19.12.2013 vit1Странные события и неожиданные заявления, связанные с наличием сразу трех якутских компаний, в наименовании которых фигурирует слово из трех букв (на всякий случай: это буквы Р, И, К), в последнее время начинают наводить на мысль об игре в «наперстки». Угадай, под каким в конечном итоге окажется «шарик» из 18 млрд рублей, вырученных республикой от продажи 7% акций АЛРОСА! родажи акций весной этого года Егор Борисов заявил о том, что вырученные средства в бюджет не поступят: их загонят в компанию «РИК», точно так же, как ранее поступили с миллиардами, вырученными от продажи активов «Якутугля» и «Эльгаугля». Депутаты парламента, которому предстояло дать разрешение на продажу акций, на это никак не отреагировали. А вот среди населения началось ворчание. Чтобы остудить страсти, Борисов пообещал: все расходование средств будет осуществляться абсолютно прозрачно, а общественность получит доступ к контролю за этим процессом.
Егор Борисов:
– Будет создан общественный контроль за деятельностью РИК!
Точно такое же обещание позже он дал уже на сессии Ил Тумэна, заявив, что парламент может направить своих представителей в группу по «общественному контролю за РИК». Это было сказано на предпоследнем пленарном заседании четвертого созыва Госсобрания. Но народным избранникам к этому времени уже не было никакого интереса, кто там и как будет тратить деньги от продажи АЛРОСА. Половина из них была занята своими перевыборами, другую половину какой-то там контроль не интересовал по причине сложения полномочий.
Новый парламент, избранный 8 сентября, провел уже три сессии и 5 декабря соберется на четвертую, но о предложении президента пока так и не вспомнил.
Меж тем и акции уже продали, и с «шариком» играть начали.
Для начала: к моменту продажи стало известно, что деньги получит не та РИК, прозрачность которой обещал президент. «Шарик» (еще гипотетический) оказался под другим «наперстком» – компанией «РИК Плюс», которую создали за два месяца до торгов. Регистрация нового ОАО (дочки основной РИК) произошла 9 августа, а до этого, 24 июля, Егор Борисов подписал распоряжение «Об участии Республики Саха (Якутия) в создании ОАО «РИК Плюс». Этим распоряжением предписывалось «внести в установленном порядке в качестве вклада Республики Саха (Якутия) в уставной капитал создаваемого ОАО «РИК Плюс» часть акций акционерной компании «АЛРОСА» (ОАО) в размере до семи процентов, находящихся в государственной собственности РС(Я)».
Позже его продублировали уже распоряжением правительства от 30 июля за подписью Галины Данчиковой.
Сегодня озвучивается мнение, что тем самым было произведено отчуждение акций АЛРОСА из государственной собственности, на что Ил Тумэн разрешения правительству не давал. Он разрешал только продать акции, а не передавать их в чье-то пользование для последующей продажи. И в перспективе сама продажа может быть обжалована в арбитражном суде как незаконная. Вот только кто полезет судиться?
Но бог с ним, с сомнительными процедурами. Мы, напомним, пытаемся следить за «наперстками».
Как только «шарик» закатился под «наперсток» с плюсиком, произошла некая манипуляция, после которой вдруг стало непонятно, а под кем теперь якутские миллиарды на самом деле?
28 октября состоялись торги по продаже АЛРОСА. Было выставлено 16% акций, из которых наших – 7. В установленном ценовом коридоре до 35—38 рублей за акцию, ценные бумаги ушли по низшей цене (35 рублей). И, тем не менее, Якутия заработала в итоге 18 млрд руб- лей. Уже через несколько дней деньги были перечислены на счета «РИК Плюс».
А еще через несколько дней последовало заявление:
«Открытое акционерное общество «Республиканская инвестиционная компания» сообщает, что 18 ноября 2013 года на основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) обществу переданы полномочия единоличного исполнительного органа открытого акционерного общества «РИК Плюс», 100% акций которого принадлежит правительству Якутии. В соответствии с договором ОАО «РИК» вправе решать все вопросы, отнесенные к компетенции единоличного исполнительного органа ОАО «РИК Плюс» в соответствии с законом и Уставом, совершать сделки и иные юридические действия. Это позволит избежать ОАО «РИК Плюс» издержек по содержанию управленческого аппарата и эффективно использовать опыт команды Республиканской инвестиционной компании по финансированию крупных инфраструктурных и иных проектов на территории Республики Саха (Якутия)».
