Main » 2012»Сэтинньи»27 » с момента добровольного присоединения к Российскому государству, коренные народы Якутии не мыслят себе иного пути, чем рядом с русским народ
с момента добровольного присоединения к Российскому государству, коренные народы Якутии не мыслят себе иного пути, чем рядом с русским народ
12:18
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ВЗГЛЯД ИЗ РЕГИОНА.
(Доклад Президента Республики Саха (Якутия) Е.А.Борисова на заседании Ученого совета Института социологии РАН
(21 ноября 2012 года)
Уважаемый Михаил Константинович! Уважаемые члены Ученого Совета! От имени руководства Республики Саха (Якутия) приветствую вас и благодарю за оказанную мне честь представить свой взгляд на очень актуальную сегодня тему. Двадцать лет мы живем в новой России. За эти во всех отношениях непростые годы нашему государству пришлось выдержать много проверок на прочность, ответить на серьезные вызовы, пройти через перестройку государственно-политической системы, через «парад суверенитетов», через глубокие экономические кризисы, через ошибочные реформы, через вооруженные конфликты.
К счастью, преодолев угрозы своей целостности, закалившись в бурях и испытаниях, новое Российское государство состоялось. И это без преувеличения заслуга всех регионов, всех народов, населяющих нашу большую многонациональную и многоконфессиональную страну. Сегодня Россия стоит на пути стабильного развития, мы уверенно смотрим в завтрашний день. Планомерно идет модернизация производственной и социальной сферы, реализуются крупные инвестиционные проекты, повышаются доходы и уровень жизни людей.
Вместе с тем, решение стратегических задач, нацеленных на всестороннее развитие страны, может и должно осуществляться еще более наступательно и динамично. Однако этому мешают сохраняющиеся системные проблемы, которых остается немало. И одна из важнейших системных проблем лежит в области государственной национальной политики.
В переходный период проблемы межнациональных отношений приобрели особую остроту. За эти годы нам, к сожалению, так и не удалось достигнуть главного – сформировать единое национальное самосознание российского общества, определяющее высокую степень его консолидации, высокую степень проявления гражданских инициатив. Единое национальное самосознание, которое служило бы залогом гармонизации отношений представителей разных этносов и духовной общности народов не только в интересах самой России, но и в интересах каждого отдельно взятого народа, человека.
Политический опыт России в минувшее столетие доказывает, что государственная национальная политика в развитии любой сферы жизнедеятельности общества, в эволюции ментальности, в революционной трансформации типа государственности, стоит на одном из первых мест.
Нам давно требуется выработка новых подходов к определению и реализации правовых, экономических и идеологических норм, механизмов совершенствования межнациональных отношений, государственной этнонациональной и конфессиональной политики, в соответствии с заданным курсом модернизации и инновационного пути развития страны.
Характер межнациональных отношений и национальной политики на современном этапе во многом обусловлен историческими особенностями формирования многонациональной России. Лишь ясное понимание исторически обусловленных, глобальных и объективных законов развития полиэтнического Российского государства поможет нам определить стратегию и методологию управления национальными и федеративными отношениями.
Исходя из этого, рабочая гипотеза моего взгляда на развитие государственной национальной политики строится на том посыле, что современные течения в сфере межнациональных отношений имеют глубокие исторические и социально-политические предпосылки. Своеобразный опыт внедрения различных «моделей» развития межнациональных отношений в России является теоретической и практической основой и для реализации обсуждаемой сегодня, в том числе на уровне Республики Саха (Якутия), Стратегии государственной национальной политики РФ.
Политики, ученые, общественные деятели продолжают вести споры о национальном вопросе в Российской Федерации. При этом надо признать, что позиции и платформы различных «идеологов» порой отличаются излишне радикальными взглядами на выстраивание этнополитических и этнокультурных отношений в стране.
Если в 90-е годы, в эпоху правления Б.Н. Ельцина, наблюдался перекос в сторону чрезмерной самостоятельности регионов, что в известных случаях приводило к крайнему обострению политической обстановки, то в последующие годы мы наоборот стали регулярно слышать заявления о необходимости жесткой централизации национальной политики, вплоть до полного отказа от деления на национальные республики. Такие призывы раздаются и сегодня. Хотя все они основываются на неверной трактовке реальной картины, на передергивании и подмене фактов, на устрашении общества призраками регионального этноцентризма и шовинизма (в первую очередь речь идет, естественно, о национальных республиках).
Например, известный российский общественный деятель, философ, политолог и социолог Александр Гельевич Дугин, характеризующий Якутию как республику имеющую «исторически фиксируемую традицию политического сепаратизма», в одной из своих монографий («Основы геополитики») предлагает буквально следующее:
- разделить Якутию на два или несколько регионов, при этом максимально увеличить зону, отделяющую ее границы от тихоокеанского побережья и усилить стратегический контроль над этими береговыми зонами;
- установить над всей этой территорией специальный жесткий контроль представителя Москвы;
- организовать промышленно-финансовую интеграцию Якутии в неякутские регионы, сделать область максимально зависимой от Центра или от его проекций на Севере и на Юге Сибири.
Другой политолог, директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин в своем недавнем интервью заявил, что «устройство на основе национальных республик потенциально опасно для целостности России». В качестве компенсации за упразднение национальных административно-территориальных образований он предлагает повысить юридический статус народов и этносов, входящих в состав России. Мотивировку же таких сомнительных реформ господин Коровин основывает на том, что национальная республика никоим образом не соответствует территории расселения титульных народов.
«Зачастую, - говорит Коровин, - титульный народ являет собой меньшинство в национальных республиках. Или же титульный этнос или народ занимает по территории проживания незначительную часть этой национальной республики, как например в Якутии».
