Main » 2013»Бэс ыйа»6 » Расходы регионов растут Регионы проедают инвестиции
Расходы регионов растут Регионы проедают инвестиции
08:35
Региональные бюджеты скоро лопнут из-за роста зарплат врачей и учителей
05.06.2013 Yktimes.ru - – Региональные власти спешно перебрасывают имеющиеся бюджетные ресурсы на социальные нужды. При этом решительно урезают инвестиции в экономику и ЖКХ. Помогает это не многим. В трети российских регионов задачу президента Владимира Путина – довести зарплату учителей до средней по экономике субъекта – выполнить пока не смогли, сообщает FINMARKET.RU. Расходы регионов растут - Расходы бюджета растут практически во всех регионах. По итогам I квартала, как следует из данных Федерального казначейства, лишь в шести субъектах федерации расходы консолидированных бюджетов были меньше, чем за тот же период прошлого года. Правда, в 21 регионе рост бюджетных расходов оказался ниже инфляции (менее чем на 7%).
- Практически весь прирост расхдов региональных бюджетов этом году достался здравоохранению и образованию. По сравнению с I кварталом прошлого года расходы на них в абсолютном измерении выросли во всех регионах за исключением Владимирской области (-2,4%). В 14 регионах прирост был в пределах инфляции.
- Сильней всего расходы на медицину и образование выросли в Ингушетии (на 68,9%) и Москве (на 42,3%). На четверть больше эти расходы стали в Санкт-Петербурге. В целом по всем регионам темпы прироста расходов на здравоохранение и образование вдвое опередили среднее увеличение бюджетных расходов- 19,0% и 9,6% соответственно. Лидерами по темпам увеличения социальных расходов стали северокавказские и наиболее слабые центральнороссийские регионы.
- Данные в целом по России показывают, что социальные расходы региональных бюджетов залезли в инвестиционные вложения территорий. Финансирование по самым инвестиционно емким статьям консолидированных региональных бюджетов – "Национальная экономика” и "ЖКХ” – сократилось в январе-марте этого года на 3,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Свои расходы по этим статьям урезали 37 регионов.
Регионы проедают инвестиции
"Национальная экономика” – это расходы на топливно-энергетический комплекс (субсидирование ставок и прочие виды поддержки), сельское хозяйство и рыболовство, водное хозяйство (плотины, каналы), лесное хозяйство (в том числе пожарная безопасность), транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатизация, научные исследования в области экономики.
"ЖКХ” – это расходы на содержание жилого фонда и коммунальной инфраструктуры (водоканалы, котельные, электрические и газовые сети) и благоустройство.
- Быстрее всего социальные расходы в ущерб инвестициям в экономику растут в Москве. В I квартале 2013 года расходы на образование выросли на 39 млрд руб. – почти на 70% по сравнению с I кварталом 2012 года. Расходы по статье "Национальная экономика” – сократили на 23,5 млрд руб., более чем на четверть. В течение недели в департаменте экономической политики и развития города Москвы объяснить причины столь резкого изменения структуры расходов в столице не смогли.
- По итогам первых трех месяцев года у 63 регионов консолидированные бюджеты более чем наполовину уходили на две статьи расходов: образование и здравоохранение. Лидером стал Дагестан, потративший на это 66,5% бюджета. Вместе с ним на вершине списка Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Бурятия и Тува. На инвестиции у них уходило всего от 6,5% (в Кабардино-Балкарии) до 14,4% (в Туве).
- Следом за ними по социальной нагруженности бюджета идут сильные промышленные территории: Пермский край, Иркутская область, Башкирия, Хакасия.
- Большую сбалансированность расходов демонстрируют некоторые области Центральной России и часть регионов Дальнего Востока. На Чукотке социальные расходы составили 36%, а инвестиционные – 41% (и это самый низкий и самый высокий показатель соответственно); на Камчатке 45% и 26% соответственно; в Москве – 46% и 32%; в Санкт-Петербурге – 49% и 26%. Для северных и дальневосточных территорий большая инвестиционная составляющая их расходов образуется за счет вынужденных существенных затрат на поддержание ЖКХ, что вряд ли создает большой стимулирующий эффект в целом для экономики этих регионов.
Инвестиции в указы
Причина накачки бюджетными деньгами образования и здравоохранения понятна: регионы пытаются выполнить прошлогодние майские указы президента Владимира Путина о повышении занятых в этих секторах. Уже к концу 2012 года зарплаты учителей должны были сравняться со средней по экономике в регионе. Зарплаты врачей к 2018 году должны вдвое превзойти средние по региону.
