Main » 2013»Муус устар»14 » Тут все зависит и от личных связей на разных уровнях, и от умения отследить нужные документы и характеристики из управления по кадрам.
Тут все зависит и от личных связей на разных уровнях, и от умения отследить нужные документы и характеристики из управления по кадрам.
09:01
http://www.compromat.ru/page_33268.htmВласть у аппарата
С юридической точки зрения орган исполнительной власти "администрация президента" (АП), правопреемник администрации президента РСФСР, упомянут лишь в одной строчке Конституции, гласящей, что глава государства "формирует администрацию президента" (п. "и" ст. 83). Кроме того, существует Положение об администрации президента, принятое в виде президентского указа (первое после новой Конституции — в 1993 году, еще два — в 1996 году, последнее — в апреле 2004 года). В 2006 году депутат Госдумы Борис Виноградов написал отдельный законопроект, регламентирующий работу АП. Проект был забыт в недрах парламента и отклонен лишь в 2009 году.
В нынешнем положении об АП сказано, что администрация "обеспечивает деятельность президента РФ" и осуществляет контроль за исполнением его решений. Администрация готовит указы и вносимые от имени президента законопроекты, пишет аналитические материалы, исполняет поручения президента и контролирует их исполнение. Кроме того, АП обеспечивает решение кадровых вопросов, отнесенных к компетенции главы государства — обширного количества чиновников, включая премьера (по согласованию с Думой), высших чинов Минобороны и силовых структур, кандидатов в судьи Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, генпрокурора, председателя Центробанка и глав госкорпораций. Но ни в одном юридическом документе не сказано о полномочиях АП принимать решения о лишении депутатского мандата. Эти функции можно разве что при большом желании вычитать в положении 2004 года, которое велит администрации "обеспечивать взаимодействие президента РФ с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами".
Чтобы проследить, как АП из ведомства с экспертно-вспомогательными функциями превратилась в важнейший центр принятия решений, "Власть" пообщалась со многими бывшими и нынешними кремлевскими обитателями, а также с чиновниками, политиками и бизнесменами, которые приходили на Старую площадь решать вопросы. Большинство из них охотно рассказывали об опыте работы в администрации и взаимодействии с ней. Почти все просили не упоминать их имена и должности.
Хотя ключевые сотрудники администрации президента всегда сидели в 14-м корпусе Кремля (за исключением последнего года, когда в Кремле затеяли ремонт), большинство чиновников АП работают в комплексе зданий на Старой площади. Раньше здесь сидел аппарат ЦК КПСС. Это бюрократическое образование, дополнившееся при Михаиле Горбачеве аппаратом президента СССР, и стало предшественником нынешней администрации.
Compromat.Ru Анатолий Чубайс http://www.compromat.ru/page_33268.htm Кремль всегда был командой президента и его рупором (так, именно президентская администрация сыграла ключевую роль в противостоянии с Верховным советом в 1992-1993 годах), но не всегда обладал реальной властью. Первым шагом к его укреплению стало конституционное усиление самого президента после расстрела Белого дома. "1993 год всех напугал. Мы изменили Конституцию, сделали республику не парламентскую, а полупрезидентскую",— вспоминает в разговоре с "Властью" Сергей Филатов, руководивший АП в 1993-1996 годах.
По словам Филатова, рост полномочий АП отражал увеличение роли президента во всей властной конструкции. Администрация Ельцина начала 1990-х представляла собой совсем не тот орган, что сейчас. В ней работало не более 500 человек. По воспоминаниям Филатова, главным звеном тогда были помощники президента во главе с Виктором Илюшиным. Это были эксперты, которые готовили рекомендации президенту по основным направлениям внутренней и внешней политики, вырабатывали курс, однако в отличие от профильных министров не занимались управлением. За связь президента с регионами отвечали полномочные представители президента в каждом субъекте: каждый из них был напрямую подчинен президенту и, по сути, задумывался как президентский комиссар. Отдельную роль играла служба безопасности под управлением Александра Коржакова, до 1996 года входившая в структуру АП, позже функции СБП исполняла Федеральная служба охраны, а в 2000 году СБП была восстановлена в составе ФСО.