Позволю себе с этой высокой трибуны опровергнуть доводы уважаемого политолога. Замечу, что коренное население в Республике Саха (Якутия) составляет большую часть и проживает абсолютно на всей ее территории. При этом из 35 районов республики в 26 численность этнических якутов либо коренных малочисленных народов Севера, в частности эвенков, превалирует.
Еще один свежий пример. Известный предприниматель Михаил Прохоров, пробующий себя в политике, на съезде своей новой партии «Гражданская платформа» призвал к радикальным изменениям политической системы. Указывая на важность решения национального вопроса, Михаил Дмитриевич предложил изменить конституцию, отказавшись от деления России на национальные округа и республики. Прохоров высказал мнение, что «мы сами своими руками» создали внутренние границы, «национальное гетто, где местная коррумпированная власть угнетает и грабит наших людей, причем всех национальностей».
Во-первых, внутренние границы, территориальное деление России не создавались рукотворно, а сложились исторически, на протяжении многих столетий.
Во-вторых, нынешнее государственное устройство Российской Федерации по большому счету не чинит никаких препятствий для развития России. Нужно только всем просто хорошо работать.
А, в-третьих, мне странно слышать такие резкие и необдуманные заявления от человека, который, насколько можно судить, имеет поверхностные представления о жизни национальных регионов. Если даже в Якутии, где Прохоров имеет свой бизнес, он не бывал ни разу.
Но разговор не об этом, а о том, что истинные познания так называемых экспертов, политиков или чиновников о жизни российских регионов вообще и, в частности, таких уникальных отдаленных субъектов, как Якутия, как правило, далеки от действительности. Их восприятие ситуации в регионах ограничено или искажено. И это наша большая беда.
Я часто привожу примеры из практики.
Несколько лет назад в связи с переходом на подушевое финансирование в сфере образования, в республике остро встала проблема закрытия сельских малокомплектных школ и кочевых школ оленеводов. Мы долго доказывали здесь в Москве, что слепо закрывать малокомплектные и малочисленные школы в республике ни в коем случае нельзя. Потому что республика имеет уникальные природно-климатические и территориальные особенности. Что поделаешь, если в Якутии с территорией в 3 миллиона квадратных километров отдельные сельские поселения в отдаленных северных улусах разбросаны на десятки и сотни километров друг от друга? Нужно принимать адекватные решения, а не подгонять все субъекты под одни лекала. Но наши доводы не воспринимались. Только после того, как тогдашний министр образования Фурсенко сам приехал в Якутию и своими глазами увидел, что не могут дети из маленького арктического села каждый день ходить в школу за двести километров, нам удалось отстоять малокомплектные школы.
Точно так же мы сохранили наши участковые больницы. Хотя в Минздраве России меня упорно пытались убедить, что в рамках модернизации здравоохранения участковые больницы надо оптимизировать, несмотря ни на какие обстоятельства. Причем убеждали меня на примере Калужской области, территория которой составляет 30 тысяч квадратных километров, что ровно в 100 раз меньше территории Якутии.
Никогда нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что Россия – огромная страна, и подходы при формировании взаимоотношений субъектов с федеральным центром должны быть дифференцированными, учитывающими региональные особенности. Поэтому я всегда всех приглашаю к нам: приезжайте, посмотрите, в каких условиях мы живем. А потом делайте выводы, принимайте решения.
Очевидно, что сплотить страну можно только в том случае, если национальная политика будет учитывать всё многообразие субъектов Российской Федерации с их проблемами, достижениями и нуждами в экономике и социальной сфере. А это требует постоянного внимания. Как справедливо отмечает в статье «Россия: национальный вопрос» В.В.Путин, «гражданский мир и межнациональное согласие – это не один раз созданная и на века застывшая картина. Это кропотливая работа государства и общества, требующая очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики…»
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, численность жителей Республики Саха (Якутия) составляет 958 тысяч человек, среди которых якутов 48,7%, русских – 36,9%, эвенков – 2,73%, украинцев – 2,12%. Всего же в республике сегодня проживают представители 126 народов. И мы гордимся тем, что среди других многонациональных российских регионов Якутия отличается стабильностью межнациональных отношений. Так было раньше, даже в самые кризисные моменты истории. Так есть и сейчас.
Социологические исследования показывают, что ситуация в республике в сфере межнациональных отношений традиционно остается благополучной и характеризуется наиболее позитивно. Прослеживается устойчивость оценок межнациональных отношений. Так, в течение 2007-2010 годов положительно оценивали ситуацию в указанной сфере от 69 до 74% жителей Якутии. В 2011 году произошел спад до 63% (о его причинах я скажу чуть позднее). В 2012 году положительные оценки вновь достигли 68%, что является высоким показателем.
Меня как руководителя субъекта часто спрашивают, как уживаются в мире и согласии представители стольких народов и народностей, населяющих республику. Я отвечаю, что территория Якутии исторически во все времена была центром межэтнического взаимодействия – еще до прихода в ХVII веке русских здесь уже жили чукчи, юкагиры, эвены, эвенки, якуты и другие народы.
Важнейшим следствием вхождения в состав Российского государства в 1632 году стал выработанный в процессе творческого труда всех народов Якутии своеобразный хозяйственный уклад, сочетающий в себе уникальные технологии ведения хозяйства в экстремальных, не имеющих аналогов на планете климатических условиях, и бережное отношение к легко ранимой природе Крайнего Севера.
