Main » 2013»Олунньу»2 » О наличии серьёзной негласной поддержки сверху Казаряна свидетельствует и вся его научная и общественно-политическая карьера
О наличии серьёзной негласной поддержки сверху Казаряна свидетельствует и вся его научная и общественно-политическая карьера
21:49
Казарян и национальный вопрос в Якутии
2 февраля, 21:19ИА SakhaLife Есть выражение, большое видится на расстоянии. Сейчас по истечении некоторого времени после скандального интервью известного псевдоучёного КАЗАРЯНА газете «Наше время» от 25 января 2013 г., когда эмоции уже начинают остывать, пришло время для трезвого анализа этой серьёзной политической провокации. По моему мнению, это интервью объективно имело своей целью дестабилизацию общественно-политической ситуации в республике путём разжигания национальной и религиозной розни. Причём, очевидно, что Казарян действует не сам себе, что у него есть сильные покровители, причём отнюдь не из числа его земляков, представителей армянской диаспоры. Наоборот, выступления Казаряна, провоцируя антиармянские настроения среди якутян, прямо противоречат интересам армянской диаспоры Якутии. Поэтому нельзя связывать Казаряна с армянской диаспорой, как это пытаются сделать некоторые журналисты и общественные деятели. В этой связи необоснованным представляется постановка вопроса об ответственности всей армянской диаспоры за это интервью Казаряна.
К тому же необходимо отметить, что Казарян уже более 10 лет официально не является руководителем армянской общины республики, а лишь представителем Союза армян России и выразителем интересов очень небольшой группы близких ему лично армян г.Якутска.
Хотя благодаря своей активной общественно-политической деятельности Казарян ошибочно до сих пор в глазах общественности республики считается политическим лидером армянской диаспоры.
О наличии серьёзной негласной поддержки сверху Казаряна свидетельствует и вся его научная и общественно-политическая карьера. Его кто-то давно и упорно ведёт по жизни, поддерживает, устраивает на работу, помогает защищать научные диссертации, находить заказчиков для оплаты его многочисленных трудов.
При всех личных достоинствах Казаряна, немалом уме, трудолюбии, ораторском искусстве, нашей традиционной северной толерантности сделать такую карьеру в чужой национальной республике, избежать негативных последствий за неоднократные резкие публичные выходки без мощной поддержки сверху невозможно.
Феномен Казаряна объясняется, на мой взгляд, что он нужен своим покровителям для поддержания сложившихся ещё в 20-е годы ХХ в. устойчивых мифах о «якутском национализме», постоянного провоцирования межнациональных конфликтов, искажения и очернения истории саха.
Казарян давно известен своими резкими публичными высказываниями в отношении истории саха. Но в этом своём интервью он превзошёл сам себя и умудрился походя оскорбить целый ряд болевых точек истории саха. И честность, и искренность, как пишет журналистка газеты «Наше время» здесь не причём.
Высказывая публично через известное республиканское печатное издание свои необоснованные, невежественные оценки истории Якутии и народа саха, Казарян не мог не понимать, что за этим последует негативная реакция общественности на этот материал. Он сам сознательно спровоцировал скандал, причём скандал именно политического характера. Казарян также понимал, что любые материалы по национальному вопросу в республиканских газетах отслеживаются аналитическими структурами федеральных органов власти, спецслужб.
Казарян, согласно установкам своих покровителей, сознательно стремился спровоцировать резкую негативную реакцию якутской общественности, что могло бы послужить в очередной раз поводом для рассмотрения проблемы «якутского национализма», оргвыводов в отношении руководства республики, организации гонений на якутскую национальную интеллигенцию.
Основной лейтмотив интервью Казаряна это расхожий, среди определённой группы политиков и учёных, тезис о том, что саха дикий, отсталый народ южного происхождения, появившийся на территории Якутии недавно.