Структурно и идейно администрацию президента в нынешнем виде выстроил Анатолий Чубайс, возглавивший ее после выборов 1996 года. Именно он подчинил помощников президента заместителям главы администрации, ввел в структуру АП аппарат Совбеза, создал большую часть нынешних кремлевских управлений (см. схему ниже). "После Чубайса масштабных структурных преобразований уже не было. Могли упраздняться или объединяться управления, но в целом все было отстроено",— рассказывает "Власти" Александр Волошин, руководивший АП в 1999-2003 годах. Сам Чубайс на вопросы "Власти" не ответил.
Compromat.Ru Владимир Путин и Александр Волошин http://www.compromat.ru/page_33268.htm В 1997 году, когда Чубайс перешел на работу первым вице-премьером, АП на полтора года возглавил Валентин Юмашев, затем его сменил секретарь Совбеза Николай Бордюжа. В марте 1999 года главой администрации стал Волошин, до того занимавший пост заместителя руководителя АП.
По воспоминаниям бывших кремлевских чиновников, весной 1999 года в Кремле многим казалось, что администрация просуществует недолго. После дефолта 1998 года рейтинг президента стремился к нулю, над Ельциным из-за конфликта с парламентом висела угроза импичмента, все больше амбиций проявлял премьер Евгений Примаков, Совет федерации, где заседали губернаторы и их выдвиженцы, превратился в оплот региональной фронды. Но к концу года эти трудности были преодолены, а главное, после долгих поисков в лице Владимира Путина был найден преемник Ельцина. Тогда же Кремль стал предвыборным штабом Путина, а Волошин — неформальным руководителем штаба (формальным был Дмитрий Медведев).
Путин и Волошин продолжили работать вместе и после выборов 2000 года. Однако кремлевские коридоры постепенно начали заполняться новыми людьми из питерской команды молодого президента: за красной стеной появились среди прочих Игорь Сечин, Дмитрий Медведев, Дмитрий Козак, тогда еще фигуры не столь известные. Да и сама администрация начала работать по-новому. "После победы Путина начался тот период, когда Кремль стал не просто управлять какими-то процессами и разруливать их, а решил на самом деле предотвратить любую попытку повторения 1998 года",— констатирует заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Центры власти, влиявшие на ситуацию в стране в 1990-е не меньше, чем Кремль, встраивались в вертикаль. Причем за каждый фронт борьбы с наследием 1990-х в АП отвечал конкретный человек.
Первым делом Кремль установил контроль над телеканалами, которые к тому времени превратились в "информационные заточки" олигархов. Ключевую роль, по воспоминаниям бывших сотрудников администрации, в этом процессе играли министр печати Михаил Лесин и Волошин. Заместитель главы администрации Владислав Сурков, пришедший в администрацию с телеканала ОРТ (а до того работал в структурах "Альфа-груп" и банка МЕНАТЕП) еще в 1999 году, занялся переформатированием парламента. В декабре 2001 года пропрезидентская партия "Единство" слилась с недавними партиями губернаторской фронды "Отечество" (мэр Москвы Юрий Лужков) и "Вся Россия" (президент Татарстана Минтимер Шаймиев). На выборах в 2003 году была создана суперфракция "Единой России" с парламентским большинством, а к 2007 году Дума избиралась исключительно по партийным спискам. Верхняя палата парламента была преобразована так, что губернаторы почти не имели теперь влияния на сенаторов.
По финансовой самостоятельности регионов был нанесен удар в ходе региональной реформы Дмитрия Козака: субъекты федерации оказались в экономической зависимости от центра, а муниципалитеты оказались еще больше зависимы от субъектов. После захвата заложников в Беслане в 2004 году были отменены выборы губернаторов: теперь главы субъектов назначались президентом.