Посудите сами, у нас зима продолжается семь месяцев в году, с октября по апрель. И каждый год в течение семи месяцев надо как-то выживать, совместными усилиями преодолевать трудности, а не выяснять отношения. Издавна повелось так, что на Севере, именно в силу тяжелого климата, люди относятся друг к другу с большей терпимостью, с готовностью всегда поддержать, выручить в беде своего коллегу, соседа или даже незнакомого человека, независимо от того, какой у него разрез глаз или цвет кожи. Эти неписаные законы лежат в основе созданной нашими предками циркумполярной цивилизации, и по сей день остаются непременным условием жизни в условиях Севера. Суровая природа требует от северян огромных духовных и физических сил. Поэтому сегодня, как и триста лет назад, в Якутии сохраняется атмосфера этнической толерантности и гражданского мира, доверительных человеческих отношений, коллективизма и взаимопомощи.
Географическое пространство Якутии с древности представляло собой оживленный этнокультурный перекрёсток, где происходили сложные процессы хозяйственного, торгового, языкового взаимодействия, синтез и преобразование магистральных и локальных культур этнических сообществ Северной Азии.
Но с момента добровольного присоединения к Российскому государству, коренные народы Якутии не мыслят себе иного пути, чем рядом с русским народом.
Почти четыре столетия народы Якутии, прежде всего якуты и русские, опираясь на исторические традиции добрососедства и взаимопонимания, стремятся сохранить общество, в котором им комфортно, в котором они умеют слышать и уважать друг друга.
Cчитаю очень символичным, что 2012 год, провозглашенный Годом российской истории, в Республике Саха (Якутия) был объявлен Годом единения и дружбы народов, в рамках которого мы празднуем знаменательные даты – 380-летие вхождения Якутии в состав Российского государства и 90-летие Якутской автономии.
Многонациональность – огромный интеграционный ресурс, позволяющий Якутии быть одним из передовых и стабильно развивающихся субъектов Российской Федерации, вносящих существенный вклад в укрепление политической и социально-экономической мощи государства. По основным макроэкономическим показателям республика сегодня уверенно занимает лидирующие позиции в Дальневосточном федеральном округе, представляя собой базовый регион для ускоренного развития экономики Восточной Сибири и Дальнего Востока, для выхода России на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Наша республика отличается высоким уровнем рождаемости и низким уровнем смертности населения среди всех регионов Дальневосточного федерального округа. Мы – один из тех регионов страны, где наблюдается естественный прирост населения.
Современная Якутия – крупный научный, образовательный и культурный центр северо-востока России. Реализуемые масштабные инвестиционные проекты, благодаря которым произойдет новая индустриализация Якутии, имеют значительный межрегиональный эффект, важны для защиты национальной безопасности государства на Дальнем Востоке и в Арктике. Но главное они кардинально изменят структуру экономики самой республики, что окажет позитивное влияние на жизнь каждого ее жителя. Объем валового регионального продукта к 2020 году вырастет более чем в 3 раза, доходы населения – почти в четыре раза.
Богатейшая сырьевая база, оцениваемая в 3 триллиона долларов – это, безусловно, наш козырь. Но добиться решения амбициозных задач можно только путем объединения усилий, повышения трудовой мотивации и инициативности всех якутян. Мы не сможем достичь поставленных целей, будучи разобщенными. Исходя из этого, забывать о национальной политике мы не имеем права. Даже несмотря на то, что, как я уже сказал, в нашей республике общественно-политическая ситуация весьма благоприятная и не вызывает опасений.
Основным документом, на который мы до сих пор опирались в этой работе, является Концепция государственной национальной политики Республики Саха (Якутия), принятая в 1995 году. В настоящее время разработан и уже одобрен проект новой Концепции. Кроме того, действует государственная программа «Гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы». Вопросами национального развития, межнационального благополучия и взаимодействия этносов занимается специальный региональный орган исполнительной власти – Департамент по делам народов РС(Я).
В течение минувших двадцати лет мы ни на один день не забывали о национальной политике, она всегда находилась в центре внимания руководства республики. Приоритеты государственной национальной политики Республики Саха (Якутия) остаются неизменными. Прежде всего это сохранение и развитие национальных культур, языков, обычаев и традиций всех народов, проживающих в республике. Подчеркиваю, не только коренных, а всех народов.
По моему убеждению, культура, нравственность, духовность лежат вообще в основе всего. Культурный, образованный человек, как правило, морально устойчив, нацелен на развитие, а не на иждивенчество. Причем он думает не только о своем собственном благополучии, но и о благополучии своей семьи, своего города, своего региона, а в конечном счете – всей страны. Мировой историей не раз доказано, что высокая степень духовности общества – обязательное условие силы государства.
Мы живем не в замкнутом пространстве. Процессы глобализации, могущество современных информационно-коммуникационных систем не только дают человечеству возможности, которых не было раньше, но и трансформируют духовные ценности народов, размывают их цивилизационную принадлежность, самобытность, угрожают полной ассимиляцией отдельных этносов. Ассимиляция идет во благо, когда инокультурные элементы вливаются в исторически сложившееся общество. Но ассимиляция опасна и недопустима, когда речь идет о судьбе устоявшегося этноса со своей культурой и языком. В этом случае следует говорить не об ассимиляции, а об адаптации, сближении и сосуществовании народов.
Недавно я был в Канаде, имел удовольствие пообщаться там с североамерканскими аборигенами. Спрашиваю: «У вас есть своя культура? Они отвечают: «Конечно. У нас есть джаз, есть Голливуд…». Я уточняю: «А свой родной язык вы помните?». – «Нет, - говорят они, - для нас родной язык – английский». Вот типичный пример того, как представители малых народов не выдержали нагрузку глобализационных процессов и растворились.