Если на пальцах, это означает, что у «РИК Плюс» нет ничего, кроме директора с ручкой и телефоном, а также 18 млрд рублей, распоряжаться которыми все равно будет «материнская» РИК. При этом и РИК, и «РИК Плюс» принадлежат республике.
Так под каким из наперстков шарик? Запутались?
Отметим, что в свое время самую первую, «материнскую» РИК создавали тоже заранее и тоже под конкретную продажу. Она появилась в сентябре 2006 г. для освоения средств от продажи акций «Якутугля» и «Эльгаугля» — за месяц до утверждения мирового соглашения между республикой и Росимуществом, по которому эта продажа сделалась возможной. Поскольку продавались акции и республики, и федералов, по умолчанию за первой РИК устанавливался двойной контроль (и Якутск, и Москва), хотя компания была на 100% республиканской и создавалась
«для разработки, реализации, координации инвестиционных и инновационных программ и проектов во всех отраслях экономики Республики Саха».
Оно и понятно, речь шла о 35 млрд рублей.
Эта зависимость не сильно, но чувствовалась. Ну, настойчиво посоветуют вложить энное количество миллионов в очередной нанопроект Чубайса (сразу после своего появления ОАО «РИК» профинансировало на 300 млн рублей завод в Санкт-Петербурге по производству светодиодов). Это ж не так накладно? Тем более что через какое-то время можно будет из проекта выйти, не получив ни прибыли, ни дивидендов, ни хотя бы технологий по энергосбережению, которые можно масштабно внедрять в Якутии (как поначалу грозили)…
ОАО «РИК Плюс» таких обременений не подразумевал. Его создавали для продажи не совместного пакета акций, как в случае с «Якутуглем», а только нашего. Соответственно, и двойного контроля не будет.
Но тут в игре появился третий наперсток.
В Москве произошли обыски и выемки документов в еще одной РИК – компании «РИК-Финанс».
ООО «РИК-Финанс» является дочерним предприятием РИК (наряду с базальтовым заводом под Покровском, управляющими компаниями «Запад» и «Центр» и т. д.), созданным для работы с ценными бумагами и в том чис- ле предоставления брокерских услуг. А еще, возможно, для организации элементов «дольче вита» («сладкой жизни») отдельным гражданам. Брокеры с якутскими корнями, например, выступали спонсорами турниров по мини-гольфу, выставки яхт (Moscow Boat Show), мастерклассов по пилотированию вертолетов (воздушное поло) и т. д.
Компания достаточно высоко котируется в деловых кругах, поэтому известия об обыске в ее офисе прозвучали крайне неожиданно. Тем более что основание было довольно формальное – оперативная информация о звонках с угрозами и вымогательствами. Вы это представляете? Вымогать деньги, звоня из офиса (!) респектабельной конторы, которая имеет высокие уровни рейтинги надежности и входит в число крупных инвестиционных компаний страны? Дальше – больше.
РИК финансВыяснилось, что конфликт, из-за которого нагрянули полицейские, связан с другой кредитной организацией, опять же имеющей «якутские корни». Жалобу на «РИК-Финанс» написал «НР-банк», руководителем которого являлся выходец из Якутии Джулустан Борисов. 7 октября 2013 г. этот банк был лишен лицензии ЦБ РФ за участие в сделках по отмыванию денежных средств. И, тем не менее, по его отмашке следственные органы предприняли немедленные оперативные действия… за которыми ровным счетом ничего не последовало. По крайней мере, пока. Зато картинку обысков и изъятия документов тут же показали по центральному ТВ в «Дежурной части» канала «Россия».
И, собственно, сразу после этого, вот буквально на следующий день, 18 ноября прозвучали официальные заявления о том, что деньгами, которые держит «РИК Плюс», будет заведовать ОАО «РИК», за которым со времен продажи «Якутугля» есть глаз Москвы. Вот так события вокруг одной РИК приводят к тому, что управлять деньгами, доверенными второй РИК, будет третья РИК.
