Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [261]
Суд-закон.МВД.Криминал [1279]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [398]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [553]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [154]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [276]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [222]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [669]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [376]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [154]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [92]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [22]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [237]
Тюрки [76]
Саха [152]
литература [41]
здоровье [463]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [121]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2013 » Олунньу » 18 » Барыйа (Бүлүү улууhа) CАХА НОРУОТУН КЭСКИЛИН ТУhУГАР
Барыйа (Бүлүү улууhа) CАХА НОРУОТУН КЭСКИЛИН ТУhУГАР
23:25
 ИМЕЮЩИЙ УШИ, ДА УСЛЫШИТ

Все новое давно забытое старое. Это еще раз подтверждают «Олох орто cүнньэ» – срединная ось (истина – суть) жизни. А «тоҕус хаттыгас халлаан – девять небес» подтверждают, что хотим мы того или нет – бог един, ибо также неоспоримы грани жизни, через которую мы познаем или нет жизнь и всевышнего – вера, любовь , страх, надежда – известна всем народам независимо от их вероисповедания. Так ли это на самом деле попытаюсь донести до вас, с вашего позволения. Хотя, в общих чертах трудно будет с якутского на русский перевести.
 Так как знание названий, которых упомянул, содежатся в самом якутском языке дорҕооҥҥо- звуке, сүһүөххэ – слоге, по этому именно через них, через сүр – кут кыла (струны души) лучше впитываются человеком.

Кстати, что это так можно увидеть в названии этих кыл (струн) : сүбэ( совет) – түмсүү (сбор), сөбүлэhии (симпатия) – тапсыы (взаимность) , сөпсөһүү (согласие) – кыттыы (присоединение). Тут, если в переводе неточность не беда – это дело поправимое , а вот у того, кто зает язык тут же заиграет струна, которая ответственно в данное время данную информацию обрабатывает. Дело в том, что струны ис – внутренне совпадают с биоритмом человека, тас – психотипом т.е. у человека всегда будет наиболее выражена какая то пара струн – на этом пока о струнах и закончим. Это был наглядный пример о языке как о носителе знания, с другой стороны это поверхностное ознакомление со содержанием, скажем, учения.

Если вернуться к обещанному то наверно нужно начать с кут-сүр и «девять небес». И сразу замечу, что некоторые термины лучше использовать на якутском. Так вот, кут-сүр можно отнести к ним, в начале дав близкий по смыслу перевод.

 Значит кут – чаша, сүр – поток, течение. У саха три кута : ийэ – мать , буор – земля, салгын – воздух. Также два сүр : женское начало ис, мужское начало ай, от которых образованы иччи (ис+чи) – духи, айыы (ай+ыы) – творец , создатель.

 Далее не останавливаясь на отождествлении олох (жизнь) оҥкула-олуга с восточными энергетическими каналами, сразу перейдем к «девяти небесам».
 Здесь оҥкул – незыблемое постоянное направление- русло, олук – зарубка, отметка, в данном случае как точка, где с нее считывается в окружающую среду, в энергоинформационное поле, так и мы считываем или можем считывать через него любую информацию по мере возможности.

 Так как некоторые начальные объяснения пропущены то чтобы воссоздать наглядную объёмную модель «девять небес» можно использовать вышеупомянутые грани жизни, где на языке саха сразу видно, что слова образованы в каком то фигурно-геометрическом, математическом порядке. Это вера-итэҕэл , надежда – эрэл, любовь – таптал, страх – куттал. Да тут надо объяснить почему четыре а не три или пять.

Попытаюсь объяснить, хотя на якутском звучало бы более убедительно. Что бы салгын кут было где развернуться - есть четыре стороны света, что бы бор кут не замерзла и не перегрелась есть жилище о четырех стенах. Так вот и ийэ кут – что бы не оборвалась есть жизнь с четырьмя эркээйи - сторонами. Далее думаю понятно почему, вера – восток, любовь – юг, страх – запад, надежда – север.

