Main » 2014»Олунньу»1 » в случае достижения успеха – эта дорога станет дорогой жизни для Арктики.
в случае достижения успеха – эта дорога станет дорогой жизни для Арктики.
09:16
Глава Анабарского улуса Иван Семенов: Надежд на Год Арктики много
В начале Года Арктики в Якутии глава Анабарского улуса Иван Семенов дал интервью ЯСИА. - Иван Иванович, Анабарский улус - один из арктических районов Якутии, где развивается промышленность. На вашей территории успешно работает компания «Алмазы Анабара». Можно ли сказать, что на этом фоне у вас несколько другая, нежели в других арктических улусах, картина? - Компания «Алмазы Анабара» и дочерняя «Нижне-Ленское» -- это отдельные хозяйствующие субъекты, причем с очень хорошо налаженным и организованным производством. И причислять их победы и успех себе, это, по крайней мере, некрасиво. Да, компании эти - социально ответственный бизнес, мы ощущаем мощную поддержку с их стороны. И очень благодарны руководителям Матвею Николаевичу Евсееву, Ивану Ивановичу Андрееву и Андрею Вильевичу Карху. Ежегодно в среднем около 150 жителей улуса заняты в алмазной промышленности. Алмазники в рамках соглашений с улусом инвестируют ремонт дорог, софинансируют строительство социальных и производственных объектов для развития улуса. Помимо этого, ведется социальная поддержка населения: ежегодно на новогодние каникулы студенты приезжают домой за счет компаний, осуществляется перевозка пассажиров и груза внутри улуса, берут людей и багаж и на свои заказные авиарейсы и водный траспорт, насколько это позволяет конкретная ситуация. В целом, просьбам в поддержке социального характера они стараются не отказывать. Но мы не можем только кивать в сторону алмазников.
- Что, в таком случае, предлагаете вы?
- Мы хотим изменить положение дел коренным образом. Промышленная нагрузка на маленькую территорию улуса очень большая, она в перспективе будет увеличиваться еще. Начнется разработка нефтегазоносных месторождений в Арктическим шельфе, редкоземельных металлов в верховьях реки Уджа. При этом колоссальная нагрузка на пастбища наносится объектами животного мира — 150-тысячная популяция диких северных оленей Лено-Оленекской популяции вот уже в течение 30 лет мигрирует на побережье для воспроизводства. И мы должны развивать исконное занятие коренного населения улуса. Район, который славился традиционными отраслями – охотпромыслом, оленеводством, рыболовством, должен поднять эти промыслы на качественно новый уровень, в соответствии с требованиями 21 века. Как бы пафосно это ни звучало. В целом нужно воссоздавать производство по всем направлениям, это наша главная цель. Тем самым обеспечить рабочими местами, а значит и улучшить жизнь. И люди будут строиться, и работать.
- Как вы хотите поднять на новый уровень оленеводство, к примеру?
- Как специалист, который в свое время восстанавливал оленеводство республики, не побоюсь этого слова, я все-таки решился изменить, во-первых, руководящий состав сельхозпредприятий. Я привел молодых людей. Это принципиально важный момент. Во-вторых, перенаправить средства муниципального бюджета на поддержку товарного производства. В-третьих, создать условия для производственного кочевания семейных династий оленеводов. Что бы ни говорили, но это образ жизни коренных народов. Вы не знаете, сколько потомственных династий вымирает в поселках. Все же кочевые, оленные люди не могут жить постоянно в одном месте. Тундра сейчас опустела. Никого нет в родовых промысловых поселениях, охотничьих угодьях и рыболовных участках. Мы сделаем упор на их восстановление, несмотря на затратность. С расчетом открытия цехов первичной обработки продукции на местах. И я убежден, что только сохранив структуру производства в крупных предприятиях, мы сможем восстановить оленеводство на основе внедрения научных, зоотехнических, ветеринарных и новых инновационных технологий.
- А как же с зарплатой оленеводов? Как повысить ее?
- Я согласен с народным депутатом Еленой Голомаревой, что зарплату оленеводам надо повысить. Но есть одно «но». Она хочет сделать это за счет госбюджета. Это неправильно, это не изменит ситуацию в целом, наоборот укрепляет иждивенческий настрой. Повышение заработной платы в виде софинансирования должны взять на себя работодатели и муниципалитеты, которые имеют свое муниципальное имущество. Я вам приведу такой пример. На сегодняшний момент в республике, несмотря на то, что в 2013 году климатические условия были благоприятными для оленеводства, непроизводительный отход оленей составил более 45 тысяч голов. Вы только вдумайтесь в эту цифру. Это гигантская цифра. Вот где надо по-серьезному разбираться и акцентировать внимание. Действительно ли затравлено, потеряно, пало от болезней столько оленей? Основываясь на своем опыте, я считаю, что половина этой цифры – это нелегальный доход оленеводов, особенно крупных предприятий. Но все это, конечно, не от хорошей жизни. – А все же как повысить зарплату оленеводов?