- Даже с первым заданием справились не все. По данным Росстата, в 31 регионе средняя зарплата учителей в I квартале 2013 года была ниже средней по местной экономике (на Чукотке – 79%, в Забайкалье – 83%). В числе отстающих не только экономически слабые территории (республики Северного Кавказа, Тува, Калмыкия, Марий Эл, Ярославская и Костромская области), но и сильные, но северные регионы, где дотянуть зарплаты учителей до высоких общих средних региональным бюджетам очень сложно (Коми, Якутия, Красноярский край).
- О том, что прирост бюджетных расходов идет на увеличение зарплат, говорит достаточно заметная положительная корреляция (коэффициент 0,24) между отношением зарплаты учителей в регионе к средней по экономике и приростом бюджетных расходов по статье образование (I квартал 2013 к аналогичному периоду прошлого года).
- Напряжение региональных бюджетов не гарантирует успех. Даже увеличение расходов по статье образование сразу на 20% не помогло Ярославской области, Хакасии, Красноярскому краю достичь поставленной президентом цели. Якутию не спас прирост на четверть, а Ингушетию – полуторакратный. Все равно в этих регионах зарплаты учителей на 4-12% отстают от средней.
- В ряде регионов, где до выполнения президентского задания еще далеко, сократили расходы на образование. Так поступили Чукотка, Чечня, Тува и Ненецкий округ.
Владимир Назаров, завлабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара
"Ситуация в региональных бюджетах достаточно напряженная. Мы планируем по году их дефицит где-то на уровне 1,2% ВВП. Для них это очень много: свободно распоряжаться консолидированные бюджеты могут примерно 8% ВВП (это без учета целевых межбюджетных трансфертов и дорожных фондов). Для одного года – это не катастрофически. Но доходы у них вряд ли сильно вырастут, а расходы будут наращиваться из года в год. Указы президента будут постепенно усиливать давление на статьи расходов на заработную плату.
В итоге ситуация может выйти из-под контроля. Сначала произойдет остановка капитального строительства, снижение инвестиций в инфраструктуру. Наибольшая угроза нависла над ЖКХ (расходы на дороги защищены дорожными фондами). Этот резерв будет выбран очень быстро. Начнутся задержки по выплате зарплат, и где-то между этими событиями – массовые походы в Минфин.
Наращивание бюджетных расходов никакого положительного эффекта на экономику регионов не окажет. Зарплату понесут на местные рынки. Но в итоге это приведет к тому, что импорт немного подрастет, курс рубля снизится. Проблема в том, что в слабых регионах не проводилась реструктуризация бюджетной сети: для этого нужны капитальные расходы. Например, чтобы закрыть малокомплектные школы, надо сделать нормальные базовые школы, дороги к ним и школьный автобус, то есть первоначальные инвестиции.
Умный губернатор прежде всего начнет работать с Росстатом (возможность повлиять на статистику у них есть). А дальше все равно придется проводить реструктуризацию сети. Наглые сразу побегут в Минфин. Глупые будут копить кредиторку”. Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики (НИСП)
"Надо учесть, что зарплатные гонки в бюджетном секторе начались еще в 2011 году, перед выборами в Госдуму, потом – перед президентскими. В 2011-2012 году расходы консолидированных региональных бюджетов на здравоохранение уже выросли на 66%, а расходы на образование – на 45%. В медицине это были расходы на строительство крупных медицинских центров и закупки дорогого оборудования. В образовании – детские сады. Но все равно есть исследования, по которым более половины расходов консолидированных региональных бюджетов на образование – это зарплаты и страховые взносы. И 20-30% из них в 2012 году было покрыто за счет трансферта из федерального бюджета. Региональные бюджеты скоро лопнут от социальных обязательств. Дефицит консолидированных бюджетов за 2012 год вырос в восемь раз, долги только за декабрь 2012 – февраль 2013 года – на 15%.
Социализацией бюджетов заложена мина под будущее. Как монетизацию льгот скинули на регионы, потом пришлось в тройном размере за счет траншей и трансфертов выправлять ситуацию. Хотели сэкономить, но в результате потратили больше. Указы президента нарушают Бюджетный кодекс, так как федеральный центр распоряжается полномочиями субъекта федерации, но не компенсирует им увеличение обязательств.
