Первым местом поселения Эллэя была местность Ус Тиит
Автор: эх (46.48.177.13) 19.02.2014 (17:23) Жительница поселка Тулагино Светлана Борисова намерена совершить небольшую революцию в науке об этногенезе народа саха. По мнению члена республиканской ассоциации «Священные места», первым местом поселения Эллэя была местность Ус Тиит, расположенная возле Тулагино. В то же время многие историки считают, что Эллэй поселился с женой, дочерью Омогой Бая, в совершенно другом месте – в местности Уураахы или же возле озера Сайсары.
Как утверждает исследовательница, в Тулагино-Кильдямском наслеге находятся 18 сакральных мест. Исследовательница намерена добиться того, чтобы этим местам присвоили статус особо охраняемых территорий и запретили там строительство дач и жилых домов. Сейчас предложение Светланы Борисовой рассматривают в министерстве культуры и духовного развития.
Сакральные места С именем первопредка народа саха Эллэя Боотура связано множество легенд и преданий. Исследователи до сих пор дискутируют и спорят между собой, кем по происхождению был Эллэй и где именно он впервые обосновался. Неудивительно, что каждый настаивает на своей, якобы экспертной, точке зрения. Известные в научных кругах историки в этом вопросе предпочитают ссылаться на труды исследователей Георгия Эргиса, Гавриила Ксенофонтова, Дмитрия Дьячковского. Так, одни историки считают, что первым местом поселения Эллэя с женой, дочерью Омогой Бая, была местность Уураахы, другие же исследователи указывают на озеро Сайсары. Жительница Тулагино Светлана Борисова, основываясь на исследовании своего отца Степана Бережнева, утверждает, что Эллэй сначала поселился в местности Ус Тиит и только затем переселился в Ураахыы.
"НВ": Светлана Степановна, чем вы можете подтвердить свою гипотезу? Светлана Борисова: Все данные, которыми я располагаю, взяты из архивного наследия моего отца, научного корреспондента, Степана Бережнева. Он долгие годы собирал по крупицам предания и легенды о сакральных местах Тулагино-Кильдямского наслега. Я лишь продолжаю дело отца. "НВ": Насколько мне известно, Тулагино-Кильдямский наслег не входит в так называемый реестр сакральных мест.
С.Б.: Тулагино-Кильдямцы – место, овеянное легендами и мифами. Оно имеет большую историческую ценность, так как оно связано с именами первопредков народа саха – Омогоя и Эллэя. Согласно преданиям, именно Тулагино-Кильдямцы является прародиной всего культурного наследия якутского народа. Сейчас в силу различных исторических веяний и перемен, историческая память о священных местах Тулагино-Кильдямцев забыта. И это наша боль – видеть, как разрушаются сакральные места. К сожалению, ни один из сакральных объектов наслега не вошел в республиканский реестр. Поэтому мы не можем защитить наши священные места. "НВ": Вы обращались с предложением внести местности близ Тулагино в реестр священных мест? С.Б.: Мое предложение сейчас рассматривают в министерстве культуры и духовного развития. Этим летом местные археологи проводили раскопки близ Тулагино и нашли доказательства того, что там действительно была стоянка Эллэя Боотура. "НВ": Где, согласно вашей гипотезе, все-таки было место первого поселения Эллэя Боотура с женой? С.Б.: По легенде Эллэй поселился со своей женой Аан Чанный в местности Ус Тиит (Три лиственницы). Это место расположено близ Кильдямцев в долине Куорэйии. Куорэйии – одна из трех частей долины Туймаада. С ней связано много легенд и мифов. Долина воспета в Олонхо и наделена сакральным значением. Предки саха называли эту долину также землей небесных божеств. Это родовая территория, земля наших предков. "НВ": Но ведь многие исследователи считают, что первым местом поселения Эллэя с супругой была местность Ураахыы. С.Б.: Эллэй переселился в Ураахыы после того, как он сначала обосновался в Ус Тиит. Местность Ураахыы находится в самом центре долины Туймаада. По рассказам старожилов Тулагино-Кильдямцев, в древности здесь был балаган Эллэя Боотура. Балаган располагался возле холма Ынырдаах, находящегося неподалеку от фермы "Зерновая" Мархинского племенного хозяйства. Уураахы сирэ переводится как "земля Ураанхай Саха". Именно здесь Эллэй устроил свой второй ысыах. Айыы шаманом этого ысыаха стал первый сын Эллэя – Намылга Силик (Лабынха Сююрюк). Он известен как первый Айыы шаман. По легенде во время ысыаха Намылга Силик после благословения небесных божеств исчез. Позже на этом месте, будто по велению небесных божеств, выросло необычное дерево в форме чорона или хомуса. Дерево растет к западу от комплекса Ус Хатын. После прихода русских землепроходцев местность Уураахы принадлежала царским казакам, а после установления советской власти – трудовым артелям и совхозу "Якутский". Первый ысыах в Ойуу Хатын "НВ": Если верить легендам, именно Эллэй Боотур провел первый ысыах. С.Б.: Эллэй Боотур впервые провел ысыах, праздник благословения небесных божеств, в местности Ойуу Хатын, известной сейчас как Березовка. В этих двух священных местах – Ус Тиит и Ойуу Хатын – раньше были камни с древними писаницами. Но они исчезли после того, как там построили II колонию. На этом урочище, Ойуу хатын, находится братская могила жертв репрессий.