Уруһуй

Как видно, небеса в данной модели оказались плоскостями, где эркээйи - сторонам приходится грани : культура – вера, социалка – любовь, политика – страх, экономика – надежда. И где любовь и надежда будут ис (инь) , вера и страх ай(янь). Также под кут-сүр = энергетические каналы : на востоке будет төрүт – основа, на западе төрүөт – причина. По этому культура- вера и политика- страх как имеющие ай сүр будут вносить изменения в социалка – любовь и экономика – надежда, как имеющим ис сүр.

 Даже из такой модели видно можно сделать вывод, что когда говорят «экономика – социальная…» то это самая говорится – делается исходя с культурно – политических соображений, или то самая должно быть таким (как планировали) чтобы через них изменить культуру и политику в желаемую сторону. В общем есть где развернуть, если не деятельность, то фантазию.

Как так это только общее ознакомление, то через данный модель сразу попытаемся выйти к извечным вопросам о человеке и жизни. В частности о воле – свободе, о разуме – рассудке. Еще раз попрошу извинить если допускаю ошибки. Такой вот малограмотный поэтому чтобы не допустить еще более крупных ошибок – переводить с якутского на русский переводить дословно не буду. Постараюсь донести суть и смысл. Для этого возьмем углы – олук где пересекаются эркээйи-стороны.

 (Да кстати ис сүр строго юго север, ай сүр восток-запад и их пересечение кут сүр есть оҥкул). Поэтому по углам олук получаем юго восток , юго запад, северо запад, северо восток. Как уже предупредил что бы не наделать ошибок в каждом углу впишу слова которые соответствуют только ему и в то же время дополняют слова других углов.

Юго-восток, любовь/вера – НРАВ, нельзя, справедливость.

Юго-запад, любовь/страх – НЕОБХОДИМОСТЬ, надо, хотение.

Северо-запад, надежда/страх – ДОЛГ, нужно, желание.

Северо-восток, надежда/вера – ОБЫЧАЙ, можно, одобрение.

Где углы – олук будут :


НРАВ – салгын кут – поиск, нахождение пути(суол) решение любых случаев в жизни. Т.е. имидж который строится. Буор кут – соответствие собственному призванию (аат-суол). Т.е. бренд который трудно « отшлифовать». Ийэ кут- умение найти и не терять собственное я ( аат), при любых обстоятельствах жизни. Т.е. репутация которая зарабатывается.

НЕОБХОДИМОСТЬ – салгын кут – приобретение необходимых навыков для жизнедеятельности. Буор кут – получение конечного продукта дохода, заработной платы для продолжения жизни. Ийэ кут – диктуемое условиями жизни и окружающей среды вид деятельности и места работы.

ДОЛГ – салгын кут – ытык иэс (святой долг) соблюдение клятвы, закона порядка правила. Буор кут – хомуур иэс ( сборный долг) перед семьей и близкими. Ийэ кут – кэр иэс (долг памяти) перед родителями, родственниками, старшими, соплеменниками и земляками.

ОБЫЧАЙ – салгын кут – соотношение себя к большому – роду человеческому, государству, общечеловеческим ценностям. Буор кут – быть частью большого и малого при семье и в кругу близких. Ийэ кут – соотношение себя к малому – национальности, роду, землячеству, национальным традициям.

После такой расстановки можно уже показывая примерное взаимоотношение кут сүр делать некоторые выводы. Когда нрав и долг взаимно очерчивают нижнее и верхнее пороги придела РАЗУМА т.е. умственных способностей человека и нормы морали – это есть ВОЛЯ. Когда необходимость и обычай взаимно очерчивают нижнее и верхнее пороги предела РАССУДКА т.е. физических данных человека и норма этики – это есть СВОБОДА. Если свобода есть тас – внешнее проявление самоутверждения, самореализация то воля есть ис – внутренний механизм самозащиты, первый очередь от саморазрушения как следствие переоценке собственных сил и возможности.