Наконец, благодаря делу ЮКОСа от политики были равноудалены, по выражению президента Путина, олигархи. Не последнюю роль в этом процессе сыграл тогдашний заместитель главы администрации Игорь Сечин. "В 1998 году Кремль усвоил, что стоит произойти экономическому кризису, как многие попытаются играть в собственную игру. Поэтому так было необходимо дело ЮКОСа,— указывает Макаркин.— Показательно, что когда случился кризис 2008-2009 годов, все олигархи уже давно ходили по струнке". В ходе кризиса госбанки стали основными кредиторами олигархов, лишь укрепив лояльность крупного бизнеса Кремлю.
Compromat.Ru Владислав Сурков и Вячеслав Володин (справа) http://www.compromat.ru/page_33268.htm Так уже к концу первого путинского срока администрация президента превратилась в доминирующего игрока в политике и экономике. С тех пор организация работы АП, отношения между высокопоставленными кремлевскими чиновниками, личность главы администрации и уровень его контакта с президентом стали факторами, влияющими на ситуацию в России в гораздо большей степени, чем любые депутатские инициативы. Причем, как признают собеседники "Власти", из-за нечеткости юридической базы в работе Кремля много "серых" зон. Поэтому на первый план выходит человеческий фактор.
Бывшие и нынешние кремлевские чиновники признают, что одним из главных факторов, влияющих на работу администрации, является стиль ее руководителя и характер его отношений с президентом. С 2000 года по настоящий момент администрацией руководили пять человек: Александр Волошин, Дмитрий Медведев, Сергей Собянин, Сергей Нарышкин и Сергей Иванов. Каждый из них — определенный этап в жизни Кремля.
В положении об АП за ее руководителем закреплены многие функции, включая назначение основных должностных лиц администрации и распределение обязанностей между ними, формирование управлений и ведение бюджетом АП. При этом эти полномочия можно трактовать и использовать по-разному. С одной стороны, помощники и советники президента подчиняются напрямую главе государства. С другой — руководитель АП имеет право координировать их работу. Конкретная конфигурация отношений — зона управленческих решений, акценты могут смещаться в одну или другую сторону.
В качестве примера жесткого главы администрации, который старался замкнуть на себя доступ к президенту всех чиновников администрации, кремлевские старожилы вспоминают Анатолия Чубайса. У Волошина был другой стиль, рассказывают его бывшие подчиненные: он любил решать многие проблемы самостоятельно, вникать во все вопросы, лично встречался со множеством людей и мог до глубокой ночи проводить совещания. При этом он тщательно отслеживал все бумаги, которые попадали на стол президенту, и именно через него проходила вся документация. В первое время работы Путина, по воспоминаниям сослуживцев, на Волошина и вовсе был переключен коммутатор самого Путина. "Руководитель администрации всегда имел колоссальную власть за счет контроля над бумагами, которые ложатся на стол президенту. Он может что-то выкинуть или вписать что-то свое. Дальше все зависит от того, насколько президент доверяет главе администрации и насколько у него есть время вникать в какие-то вопросы",— делится бывший кремлевский сотрудник.
При этом большое внимание всегда уделялось кадрам — тому, кто именно за что отвечает. Например, бывшие сотрудники АП вспоминают, что первое время после переезда Владимира Путина в Кремль его график контролировал Игорь Сечин, долгие годы руководивший секретариатом Путина в мэрии Санкт-Петербурга. Сечин каждое утро встречал президента и провожал его до двери рабочего кабинета, используя все это время для обсуждения насущных вопросов с шефом. Впрочем, не Сечина называют автором идеи "проводить президента": до него сначала у машины, потом у входа, потом у лифта президента встречал глава администрации. Но когда Волошин стал появляться в кабинете президента уже после его приезда в Кремль, инициативу перехватил Сечин. В мае 2000 года Волошин передал график президента в ведение своего зама Дмитрия Медведева.
"Волошин все-таки политик и работал как политик. Он мог потратить треть рабочего времени на общение с журналистками. Но надо понимать, что он работал в то время, когда публикация в газете могла вызвать политический кризис. И он не только разъяснял, предупреждал о будущих шагах, но и спрашивал о возможной реакции и на основании этого мог корректировать будущие шаги",— вспоминает бывший коллега Волошина.