А я счастлив, что мой народ имеет свою культуру и традиции, свой родной язык. Мы каждый год отмечаем национальный праздник Ысыах, на который собираются десятки и сотни тысяч людей. И это праздник не только для якутов, он одинаково почитаем русскими, украинцами, татарами, бурятами, всеми представителями народов республики. Это праздник консолидирующий.
Мы с незапамятных времен, передавая из поколения в поколение, сохранили свой фольклор, якутский национальный эпос Олонхо, раскрывающий суть мироздания, составляющий основу национальной философии созидания, веры в добро и красоту. В 2005 году решением ЮНЕСКО эпосу Олонхо был присвоен статус Шедевра устного и нематериального культурного наследия человечества. Сегодня это достояние всей России.
Мы почитаем хомус – национальный музыкальный инструмент, на котором играют повсюду – и в Европе, и в Азии, и в Америке, и в Австралии. В прошлом году в Якутске состоялся VII Международный конгресс-фестиваль «Хомус в культурном пространстве мира», к нам в очередной раз съехались исполнители из многих государств и провинций мира и провели незабываемые дни, прошедшие в удивительно трогательной атмосфере дружбы.
Мы в Якутии с удовольствием и с размахом отмечаем национальные праздники других народов, которые не дают им забыть свои корни, национальные черты и обычаи, но главное – они несут объединяющую энергию. На территории республики действует около 70 национально-культурных объединений – национальных общин, казачьих обществ, общественных организаций коренных малочисленных народов Севера, обществ дружбы с зарубежными государствами и т.д. Чтобы национальные общины не варились в собственном соку, мы открыли в центре Якутска Дом дружбы народов, где регулярно проводятся культурные и творческие мероприятия. К слову, дефицит культурного взаимообмена между народами и регионами, на мой взгляд, является существенным минусом национальной политики России.
В прошлом году мы провели Форум общественности «Духовный потенциал общества в инновационном развитии Якутии», в рамках которого приняли Декларацию духовных ценностей народов нашей республики. В этом форуме участвовали представители почти всех проживающих на ее территории этносов.
Мы в республике уже четырежды провели форумы Ассамблеи народов Якутии – одного из эффективных институтов гражданского общества, который формирует повестку дня и предлагает пути решения тех или иных проблем в области национальной политики, а, кроме того, наряду с Общественной Палатой РС(Я), обеспечивает конструктивный диалог между властью и общественными формированиями.
В нашей республике сильны традиции православия, которое тоже является объединяющим началом представителей разных национальностей. В свое время коренные народы Якутии приняли христианство. И сегодня мы взаимодействуем с православной церковью, проповедующей общечеловеческие ценности – любовь, дружбу, веру, надежду, милосердие. В республике за счет поддержки предприятий, общественных организаций строятся новые храмы, открыта духовная семинария, возведен крупнейший на Дальнем Востоке духовно-просветительский комплекс. Наши священники уже 150 лет совершают молебны на якутском языке. Два года назад подписано Соглашение о социальном партнёрстве между Русской Православной церковью и Правительством Республики Саха (Якутия). Оставляя незыблемой свободу вероисповедания, мы принимаем меры по пресечению деятельности деструктивных и псевдорелигиозных организаций. При этом древняя языческая культура северных народов культивируется у нас и не встречает противодействия, так как в ее основе лежат исконные духовные ценности наших предков, базирующиеся на добродетельных началах.
Творчество деятелей культуры и искусства республики получает мировое признание. Якутия является инициатором многих международных проектов, укрепляющих авторитет России за рубежом. В их числе крупные международные соревнования – Игры «Дети Азии», которые проводятся под патронатом Международного Олимпийского комитета и ЮНЕСКО. Много внимания уделяется сохранению и развитию национальных традиций в спорте.
К безусловным приоритетам национальной политики республики относится поддержка лингвистического многообразия, сохранения и развития языков народов Якутии. От того, насколько ответственно и бережно мы будем относиться к своим родным языкам, непосредственно зависит нравственное здоровье общества, уровень воспитания и образования, обеспечение преемственности поколений, социальная, политическая и экономическая стабильность. А всё это вместе – ключевые факторы устойчивого развития республики и Российской Федерации в целом.
В Якутии десятый год функционирует Совет по языковой политике при президенте республики. Действуют законы республики «О языках» и «О статусе языков коренных малочисленных народов Севера», работает государственная программа «Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в РС(Я)». В своих выступлениях я постоянно повторяю: между языками не может быть конкуренции. Якутский язык не должен противопоставляться русскому, а русский язык – якутскому. Наравне с другими языками они должны мирно сосуществовать и быть равноправными во всех проявлениях. Руководствуясь этим, мы в республике поддерживаем все языки, открываем гимназии с углубленным изучением русского языка и национальные якутские школы, издаем книги на родных языках народов Якутии, разрабатываем алфавиты коренных малочисленных народов Севера.
Русским языком в Якутии владеет 93% населения, якутским – 50%. То есть русский язык можно по праву считать языком межнационального общения в нашей республике, как и в России в целом, как и на всем постсоветском пространстве. В этом его великая роль и ценность.
Для коренных народов Якутии языком межнационального общения является якутский. Он дает ощущение принадлежности к своему этносу. Народ саха, как любой другой народ в составе России, должен знать свой родной язык. Чтобы не получилось так, что через сто лет два якута, встретившись на улице, будут разговаривать на каком-нибудь суржике, не имея понятия, что такое Олонхо.