 И это есть первое проявление ОРТО СҮННЬҮ как человека так и жизни. Оно более заметно буор кут где есть түһүк (кэрээн) – норма и биэтэҥ(отклонение). Которые в свою очередь показывают ил (согласие). От ийэ кут – внутреннего и эйэ(мир) от салгын кут внешнего , т.е. какой то мере соотношение количества и качества разума и рассудка. Такое вот орто cүнньү буор кут саха признают как «көхсүттэн көнтөстөстөөх, арҕаhыттан тэhииннээх». Тут с переводом затруднение, в общем признают себя как взнузданного коня, конечно айыы. И это равно самоидентификации саха айыы киhитэ – человек айыы, придерживающегося воле всевышнего, творца.

 В этом случае когда айыы – творец тождественен таҥара-бог правильное утверждение «творец создатель есть таҥара бог». Вот тут вперед выходит понятие саха о «уйан – хатан» в отношении человеческого характера и о степени якутского ножа. Уйан – мягкость , хатан – твердость и если соотношение этих качеств при изготовлении-закалке ножа зависит от воли кузнеца то человек от воли бога, точнее от того насколько человек готов его принять или нет. Этот пример подтверждает что вера саха не противоречит любой другой вере до той черты пока они поддерживают разум и рассудок человека в допустимых соотношениях не нарушающих равновесие – баланс природы и жизни, земли и неба.

 Хотим мы того или нет но по крайней мере, именно на допустимых в настоящее время соотношениях разума – воли и рассудка – свободы, возникает обязанности и права гражданина той или иной страны. Тут уже вместо веры – основа преобладает страх - причина т.е. вместо культуры политика с его конституцией и законами. Но это не конец, а всего лишь начало познания олох орто cүнньэ – срединной оси (сути) жизни. Так как когда есть төрүт – төрүөт ( основа – причина) всегда возникает новое будь то кругооборот, случай, жизнь. Основа причина воссоздают одно целое независимо от степени протяженности во времени, и которую саха подразделяют на три отрезка во времени и пространстве. Салгын кут – кэскил : танха – ыйаах . Буор кут – тосхол : кэм кэрдии- дьылҕа. Ийэ кут – тускул : төлкө – түөрэх.

Это действительно не только в отношении отдельного : человека, общества государства но и в отношении межличностных, внутри общественных межгосударственных взаимоотношениях. Стало быть в «тоҕус хаттыгас халлаан» - девять небес и орто cүнньү мы можем видеть :

- Тас – внешне расстановку системы координат мироустройства и согласно ему общественные взаимоотношение при обустройстве жизни и мира (олоҕу оҥостуу).

- Ортоку – середине человека как түһүк норма при постоянно меняющиюмся ис – внутреннего содержания и тас - внешней форме, среде.

- Ис – внутренне все виды кругооборотов вселенной наложены друг на друга понимаемая как природа и стихия и соответствующее понимание и поведение человека как ее часть (киhи айылҕа сорҕото, саха айылҕа оҕото).

Думаю этого достаточно чтобы появились заинтересованные лица (ученые ,политики, партии и просто активные люди) для создания на основании вышеизложенного, идеи претендующей общенациональную российскую идею. И надеюсь, что люди с пониманием отнесутся к некоторым условиям выдвигаемым мной при передаче всего, что я сумел отстоять… Ничто на свете и в жизни, даром не дается-берется, если хочется чтобы оно было впрок ,а не только в урок.

Наверно, как не счесть исписанных листов, также не счесть прожитых судеб ради истины-сути жизни-олох орто cүнньэ. Но в частности именно этого варианта можно сказать,—одна прожитая жизнь-черновик, которую сожалению с белого листа не прожить.

CАХА НОРУОТУН КЭСКИЛИН ТУhУГАР


Ааттара ааттамматар

Бу—оҕо Ийэҕэ

Өйүнэн-санааннан

Уу да ылбат,

Уот да ылбат,

Үөн да сиэбэт

Бараммат үйэлэргэ

Туруорбут Мэҥэ тааhа.

Ким олох Орто Сүнньүн

Билиммит,ылыммыт,тутуhа сатаабыт

Ииппит-харайбыт,киhи-хара гыммыт

Төрөппүт ийэҕэ—сир Ийэҕэ

Махтал-таптал үйэлээх бэлиэтин

Тутуспут туругурдуспут буолуохтун.