После ареста Михаила Ходорковского Волошин надолго покинул Кремль, вернувшись туда лишь в 2010 году в качестве руководителя группы при президенте по созданию в Москве международного финансового центра. Правда, в отличие от некоторых бывших руководителей АП вроде Валентина Юмашева, сохранившего кабинет на Старой площади (недалеко от кабинета президентского помощника Эльвиры Набиуллиной), Волошин работает в тихом офисе на Полянке.
Compromat.Ru Сергей Иванов и Дмитрий Медведев http://www.compromat.ru/page_33268.htm Преемником Волошина стал его первый зам, знакомый Путина по юрфаку ЛГУ Дмитрий Медведев. В то время непубличный чиновник, Медведев запомнился коллегам как техничный бюрократ. "Он не проявлял такой заинтересованности во всем происходящем, как Волошин, но ему и не надо было. Он скорее выстраивал системную работу внутри аппарата: чтобы каждый занимался своим делом",— рассказывает один из бывших чиновников АП. Единственная мини-реформа администрации, проведенная Медведевым, заключалась в сокращении количества своих заместителей до двух (Сечин и Сурков) и переводе остальных в статус помощников президента. При этом у нового главы администрации был превосходный личный контакт с Путиным. В кабинет президента Медведев входил "слегка постучавшись". Пресс-секретарь премьера Медведева Наталья Тимакова не стала комментировать "Власти" тот период работы своего шефа.
Следующий важный этап в истории администрации наступил в 2005 году, когда Медведев в рамках операции "преемник" был отправлен в правительство в ранге первого вице-премьера. Тогда же возникла проблема, кто займет пост главы АП. Как вспоминают в разговоре с "Властью" сразу несколько чиновников, Путин одно время говорил подчиненным, что намерен доверить свою администрацию Игорю Сечину. Затем 9 ноября 2005 года, в разгар внутриэлитного обсуждения кандидатур на пост главы АП, Путин улетел в Сочи, где встретился с губернатором Тюменской области Сергеем Собяниным. На эту встречу, показанную спустя несколько дней по телевизору, никто тогда не обратил внимания. Пока на совещании с кабинетом министров через пару дней Путин не представил нового главу администрации: "Богатство России должно прирастать Сибирью... Сергей Семенович, возьмите стул и садитесь сюда".
В пользу Собянина говорили многие факторы: опыт работы в законодательном органе, успешный опыт в Тюмени, умение быть над схваткой в регионе с большим количеством бизнес-интересов, удаленность от сложившихся на тот момент кремлевских группировок. "Решение было красивым: человек из региона, который знает всю региональную кухню изнутри",— вспоминает бывший высокопоставленный чиновник АП. Подходил Собянин и по личным качествам. "Он был довольно жестким администратором и, что важно, умел отстаивать свою позицию. Если он принял какое-то решение, настроился на какой-то курс, дальнейшие споры с ним были просто бессмысленны",— рассказывает собеседник "Власти". Наконец, бывший тюменский губернатор не тащил в Кремль своих людей (кроме давней соратницы Анастасии Раковой), так что расстановка сил и распределение полномочий в Кремле сохранились.
Правда, с приходом Собянина в Кремль многие чиновники связывают нарастание беспорядка в работе кремлевской бюрократии. "Сам Собянин человек системный. Но единственное, чего не учел президент, Собянин вообще не представлял, как работает администрация. В Москве его почти никто не знал, а Путин ему ни публичной, ни аппаратной поддержки не оказывал. В итоге с документами и предложениями к президенту его замы и помощники начали ходить уже через голову главы президентской администрации",— вспоминает бывший кремлевский чиновник. Сам Собянин в разговоре с "Властью" сказал, что президент сам определяет, как и с кем из своих помощников ему общаться, отказавшись от дальнейших комментариев. Compromat.Ru Сергей Собянин и Сергей Нарышкин (справа)http://www.compromat.ru/page_33268.htm Тенденция к дезорганизации в Кремле усилилась после того, как Медведев стал президентом, а Путин — премьером. Тандем принял решение поменять местами руководителя аппарата правительства и руководителя администрации. Сергей Собянин ушел в Белый дом, а во главе медведевской администрации оказался выходец из структур Ленисполкома Сергей Нарышкин. "Идея Путина и Медведева заключалась в том, чтобы связать этой рокировкой администрацию и правительство в единую систему. Но уже через несколько месяцев после инаугурации выяснилось, что Нарышкин и Собянин почти не общаются",— рассказывает бывший сотрудник АП.