Вдалбливание в массовое сознание этого тезиса призвано, с одной стороны, обосновать отсутствие законных прав на землю и недра Якутии саха, с другой стороны, формирует образ саха, как незаконных захватчиков чужой земли, и провоцирует антиякутские настроения в среде русского населения и представителей коренных малочисленных народов Севера.
Наибольший общественный резонанс вызвали высказывания Казаряна насчёт традиционной якутской семьи, брачного поведения якутских женщин. В своём интервью Казарян фактически утверждал, что саха для самовыживания, улучшения своей породы способствовали смешанным бракам, половым контактам своих женщин с мужчинами другой национальности. Казарян в своём интервью в извращённой, искажённой форме, представил традиционные для саха уважительные, почтительные отношения к девушке, женщине, матери, как к хранительнице очага, к продолжательнице рода. Саха любили и чтили своих женщин.
Не случайно, например, мужчины - саха делали для своих женщин искусные украшения, домашнюю утварь, собирали стада скота, посвящали женщинам свои Олонхо.
Например, полные наборы женских украшений у саха состояли из сотен украшений весом до 48 килограммов.
Казарян заявил в своём интервью, что хранителем генофонда у саха являются исключительно женщины, что у саха глава семьи женщина, что национальность ребёнка у саха определяли только женщины, независимо от того, кто является отцом ребёнка.
Между тем, известно, что в 17-19 веках и у саха, и у русских и у практически всех народов мира, за исключением евреев, национальность ребёнка определялась национальной принадлежностью отца.
Другое дело, если речь идёт о незаконнорожденных детях от случайных половых контактов, которые воспитывались матерями одиночками.
Но из разных исторических источников известно, что у саха такие случаи были единичными и в традиции якутской семьи было резкое неприятие супружеской измены со стороны женщин. Целомудрие замужних женщин у саха строго соблюдалось и женщинами и мужчинами.
Если Казарян прав и у саха действительно существовали такие вольные нравы и женщины самостоятельно выбирали себе партнёров, то, что делали при этом мужчины-саха?
В чём заключалась их роль, в воспитании чужих детей, ведении домашнего хозяйства?
Хотя известно, что у саха существовало чёткое разделение труда, на мужской и женский.
Или мужчин-саха вообще не было или они были кем-то истреблены? При этом информации о поголовном уничтожении мужской половины народа саха нет ни в одном историческом источнике.
И как в патриархальных якутских традиционных семьях женщины, являвшиеся выходцами из чужих родов, не имевшие имущественных прав, могли распоряжаться в семье? Можно ли вообще считать специалистом по истории народа саха человека, который не знает ни языка, ни культуры, ни истории этого народа?
Ссылки Казаряна на то, что он хорошо знаком с культурой и традициями саха, так как у него интернациональная семья, и что его жена олёкминская сахалярка, с точки зрения научной объективности неубедительны, так как через семейную жизнь можно узнать лишь некоторые стороны бытовой культуры народа.
Это всё равно, что я, будучи этническим саха, специалистом по другой научной теме, приехав в Армению, взяв в жёны армянку, начал на примере нашей семейной жизни делать далеко идущие обобщения и рассуждать об истории Армении, культуре и традициях армянского народа, причём в оскорбительной форме.
В своём интервью газете «Наше время» Казарян также вольно рассуждает о вышестоящих и нижестоящих народах с откровенно расистской точки зрения. Кто и как может определить, какой народ ниже или выше? Придумать, как германские нацисты специальный циркуль для измерения черепов? Может Казарян изобрёл такой циркуль? Высказывания журналистки А. ИВАНОВОЙ в скандальном интервью о якобы «смелости» и «искренности» господина Казаряна тоже вызывают удивление. Казарян ничем не рисковал. За время жизни в Якутии он прекрасно изучил менталитет коренных народов и хорошо знает, что ему ничего не будет. Доказать факт разжигания национальной и религиозной розни из-за несовершенства законодательства практически невозможно. Физически с Казаряном никто не расправится, работы и жилья его не лишат. В другой национальной республике такого рода провокация не обошлась бы для этого «деятеля» без серьёзных последствий. Вызывает также недоумение и реакция газеты «Наше время» на общественный резонанс на скандальное интервью Казаряна. Если целый ряд общественных деятелей и историков, в связи с этой публикацией, высказал своё мнение на историю Якутии и историю народа саха, то почему эта газета не дала возможность высказаться на своих страницах оппонентам Казаряна?