Конечно, это может оказаться случайным стечением обстоятельств, но со стороны складывается такое ощущение, что Егору Борисову и всему кабинету министров республики ну очень непрозрачно намекнули: распоряжаться 18-ю миллиардами бесконтрольно, не делясь, не получится. Надо было в бюджет класть…
***
В настоящей игре «в наперстки» тоже три наперстка и шарик. Вот только жизнь показывает, что, если заставить наперсточника поднять свои инструменты, окажется, что шарика нет ни под одним. Он — между пальцами наперсточника. Узреть это и схватить шулера за руку может только о-очень внимательный наблюдатель. Может, все-таки пора почесаться насчет обещанного лично Егором Борисовым «общественного контроля за деятельностью РИК». Ау, Общественная палата! Ау, депутаты Ил Тумэна! Да шевелитесь же, наконец!
Виталий Обедин, Якутск Вечерний.
За «алмазную провинцию» скоро возьмутся
Также 18 ноября состоялось еще одно событие, связанное с АЛРОСА: подписание акционерного соглашения между основными акционерами АЛРОСА – правительством Якутии (в лице МИЗО) и Росимуществом. По этому соглашению акционеры уговариваются в течение 5 лет сохранять за компанией «АЛРОСА» государственный контроль, не допуская, чтобы количество акций, которыми они владеют совместно стало меньше контрольного пакета – 50% акций + 1.
Егор Борисов называет это своей заслугой и, скорее всего, по праву. Планы федерального правительства относительно АЛРОСА изначально были совсем иными. По подписанному в 2012 г. распоряжению в течение трех лет планировалось, что государство полностью избавится от своей доли в алмазной компании. На 100%. Якутия настаивала на другом варианте — сохранить контроль. Борисов об этом неоднократно заявлял. В конечном итоге наша взяла, чему способствовала отставка Кудрина.
Новость, в общем, хорошая, но есть один момент.
Дмитрий Медведев, премьер-министр правительства РФ, по-прежнему хочет продавать акции АЛРОСА. Сразу после того, как первые 16% были проданы, он встретился с вице-премьером Игорем Шуваловым, курировавшим сделку, и дал указание поторопиться с подписанием акционерного соглашения, подчеркнув: надо готовиться к следующим торгам.
Дмитрий Медведев:
– В целом государство сохраняет за собой контроль в компании, но такого рода продажи будут проведены – я имею в виду курс на приватизацию государственного имущества и необходимость получения финансовых результатов.
И тут надо задаться таким вопросом: а что еще можно продать?
Доля федералов в АЛРОСА теперь составляет 43,9%, из которых Росимущество может продать не больше 18,9% акций. Потому что Якутии с ее 25% + 1 акция больше продавать нечего. По закону, принятому депутатами прошлого созыва Ил Тумэн, доля Якутии в АЛРОСА не может быть меньше именно этой цифры 25% + 1 акция. А по акционерному соглашению с АЛРОСА у государства должен оставаться контрольный пакет. Это значит, что федералы должны оставить себе не меньше 25%.
Есть что-то еще?
Есть. 8% акций, принадлежащих 8 улусам «алмазной провинции». Их в акционерное соглашение, к слову сказать, даже не включили. Причем, такая позиция была занята заранее.
Игорь Шувалов, вицепремьер РФ:
– Около 8% компании принадлежит улусам ЯКутии. Это местные органы власти. Они не будут стороной в этом соглашении, но мы понимаем, что взаимодействие [по дальнейшей приватизации компании] необходимо будет обеспечить.
«Взаимодействие» должно выразиться в даче согласия депутатскими советами улусов на продажу акций. А обеспечить его, надо полагать, доверят Якутску. Будет ли создана какая-нибудь четвертая РИК для оприходования средств, покажет время. С уверенностью же пока можно говорить об одном – до весны не продадут. По условиям продажи первого пакета акций алмазной компании ни мы, ни федералы не можем в течение полугода (180 дней) выбрасывать на рынок новые пакеты акций АЛРОСА.