Аҕа баhылыктары өрөспүүбүлүкэлэргэ олохтоохтор эмиэ бэйэбит талар буоллубут диэн эгди буолабыт. Ол эрэн кими-тугу таларбыт син-биир уруккулуу буоллаҕына туох да уларыйыы, тугу да ситиhии суох буолуо.Барыта оннунан хаалыа. Ол иhин. Билигин тугунан да киэн туттубуппут-тутта сатаабыппыт да иhин, куннээҕи олохпутугар умна быhыытыйдарбыт, саха дьиҥ киэн туттуута, өбүгэ саҕаттан сүрэххэ-быарга сөҥөрүллэ сылдьар—олох Орто Сүнньүн сөргүтэрбит, санатыhарбыт буоллар.

 Мантан инньэ улахан быыбардарга олох орто cүнньүн биирдиилээн киhиттэн-омуктан киhи аймахха-судаарыстыбаларга тиийэ,ордук итэҕэтиилээхтик ымпыктаан-чымпыктаан ис-тас эридьиэстиир кыахтаах баартыйаны өйөөтөрбүт. Уонна олох орто cүнньэ Арассыыйа да, өрөспүүбүлүкэ да төрүт сокуоннарыгар баарын уонна тутуhулларын мэктиэлиир бигэ эр санаалаах Аҕа Баhылыгы-Ил Дарханы талларбыт. Манан Арассыыйаҕа быыбар буолла да икки куhаҕантан кыратын талыы буоларын, икки үчүгэйтэн улаханын таларга уларытыа этибит.Туох да омуна суох, кыраайтан кыраайга кырыыттан кырыыга охсуллар Арассыыйаны,илин-арҕаа икки ардынан бэйэ суолун буларыгар сирдээн,уочараттаах эстиититтэн-быстыытыттан быыhыа, бэйэбитин-саханы өрөһүнүө этибит.

Тоҕо сатаммат буолуой, Арассыыйа таhымыгар судаарыстыбаны, Аан дойду таhымыгар иэгэйэр икки атахтааҕы сомоҕолуур Или-Эйэни ыйар ырал(идея)-ыралдьы(идеология) суоҕун, саха олоҕун орто cүнньүнэн солбуйар (идея суоҕа бэйэтэ идея). Онон мантан инньэ интэриниэккэ, хайа баҕар хаhыакка олох орто cүнньүн ким хайдах өйдүүрүн-саныырын үллэстэн барыаҕын. Отонноотоххо оҥоойук туолар. Өссө үчүгэй буолуо этэ имиджка көрүллэр үптэн, кыра кээмэйдээх бастыҥ хас да сүруйууларга көҕүлүүр гырааннары,оттон улахан кээмэйдээх, хайа баҕар баартыйаҕа төрүт-Терүөт буолар бастыҥ барылга 10 мөл. солк. гырааны, билиҥҥи былаас көрөрө буоллар.

Маны түөрт-биэс сылга биирдэ бириэмийэ туттарыы быhыытынан тэрийэр өссө үчүгэй буолуо этэ. Ил-эйэ, орто cүнньү уhуга-түгэҕэ суох билиилэр билиилэрэ,үөрэхтэр үөрэхтэрэ буоллаҕа. Бренд-имидж-репутация оччоҕо бэйэтэ тахсан кэлиэ,сырыы ахсын өссө ордук кырыыланан-чочуллан. Онон саха санаатын аахсар баартыйалар-баhылыктар баар буолуохтарын баҕарыаҕыҥ, эрэниэҕиҥ, ирдиэҕиҥ. Өркөн өй өрүлүннүн, мындыр өй мандаардын, баҕа санаа барҕардын, ыра санаа ыпсыстын!

Барыйа
Бүлүү улууhа

Category: Саха | Views: 2266 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Олунньу 2013  »
БнОпСэЧпБтСбБс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 5
Ыалдьыттар (гостей): 5
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024