– Все просто. Этот доход надо легализовать. Я предлагаю совершенно другую схему, где субсидии, в том числе софинансирование муниципалитета, будут предусматриваться на товарную продукцию - конкретно по ставкам на один килограмм сданной продукции, для реализации населению улуса, через определенного улусного заготовителя. При этом мы получим мультипликативный эффект. Во-первых, увидим реальную картину учета производства продукции сельхозпредприятий. Простимулируем сельхозпроизводителя на конечный результат своего труда и, соответственно, повышение заработной платы. И в-третьих, мы сможем регулировать розничные цены на мясо и субпродукты для реализации населению улуса. Вот таким образом планируем организовать производство в охотпромысле и рыболовстве, где будут предусмотрены ставки на шкуру белого песца, мясо дикого оленя и на рыбу по видам. – Как обстоят дела с обеспечением населения продуктами?
– Север посажен на завозную иглу, если так можно сказать. Схему обеспечения арктических улусов уже пора пересмотреть. Необходимо функции обеспечения субсидированными основными видами продуктов передать в виде пилотного проекта муниципалитету. Уж сами себя мы сможем как-то обеспечить действительно необходимыми продуктами. И вообще, считаем: чтоб в какой-то мере не зависеть от завоза, надо развивать производственные мощности. Для этого в Саскылахе будет построен мини-цех по розливу и переработке молока мощностью 500 литров в сутки, это необходимо для здоровья подрастающего поколения. В дальнейшем планируем развить рыбную и мясную переработку в промышленных городах республики с развитой транспортной схемой, инфраструктурой и рынком. Вместе с тем, с помощью «Алмазов Анабара» ежегодно будем доставлять скороспелую живность - кур и поросят - для частного подворья, а при поддержке Минсельхоза республики решим вопрос доставки кормов автозимником. – Что вы планируете в улусе в связи с Годом Арктики и чего ожидаете?
– Планов много. Мы бы хотели вернуть утраченные в связи с секвестированием позиции в бюджете. Мы не рассчитываем на увеличение бюджета, но надеемся на возврат того, что было. Это все же Арктика, и тем более в республике объявлен Год Арктики. По законотворческой деятельности мы, муниципалитеты, исполнительные и законодательные власти республики, общественные организации коренных малочисленных народов Севера должны постараться привести в соответствие федеральным республиканские нормативно-правовые акты. Например, в части упрощения процедуры оформления рыболовных участков, получения всякого рода разрешений, лицензий и т. д. юридическим лицам коренных народов Севера.
В третьих, это развитие инфраструктуры и благоустройство, создание производственных мощностей. Мы уже начали подготовительные работы до закрытия автозимника: перевезли материалы для ремонта социальных объектов и строительства жилых многоквартирных домов.
В четвертых, почему житель или предприятие Анабара, находясь в более жестких жизненных условиях, должны покупать 1 литр бензина в среднем на 12 рублей дороже, чем житель или предприятие центрального улуса? Считаем, учитывая удаленность территорий, правительство республики должно вести политику по выравниванию диспаритета цен и тарифов. При этом ставим вопрос о предоставлении субсидированных нефтепродуктов в тарированном виде для реализации населению и возмещению части затрат приобретения нефтепродуктов предприятиям арктических и северных территорий республики.
Для реализации республиканских и муниципальных целевых программ мы будем вести наступательную работу в сфере здравоохранения, образования и социальной политики.
В Год Арктики мы ждем пересмотра инвестиционного бюджета республики. Совместно с соседним Оленекским улусом ставим вопрос о капитальном ремонте взлетно-посадочных полос и передачу аэропортов Саскылах и Оленек с Мирнинского авиапредприятия в ФГУП «Аэропорты Севера», так как актуальность их использования возрастает с дальнейшим развитием промышленности. – Вы говорили об амбициозных планах.
– Да. Самый амбициозный – это совместно с «Алмазами Анабара» разработка проектно-сметной документации для строительства круглогодичной дороги Саскылах – Юрюнг Хая протяженностью 130 км. Конечно, сейчас это просто немыслимая работа и несоответствующий бюджет. Но в случае достижения успеха – эта дорога станет дорогой жизни для Арктики.