Многие сослуживцы Нарышкина по Кремлю вспоминают и его особую деликатность: "Сергей Евгеньевич старался лишний раз не беспокоить президента. Он не звонил первым и почти всегда ждал, пока Медведев сам ему не позвонит по какому-то вопросу. И тут выяснялось, что есть еще пара десятков тем для обсуждения". К тому же Медведев довольно много времени проводил в Горках, где у Нарышкина не было собственного кабинета. В итоге сотрудники администрации продолжили начатую при Собянине традицию ходить к президенту напрямую, координация между структурными подразделениями ослабла, а влияние приобрели чиновники, имевшие прямой доступ к телу президента. Кроме того, после переезда ключевой фигуры тандема в Белый дом многие вопросы решались именно в правительстве.
Сам Нарышкин много внимания уделял законотворческой работе, в частности работе над пакетом антикоррупционных мер, говорит его знакомый. Большую роль Нарышкин играл и в отношениях со странами СНГ, зачастую вмешиваясь в процесс публично. Еще одним детищем главы администрации была работа по регулированию интернета: в частности, именно при его содействии в Минкомсвязи была разработана, представлена и даже утверждена концепция "национальной поисковой системы" в интернете. Правда, до воплощения идея не дожила. Так что переход главы АП на пост спикера Госдумы в декабре 2011 года оказался в чем-то логичным.
Compromat.Ru Сергей Ивановhttp://www.compromat.ru/page_33268.htm После думских выборов администрацию президента возглавил Сергей Иванов — генерал СВР, давний знакомый Путина, конкурент Медведева в "гонке преемников" 2006-2007 годов, который во время президентства Медведева ушел в тень и трудился вице-премьером по военно-промышленному комплексу. Иванов непубличный, но системно мыслящий человек, к тому же имеющий доверительные отношения с Путиным, отзываются знакомые о новом главе АП. [...]
В назначении главой администрации Сергея Иванова опрошенные "Властью" чиновники и эксперты усматривают четкий сигнал: после медведевской четырехлетки Владимир Путин снова делает АП главным центром принятия ключевых решений, которым он сам будет управлять "накоротке" через Иванова. Для этого же в Кремле после инаугурации высадился внушительный десант бывших министров путинского правительства, которые заняли посты советников и помощников президента (оставшиеся за стенами Кремля вроде Алексея Кудрина или Анатолия Сердюкова — редкие исключения). Под их кураторством созданы новые управления, советы и комиссии. Задача новых структур — задавать стратегические направления развития различных отраслей.
Мобилизационный вариант администрации нужен Путину для поиска ответов на ключевые вызовы, стоящие перед Кремлем в период его третьего срока. Главные среди них: "сланцевая революция" в США и ее влияние на доходы российского бюджета, падение популярности партии власти, продемонстрированное итогами думских выборов, а также чрезмерная связь существующих элитных групп с Западом ("Власть" писала об этом в материале "Бороться и скреплять" в N1 от 14 января 2013 года). Некоторые из ответов Кремлем уже озвучены. Например, именно АП стала главным источником идей по ужесточению законодательства в отношении оппозиции и главным мотором кампании по "национализации элит".