Однако если человек владеет якутским, но не владеет русским языком, то в жизни ему придется очень туго. Я сам это проходил. Родившись в якутской деревне, до 18 лет я практически не знал русского языка. В Новосибирском институте, где я учился, мне поначалу было невероятно трудно. Но благодаря русскому языку, общению с русскими людьми, я как и тысячи моих земляков, приобрел ценные знания, получил возможности для саморазвития, открыл для себя целый мир, приобщился к другим культурам… Но и свой родной язык – якутский – я не забыл, он нужен мне так же, как русский.
Некоторые специалисты, занимающиеся изучением проблем национальной политики, обвиняют национальные республики в использовании языка как политического инструмента для вытеснения со своей территории нежелательных этнических групп и даже социально-экономической дискриминации нетитульных народов. Это касается тех национальных образований, где введен принцип обязательного знания двух государственных языков для претендентов на ответственные государственные посты.
Претензии звучат громко, и я считаю нужным сказать, что в Республике Саха (Якутия) требований к чиновникам, в том числе занимающим государственные должности, об обязательном знании двух государственных языков – русского и якутского – нет. Мы проводим линию, ориентированную не на обязательное знание языков, а на обязательное обеспечение доступности языков. Во всяком случае, при проведении официальных публичных мероприятий, культурных мероприятий, на вокзалах, в других местах массового скопления людей, если это необходимо, в республике обеспечивается обязательный синхронный перевод. Каждый человек волен выступать на своем родном языке, но при этом надо создать условия, чтобы все понимали, о чем он говорит. Тогда его действия и его язык вызовут уважение, а не отторжение. Такова моя позиция как руководителя субъекта.
Языковая среда определяет мировоззрение человека, его менталитет, его поведенческие установки. Поэтому и в масштабах всей России надо еще больше внимания уделять развитию языков, и в первую очередь русского языка, выполняющего колоссальную интеграционную и интернациональную миссию и служащего ключевым фактором социокультурной идентичности российского народа. В этой связи я полностью разделяю решение руководства страны о введении обязательного экзамена по русскому языку, а также по литературе, истории, основам государства и права для получения миграционного статуса.
Некоторые политологи крайне болезненно воспринимают понятие «государственность» применительно к национальным республикам. Они приравнивают государственность к этнократии, якобы порождающей доминирование титульной нации и создающей почву для националистических проявлений. Это еще одно заблуждение, ибо государственность национальной республики в составе России – это не синоним государства в государстве, а только мера самоуправления на уровне субъекта Федерации, право принимать самостоятельные решения и нести ответственность за обеспечение экономического, социального и культурного развития своего региона. Я хотел бы это подчеркнуть.
Еще один аспект государственной национальной политики республики – защита исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера. Исходя из принципа устойчивого развития, органы государственной власти республики принимают определенные меры для достижения баланса интересов промышленности и местного населения. Так, у нас принят пока единственный в российском правовом поле закон «Об этнологической экспертизе в РС(Я)», который отражает наши серьезные намерения строить отношения между государством, бизнесом и местными сообществами на взаимном доверии и уважении.
Я много рассказал о достижениях республики в области национальной политики. Но проблем тоже хватает, и замалчивать о них нельзя, тем более что в той или иной мере они экстраполируются на всю Россию.
Во-первых, как я уже отмечал, Якутия огромна по территории. Национальный состав в разных ее частях неоднороден. Исторически в сельскохозяйственных районах преобладает коренное население, тогда как в промышленных центрах – в угледобывающем Нерюнгринском, алмазодобывающем Мирнинском, нефтедобывающем Ленском, золотоносном Алданском районе – 70-80% населения составляют русские. Характерно, что уровень доходов и качество жизни в промышленных районах намного выше, чем в сельской местности. В то же время преимущественно там отмечается наибольший негативизм в оценках ситуации во всех сферах жизнедеятельности республики, политическая и электоральная пассивность.
Чем это объясняется? С одной стороны, здесь по всей видимости срабатывает эффект неоправданных ожиданий, когда на фоне относительной материальной стабильности, в условиях устойчивого развития региона, люди хотят быстрее получить еще большие блага, но не получают их, а в результате их социальное самочувствие ухудшается, неудовлетворенность своим положением возрастает.
С другой стороны, надо признать, что в кризисные 90-е годы, да и позднее, в 2000-е годы, руководство республики направляло львиную долю бюджетных ассигнований на поддержку сельскохозяйственных районов с убыточным производством. Считалось, что решение социальных проблем жителей промышленных районов должно в большей степени ложиться на образующие их предприятия, такие как компания АЛРОСА или «Якутуголь». Время показало, что подобная политика была неправильной. Интересы производства, какую бы социально ответственность не проявляло предприятие, всегда будут стоять для его менеджмента превыше всего. Поэтому сегодня мы в республике меняем отношение к промышленным районам, вкладываем средства и в их развитие, строим там новые социальные объекты. Этот пример доказывает, что в обеспечении общественно-политической стабильности экономический аспект имеет определяющее значение.
Экономический аспект тесно переплетается и с остро поднимаемой проблемой трансформации русских из этнического большинства в этническое меньшинство, которая наблюдается в ряде национальных образований, в том числе в Якутии. Исторически сложилось, что основной поток представителей славянских народов хлынул в республику в период ее промышленного освоения, в 20-40-е и в 50-е-70-е годы прошлого века. Посланцы многих народов Советского Союза совместным созидательным трудом осваивали новые алмазоносные и угольные месторождения Якутии, строили БАМ и АЯМ, создавали новые промышленные предприятия. За эти годы образовалась единая социокультурная общность – якутяне, в которой русский народ занимал передовые позиции.