По древним преданиям вся территория от Мархи до Кангалассов принадлежала Эллэю Боотуру.
"НВ": Какие еще сакральные места находятся в Тулагино-Кильдямцах? С.Б.: Одно из сакральных мест Тулагино-Кильдямцев - священное озеро Эллэя Ытык эбэ. Согласно древним преданиям, во время благословения Эллэем небесных божеств, прилетели три белоснежных лебедя. Птицы три раза пролетели вокруг трех лиственниц и спустились на это озеро. Озеро Ытык эбэ сейчас называется по-другому – Тегюрюк Кюель (Круглое озеро). Озеро находится напротив местности Хоту Умсан, к северо-востоку от предприятия "Отважный". Еще одно священное место называется Ой Бэс. Оно находится к северо-западу от местности Кумахтаах. По преданиям и на этих двух местах жил Эллэй. Там, где раньше было родовое поместье Эллэй Боотура, сейчас стоят антенны радиостанции.
Если верить древним преданиям, вся территория от Мархи до Кангалассов принадлежала Эллэю Боотуру. Здесь он содержал свой рогатый скот и лошадей. Много легенд связано с равниной Кумахтах, расположенной между холмами Белый и Черный Булгунняхи. Раньше здесь находилось поместье рода Баатылы. Позднее здесь вместе с ними поселились якуты, пострадавшие от нападений русских казаков. И образовался первый древний поселок.
Согласно старинным легендам на равнине Кумахтах жили великие шаманы – родные братья. Однажды к ним прибыл издалека другой шаман. Старший из братьев-шаманов велел младшему вступить с гостем в поединок. Их сватка длилась три дня и три ночи. Приезжий шаман не хотел проигрывать. Он обманом украл душу младшего брата-шамана, спрятанную в его балагане. Место их схватки назвали Белым и Черным булгунняхами. В местности Саhыыр и Быhахтаах Кырдалы находятся места погребений великих шаманов. Это неприкосновенные сакральные места. Известно, что здесь раньше росло много шаманских деревьев. Исстари местность Кумахтах называют сакральной, имеющей "семь лиственниц, семь озер и семь душ". "НВ": В местности Кумахтах раньше была церковно-приходская школа?
С.Б.: Школу открыли в 1909 году. Раньше в южной части Кумахтах еще была церковь. Во время Гражданской войны церковь была штабом и для красных, и для белых. Затем красные сожгли ее. Ко времени установления в Якутии советской власти в местности Кумахтах жили 20 семей. Затем это место превратилось в пустынную равнину. В советское время Кумахтах принадлежала совхозу "Якутский". С 2008 года здесь стали строить частные дома. "НВ": В Тулагино стоит обелиск, посвященный участникам гражданской войны. С этим местом связаны какие-нибудь легенды?
С.Б.: Обелиск находится на территории, где проживал род Беге Мэкчиргэ-Марджая. Белый шаман Марджай был внуком Эллэя Боотура. По легенде во время оспы Марджай спрятал всех своих сородичей по алаасам Кедегене. Затем он вступил в бой с оспой, обратившись в быка. Марджаю удалось одолеть оспу и спасти своих соплеменников. Место, где произошла схватка между оспой и Марджаем, называют Марджай Юрдэлэ.
В XIX веке в местности Марджай (старые Кильдямцы) жил и работал Афанасий Уваровский – помощник академика Отто Бетлинга и автор первого письменного якутского произведения "Ахтыылар" ("Воспоминания"). Позднее сюда поселили скопцов. Местность, где сейчас находится поселок Жатай, была урочищем рода Суптуна. Их владения простирались от Жатая до села Сырдах. По рассказам старожилов, в Жатае по приходу русских на Лену казаки истребили множество якутских родов и племен. В дореволюционный период эта местность принадлежала урахским и харыялахским казакам, воеводам якутского полка. До революции здесь также были село Харыялах, заимка Эверстова и участок Николаевых. Во время Гражданской войны заимка Эверстова была сожжена красными. Красные отряды убили 44 мирных жителя хутора Харыялах. Спаслась лишь одна женщина с годовалым ребенком. Она успела спрятаться в хотоне в стоге сена. Теперь на этом месте построили дачи.
Известному роду Умсан принадлежала местность Хоту Умсан - равнинный луг от III участка до села Сыырдаах. По рассказам стариков русские казаки приплыли по речке Тулагинка и перебили род Умсан. Уцелевшие перебрались в местность Кумахтах и слились с родом Баатылы. Местность Хоту Умсан имеет также названия Мытах, Лыгый, III участок, Кюннэх Куорэйи. Строго запрещалось говорить вслух настоящее название местности (Кюннэх Куорэйи), так как она считалась сакральной. В противном случае божества могли покарать провинившегося. Сейчас эта территория отдана под дачное строительство.