Чиновники готовят к заседанию Госсовета в Уфе предложения по решению национального вопроса. Фрагменты докладов из неофициальных источников уже просочились в прессу.
Некоторые предлагают называть всех граждан «россиянами» и при желании дополнять эту формулировку уточнением национального происхождения. Впрочем, у этой идеи есть оппоненты, которые считают, что национальности не стоит обобщать в одно целое. Параллельно звучат предложения создать должность советника при президенте, чтобы поручить ему координировать национальные вопросы. Подробности – в материале корреспондента «Вести ФМ» Николая Осипова.
Нацвопрос для Госсовета уже не будет неожиданностью, как это случилось в прошлый раз, когда президент самолично сменил тему обсуждения, поскольку в конце прошлого года тема межэтнических отношений обострилась до предела. Сейчас чиновники готовятся к заседанию заранее и по содержанию документов, и по программе мероприятий. Ведь участникам Госсовета в Уфе обещают показать все межнациональное многообразие города и окрестностей с посещением музея этнологии.
Тема, впрочем, острая, и потому чиновники не слишком охотно озвучивают свои предложения к заседанию. Обрывочные идеи попадают в прессу через неофициальные источники. Но, исходя из них, можно судить о разнообразии подходов. Например, называть всех граждан «россиянами», но каждый может дополнить формулировку по желанию: россиянин такого-то происхождения (русского, еврейского, татарского, какого угодно). Член Общественной палаты Николай Сванидзе считает это вполне уместным:
«Во всем мире этническая идентичность официально отсутствует. То есть человек может считать себя итальянцем и есть пиццу, считать себя ирландцем и пить ирландское пиво, но если он живет в Америке, то он американец. И мы для всех иностранцев, когда заполняем документы при выезде из страны, пишем Russian, и для них "русский” и "россиянин” — это одно и то же».
С юридической точки зрения, уточнение о национальности весьма формально, ведь вопрос о национальности отсутствует в паспортах и большинстве анкет, возникает он обычно во время переписи населения и при оформлении лишь некоторых документов. Но главное не в том, что на бумаге, а то, как сами граждане будут относиться к себе и другим. Поэтому идея обобщения всего населения до понятия россиян может быть реализована по-разному. Например, давний сторонник евразийского подхода, заведующий кафедрой Социологии международных отношений социологического факультета МГУ, лидер Международного евразийского движения Александр Дугин неоднократно замечал в интервью, что уточнение национальности необходимо, и размывать эту тему нельзя, иначе будет размыта культура народа:
«Евразийство — это мировоззрение, которое утверждает принципиальное и важнейшее значение русского народа в нашей истории, ставит своей задачей утвердить эту русскую идентичность в центре нашего общества, поддержать, развить и гармонично интегрировать другие этнические группы. Это деликатная вещь, в лоб это не решается, не решается обращением к толерантности или к гражданскому обществу. Евразийство — это методология, разработанная для России и в России, и крайне действенная».
Мультикультурная идея, в отличие от евразийского подхода, более свободна, в ней, казалось бы, меньше границ. В свое время эта схема активно продвигалась в Европе, правда, позднее там признали, что она провалилась. Иммигранты не смогли адаптироваться к европейской культуре. Перед Россией вопрос стоит еще более остро, учитывая, что здесь далеко не все склонны к европейской толерантности.
Когда на политическом уровне начинается обсуждение нацвопроса, рано или поздно возникает сравнение с советским периодом, когда национальности были обобщены идеологически и границы не были столь жесткими, как сейчас. Понятие «россиянин» альтернативой советским «гражданам» не стало. Хотя, насколько советский опыт применим сейчас, вопрос очень спорный, поясняют эксперты. Условия уже не те, да и формальное объединение советских людей все же различало их в паспортах, напоминает член Общественной палаты Николай Сванидзе:
«Мы были все советские люди, но была пятая графа в паспорте, в которую вписывалась этническая принадлежность, и ответ на вопрос "национальность” был вполне с этнической нагрузкой: русский, татарин, эстонец, узбек так далее».
Дискуссия о нацвопросе, которая, несомненно, развернется на Госсовете, очевидно, потребует дальнейшего анализа, и для координации этой работы ряд чиновников предлагает ввести как минимум должность советника при президенте, как максимум — сформировать совет при президенте по аналогии с советом по религиозным организациям. Некоторые источники даже называют фамилии кандидатов на новые посты, впрочем, ничего определенного здесь нет. Тем более, что президент Дмитрий Медведев еще на прошлом Госсовете заметил: создавать какие-то новые институты для решения нацвопроса бессмысленно, все это уже пробовали, и бюрократия ничем не помогла россиянам, какой бы национальности они не были.