Все изменилось в кризисные 90-е годы, когда в результате повального банкротства и закрытия многих градообразующих и районообразующих предприятий, из Якутии в центральные регионы страны и в государства ближнего зарубежья выехало около 200 тысяч человек, в большинстве своем русских, украинцев, белорусов. Последствия тех потерь мы не преодолели до сих пор, и это в полной мере относится к территории всего Дальнего Востока.
Если из регионов мятежного Северного Кавказа русский народ спешно бежал по причине национальных притеснений и кровопролитных войн, то жители Дальнего Востока в то же самое время вынужденно покидали обжитые места из-за отсутствия работы и постоянного дохода.
Сегодня руководством страны поставлена задача – сделать Дальний Восток привлекательным для жизни, повысить его конкурентоспособность. Для этого принята Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. Но чтобы этот стратегический документ был в полной мере реализован, необходимо создавать все условия для возвращения в дальневосточные регионы трудовых ресурсов из центральной России. Главным образом путем создания различных преференций для россиян, готовых работать на Дальнем Востоке.
Мы делаем все, что в наших силах для профессиональной подготовки местных кадров, открываем новые колледжи и техникумы, расширяем количество специальностей. Но потребность, прежде всего в рабочих кадрах, значительно превышает наши возможности. На этом фоне дефицит трудовых ресурсов вынужденно восполняется иностранной рабочей силой, что скорее порождает дополнительные проблемы в области межнациональных отношений. Статистика свидетельствует о том, что в последние годы в Якутии кратно увеличивается процент преступных деяний, совершаемых мигрантами.
В начале своего выступления я говорил о том, что в 2011 году у нас произошел спад в оценке населением ситуации в межнациональных отношениях. Думаю, что объяснить этот спад можно рядом резонансных преступлений. В частности, гражданин Армении Нерсисян в 2011 году совершил изнасилование и выбросил из своей автомашины в 40-градусный мороз девушку. Это происшествие всколыхнуло общественность республики, армянская диаспора в Якутии, довольно внушительная по численности, до сих пор испытывает в связи с этим дискомфорт, хотя, конечно же, в основной своей массе ее представители – часть нашей общей семьи, добропорядочные граждане, считающие республику своей второй родиной, вносящие заметный вклад в ее развитие. Это пример того, как один безнравственный представитель народа наносит ущерб всему своему народу и нарушает стабильную жизнь целого региона.
Предметом особой озабоченности остается для нас так называемый импорт межнациональных противоречий из-за пределов Российской Федерации. По квотам Федеральной миграционной службы в Якутию приезжает много граждан Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, в том числе из Ошской области, которые начинают выяснять отношения между собой на нашей территории, будоража и местных жителей. То же самое касается взаимоотношений армян и азербайджанцев. Чтобы исключить такие, я бы сказал вирусные конфликты, федеральным структурам надо быть более внимательными, в отдельных случаях – ужесточать миграционное законодательство.
Следующая проблема – беспорядок в средствах массовой информации, прежде всего я имею в виду интернет-пространство, особенно социальные сети, в наибольшей степени сеющие конфликтность, провоцирующие общество на противоправные действия. От того, как взаимодействуют субъекты информационного пространства в системе «органы власти - СМИ - общество» зависит обеспечение политического равновесия, баланса интересов, уровень развития демократии в обществе и государстве, а значит, судьба России. Эта тема очень обширная, но останавливаться на ней подробно не стану. Скажу лишь, что если мы хотим укрепить общегражданскую идентичность и межэтническую толерантность, задача федеральных органов власти – как можно быстрее навести порядок в информационной среде, нередко формирующей искаженную картину реальности, губительно влияющую на сознание и подсознание россиян.
Далее. Может быть, самым страшным симптомом, указывающим на проблемы современного российского общества, я считаю человеческое равнодушие. Я говорил, что на Севере народ испокон веков более склонен к взаимовыручке, к ответственности не только за себя, но и за ближнего. Тем не менее, в последние десятилетия, вместе с переходом к рынку и неизбежным расслоением на бедных и богатых, индивидуализм, самоустранение от общественных интересов становятся приметами времени. В том числе и в нашей республике. Люди все чаще занимают позицию сторонних наблюдателей, не желают быть сопричастными к происходящим изменениям, проявляют пассивность во всем, даже имея хороший интеллектуальный и творческий потенциал. В итоге даже неудачи в собственной судьбе они связывают только с внешними обстоятельствами. С плохой властью, с невезением, с чем угодно, только не с собственным равнодушием и пассивностью.
В масштабах страны таких равнодушных еще больше. Опаснее всего, что среди них много чиновников, руководителей, которые из-за своего равнодушия боятся брать на себя ответственность, проявляют низкую исполнительскую дисциплину, неповоротливость, закрытость, иногда преступное бездействие. Ни о какой полноценной российской идентичности невозможно мечтать, пока мы не переломим в массовом сознании, в сознании миллионов россиян равнодушное отношение к жизни и к своему Отечеству.
На уровне республики мы сейчас всеми силами пытаемся пробудить общественную инициативу. Примером проявления народной инициативы для других регионов может послужить созданное у нас общереспубликанское общественное движение добрых дел «Моя Якутия в ХХI веке». Суть его в том, что на местах население само определяет приоритеты в строительстве социальных объектов и при софинансировании из регионального бюджета возводит их методом народных строек.
