, «куда движется Россия». «Это именно то направление, которое вам нравится, или вы хотели бы, чтобы оно было совсем другим?» – поинтересовался журналист. Медведев реагировал нервно, бросив искреннюю, но малопонятную фразу: «Вы знаете, если бы я считал, что Россия движется в другом направлении, чем мне кажется это правильным, я бы, наверное, на этом месте не сидел, я бы тогда где-нибудь в другом месте был по понятным причинам».
Что имел в виду глава правительства? Создается впечатление, что фраза эта – продолжение его рефлексии по поводу ухода с поста президента. Ведь если бы он остался на месте (предположим), нарушив договоренность с Путиным и выдвинув свою кандидатуру на выборах президента, то получилось бы, что он выбирает направление совсем не демократическое. Хотя на самом деле – наоборот: соперничество такого рода предоставило бы выбор народу.
Второй важный момент – ответ (вернее, его отсутствие) на фразу в конце одного из вопросов: «Со стороны кажется, что и у правительства, и у президента разные взгляды на экономику. Это так?» Медведев долго рассказывал о приоритетных заботах правительства и «нормальных, рабочих, приличных» отношениях с президентом: «Я недавно, когда поздравлял его с днем рождения, сказал, что мы уже знакомы практически больше, наверное, 22 лет или 21 года, и, в общем, это большой срок в жизни любого человека. А если говорить о моей жизни, то это почти вся моя такая взрослая, сознательная жизнь. Это большой срок, как вы догадываетесь. Поэтому у нас все нормально». Насчет разницы во взглядах с президентом на экономику Медведев не сказал ничего.
Интервью подтверждает, что, несмотря на растущее напряжение в отношениях первых лиц – остающееся за кадром, в поле умолчаний, – договоренности между ними в силе. Путину не с руки затевать историю с отставкой премьера. Медведев его устраивает – по многим причинам.
Например, президент, не опасаясь сопротивления, может сколько угодно тасовать кабинет министров. Его подход к кадровой политике изменился, отмечает Ольга Крыштановская, глава независимого исследовательского центра «Лаборатория Крыштановской»: «Путин сейчас действует необычайно решительно, и этому должна быть причина. Видно, что именно правительство является предметом его раздражения и неудовлетворенности. Путина напрягают разговоры о скрытых конфликтах, к примеру, между Игорем Сечиным, с одной стороны, и Аркадием Дворковичем – с другой».
Фигура Медведева является для Путина системообразующей, говорит глава Центра политический исследований Алексей Мухин: «Это важный элемент в системе сдержек и противовесов президента. Если убрать противовес, останутся одни сдержки – это будет катастрофа, система рухнет. Или будет работать против самой себя».
Медведев, подчеркивает Крыштановская, имеет сегодня точно такие же полномочия, как и Путин в свое время: «У него тоже, кроме премьерства, есть партия. Тем не менее не возникает ощущения, что это сильный премьер, который решает вопросы. Наоборот, крепнет уверенность, что премьер не очень разбирается в экономике, проводит пустые встречи – вместо реального управления страной...
Не чувствуется, что он стал лидером самой крупной в России партии. Иногда он встречается с ее руководством, но явно формально. Непонятно, зачем эти встречи потом показывают по телевизору».
Между тем свято место пусто не бывает, говорит Крыштановская, ведь кто-то должен принимать жесткие решения: «Поэтому я не исключаю отставки Медведева при определенных обстоятельствах. Однако мне кажется, что Путин очень этого не хотел бы, и он все будет делать, чтобы это не случилось слишком рано».
Президент Центра политических технологий Игорь Бунин считает, что у президента с премьером «эмоциональный конфликт, который не может быть разрешен легко»: «Но Путин – прагматик, человек, который хорошо просчитывает последствия своих поступков. В конечном счете отставка Медведева неизбежна. Рейтинг его упал, и поддерживает премьера не очень много народу. Однако особых ошибок он не совершал. Технически он работает достаточно прилично, и никто не может предъявить к нему серьезных претензий».
К тому же, отмечает Бунин, президент имеет возможность переложить на плечи премьера ответственность за тяжелые реформы: «Сердюков провел реформу армии. А потом, когда возникло недовольство по поводу ее последствий, Путин министра с шумом уволил. Он как бы сказал: я вас поддерживаю, господа офицеры, прапорщики, мичманы... Путин получил дивиденды от того, что все пострадавшие от реформы обращаются к нему как к отцу родному. Что позволяет предположить: некоторое время Медведев останется на своем посту». Если Путин удалит Медведева, подчеркивает эксперт, и назначит другого премьера, то на него, президента, будет возложена ответственность за развитие событий: «Оставляя Медведева, президент лишь выполняет прежние с ним договоренности, и ответственность за положение дел в стране – целиком на премьере».
Слабый премьер выгоден сильному президенту, резюмирует собеседник «НГ», но – только до определенного момента: «Сегодня Медведев выполняет роль удобного посредника в отношениях Путина с разными группами элит: бизнесом, военными, крупными чиновниками, обществом. Как только баланс будет нарушен и ситуация начнет выходить из-под контроля, премьера заменят. Слабость может стать роковой в тот момент, когда потребуется ответственный за весь набор провалов. Когда люди станут выходить на улицу и кричать: правительство в отставку!»
Путин внимательно прислушивается к общественному мнению, напоминает Крыштановская, и, если он почувствует, что Медведев становится в глазах граждан неприемлемой фигурой, он не станет терпеть его на посту премьера: «Люди всегда склонны упрощать ситуацию, искать одного виноватого – как с Чубайсом, Починком и Зубковым. Потому что кулуарные хитросплетения мало волнуют граждан – они даже не хотят в этом разбираться. Раз ты премьер – будь любезен отвечать за то, что происходит в экономике. И это может оказать большее влияние на Путина, чем внутриэлитные разборки».
Алексей Мухин считает, что власти пытаются сбить волну обсуждения возможной отставки правительства, вбрасывая в публичное пространство имена возможных кандидатов и на пост премьера, и даже на пост президента-2018: «Поставлена такая задача. А потом Владимир Владимирович или Дмитрий Анатольевич сделают заявление: вы что, ребята, с ума сошли? Вы о чем вообще говорите? У Медведева с Путиным – контракт, меняться будут многие персоналии его команды, а сам Дмитрий Анатольевич до декабря 2016 или 2017 года неприкосновенен. Поэтому Медведев чувствует себя комфортно».
Кстати, один из вариантов, критикуемых Мухиным, – назначение в случае отставки Медведева на пост главы правительства нынешнего спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко. В пользу этой версии говорит несколько факторов: прекрасные отношения с Путиным и несомненные менеджерские способности. Немаловажен и гендерный фактор, замечает источник «НГ» в Госдуме, близкий к силовым структурам: «Фигура Матвиенко поможет Путину убедить Запад в том, что российский лидер учитывает последние веяния в мировой политической культуре».