Main » 2013»Муус устар»10 » Екатерина Кормилицына: «Мы намерены исключить подобные случаи в будущем»
Екатерина Кормилицына: «Мы намерены исключить подобные случаи в будущем»
09:07
Екатерина Кормилицына: «Мы намерены исключить подобные случаи в будущем»
Якутия. 9 апреля. NVpress - В пятницу на сайте NVpress был опубликован материал о финансовых злоупотреблениях, выявленных при распределении субсидий предпринимателям Якутии. Сегодня расследованием уголовного дела занимается Следственное управление МВД по РС(Я). По первому уголовному делу суд завершился еще в прошлом году, по второму случаю дело передано в суд, по третьему выявленному случаю решается вопрос о возбуждении уголовного дела. У следователей есть основания полагать, что разработанной схемой мошенничества могли воспользоваться и другие «липовые» предприниматели.
Распределением субсидий занимается Конкурсная комиссия Министерства по делам предпринимательства и туризма Якутии. Глава министерства Екатерина Кормилицына дала эксклюзивное интервью NVpress, в котором прокомментировала сложившуюся ситуацию, объяснила причины ее возникновения, обозначила действия Минпреда по предотвращению таких случаев в будущем.
- Екатерина Ивановна, как так случилось, что некоторые предприниматели и члены комиссии смогли реализовать свои противоправные замыслы, незаконно завладев бюджетными средствами?
- Начнем с того, что в составе Конкурсной комиссии по распределению субсидий входят три представителя нашего министерства – председатель комиссии, министр, то есть я, первый заместитель министра, ответственный секретарь, который отвечает за сбор документов от соискателей. Кроме этого, в комиссию входят представители других министерств – в зависимости от сферы экономики, по которой выделяются гранты: Минэкономики, Минфин, Минсельхоз или Госкоминновации и т.д. При этом подчеркну, большинство членов Конкурсной комиссии – это представители самого бизнес-сообщества, официальные представители общественных организаций предпринимателей. Например, «Опора России», «Деловая Россия», «Ассоциация молодых предпринимателей РС(Я)», «Ассоциация крестьянско-фермерских хозяйств» и т.д. Например, в 2012 году было шесть представителей власти и восемь представителей общественности, а по порядку, утвержденному Указом Президента РС (Я) вместе с государственной программой, представителей общественности должно быть не менее одной трети. Так что это условие мы строго соблюдаем.
Обращаю внимание, финансовые нарушения мы выявили в министерстве сами в ходе планового мониторинга. Как правило, на следующий год после получения субсидии от предпринимателя требуется предоставить отчет об использовании денежных средств. И этот предприниматель не смог этого сделать. Мы отправили проверяющих на место расположения объекта, где он якобы разместил приобретенный им производственный цех стоимостью– 2,5 млн. рублей. А там - ничего.
- А что именно этот «предприниматель» заявлял на конкурс? Под что ему дали деньги?
- Дело в том, что этот «предприниматель» Кочкин был членом Конкурсной комиссии, как официальный представитель ЯРО «Ассоциация молодых предпринимателей». А средства были выделены не Кочкину, а ООО «Базис», представителем по доверенности которого выступал Кочкин, на возмещение понесенных затрат на приобретение цеха. Кочкин являлся одним из соучредителей ООО «Базис».
- А что, так можно – чтобы быть в комиссии и одновременно, заявителем?
- Закон этого не запрещает, у него лишь нет права голосовать при принятии решения. Так вот, эта фирма, точнее сам Кочкин, представил полный пакет требуемых документов, подтвердил письменно, что они достоверные, а как выяснилось позднее, поддельные, сфабрикованные на свой инновационный бизнес-проект: липовое платежное поручение, поддельный патент, договора и акты выполненных работ. - А почему фальшивки не выявили при приеме документов, до того как их допустили до комиссии?