Недавно мной подписан указ «О развитии системы общественного контроля». Он предполагает введение полноценного общественного контроля на всех уровнях. На уровне муниципальных районов и городских округов созданы Общественные советы из представителей партий, общественных организаций. На поселенческом уровне сформированы общественные комитеты народного контроля из числа местных жителей, активистов, лидеров общественного мнения. У себя в республике мы уже практикуем такие формы общественного контроля как персональные отчеты всех руководителей министерств и ведомств, членов правительства, директоров предприятий и организаций перед общественностью. Назначение руководящих кадров в хозяйствующих субъектах на уровне поселений рекомендуется проводить только с поддержки большинства членов данного трудового коллектива. Входит в практику механизм отзыва или увольнения по настоянию общественности руководителей организаций и учреждений, злоупотребляющих спиртными напитками. Во всех муниципальных образованиях предусмотрены ответственные лица по работе с обращениями граждан. Муниципалитетам предоставляется большая самостоятельность по полномочиям с соответствующим финансовым обеспечением.
Думаю, что подобные меры, стимулирующие общественную инициативу, нужно принимать и на общегосударственном уровне. Необходимо восстановить и укрепить в ментальности россиян традиционные советские ценности – дух коллективизма в широком смысле, активную гражданскую позицию, любовь к Родине. Только добившись встречного движения власти и общества, приведя их усилия к единому знаменателю, мы повысим национальное самосознание и патриотизм российского народа.
Хотел бы сказать еще вот о чем. Мне представляется, что на генетическом уровне народы России, пережившие вместе много трагических событий, в драматические моменты истории готовы сплотиться и встать на защиту своей большой отчизны. То, что беды объединяют россиян, подтверждается примерами из современной жизни нашей страны. Когда летом прошлого года пострадал от стихии Краснодарский край, вся Россия поддержала жителей Кубани. Например, якутяне собрали 25 миллионов рублей, на эти средства восстановлена школа в городе Крымске. Когда в 2001 году разрушительное наводнение почти уничтожило город Ленск, нашей республике тоже оказывали гуманитарную и физическую помощь соотечественники из всех регионов.
Но не только в бедах должны консолидироваться россияне. Мы должны объединяться и в радостях, в больших трудовых победах и достижениях. Точно так же как в спорте, когда побеждает сборная страны, ликуют миллионы россиян и гордятся, что они – россияне.
В прошлом году на заседании Государственного совета в Уфе я говорил о том, что в числе прочего мы должны поднять значение государственных символов и государственных праздников. И в субъектах Российской Федерации в этом плане надо вести отдельную работу. Все граждане нашей страны обязаны понимать смысл общенациональных праздников, рассказывать о них своим детям.
Уважаемые коллеги!
Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) в своей работе, вне зависимости от ее направлений, всегда стараются опираться на научные подходы. Мы располагаем мощной научной базой, объединяющей интеллектуальные ресурсы Якутского научного центра РАН, Северо-Восточного федерального университета, Академии наук РС(Я). Ученые республики включены во все социально-экономические процессы, происходящие в регионе и получают достойную поддержку правительства республики.
У меня есть твердое мнение, что и при разработке системы мер совершенствования национальной политики России надо в обязательном порядке опираться на достижения научной мысли, на фундаментальные и прикладные исследования, позволяющие трезво и объективно оценивать тот или иной сегмент этого многомерного процесса.
Научный подход к проблемам национальной политики России должен учитывать многие аспекты. Особое место среди них занимают теоретические и методологические проблемы, определяющие существо, формы и значение политических решений и подходов. Различные исследовательские версии исходят из отличающихся концептуальных ориентиров, которые определяют интерпретацию и использование понятийного аппарата, прежде всего таких базовых категорий, как «нация», «этнос», «национализм», «национальная и этническая культура» и т.д.. (См., например: Этничность и власть в полиэтничных государствах. М, 1994; Коротеева В. Существуют ли общепризнанные истины о национализме? // Pro et Contra. Том 2. Лето 1997. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М, 1999; Релятивистская теория нации / Под ред. А.Г. Здравомыслова. М., 1998; Дробижева Л.М. Этничность в современной России: этнополитика и социальные практики // Этнопанорама. 2002. № 1 и др.).
Отмечая активное переосмысление теории вопроса в современной отечественной науке, многие авторы констатируют усиление ее интеграции с наиболее плодотворными направлениями западных школ, а также формулируют адекватное современной российской социальной практике представление о концептуальных основах новой национальной политики, все чаще обозначаемой как этнокультурная политика.
Этнополитика в настоящее время правомерно трактуется в широком социокультурном контексте, что наиболее полно отвечает насущным задачам эффективного реагирования государства на самые разнообразные практические проявления взаимодействия этносов, этнических групп и диаспор, в том числе посредством создания и развития соответствующих идеологических и политических форм. Именно такая позиция представляется наиболее конструктивной в научном и политическом отношении.
Актуальные потребности выстраивания новой системы этнополитики и федеративных отношений в России породили множество дискуссий, идей и предложений, имеющих незавершенный характер и отчетливо выражающих существо решаемых сегодня государством и обществом сложных идеологических, политических, социально-экономических, культурных и духовных задач.
В частности, одним из достижений сравнительно-исторического изучения национализма стало то, что понятия нации и государства стали рассматриваться и изучаться раздельно, активизировалось внимание к проблемам их соотношения. При этом исследовательская и политическая практика показала неконструктивность придания категории нации лишь того смысла, который доминирует в правящих элитах многонациональных стран.
В конечном счете, специалисты пытаются найти адекватный способ формирования у населения Российской Федерации сознания согражданства. Авторитетный исследователь и политик Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов справедливо подчеркивает, что «нация и национальный вопрос – это система, которая еще долго будет иметь реальное место в обществе, реальное значение». В этой связи главной задачей национальной политики Российского государства выдвигается использование и наращивание огромного потенциала уникальных народов и опыта их братского сотрудничества (Абдулатипов Р.Г. Сущность нации-этноса: ответ сторонникам безнациональности. М., 1999. С. 17; Историческая многонациональность в России: политика, мораль, управление. М., 1999. С. 61).
