Main » 2011»Олунньу»3 » "По результатам опроса стало очевидно, что имидж АЛРОСА весьма неоднозначен.«Если я расскажу правду, то уже не смогу работать с ними»
"По результатам опроса стало очевидно, что имидж АЛРОСА весьма неоднозначен.«Если я расскажу правду, то уже не смогу работать с ними»
15:11
Почему АК "АЛРОСА" предпочитает "не светиться"?
ИА SakhaNews. В журнале "Ювелирное Обозрение" опубликована статья Владимира Тесленко "Имиджевая политика АЛРОСА: миф или реальность?" Автор пишет о положительных и отрицательных сторонах имиджевой политики АК «АЛРОСА», основываясь на мнениях ее клиентов и партнеров. "По результатам опроса стало очевидно, что имидж АЛРОСА весьма неоднозначен. С одной стороны, - это крупная компания с основательным базисом и более чем полувековой историей (если учитывать ее прошлое в форме НПО «Якуталмаз»), имеющая статус лидера на мировом алмазном рынке. Это достаточно надежный деловой партнер с положительным опытом и потенциалом для развития. Ее нынешнее руководство, в отличие от предыдущего, ведет работу более взвешенно, в частности по ликвидации негативных последствий кризиса и исправлению ошибок предшественников. АЛРОСА старается придерживаться правил и этики международной торговли, т.е. продает только природные алмазы, не предоставляет преференций в отборе сырья одним компаниям в ущерб другим, выполняет условия контрактов и своевременно поставляет товар. Все помнят, как во время кризиса 2009 года АЛРОСА спасла рынок от падения цен, причем в ущерб собственным интересам.
Компании удалось сохранить научное подразделение - институт «Якутнипроалмаз», осуществляющий исследовательские и проектные работы, а также завод «Буревестник», выпускающий приборы и сепараторы для алмазодобычи. Все это свидетельствует о научном и инженерном подходе к своей деятельности. В компании действует отлаженная система подготовки технических и управленческих кадров, что является залогом будущей успешной деятельности. Отмечается позитивная в целом кредитная история - как с отечественными, так и с зарубежными финансовыми структурами. Несомненным плюсом является сильная поддержка со стороны государства.
С другой стороны, многие фирмы не слишком афишируют партнёрские отношения с АЛРОСА, опасаясь говорить правду. При этом самое характерное высказывание: «Если я расскажу правду, то уже не смогу работать с ними» (If I tell the truth about what I feel then I would never get any more work from them!). Для сравнения: статус партнера и сайтхолдера De Beers почитают за честь, подчеркивают это в рекламе и упоминают в деловых переговорах.
Управленческий аппарат ведущего российского производителя алмазов по-прежнему похож на обком партии времен застоя: очень медлителен в принятии решений, многого боится и перестраховывается. АЛРОСА слаба в плане прогностической деятельности - как правило, плетется в хвосте у De Beers. Для зарубежной фирмы стать клиентом АЛРОСА очень сложно. Процедура непрозрачная, подготовленные в соответствии с рекомендациями на сайте письма чаще всего остаются без ответа.
Создается ощущение, что компания вообще не занимается формированием имиджа. Если меняется президент, то он не считает нужным продолжать инициативы предыдущего (когда Алмазный союз, который хотел создать Сергей Выборнов, развалился, новый президент Федор Андреев сделал вид, что компания ничего подобного не предлагала). Сортировка и ценообразование в АЛРОСА совершенно непонятны клиентам. Многие жалуются на то, что часто вынуждены покупать камни и лоты себе в убыток.
С точки зрения сырьевой диверсификации создание компаний АЛРОСА-Газ и «Иреляхнефть» оказалось правильным решением, но вот только за двадцать лет так и не был запущен завод по переработке нефти и выпуску ГСМ. Имея многолетний опыт разработки и реализации горных проектов, АЛРОСА потеряла «золотую жилу» не только за рубежом (например, в Монголии), но и в России - «Алданзолото» и др.
Что касается современных технологий добычи и обогащения алмазосодержащих руд, то за последние десятилетия АЛРОСА сильно сдала позиции. Последние фабрики (№16 «АЛРОСА-Нюрба», 2003 г., и №1 «Севералмаз», 2005 г.) построены по технологиям фирмы «Метсо-минералс», которая позволяет вести обогащение алмазов только крупнее 1 мм, а алмазы менее 1 мм отправляются в хвостохранилище. Высокая себестоимость подземной добычи обусловлена устаревшими технологиями (с твердеющей закладкой) и не лучшими проектными решениями «Интера» и «Мира», а также низким уровнем автоматизации. На себестоимость влияет и дороговизна материальных ресурсов, и сложность доставки их в регион. АЛРОСА порой занимается явными глупостями вроде попытки купить конезавод или запустить производство янтаря.
Многие респонденты отмечают неудачную информационную политику, которая проводится под лозунгом «Наша информационная политика - никакой информационной политики!». Ни предыдущий президент Сергей Выборнов в 2008-2009 годах, ни Федор Андреев в 2009-2010 годах не провели ни одной пресс-конференции в Москве. В итоге самое распространенное мнение журналистов: компании есть что скрывать!
К слову сказать, De Beers - главный конкурент АЛРОСА - несмотря на колониальное прошлое в Африке в 1888-1994 годах, провокации в Индии и России (например, с «Голден АДА») в конце прошлого века, доказанные факты ценового сговора с General Electric и запретом на деятельность в США по антимонопольным соображениям, более успешна в своём имидже. Доказательство - положительные показатели продаж изделий с бриллиантами под маркой De Beers в 40 ювелирных магазинах в разных странах. Чего нельзя сказать про АЛРОСА, ювелирный магазин которой оказался несостоятельным, в том числе из-за «мутного» имиджа.
Любопытно, но никто из экспертов, отвечая на вопросы, не акцентировал внимание на «откатах» при закупках, «боковиках» при продажах, «попилинге» при НИОКР, на коррупционных сделках и «подкупательном» лоббировании законов и подзаконных актов, местничестве и др. Очевидно, эти прискорбные, но не смертельные явления являются вполне стандартными для современного крупного бизнеса.
Размышляя о возможностях улучшения имиджа АЛРОСА, нельзя упускать из внимания опыт других российских горнодобывающих компаний. Например, недавний обмен акциями ВР-"Роснефть". Привлекательность обмена, с финансовой точки зрения, - это отсутствие движения наличных. А стратегические преимущества очевидны. Весьма позитивно сказалось бы на имидже компании присутствие в высшем руководстве АЛРОСА представителей De Beers, и наоборот. Это уменьшило бы произвол начальства на алмазных рудниках в России, ЮАР, Намибии и Ботсване, улучшило предпродажную подготовку алмазного сырья и морально-психологическую обстановку вокруг алмазного бизнеса". ■