Ведь существует понятие свободы слова и дискуссий. Если газета предоставляет слово Казаряну, то почему не предоставлена возможность высказать свою позицию его оппонентам?
В следующем номере газеты «Наше время» от 1 февраля 2013 г. было опубликовано лишь два небольших материала, как отклик на интервью Казаряна.
В первой заметке под названием ««Казарян» сгорел в камельке Данилова» за подписью Аиды Ивановой, автор откровенно издевательски прокомментировала общественную акцию депутата Якутской городской Думы, руководителя общественной организации «Осуохай» А.Д. ДАНИЛОВА, связав её исключительно с будущими выборами.
Оскорблённые национальные чувства и организатора этой неоднозначной, резкой общественной акции А.Д. Данилова, воспринявшего это интервью, как личное оскорбление своих предков, своей матери, бабушки, всех якутских женщин и мнение многих десятков тысяч других саха, также оскорблённых интервью Казаряна, А. Иванова во внимание не приняла.
По-видимому, для неё, мнение господина Казаряна, «высокого сутулого мужчины с усталыми тёплыми глазами», как она выразилась, важнее мнения десятков тысяч саха, других якутян.
Вторая заметка на интервью Казаряна, письменный отзыв краеведа М. ЕРМОЛАЕВА, была засунута в рубрику «Есть контакт».
Объяснение отсутствия развёрнутого материала оппонентов Казаряна, ссылками на отказ от комментариев на эту статью депутата Данилова и неких учёных не может служить серьёзной причиной для такой позиции газеты «Наше время».
Уверен, что многие общественные деятели и учёные не отказались бы принять участие в подготовке этого материала. В частности, журналистка А. Иванова обратилась и ко мне, как автору статьи «Павел Казарян – «кривое зеркало» якутской исторической науки» в Информационном агентстве SakhaLife, прокомментировать скандальное интервью Казаряна. Я подготовил и отправил этот комментарий к этому интервью, но он был проигнорирован. Очевидно, что и эта журналистка и эта газета не захотели объективного разбирательства конфликта и фактически поддержали позицию Казаряна.
Судя по этому, мнение Казаряна, специализирующегося на изучении узкой темы истории политической ссылки, и никогда не изучавшего ни историю Якутии в целом, ни тем более историю народа саха, является истиной в последней инстанции для этой газеты.
Даже если говорить о научных работах Казаряна, по теме его научной специализации, истории политической ссылки Якутии, обращает на себя низкий уровень этих работ. Работы эти представляют собой бессвязные выписки из разных источников. Причём действительно Казарян использовал большое количество архивных материалов. Но само по себе количество используемых исторических источников не говорит о качестве научных работ.
Вообще вызывает вопросы в связи с публикацией данного скандального интервью Казаряна и позиция руководства газеты «Наше время», и журналистки А.Ивановой.
Газета «Наше время» является известным, авторитетным общественно-политическом изданием, к мнению которого прислушивается общественность республики.
Поэтому и руководство газеты, и его журналисты должны думать о последствиях своих публикаций, а не просто делать «интервью с интересным человеком, и задавать интересующие журналиста вопросы».
Ведь на самом деле предугадать реакцию общественности на это интервью было несложно.
Другое дело, если руководство газеты и журналистка Иванова сами сознательно хотели серьёзного скандала и широкого общественного резонанса. Казарян с его взглядами для этого идеально подходит.
Источник: Кандидат исторических наук Афанасий НИКОЛАЕВ специально для рубрики «Футуролог» ИА SakhaLife