Авторитетный эксперт в области национального строительства Вячеслав Александрович Михайлов, исходя из научного и политического опыта участия в национальной политике, признает новый подход к национальности как вопросу, прежде всего, самоопределения человека на личностном уровне, по духовным потребностям, отношению к языку и культуре. Он формулирует национальную политику как искусство соединения национальных интересов и формирования подлинно федеративных отношений (Национальная политика России: история и современность. М., 1997. С. 3).
Федерализм стал отдельным предметом достаточно основательных трудов в области политологии, права, истории, однако лишь немногие авторы предметно занимаются изучением российской специфики национальной политики и федеративных отношений, динамики их взаимосвязи.
Наиболее значимыми являются труды Р.Г. Абдулатипова, Г.В. Атаманчука, Л.Ф. Болтенковой, С.Д. Валентея, А.И. Вдовина, М.Н. Губогло, А.Ф. Дашдамирова, Л.М. Дробижевой, К.В. Калининой, А.А. Мацнева, В.А. Михайлова, Р.Г. Пихоя, П.Т. Тимофеева, В.А. Тишкова и др.
В них глубоко и предметно рассматриваются политические, социально-философские, экономические и исторические стороны динамики и содержания национальной политики, межнациональных и федеративных отношений, вскрываются взаимосвязи и специфические свойства этнополитических и иных процессов в отношениях разных социальных групп, общества и власти, традиций и новаций. Так, в трудах В.В. Амелина дается политологический и культурно-антропологический анализ межнациональных и федеративных отношений в современной России. Э.А. Баграмов рассматривает идейно-теоретические и политические аспекты национальной политики в контексте истории Евразии и актуальной действительности. Не менее важны идеи ученых о концептуальных основах деятельности разных элементов политической системы, а также конкретных результатах и последствиях их участия в решении национальных проблем.
Весомая роль в работе по изучению проблем межнациональных отношений, конечно же, отводится социологическим исследованиям, позволяющим оценить состояние общественного мнения по вопросам межнациональных отношений.
Хочу отметить и поблагодарить за сотрудничество наших коллег из Института социологии РАН за то, что Республика Саха (Якутия) не остается белым пятном на карте их исследований. Для нас очень важен ваш опыт и компетентность в вопросах межнациональных отношений.
Весьма полезными для нас оказались результаты последнего исследования «Идентичность и консолидационный ресурс жителей Республики Саха (Якутия), проведенного Институтом социологии в рамках исследовательского проекта «20 лет реформ глазами россиян».
Итоги исследования показали, что в Якутии, как и в целом по стране, за двадцать лет произошло становление российской идентичности. События 90-х годов, конечно, наложили отпечаток на восприятие якутян: республиканская идентичность жителей республики тогда была заметно выше, чем российская. В настоящее время эти идентичности одинаково значимы для якутян. Совокупная доля людей, в той или иной мере ощущающих себя россиянами, составила 82,9 процента.
Высокие показатели основных солидаризирующих гражданских идентичностей – российской и республиканской – свидетельствуют о том, что вектор развития нами выбран правильный. Реализуемая в республике национальная политика, основанная на пропаганде идей патриотизма, дружбы народов, сохранении культурных и исторических традиций мирного сосуществования и взаимопомощи, приносит свои плоды. Очень показательно, что 83,2% среди представителей народа саха и среди русских жителей Якутии согласны с суждением, что «Россия – общий дом многих народов», в то время как в целом по России с этим утверждением согласны 47 процентов населения.
Социологические исследования подтверждают, что сегодня укрепление гражданского единства многонационального народа Российской Федерации при сохранении его этнокультурного многообразия – есть главнейшая задача национальной политики, которая призвана стать основой государственной идеологии, национальной идеей, консолидирующей всех россиян.
В современных условиях соединение научных наработок с реальной управленческой деятельностью становится насущной необходимостью. Как я уже отмечал, нам необходимо взаимодействие власти и общества, активное привлечение общественности к решению государственных задач. В этом смысле социология как наука об обществе, способна не просто представить концентрированное общественное мнение, но и обозначить пути решения возникающих проблемных вопросов. Полученная в ходе социологических исследований информация направляется по конструктивному руслу, ориентированному на прогнозирование дальнейшего развития, поиск оптимальных вариантов управленческих решений, проектирование последовательности их внедрения. Иными словами в государственном управлении социология приобретает особую ценность.
Я призываю членов Ученого Совета Института социологии РАН, всех представителей научного сообщества нашей страны, более комплексно подходить к изучению национального вопроса в России, еще активнее и плотнее работать с регионами, выявлять болевые точки, по которым могут быть приняты упреждающие меры.
Дорогие друзья!
Все мы живем большими надеждами. Нас ожидают трудные, но одновременно интересные дела. Мы должны всегда помнить, что плоды наших с вами трудов придется пожинать будущим поколениям россиян, нашим детям и внукам. И я верю, что вместе мы сумеем упрочить фундамент российской государственности, гражданское единство великого народа великой страны.
И в заключение.
Уважаемые коллеги! На этой неделе мы, якутяне, ощущая большую, но приятную ответственность, проводим Дни Республики Саха (Якутия) в городах Москве и Санкт-Петербурге, посвященные 380-летию вхождения Якутии в состав Российского государства. Программа этих мероприятий очень интересная и насыщенная. Пользуясь случаем, я приглашаю вас принять в них участие, узнать еще больше о нашем замечательном и дружелюбном северном крае.