Относительно низкой доля расходов на образование и здравоохранение пока остается в северных регионах, которые значительную часть бюджетов вынуждены направлять на содержание дорогой коммунальной сферы. Если заставить там платить за услуги ЖКХ по полной, то оттуда все уедут.
Вторая группа – это инвестиционно активные регионы, которые пытаются экономить на социалке – Тюменская, Калининградская, Белгородская, Калужская области, Татарстан. У них больше расходы по статье "Национальная экономика”, куда защиты все инвестиционные льготы и дотации: Белгород отчаянно дотирует сельское хозяйство, остальные строят.
Москва и Санкт-Петербург – отдельная песня. Относительно экономить на здравоохранении и образовании им помогает эффект масштаба. Там нет мелких школ и больниц. Концентрация детей в крупных школах снижает удельные издержки. Говорить о доле расходов на образование, здравоохранение и национальную экономику по итогам первого квартала некорректно. В начале года почти нет расходов на национальную экономику: тендеры не прошли, госконтракты не заключены”.
Александр Дерюгин, директор Центра исследования региональных реформ Российской академии народного хозяйства и госслужбы
"Минфин рассчитывает, что повышение зарплат в бюджетном секторе должно идти за счет роста эффективности расходов, то есть, сокращения занятых. Но регионы уже не первый раз проводят повышение зарплат бюджетникам: кого-то выводят за штат, снимают надбавки. Но что бы регионы ни придумали, доля зарплат в их расходах будет расти. Расходы на образование и здравоохранение в слабых регионах растут преимущественно за счет увеличения объема трансфертов из федерального бюджета. В сильных регионах проблема решается за счет бюджетных кредитов.
Мерилом напряженности бюджетов является доля зарплат в них: если она высока, то у регионов нет возможности для решения других вопросов. Потребительский спрос в регионах увеличится, но снизится инвестиционный. Изменение структуры расходов для региональных бюджетов не приведет к росту местной экономики, и одновременно они влезут в долги.
Бюджетные трансферты распределяются таким образом, что в гораздо большей пропорции они достаются северным регионам. Удельные расходы в расчете на одного жителя у них могут быть в пять раз больше, чем в среднем по России. Цены так сильно не различаются. Трансферт северным регионам оказывается относительно больше. В итоге структура их бюджетов больше похожа на самодостаточные регионы.
Любые реформы происходят не тогда, когда все хорошо, а когда все плохо – кризис, всем становится понятно, что надо что-то делать с экономикой. Сейчас с бюджетом у нас ситуация относительно неплоха. И президентские указы являются аналогичным кризису стимулом что-то менять в бюджетном секторе. Хотят регионы или нет, они будут вынуждены что-то делать для повышения эффективности своих расходов. Я думаю, эффективность социальной сети будет повышаться. Но вряд ли к 2018 году мы получим картину, о которой мечтал президент. Картина будет сглажена предприимчивостью и находчивостью региональных властей”. Александр Андряков, гендиректор Экономической экспертной группы
"Регионы, конечно, справятся с исполнением президентских указов. Другое дело – какой ценой. Доходов хватает не всем. Дефициты растут. Расходы на основные фонды – сокращаются.
Передовые регионы основную часть работы по повышению зарплат и реструктуризации бюджетного сектора уже проделали. Для совсем слабых, которые сидят на дотациях, может быть отдельная история. А вот для середнячков есть два источника нормализации ситуации в бюджетной сфере:
- Рост расходов по социальным статьям не всегда будет расти теми же темпами, как сейчас. А общие доходы бюджетов увеличиваются. Ситуация может нормализоваться через 3-5 лет;
- Не секрет, что в бюджетной сфере масса неэффективных расходов, особенно на региональном уровне. По некоторым оценкам, до 30% от расходов. Задействовать этот потенциал – снижения расходов при увеличении объема и качества предоставляемых услуг – достаточно тяжело. Нужна кропотливая целеустремленная работа. Возможно возникновение социальной напряженности из-за сокращений в каких-то отраслях. Требуется время и политическая воля. Задействовать этот потенциал региональные власти смогут в течение тех же 3-5 лет, если их сильно прижать
Все 30% неэффективных расходов выжать не удастся. Хотя бы половину. А пока – дефициты и повышение трансфертов. Поправки в бюджет на 2013 год уже предусматривает увеличение финансирования программ дошкольного образования”.