Решение новых задач, стоящих перед Кремлем, может потребовать от Сергея Иванова перестройки доставшейся ему в наследство структуры АП, которую можно описать как совокупность нескольких ключевых блоков. Первый из них — административно-бюрократический (референтура, протокол, документооборот, департаменты, готовящие аналитические материалы). Второй — кадровый, через который проходят все важнейшие назначения в системе властной вертикали (не случайно это направление в свое время курировали такие мощные фигуры, как Игорь Сечин и Виктор Иванов, а сейчас за кадры отвечает давний знакомый Путина по Дрездену, экс-заместитель главы МВД Евгений Школов). Третий блок — контрольный, в который входят государственно-правовое управление (под руководством бессменной Ларисы Брычевой) и контрольное управление (возглавляемое Константином Чуйченко). Четвертый блок — внутриполитический. В него входят управление по внутренней политике, а также управления, ответственные за имидж президента и медиаполитику и идеологию в целом (ныне этот блок — самый многочисленный в структуре АП). Сейчас этот важный блок, в 2000-х бывший вотчиной Владислава Суркова, находится в ведении первого заместителя главы АП Вячеслава Володина.
Пока что Владимир Путин и Сергей Иванов обходятся без структурной реформы АП, вместо этого для решения новых задач создаются новые управления и новые комиссии вроде важнейшей комиссии по развитию топливно-энергетического комплекса (ее ответсеком является президент "Роснефти" Игорь Сечин). Однако этот "ручной" метод управления администрацией и путь создания управлений под конкретных лиц имеет и издержки, прежде всего усиление аппаратных противостояний как внутри администрации, так и по линии Кремль—Белый дом. Характерный пример — судьба заместителя главы аппарата правительства Александры Левицкой, которая несколько месяцев назад пала жертвой аппаратной ревности. Выбирая между совещаниями у вице-премьера Ольги Голодец и у помощника президента Эльвиры Набиуллиной, Левицкая отправилась на встречу в Кремле, чем вызвала недовольство главы правительственного аппарата Владислава Суркова, рассказывает собеседник "Власти" в Белом доме. В итоге Левицкая лишилась большинства своих полномочий, после чего написала заявление об уходе. [...]
Нажмите мышкой на изображение для увеличения Compromat.Ruhttp://www.compromat.ru/page_33268.htm
В администрации президента работают почти 2,5 тыс. чиновников. Зарплаты большинства из них в начале 2000-х с трудом позволяли сводить концы с концами. Это открывало огромный простор для коррупции.
Быт большинства сотрудников администрации на заре путинской эпохи был крайне скромным. Зарплату рядового сотрудника АП конца 1990-х и начала 2000-х называют не просто низкой, а запредельно низкой. "Спускаешься в кафетерий 14-го корпуса перекусить, и видно, что в дни после получки столовая заполнена. Это продолжалось недели полторы. А потом толпа спадала. Видно было, как столовая пустеет, а у народа в администрации появлялись термосы, фольга, бутерброды... Наверное, это была зарплата около $100 в месяц",— вспоминает один из высокопоставленных сотрудников АП времен Волошина.
Постепенно зарплаты повышались, но в большинстве случаев не доходили и до средней по Москве. К началу путинского третьего срока система начисления заработной платы представляла собой сложный комплекс из оклада (около 5-10 тыс. руб.), премии, составляющей несколько окладов, надбавок за секретность, сложность и немного за классный чин. Зарплата советника могла не превышать 30 тыс., референта управления — 40 тыс., начальника департамента 70 тыс. рублей. Руководящие должности оплачивались лучше. Согласно декларациям 2012 года, у большинства высших чиновников администрации (заместителей руководителя администрации, помощников, советников президента) зарплата составляла 330-350 тыс. руб. в месяц. У начальников управлений — 250-320 тыс. руб. в месяц, у референтов, помощников и заместителей секретаря Совбеза — 160-210 тыс. руб. в месяц.http://www.compromat.ru/page_33268.htm
В августе 2012 года Владимир Путин подписал указ, согласно которому сотрудники АП приравнивались по статусу к военнослужащим: оклад повышался, а премии снижались. В результате средние зарплаты сотрудников выросли примерно в три раза. Согласно последним данным Росстата, средняя зарплата кремлевского чиновника составляет 132 тыс. рублей. Это от 80-90 тыс. руб. у советника управления, 150 тыс.— главы департамента, 250 тыс.— начальника управления (см. график).http://www.compromat.ru/page_33268.htm
Невысокие оклады порождали несколько проблем. Первая из них — крайняя сложность в подборе новых молодых специалистов на низовые должности. В результате многие сотрудники администрации работали еще со времен аппарата ЦК, молодежь в Кремль было не заманить. Большая часть старожилов Кремля довольствовалась невысокими зарплатами в пользу большого социального пакета.
