04 августа 2013 http://yakutia.info/
Якутия: хапсагай и страсти вокруг парома
Через Лену (как впрочем, и через Алдан) нет моста. Это большая
проблема для всей республики Саха. Зимой ездят по льду, летом ходят
паромы раз в час, а вот в межсезонье проехать нельзя совсем. Паромы
коммерческие и ходят до последнего — самый последний осенний паром идет
уже с риском покорежить борта об льдины, и цена перевозки грузовой
машины может достигать 100 тыс рублей (обычно — пара тысяч). Но даже в
разгар навигации очередь выстраивается длиннющая:Поскольку по всей республике шел праздник, капитан парома через
матюгальник сурово предупредил, что первыми поедут автобусы с детьми,
возвращающимися с праздника. Сурово повторил три раза на всё побережье:
«Без очереди сегодня на паром никто не въедет! Первыми пойдут автобусы с
детьми!» В итоге дети проехали первыми, но не сразу:
Первым делом вне очереди попыталась на паром въехать иномарка. А
когда я ее сфотографировал, водителю это так не понравилось, что он
вильнул в мою сторону, норовя сбить капотом:
Капитан парома еще дважды проорал с башни в матюгальник уже конкретно
этому водителю: «Отвали назад! Перед автобусами никто не въедет!» Но
легковушка уверенно перла к парому. И только когда капитан нажал кнопку и
поднял трап на полметра, легковушка остановилась. Я продолжал
фотографировать, а из окошка высунулась тетка и стала орать лично мне
(почему-то), что им надо проехать, поскольку они везут инвалида. В
машине и правда сидел дедок с перевязанным локтем. Тетка делала мне
страшные глаза и шипела: вы хоть знаете, чья это машина? Да вы
понимаете, кто это едет? Вы хоть понимаете, чем это для вас закончится?
Не смейте эту машину фотографировать! Но я блогер из Москвы, приехавший
по приглашению министерства туризма Якутии.
Впрочем, инцидент с иномаркой, где ехал дедушка с перебинтованным
локтем, а капитан парома его заставил уехать и пропустить автобусы, был
короткий и мелкий — иномарка отъехала в сторону, пропустила автобусы, и
тоже заняла свое место на пароме. Куда больше страстей разгорелось
позже, когда автобусы с детьми проехали. В очередь попытался въехать
сбоку кавказец на КАМАЗе-кране (да, в Якутии тоже работают приезжие
кавказцы)
Но въехать в центр очереди ему не дали — взяли и не пустили. Кавказец
очень обиделся. И хотя он был по всем понятиям кругом неправ (а может
быть, как раз именно поэтому?), горячая южная кровь заставила его
выскочить из машины с монтировкой. Он был зол, громко кричал и бросался
на всех вокруг:
Особенные вопли и угрозы он обрушил на КАМАЗ, который не дал ему
проехать. Он стучал монтировкой по корпусу, затем распахнул дверцу и
тыкал монтировкой водителя. Монтировки ему показалось мало — в свободную
руку он схватил камень и теперь размахивал им. Как сказали бы шаманы,
душой его завладели злые демоны Нижнего мира. Море эмоций, прямо очень
страшный терминатор.
Отстав наконец от КАМАЗа, он переключился на случившегся поблизости
якута и полез в драку, размахивая монтировкой. Якут оказался хоть и
тихий, но не пугливый. Он не кричал и не размахивал руками попусту.
Только по делу. Первым же движением якут отобрал у хулигана монтировку, и
она полетела на землю. Кавказца это не остановило, он полез в драку,
размахивая кулаками. И, хоть кавказец был крупнее и выше, кулаки его
почему-то цели не достигали. Якут провел прием и повалил хулигана. Затем
сделал захват. И в таком положении удерживал разбушевавшегося, ожидая
пока тот успокоится. Как обычно бывает: увидев, что злодей повержен и
больше не опасен, из толпы выскочил какой-то доброхот и принялся пинать
скованного злодея кулаком. Подоспевшие водители оттащили вмешавшегося,
объяснив, что это не по-мужски. А затем аккуратно разняли пару, следя,
чтоб кавказец снова не начал дергаться. Поверженный и помятый, тот потом
еще долго шипел и фыркал, но уже тихо и себе под нос. А наш герой
остался терпеливо ждать свой очереди. Он был по-прежнему спокоен и
невозмутим.
Национальная якутская борьба называется хапсагай. Именно ее приемы
помогли якуту так легко и бескровно успокоить разбушевавшегося хулигана.
Правила хапсагая просты: надо устоять на ногах. Тот, кто коснулся земли
чем-то, кроме ног, — сразу проиграл. Борьба эта идет из древности,
соревнования проводились в Якутии всегда. Призом победителю традиционно
служила варёная бедренная кость жеребца с мясом, чарка кумыса и песнь в
его честь. Ну а побеждённому показывали «оскорбительный кукиш,
запачканный землёй». Само слово «хапсагай» переводится с якутского
примерно как «ловко хватай и проворно действуй». Борьба упоминается в
самом знаменитом якутском произведении — героическом эпосе Олонхо: там
богатырь Среднего мира (нашего мира) побеждает представителя тёмной силы
при помощи приёмов хапсагай. Полагаю, на вышеприведенных фотках мы с
вами увидели современную версию именно этого эпизода Олонхо. В Якутии
хапсагай очень популярен, мальчишки занимаются борьбой с детства. Вот
так идут школьные соревнования по хапсагаю в далеком поселке Тополиное, о
котором я расскажу в следующий раз....
и очень интересный комментарий (орфография сохранена):
Алексей Васильев
Представьте себе что билеты в кинотеатр будут продавать не до начала
сеанса, а после того как зрители сядут по местам. То есть кто всех
растолкает и успеет занять место, тот и будет смотреть кино. И перед
каждым сеансом будет драка чтобы успеть занять места. Согласитесь, это
идиотизм? То же самое сегодня у нас происходит при погрузке на паром. И
дело не в том что мы такие некультурные, а в том что сам принцип
идиотский, он вынуждает людей толкаться, царапать свои и чужие машины,
постоянно истерики, крики, короче стресс сплошной. Но главное это потеря
времени! Бывает много часов ждешь чтобы попасть на паром, в это время
другие дела стоят. И не известно когда ты уедешь, когда приедешь.
Короче выход из этой ситуации очень простой. Нужно сделать
ПРЕДВАРИТЕЛЬНУЮ ПРОДАЖУ БИЛЕТОВ НА ПАРОМ!!! Вот ты купил билет на паром
на 18:00 и ты точно знаешь что в это время ты переправишься. Если
билетов нет, покупаешь на следующий и подъезжаешь позже, а не торчишь
как дурак на берегу.
Покупку билетов на паром надо сделать не только через кассу, но и по интернету как авиабилеты.
Технически это решить думаю будет не сложно. При покупке билета ты
вводишь номер и марку машины, на въезде на паром стоит камера
определяющая номер машины, которая тебя автоматически пропускает.
Нет никакой давки, все цивилизованно. За пол часа до рейса подъехал, спокойно погрузился и отчалил.
Кроме этого надо увеличивать количество рейсов в часы пик. Благодаря
новой системе сразу будет видно в какие часы больше всего желающих.
Может на эти часы пустить дополнительно малые частные паромы.
Еще один момент. Пусть грузовики переправляются не в самое пиковое
время не в пятницу вечером например. А то изза них люди не могут уехать.