- Они были очень качественно сделаны, даже синяя печать была. И с таким случаем столкнулись впервые в практике. Кроме того в функции министерства или комиссии не входит проверка предоставляемых документов на достоверность - мы не экспертно-криминалистическая лаборатория. Наша задача – проверить, чтобы у заявителя был необходимый заверенный в установленном порядке пакет документов и он соответствовал требования программы по сфере деятельности. Мы ведь возмещаем уже понесенные затраты предпринимателя. Более того, за достоверность предоставляемых документов, согласно порядку о проведении конкурса, отвечает заявитель.
- Ну и как закончилась история с «предпринимателем» Кочкиным?
- Он деньги на свой «проект» получил в 2011 году. Когда запахло жареным, и он понял, что его разоблачили, Кочкин собрал необходимую сумму и вернул в бюджет в мае 2012 года. Однако у нас возникли сомнения и я лично направила в июле 2012 года письмо в прокуратуру с просьбой проверить деятельность Кочкина и двух его деловых партнеров (имена которых пока называть не буду, так как идет следствие), также членов «Ассоциации молодых предпринимателей». В августе возбудили уголовное дело по признакам мошеннических действий в отношении Кочкина Д.Г. (ч.4 ст.159 УК РФ). В декабре, если вы помните, его приговорили к 3 годам условно и штрафу 20 тыс. рублей. Суд по второму из этой группы должен состояться в ближайшее время, мы заявили иск по возмещению 2,4 млн. рублей. В отношении третьего выявленного участника махинаций ведется следственная проверка. - Вы думаете, этими тремя горе-бизнесменами все закончится?
- Я не исключаю, что в ходе этого уголовного дела могут всплыть и другие факты. Со своей стороны хочу подчеркнуть, что ни один работник нашего министерства и другие представители органов исполнительной власти, входящие в состав комиссии, не замешаны в противоправных действиях. В наших интересах, чтобы следствие было максимально объективным и тщательным. Мы открыты для следствия, предоставляем любую имеющуюся документацию о предпринимателях, получавших финансовую помощь.
Зачем мы это делаем? Во-первых, чтобы быть уверенными в отсутствии подобных фактов, во-вторых, - чтобы другим не повадно было.
- А сколько всего людей прошло через комиссию?
- Более полутора тысяч за три года. Список висит на нашем сайте www.saka.gov.ru/minpred, можете ознакомиться.
- А о каких суммах поддержки идет речь?
- 2010 год – 66,4 млн. рублей, 2011 – 234,5 млн. рублей, 2012 – 172 млн. рублей. Кроме того за три года направлено 248,9 млн. рублей муниципальным образованиям для софинансирования муниципальных программ развития предпринимательства. Это все субсидии.
Кроме этого у нас действует фонд развития предпринимательства – 380 млн. рублей. Он предназначен для предоставления гарантий предпринимателям при получении коммерческих кредитов в банках. 120 миллионов - фонд микрофинансирования.
- Что намерено делать министерство, чтобы предотвратить подобные злоупотребления в будущем?
- Во-первых, мы намерены вернуть все средства, полученные обманным путем, или использованные не на заявленные цели. За 2012 – начало 2013 года с предпринимателей по искам министерства взыскана сумма в размере 4 млн. 658 тыс. рублей. Кроме этого, с начала года предъявлено исковых заявлений в Арбитражный суд РС(Я) в отношении 10 предпринимателей на общую сумму в размере 4 млн. 514 тыс. рублей. Это - системный контроль за бюджетными средствами, предоставленными предпринимателю в качестве государственной поддержки.
Такие негативные случаи бросают тень не только на наше министерство, но и на все предпринимательское сообщество Якутии, в котором я уверена, большинство честных людей.
Во-вторых, в штат министерства с конца прошлого года введена дополнительная ставка специалиста по контролю за использованием средств поддержки предпринимателей. В-третьих, мы усиливаем работу на местах: сбором документов на получение субсидий и иной помощи от государства в каждом улусе будут заниматься представители Центра поддержки предпринимательства. Посетив каждого заявителя, они смогут воочию оценить, что у человека за бизнес, каковы его реальные намерения.
Напоминаем коллегам из других СМИ, что при полном или частичном использовании материала активная ссылка на сайт NVpress.ru обязательна!