Второй проблемой была коррупция. Боролись и борются, по рассказам сотрудников, с этой проблемой все руководители по-разному. Распространенной была практика, когда руководитель управления или департамента приплачивал собственным сотрудникам или вручную распределял добавки и премии. В некоторых управлениях приветствовались выходцы из бизнеса, заработавшие достаточно, чтобы не воровать на службе. Некоторые отделы гордились сотрудницами с обеспеченными мужьями, что делало их не склонными к мелким взяткам.
Коррупция в администрации никогда не поощрялась, уверяет нынешний кремлевский чиновник. Более того, будучи замеченным в получении денег со стороны, сотрудник может подвергнуться самому жестокому наказанию: "Существовало негласное правило: можешь держать маленький свечной заводик, или твоя жена, или дети твои, но если будешь замечен в протаскивании интересов своего заводика — сразу на выход".
Однако попыток и поводов занести денег в Кремль всегда было много. При этом самый важный вопрос — о кадровых назначениях — одними деньгами никогда не решался. "Это вопросы очень тонкие и без единой схемы решения,— объясняет один из работавших на "рынке" решальщиков.— Тут все зависит и от личных связей на разных уровнях, и от умения отследить нужные документы и характеристики из управления по кадрам. Абы кого с улицы не приведешь. Кроме того, по ключевым регионам "снизу" вопрос не решается, там всегда есть заинтересованные стороны от крупного бизнеса, которые решают вопросы на должном уровне". Сложнее всего уследить за теми, кто плотно работает с региональными властями, рассказывает еще один бывший чиновник. Так, например, несколько лет назад руководство одного из управлений заподозрило подчиненных в том, что те навязывают мэрам и губернаторам закупки по госконтрактам одной из осветительных компаний. Увольнения последовали почти сразу.
Впрочем, умельцы всегда пытались торговать должностями как в самой администрации, так и вне ее. В октябре 2012 года по подозрению в мошенничестве был задержан глава департамента по взаимодействию с госорганами ТНК-ВР, пытавшийся продать должность руководителя управления по внутренней политике и заместителя руководителя аппарата полпреда по ЦФО. По сообщению МВД, прошлая должность заместителя губернатора Иркутской области "позволяла ему позиционировать себя влиятельным человеком с обширными связями, но реальными возможностями влиять на кадровые решения он не обладал". Мошенничество налицо: должности уровня руководителя управления "продать" невозможно, говорят собеседники "Власти".
Помимо должностей многие пытаются купить близость к президенту — вокруг попадания на мероприятия с участием главы государства или в его зарубежные поездки существовал коррупционный рынок. При этом, уверяют нынешние и бывшие чиновники, деньги с бизнесменов за возможность организовать встречу с президентом или попасть в состав делегации брали исключительно аферисты. "Бизнесмены средней руки на прием к президенту не ходят, а бизнесмены крупные встречаются с ним и так. Трудно себе представить, чтобы условный Вексельберг платил взятку за то, чтобы встретиться с президентом. Можно подозревать, что кто-то из советников или замов может позвать кого-нибудь на широкое совещание с президентом. Не в узком кругу, а когда в зале по 200-300 человек",— описывает ситуацию собеседник "Власти". Та же ситуация с зарубежными поездками: "Есть четкий список тех, кого брать обязательно. Есть люди, которых брать нельзя. А есть бизнесмены, присутствие которых факультативно. Тут "серая" зона, но это скорее вопрос личных отношений предпринимателей с чиновниками, а не коррупция".